Рабочая программа 9 класс литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. ФЗ-№ 273, Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2008) и учебника для общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной (Литература. М.: Просвещение, 2012), в соответствии с учебным планом и образовательной программой МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г.Казани на 2015-2016 учебный год.

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

Учебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю)

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.НекрасоваА.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.

В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

  • Слово как жанр древнерусской литературы

  • Ода как жанр лирической поэзии

  • Жанр путешествия

  • Начальные представления о сентиментализме

  • Развивается представление о балладе

  • Начальное представление о романе в стихах

  • Развивается понятие реализм

  • Развивается понятие о трагедии как жанре драмы

  • Начальное представление о психологизме художественной литературы

  • Начальное представление о психологическом романе

  • Понятие о герое и антигерое

  • Понятие о литературном типе

  • Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

  • Развивается представление о жанровых особенностях рассказа

  • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения

  • Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.

Содержание тем учебного курса.

Содержание тем учебного курса

Кол-во часов

Содержание курса

Введение

1 ч

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Из древнерусской литературы

4 ч

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Из литературы XVIII века

9 ч

Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник».

Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности.

Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Из литературы XIX века

61 ч

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады.

А. С. Грибоедов. Комедия "Горе от ума".

И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.

А.В.Попов «Декабристы - литераторы на Кавказе». Кавказ в судьбе декабристов А.А. Бестужева - Марлинского, А.И. Одоевского

Хамар - Дабанов «Проделки на Кавказе». Жанровое своеобразие

А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…».

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

Раздумья А.С. Пушкина о смысле жизни в стихотворениях «Бесы», «Осень».

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века

Марина Цветаева «Мой Пушкин»

М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…»

М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина».

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»

Сообщения о К.Н. Батюшко¬ве, А.В. Коль¬цове. Чтение их стихотворений

Н.В.Гоголь: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Комедия как жанр драматургии

.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность

Эпоха А.П.Чехова Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.«Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Из поэзии XІX века

Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений

Из литературы XX века

25 ч

Из русской прозы XX века

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи».

М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни.

«Серебряный век» русской поэзии.

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…».

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии

Б.Л.Пастернак.

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX -XX веков

Из зарубежной литературы

5 часов

Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций

Данте Алигьери. «Божественная комедия»

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет»

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст»

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;

  • определять род и жанр произведения;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  • методы обучения:

    • *объяснительно-иллюстративный;

    • *проблемное изложение;

    • *частично-поисковый;

    • *исследовательский.

Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс IХ класса

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции изученных произведений.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).


Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-программные материалы:

1) Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное образование № 8, 2005г.

3) Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин- М. : Просвещение, 2002

Учебно-теоретические материалы:

1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина - М.: Просвещение, 2010

2) И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

Учебно-практические материалы:

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003

  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2003

Учебно-справочные материалы:

  1. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: Азбуковник, 1998

  3. Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев - М.: Просвещение, 2003

Список литературы

1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное образование № 8, 2005г.

3. Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин- М. : Просвещение, 2008

4. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

5. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003

6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2003

Критерии оценивания достижений обучающихся.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один - два речевых недочёта.

Отметка "4"ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2"ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.



Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.









Календарно-тематический планирование по литературе (9 класс)

Наименование разделов и тем

Количество часов

тип урока

Повторение, подготовка к ОГЭ

Домашнее задание

Сроки проведения

1

Введение

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

1

Беседа

Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала

Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8

Из древнерусской литературы


2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Лекция

жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.

3-4

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».

Подготовка к домашнему сочинению

2

Практикум.

Урок развития речи

жанр и композиция произведения, худож.средства выразительности

Домашнее сочинение №1 Темы: "Какую обложку к книге, где напечатано "Слово", я бы нарисовал"; "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" "

Из русской литературы XVIII века


5

Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

Лекция

Построение связного монологического высказывания на определенную тему.

Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40

6

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

Лекция.

Практикум

Умение

Анализировать стихотворение.

С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение

7

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1

Беседа

биография М.В. Ломоносова, теория 3 штилей, теория стихосложения, особенности жанра оды.

Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Вечернего размышления …

8

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1

Урок внеклассного чтения

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика)

С.59-64, записи в тетрадях.

9

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

1

Практикум

жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.

Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"

10

Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

1

Беседа

черты сентиментализма в произведении

С.68-74, вопросы 1-6 Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии.

11

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Практикум

Вопросы 7-9, с.74

12

Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

Лекция

развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»

13

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

Практикум

Характеристика персонажа

С.103, вопросы

Из русской литературы XIХ века


14

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

1

Лекция

общая характеристика русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Выучить лекцию, с.112 вопросы

15

Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.

1

Беседа

темы и мотивы лирики

анализ поэтического текста

Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126

16

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.

