Доклад Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.

Рудая В.А., учитель русского языка и литературы МБОУ Троицкая СОШ, Заларинский район Иркутская область, высшая квалификационная категория.

За 32 года работы в школе много изучено, перечитано, переосмыслено.

Но, пройдя три модуля Московской Технологической Школы Бизнеса) по курсу «Новые образовательные технологии», уже 10 лет использую их в своей работе. На мой взгляд, эти технологии вбирают в себя весь передовой опыт названных методистов. Эти технологии не только повышают качество и обученность, но и позволяют ученику развиваться как личности, а использование, поиск учителем дополнительного материала, игровых заданий, тренингов, развивающих коммуникативную культуру детей, ведут к росту самого педагога.

Особое место в развитии общества школа определяет образовательной концепции, ставя главной целью развитие целостного образа мышления (равномерное развитие левого и правого полушарий мозга). Подход - от замкнутости к открытости, от человека мыслящего к человеку целостному станет следствием - развития социокультурного стержня в личности.

Каждый ребенок воспринимает мир по-своему, в зависимости от развитых у него модальностей: визуальной, аудиальной, кинестетической.

Правое и левое полушарие человека отвечают каждое за свои функции. Но социокультурные технологии помогают вместе с модальностями развиваться полушариям равномерно.

Работу в новых классах начинаю с определения модальностей по разработанной учеными системе индикаторов. После определения модальности создаются пары. Помимо усвоения учебного материала идет развитие толерантности, желания помочь, умения благодарить за помощь, развиваются коммуникативные и управленческие качества. Если на определение модальности уходит I четверть, то на работу в парах - полгода.

Когда цель работы в паре достигнута, перехожу к формированию групп. Один ученик в группе должен работать в 3-х модальностях, владеть управленческими и коммуникативными навыками. Являясь консультантом, он может присоединить к себе других. На этом этапе идет развитие каждого ребенка и группы в целом; вырабатываются навыки дискуссии, нахождения пути к общему решению. На этом этапе обязательно проводятся социокультурные тренинги, отражающие 5 аспектов: методический, психологический, коммуникационный, социокультурный, содержательный. Целью социокультурных тренингов является формирование умения присоединиться, умение слушать, умение аргументированно, тактично доказать свою точку зрения. Конечный результат работы группы - взаимозаменяемость. Когда каждый может стать консультантом с управленческими и коммуникативными качествами. Это происходит уже ближе к старшим классам.

Физ. минутки я подбираю из научных журналов на равномерное снятие нагрузки с левого и правого полушарий. В своих лекциях М. М. Поташник большое внимание уделяет этому требованию к современному уроку: «Использование психодиагностических методик (учитель должен знать, сколько в классе левополушарных и правополушарных детей, к какому типу относится каждый учащийся (аудиал, визуал, кинестетик)».

Когда начинаем работу между группами, то применяется технология делегирования, что вырабатывает чувство ответственности, переживания за успех группы.

Директором технологической школы Игорем Алексеевичем Кузьминым выработано понятие социокультурное время. Период структурирования связывает восприятие, переосмысление, прочувствование, запечатление и приращение социокультурного стержня: Человека, Группы, Общества.

Полезным и необходимым является только тот опыт, который побуждает ребенка стремиться к самоутверждению, духовному обогащению, переоценке ценностей, переосмыслению связи прошлого опыта.

Начиная с первого блока занятий, дети осваивают технологии ресурсного круга, которые постоянно развивают восприятия учащихся и единый контекст в аудитории, создается равенство всех учащихся, возможность слышать, видеть, чувствовать друг друга. Учитель находится в кругу вместе с ребятами, что мотивирует на совместную деятельность.

Преподавание ведется на уровне «Взрослый» = «Взрослый», что подразумевает состояние сознания, мотивации разума, единого аналогового уровня.

Технологическая карта урока

(в рамках социокультурных технологий)

I. Присоединение к аудитории.

Цель: выход на все каналы восприятия А-В-К, создание благоприятной психологической обстановки.

Например: «Я вас приветствую. Сегодня у нас праздник, потому что в гостях удивительное по поэтичности, духовному свету, драгоценным россыпям слов произведение И. Шмелева «Лето Господне» или Всем здравствуйте. А давайте наш урок начнем с музыки. Слушая ее, представьте образы и почувствуйте то, что хотел передать композитор.или

Добрый день. Я рада вас видеть! Каждый человек, бывая в лесу, любовался ее красотой, слышал пение птиц, ощущал радость от грибной или ягодной поры.

Представьте. Вслушайтесь. Почувствуйте».

