Итоговая работа по курсам повышения квалификации ИОЧ вариативный блок «Современный урок литературы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования (СИПКРО)


Итоговая работа

по курсам повышения квалификации ИОЧ

вариативный блок

«Современный урок литературы»

(Сроки прохождения обучения 16.02.2015-20.02.2015г.)


Применение проблемно-диалоговой технологии на уроках литературы в 5-7 классах.



Выполнила:

Каримова Мунира Минахметовна,

учитель русского языка и литературы,

Теплостанский филиал

ГБОУ СОШ с.Елховка

Елховского района


Самара, 2015

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Основная часть

  3. Список литературы









Пояснительная записка

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применить их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема - современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся?

В развивающей образовательной системе реализуется помимо прочих технология проблемно-диалогического обучения, помогающая обучающимся самостоятельно открывать знания. Иными словами, на смену монологу приходит диалог.

Диалог (от греч. разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд важных организационных моментов:

  • учебный диалог требует предварительной подготовки;

  • учебный диалог ограничен временными рамками;

  • слабая активность ученика говорит о недостатке знаний;

  • не одна из реплик не должна остаться без ответа.

Основная часть.

Применение проблемно-диалогической технологии на уроках литературы.

Цель: обоснование педагогической целесообразности использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках литературы.

Задачи:

- изучить и проанализировать;

-систематизировать методы, формы и приемы проблемно -диалогического обучения.

Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В термине «проблемно-диалогическое», по мнению Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения - это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по- настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Применение проблемных ситуаций в обучении полезно, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.

У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного уровня творческого развития. Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума, возможного для него. На мой взгляд, не менее чем получение знаний, умений и навыков имеет значение развитие мышления учащихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Проблемное обучение на уроках русской литературы:

А) при изучении эпических произведений

1) Проблемный анализ воспитывает в учащихся умение защищать выбранную точку зрения, логически аргументировать читательские впечатления и выводы разбора, а также помогает внимательно вчитываться в текст произведения и способствует не только прочности знаний, но переходу их в убеждения.

2) В целях активизации познавательной деятельности весьма эффективно использование приёма сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Если в среднем звене школы на уроках литературы практикую такую форму работы, как дать сравнительную характеристику персонажей одного художественного произведения, то в старшем звене предлагаю выделить сходства и различия героев разных художественных произведений.

3) «Всякое знание превращать в деяние», считаю, что эти слова удачны в работе при проведении уроков-инсценировок. Это развивает память и сосредотачивает обращение к старому багажу при получении новых знаний, в проведении литературных игр, литературных салонов, гостиных они могут быть разной степени трудности..

Б) при изучении лирических произведений

Сопоставление разных стихотворений одного поэта помогает обнаружить общие, присущие именно ему черты видения жизни и художественной манеры. Самостоятельное разрешение проблемной ситуации учениками возможно при сравнении стихотворений Есенина, когда мы пытаемся раскрыть общие основы его творчества. Незначительное количество часов, отведенных на изучение лирики Есенина не позволяют ставить вопрос об эволюции поэта. Поэтому проблемный вопрос направлен на осознание общей тональности его лирики: в чем трагедия Есенина и почему она разрешается в лирике не отчаянием, а светлой грустью?

«Не жалею, не зову, не плачу...»

1. Почему Есенин не оплакивает свою юность, хотя она ушла, и поэт влюблено пишет о ней? В чем ее волшебство для Есенина? 2. Почему цветенье яблонь Есенин называет дымом, а конь предстает ему розовым? 3. В чем сходны начало и конец стихотворения? Какая новая мысль звучит в финале? 4. В чем похожи и различны строки «Увяданья золотом охваченный» и «Тихо льется с кленов листьев медь»? Какая из них звучит более грустно и горько? 5. Как мотив осени звучит в построении стихотворения? Как соотносятся первые и вторые двустишия второй, третьей и четвертой строф?

«Письмо к женщине»

Как поэт объясняет неизбежность разрыва с любимой? В чем влияние социальной жизни на личные отношения людей? 2. Почему буря революции была для Есенина «роком событий»? 3. Как изменились мысли и чувства поэта? .

Вопрос должен проецироваться на жизнь учащихся, основываться на событийной, сюжетной основе. Например, при изучении произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе» формулируются следующие проблемные вопросы: «Почему Васе больше нравилось бывать в «дурном обществе», нежели находиться дома и общаться со своей семьѐй?», «Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?», «Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?», «В сокращении повесть В. Г. Короленко печатается под другим названием - «Дети подземелья». Как вы думаете, какое название глубже и точнее? Почему?» Анализируя рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник», учащиеся задумываются над вопросом: «Почему произведение называется «Кавказский пленник», в то время как Толстой рассказывает нам о двух пленниках?» Ряд проблемных вопросов целесообразно сформулировать и при изучении произведения А. С. Пушкина «Дубровский»: «Почему Владимир

Дубровский отказывается от мести Троекурову?», «Почему Маша не уехала с Дубровским, хотя сама просила его о помощи?», «Почему Владимир, узнав, что опоздал, не увез девушку силой, ведь он был уверен, что она не любит князя Верейского?»

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Рефлексия на уроке может быть организована различными способами: через подведение итогов урока по вопросам (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения? И т. Д.), через использование сигнальных карточек-смайлов, отражающих удовлетворенность или психологическое состояние ученика на уроке («веселый», «нейтральный», «грустный), через использование технологии «Дартс» и другие. В современной литературе можно найти много приемов, позволяющих организовать рефлексию на уроке.

Однако хочется остановиться на примере урока, когда рефлексивная деятельность была организована в сочетании различных приемов, в том числе, с помощью сигнальных карточек, и способствовала организации активного и внутреннего диалога обучающихся с учителем и одноклассниками. Урок литературы в 7 классе, посвященном анализу рассказа Л. Андреева «Кусака». Проблемная ситуация организована с помощью ключевого вопроса урока - двойной формулировки темы, предполагающей выбор каждым учеником к концу урока: «Уроки равнодушия в рассказе Л. Андреева «Кусака», или «Мы в ответе за тех, кого приручили (Антуан де Сент-Экзюпери)» Предварительно ребята получили задание по группам: Создайте монолог своего (-их) героя (-ев), в котором раскройте его (их) позицию, причины поведения в ключевых эпизодах рассказа. В ходе работы группа выбирает из текста отрывки, цитаты, рассказывающие об ее герое, отмечает художественные детали в портретной, речевой, психологической характеристике персонажа.

Основные выводы

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени

Список литературы:



  1. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М: Баласс, 2008.

  2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. С. 3-8

3.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения - М.: Школа 2100, 2009 г.

4.Айзерман Н. Уроки литературы как диалог. [Текст]/Н.Айзерман.- 1990.- №4.-с.78.

© 2010-2022