1

Беседа.

Практикум

жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады

17

А. С. Грибоедов: личность и судьба.

1

Лекция

драматические произведения, ремарка как выражение авторского взгляда

Прочитать комедию "Горе от ума".

18

Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

1

Беседа

основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.

Выразительное чтение II действия

19

«Век нынешний и век минувший».

2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

1

Урок развития речи

особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.

Прочитать 3 действие и выписать крылатые выражения.

Обосновать меткость

20

«Можно ль против всех!»

3 действие комедии. Анализ сцены бала.

1

Урок развития речи

Закончить за-полнение таб¬лицы, прочи¬тать 4 действие и выписать крылатые вы-ражения.

Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)

21

«Не образумлюсь…виноват!»

4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

1

Практикум

Выразительное чтение монологов и комментирование

Письменный ответ на вопрос «Как я понимаю смысл назва¬ния комедии?» Инд. сообще¬ния: «Сходство и отличие Ста-родума и Чац-кого, Скотинина и Фамусова», «Что роднит Чацкого с де-кабристами?», «В чём своеоб¬разие языка комедии?»

Характеристика главных героев

22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

1

Беседа

Прочитать от¬рывок из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Индивидуаль¬ное задание: оценка комедии В.Г.Белинским. Как оценил ко¬медию

А.С. Грибоедо¬ва А.С. Пуш¬кин?

Начать подготовку к сочинению по комедии.

23

И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.

1

Урок развития речи

основные положения статьи,

понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Закончить конспект статьи. Завершить подготовку к сочинению.

24

Классное сочинение-рассуждение №1 по комедии "Горе от ума".

1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;

2) «Молчалин и Скалозуб»;

3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Урок развития речи

сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Работа в группах: собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.

25

Р А.В.Попов «Декабристы - литераторы на Кавказе». Кавказ в судьбе декабристов А.А. Бестужева - Марлинского, А.И. Одоевского

Урок внеклассного чтения


26

Р Е. Хамар - Дабанов «Проделки на Кавказе». Жанровое своеобразие.

Урок внеклассного чтения


27

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

Лекция. Беседа

изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики

С.167-172, пересказ биографии Пушкина

Закончить составление летописи жизни и творчества А.С.Пушкина

28

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»

1

Беседа

свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал.

С.172-178, анализ стих-я «Анчар», выучить наизусть, индив. задание «Любовная лирика» (презентация)

29

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта

1

Семинар

Основы стихосложения.

Выучить одно из стих-й любовной лирики наизусть. Ответить пись¬менно на во¬прос «Какова эволюция темы свободы в ли¬рике

А.С.Пушкина?» Индивидуаль¬ное задание: подготовить рассказ о друзьях Пушкина, подоб¬рать стихо¬творные посла-ния, адресо¬ванные им; подготовить выразительное чтение стихо¬творения «19 октября» (1825), «Чем чаще празднует лицей...»

30

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения

1

Урок развития речи

философские и христианские мотивы в лирике поэта.

с. 194-195, вопросы и задания, завершить анализ стих-я, подготовиться к к/р

Выразительное чтение стихо-творений Пуш¬кина о любви: «Я помню чуд¬ное мгнове¬нье», «На хол¬мах Грузии ле¬жит ночная мгла», «Мадонна», «Я вас любил». Пере¬сказ статей учебника о сти¬хотворениях по вариантам. Индивидуаль¬ное задание: «Адресаты лю¬бовной лирики»

31

«Я вас любил...» Любовная лирика поэта

Урок чтения

Выразительное чтение стихо-творений «Бе¬сы», «Осень»; составить план статьи учебни¬ка о стихотво¬рении «Бесы»

32

Раздумья А.С. Пушкина о смысле жизни в стихотворениях «Бесы», «Осень». Образно-стилистическое богатство и фило-софская глубина лирики Пушкина

Урок выразительного чтения

Подготовить выразительное чтение стихо¬творений (по выбору наи¬зусть): «Про¬рок», «Я па-мятник себе воздвиг неруко¬творный». Инд. задание: выразительное чтение стихо¬творений «Па-мятник» Ломо¬носова и Дер¬жавина: в чём поэты видят свои заслуги?

33

Контрольная работа (тестирование) по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.