Так с присоединения (выхода на все каналы восприятия): визуальный, аудиальный, кинестетический, начинаются мои уроки. С первых минут встречи важно создать благоприятную психологическую обстановку, выразить детям свои чувства, настроить на совместный труд, творчество, поиск.

II. Основная часть- выполнение обучающих и развивающих задач урока.

1.Формирование цели занятия предполагает выход на все каналы восприятия.

2. Использование педагогического инструментария (книги, музыка, рисунки, словари,

поделки и др.) позволяет детям перейти в ассоциированное состояние.

Учебный материал объясняется с учетом модальностей, развития их, готовя учеников к целостному восприятию темы. На этом этапе или другом применяется эйдетика (наука запоминания).

3. Целостное восприятие учебного материала.

Равномерное развитие правого и левого полушарий.

Использование физ. минутки для улучшения работы полушарий мозга.

III. Выявление осознанности изученного предполагает или индивидуальную, или парную, или групповую работу, или последовательное применение нескольких форм в зависимости от целей и объема материала урока. На этом этапе предполагается экспертная оценка, вырабатываются умения вести опрос, выставлять оценки, делегировать, ранжировать, выводить итоговый балл за урок.

IV. Конструрирование социокультурного времени (переосмысливание социокультурного опыта, приобретение нового, собственного: прошлое - настоящее-будущее.

V. Работа в группах сопровождается выставлением оценок за этапы урока в ведомость группы, ранжирование и выведение итогов балла за урок. На основе ведомости можно сделать матрицу срезов овладения знаниями и умениями по теме.

VI. Рефлексия. Ресурсный круг. Технология вознаграждения.

На уроках обобщения, повторения, контроля, анализа работ, коррекция знаний используется индивидуальная, дифференцированная технология, работа в парах, четверках, группах, тренинги.

Каждый ребенок воспринимает мир по-своему, в зависимости от развитых модальностей.И разговор этот не нов. Но! Применяя наглядность, музыку, мы воздействуем на определенный канал, не развивая остальные.

Правое и левое полушарие человека отвечают каждое за свои функции. Но социокультурные технологии помогают развиваться полушариям равномерно. Поэтому цель этой технологии - развитие целостного образа мышления, создание социокультурного слоя общества. А подход - от замкнутости к открытости, от человека мыслящего к человеку целостному. И как следствие, этого развитие социокультурного стержня в личности.

Каждый тренинг заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, происходит переоценка прожитого ребенком, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт, происходит изменение личности.

Участвуя в тренингах и упражнениях, ребята закрепляют знания на уровне технологий, включают в свой жизненный опыт, формируют целую систему ценностей. Например: после изучения «Притчи о блудном сыне» девочка, часто пропускающая занятия, убегающая из дома пишет: «Я поняла, что люди должны делать добрые поступки: не жадничать, не лгать друг другу, должны иметь сердце и дружелюбие. Я поняла, что дом - лучший очаг. Без дома мы бы голодали и не знали куда деваться. Я поняла, как больно маме на груди, когда ее дочь или сын уходят из дому или гуляют долго. Любая мама беспокоится за своего ребенка. Я тоже уходила из дома, но потом я поняла, как мы губим своих мам». (Залуцкая Света. 6 класс.)

Остановлюсь подробно на эпизодах уроков, где развиваются модальности, творческие, коммуникативные способности, задачи, решаются вопросы нравственного и патриотического воспитания.

Начав работу над произведением Пришвина «Кладовая солнца», необходимо ввести в оборот слово исследование и объяснить его шестиклассникам. В самом деле, чтобы хорошо понять содержание, требовалось исследовать написанное Пришвиным. Но что значит исследовать? Сообща нашли корень слова. Дети стали подыскивать однокоренные слова: следить, следопыт, следователь… Обращаем внимание на приставку из - : она намекает, что надо не только заметить след, но извлечь из этого какие-то сведения. Некоторые ребята сразу связали этимологические поиски с текстом произведения. «Исследовать - это идти первым и открывать, что никто не знает», - говорили одни. «Исследовать - это идти по неизвестным местам. С компасом, как Митраша», - утверждали другие. А третьи заявляли: «Надо только с умом всё наблюдать, а то и попадёшь в Слепую елань».

С чего начать? Пожалуй, прежде всего, надо накопить побольше наблюдений, потому что читатели этого возраста скользят глазами по страницам, спеша за событиями. Помогу им остановить внимание на том, мимо чего они пробегают: на детали.

  • Почему про Настю сказано, что она была «как золотая курочка на высоких ножках»?

  • Почему, как вы думаете, Митрашу называли «мужичок в мешочке»?

  • Как звали Травку до того, как она стала Травкой?