1

Урок контроля

содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

Прочитать поэму «Цыганы»

34

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

«Гений и злодейст¬во» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и раз¬личных путях слу-жения искусству

1

Урок внеклассного чтения

признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Образно-стилистическое богатство лирики Пушкина. Гармония мысли и образа в стихотворении. «Мо¬царт и Салье¬ри», статью учебника. Инд. задание: подготовить чтение по ро¬лям, сообще¬ния о Моцарте и Сальери

Чтение текста романа «Евгений Онегин»

35

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1

Лекция

теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа

По группам: мое представление об Онегине, Ленском, Татьяне

36

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

Беседа

характеристика героя

С.215-232, изучение материала

37

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Беседа

С. 323-236, сравнительная характеристика героинь

38

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

Практикум

наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);

39

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

1

Автор

идея произведения, лирические отступления в романе

С. 236-240, пересказ,

40

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

Семинар

прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); подготовка к сочинению

41

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

Семинар

прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); подготовка к сочинению

42

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Урок развития речи

Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.

Написание сочинения, прочитать с.199-214

43

Марина Цветаева «Мой Пушкин»

Урок внеклассного чтения

Презентация /сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова,

44

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

1

Лекция. Беседа.

основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы

1) стр. учебника 250-262;

2) принести стихотворения «Смерть поэта»; «Как часто пестрою толпою окружен» («1 января»), «Желание», «Узник»;

45

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…»

1

Практикум

основные мотивы лирики поэта.

1) стр. учебника (263-279).

2) Принести на урок тексты стихотворений:

"К. н.и. "Я не достоин, может быть"

"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"

"Она была прекрасна, как мечта"

"Я не унижусь пред тобою"

"К" "прости! - мы не встретимся боле"

"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"

46

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

1

Практикум

анализировать текст на .лексическом уровне

Выучить стих наизусть (по выбору)

Выразительное чтение стихо-творений «Па¬рус», «Нет, я не Байрон, я дру¬гой», «Я жить хочу! Хочу пе¬чали», «И скуч¬но и грустно».

47

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии

1

Семинар

выделять смысловые части текста

«Выхожу один я на дорогу» или «Родина» Наизусть. Наизусть.Подготовить выразительное чтение стихо-творений «Ду¬ма», «Предска¬зание». Запи¬сать вопросы, которые воз¬никли при чте¬нии стихотво-рений. Пере¬сказать статью учебника о сти¬хотворении «Дума»

48

«Лермонтов на Кавказе». Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Урок внеклассного чтения

Презентации на тему "Лермонтов на Кавказе"

49

«Последний приют поэта». Заочное путешествие по Лермонтовским местам

Урок внеклассного чтения

Презентации на тему "Лермонтов на Кавказе"

50

«Наедине с тобою, брат». Причины дуэли и гибели Лермонтова.

Урок внеклассного чтения

Тайна одной дуэли…

51

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе

1

Лекция

понятия роман, психологический роман

читать главу "Максим Максимыч".

Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?

Каким видит Печорина Максим Максимыча?

Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?

Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?

Как меняется форма повествования, его характерная тональность?

Учебник - стр. 288 - 311.

52

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

Беседа

Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей

1) Стр. Учебника - "Печорин и Максим Максимыч".

2) Чтение "Тамань".

Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?

53 - 54

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Развитие образа Печорина в рома¬не. Психологиче¬ский портрет глав¬ного героя как спо¬соб раскрытия

2

Беседа

психологический портрет героя в системе образов

Чтение повести «Княжна Мери»,

повести "Фаталист»

Письменно от¬ветить на во¬прос: с какими новыми проти-воречиями в характере Пе¬чорина вы сталкиваетесь

55

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

Беседа

" ст. Белинского о Герое…"

-Почему повестью "Фаталист" заканчивается роман?

- В чем беда Печорина?

- Есть ли внутренняя связь между "Думой" и романом Лермонтова?

Где автор более сурово осуждает свое поколение? С.317, в. 14(анализ сцен свидания Печорина с Белой, Верой, Мери)

56

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

1

Семинар

понятия реализм и романтизм

1) Чтение статьи Белинского "Герой нашего времени" (Основные положения статьи записать в тетрадь). 2) Материал к сочинению.

57

Художест¬венные особенности романа. Жанр и композиция

Составить те¬зисный план сочинения на тему «Драма незаурядной личности в ро¬мане М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

58

Классное сочинение №2 по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

Урок развития речи

тестовые задания: уровни А, В, С

Написать сочи¬нение по ука¬занной теме. Инд.задание: подготовить сообщения о К.Н. Батюшко¬ве, А.В. Коль¬цове. Чтение их стихотворений

59

Урок развития речи. Создание черновика сочинения «Драма незаурядной личности в романе»

Презентация «Н.В.Гоголь. Жизнь и творчство»

60

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

1

Лекция

страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Аналитическое чтение 1-6 глав

61

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

1

Беседа.

Практикум

композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрёв, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану: а) первое впечатление; б) характерные особенности внешности; в) манера поведения и речь; г) отношение к хозяйству; д) отношение к окружающим; е) любимые занятия; ж) жизненные цели; з) выводы.