  • А почему Антипыч мог назвать её Затравкой, как вы считаете?

  • Какое прозвище дали в деревне волку?

  • Как оно возникло?

  • Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?

  • Как это характеризует семью?

  • Почему болото, куда отправились дети, местные жители называют Блудовым?

  • Что такое елань?

  • Почему она слепая?

Ответить на эти и подобные вопросы не очень-то просто: требуется внимание, воображение, догадливость.

Далее мы отправляемся по следам тех, кого в сказке-были нет, но они в ней тем не менее присутствуют. Мы узнали, что семья, в которой росли Настя и Митраша, была веселая, добрая, любили животных, ценили шутку, меткое слово, знали сказки.

А что еще можно сказать об отце и матери Насти и Митраши? Это я провожу в виде игры «Кто больше найдет сведений?»

Потом я работаю по социокультурной технологии. Категория «Дом». Ценности: тепло родного очага, взаимопонимание, уважение и т. д.

А что в вашей семье интересного, необычного есть? Подключается кинестетика, чувствование.

К чему должны готовить родители своих детей?

Вы также в недалеком будущем будете мамами и папами.

Чтобы вы хотели передать своим детям и почему?

Приходим к выводу, что родители как бы отразились в своих детях, продолжают жить в них. И мы должны обогатить свой ум, душу, научиться многому практически, чтобы было, что передать своим детям, ибо каждый человек продолжается в детях своих, а дети продолжают свой род, свою родословную. И сделать это надо так, чтобы остался добрый след от нашей жизни, от наших дел и помыслов в человеческой памяти.

А работа по исследованию продолжается. М.М. Пришвин «открывал» для себя природу. Давайте вспомним наши «открытия» природы. В качестве домашнего задания будет письмо к М.М. Пришвину, где ребята поделятся своими мыслями о произведении «Кладовая солнца» и напишут о своих открытиях уголков родной природы, работая в трёх модальностях: вижу, слышу, чувствую. Восприятие должно быть целостное. Это сложная работа для шестиклассников. Нужно ещё и оформить в соответствии с требованиями к письму, правильно и грамотно. Идёт межпредметная связь с уроками русского языка, так как на уроках развития речи ранее изучалась тема: «Письмо». К урокам ребята рисовали свои иллюстрации к произведению, отвечали на вопросы: в чём нравственные уроки сказки-были, чему меня научила сказка-быль, выписывали философские мысли о счастье, учили наизусть отрывок о сосне и ели, пробовали на вкус настоящую клюкву, инсценировали сцены из произведения, писали групповые и индивидуальные работы, слушали в грамзаписи звуки птиц. На протяжении всего изучения повести велась словарно-орфографическая работа. А ещё узнали и посмотрели, как образуется торф и посмотрели, используя наглядное пособие по естествознанию . На заключительном уроке, обобщая материал по произведению , пришли к выводу , что природа-это на самом деле кладовая . Её запасы нужно использовать разумно и бережно .

Профессор И. А. Кузьмин, основатель технологической школы бизнеса, ввёл понятия социокультурного времени и пространства. Согласно его определению, период структурирования связывает восприятие, переосмысление, прочувствование, запечатление и приращение социокультурного стержня: Человек, Группа, Общество.

2015 год - год 70-летия Победы. И на уроках мы не могли не сказать, что Настя и Митраша - дети , чьё детство опалено войной. И вновь социокультурная категория: память. Конструрируя социокультурное время, дети называют ценности: Русский человек умеет защитить свою Родину, проявляя высокий патриотизм. Это нельзя забывать нам, сегодняшним читателям, и в будущем нашим детям.

Прошлое. Настоящее. Будущее.

Пришвин Мы, читатели Наши дети

Категории: дом, домашний очаг, память, Отечество.

Ценности: дома должно быть уютно, все друг друга любят, помогают в трудную минуту; должны помнить людей, отстоявших нашу Родину, любить Родину.

Такая глубокая работа проводится по каждому произведению, поэтому знание текстов хорошее, а самое главное, что это находит отклик в кинестетике (чувствах), осмысливается опыт предков, приобретается свой.

Для развития модальностей хороший материал дают школьные учебники. Это называется социокультурным инструментарием. К нему относятся учебные пособия, тренинги, тексты, содержание социокультурных категорий: слово, образ, душа, вера, надежда, любовь, Родина, лес и т.д.; аудиовизуальный ряд. На занятии могут быть использованы разнообразные виды наглядных пособий: слайды, видеоматериалы, предметы быта. Музыкальное оформление также способствует развитию восприятия. Учитель использует все то, что ученик может увидеть, услышать, потрогать и ощутить, а значит, запомнить надолго.

© 2010-2022