62

Система образов поэмы «Мертвые души». Изложение «Толстые и тонкие»

1

Беседа.

Практикум, развитие речи

анализ эпизода

Анализ эпизода; презентация

63

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

Беседа

Подг. вопросы - тест для проверки знания содерж. поэмы

64

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1

Беседа

План хар-ки Чичикова, с 344-350

Подготовиться к семинару

65

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

1

Семинар

запол¬нить таблицу «Сравнитель¬ная характери¬стика помещи¬ков в поэме» (Плюшкин); подготовить рассказ-характеристику Плюшкина

66

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

1

Семинар

Написание сочинения.

Выучить отрывок наизусть «Птица тройка…»

67

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Комедия как жанр драматургии

1

Лекция.

Беседа

творческая биография писателя, содержание произведения.

«Бедность не порок». Чтение статьи.

68

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

1

Лекция.

Беседа

уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

«Белые ночи». Мое представление о главном герое. Ответ на вопрос: "Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни"?

69

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

1

Урок внеклассного чтения

особенности автобиографического произведения

Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь».

С.15-28; инд. - реферат

70

Эпоха А.П.Чехова Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

1

Лекция

образ «маленького человека».

Рассказ «Тоска», с.29-35

Рассуждение-миниатюра. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»?

71

Из поэзии XІX века

Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений

1

Урок внеклассного чтения

Анализ поэтического произведения

Выразительное чтение

Анализ стихотв. По выбору.

Из русской литературы XX века


72

Из русской прозы XX века

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

1

Лекция

Выуч. материал лекции

73

И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Лекция.

Беседа

понятие импрессионализма в искусстве изобразительно-выразительные средства.

Худож.пересказ истории любви, с.55-59

74

Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

Практикум

*Прочит.повесть «Собачье сердце»

75

М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.

1

Лекция.

Беседа

определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.

«Собачье сердце Примеры гротеска в повести.

Отметить сатирич. приемы в повести

76

Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.

1

Практикум

Прочит. рассказ «Судьба человека» с.170-190

77

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

1

Беседа

композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя

Выделить особенности языка Шолохова в рассказе

78

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

1

Практикум

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.

Прочит. рассказ «Матренин двор», с.241-277

79

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

Беседа

Композиция рассказа

Отв. на вопросы презентация

80

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

Беседа

художественное своеобразие рассказа

Письм. ответ на вопрос: "О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына "Матренин двор"?

Подготовиться к контрольной работе

81

Контрольная тест по произведениям второй половины XIX и XX веков.

1

Урок контроля

Решение тестов

Выуч. наизусть ст-я; поэтичес-кий концерт

82

«Серебряный век» русской поэзии.

1

Лекция

основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму изобразительно-выразительные средства.

В чем уникальность «Серебряного века»?

С.61-72, выраз.чт. любимых ст-й

83

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

1

Практикум

содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале

Выуч. наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74)

84

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1

Беседа

конспектирование

Анализ стихотв. (на выбор, с.89-95)

85

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта

1

Практикум

Своеобразие ритма, интонации.

Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.89-95); эссе

86

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского

1

Беседа

Практикум

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Анализ стихтв., с. 107-109

87

Маяковский о труде поэта

1

Практикум

Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.107-109); эссе

88

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики

1

Лекция.

Беседа

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выразительное чтение, с.124-128; публикация (буклет)

89

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство

1

Практикум

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выуч. наизусть (на выбор, с.124-128)

90

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики

1

Беседа

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Анализ стихотворений, с.161-165

91

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

1

Беседа

Основы стихосложения

Выраз. чтение, с.141-144; эссе

92

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

1

Практикум

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выуч. наизусть (на выбор, с.141-144)

93

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви

1

Беседа.

Практикум

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выраз. чтение, с.201-206

94

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

1

Беседа.

Практикум

Анализ стих-й, с.221-223Выуч. наизусть (на выбор, с.221-226)

95

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX -XX веков

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выразительное чтение, с.286-296

96

Зачетное занятие по русской лирике XX века

1

Урок контроля

Уметь анализировать произведения русской лирики ХХ века.

Сочинение

Из зарубежной литературы


97

Античная лирика

Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца

1

Урок внеклассного чтения

античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

С.303-314


98

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

1

Лекция.

Беседа

выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

С.315-325

99

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.

1

Лекция

основные факты из жизни Шекспира

*Анализ эпизода

100

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1

Урок внеклассного чтения

С.335-346

101

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия

1

Лекция

раскрывать

мотивы поступков героев

Сочинение-миниатюра

102

Итоги года и задание для летнего чтения

1

Беседа.

Тестирование

Решение тестов



© 2010-2022