Статья Организация исследовательской деятельности студентов в процессе самостоятельной работы по учебной дисциплине Литература

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание ком...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация исследовательской деятельности студентов в процессе самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература»


Преподаватель ОГАОУ «Старооскольский педагогический колледж»

Медведева В.В.


Процесс развития исследовательских умений у студентов будет более эффективным, если в образовательном учреждении существует система самостоятельных исследований обучающихся под руководством и в сотрудничестве с преподавателем. Использование проблемных заданий исследовательского характера на уроках литературы позволяет теоретически подготовить студентов к практическому проведению наблюдений, умению принимать самостоятельные умные решения, находить выход из разных ситуаций. Формирование и развитие креативных способностей у студентов очень важно, и формирование это должно быть основано на современных подходах к организации самостоятельной работы студентов.

Преподавателю важно помнить, что главное - не получение от студентов быстрого и правильного ответа (тем более что многие из вопросов однозначного ответа не имеют), а организация самого процесса творческого, исследовательского мышления студентов, поиска путей научного решения вопроса, логического анализа ситуации.

Необходимо максимально активизировать деятельность студентов при решении ими проблемных задач исследовательского характера. Общеизвестна такая истина: скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня в деятельность - и я пойму.

В преподавании литературы необходимость пробуждать дух исследования опирается на специфику словесного искусства и его восприятия. Согласно закону, открытому еще в античные времена: «Книги имеют (обретают) свою судьбу в головах читателей», - книги живут и бесконечно обновляются в читательском сознании, в них открываются новые грани, новые связи с действительностью; их содержание и значение не могут быть сведены даже к самым глубоким истолкованиям: нечто непознанное, неожиданное всегда остается в них.

Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и студенты, взгляд которых в условиях хорошего преподавания бывает внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде. Притом их наблюдения и суждения не только полезны для них самих, но и имеют определенную общественную значимость. Самое существенное, что может внести учебное исследование в процесс преподавания литературы, - это помощь в формировании самосознания студента, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно- творческой работе на уроках литературы.

Анализ мнений студентов об уроках литературы убеждает, что особенно привлекательно для них все то, что из круга предписанных действий ведет в область самостоятельных поисков и открытий. Эта направленность может проявиться не только в самостоятельных работах студентов - в заранее подготовленных комментариях к тексту, экскурсионных материалах, сообщениях, докладах, - но во всем преподавании: в лекции преподавателя, в беседе, в коллективном размышлении над произведением и т.д.

Учебное исследование способно «осветлить» атмосферу уроков литературы, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания. Скажем, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, весьма полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину, в некоторых же случаях и на уровне оригинальной концепции произведения. И даже чисто репродуктивная работа - подбор цитат, изобразительного материала, заучивание - делается не со скукой, не с внутренним сопротивлением, а увлеченно и потому относительно легко, если понимается как этап на пути к заманчивой цели, к работе ответственной и желанной, позволяющей утвердить свою личность каким-то добрым и полезным делом.

Поэтому исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда студентов, в том числе и самостоятельная работа.

Примером может служить проектно-исследовательская деятельность, предполагающая интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики: «Образ «маленького человека» в русской литературе XIX века». Активизировать на учебном занятии проектно-исследовательскую деятельность помогают ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от студента изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического и практического исследования. Такую работу уместно проводить в ходе подготовки к литературной конференции, где подвергаются анализу произведения, выходящие за рамки учебной программы, например, «Мифы - фольклор - литература в прозе В.Г. Распутина и В.М. Шукшина». Особая роль на уроках литературы отводится групповому исследованию, задачи которого - сопоставительный анализ лирических и прозаических произведений. Примером могут служить такие темы, как «Записки охотника» И.С. Тургенева и полесские рассказы А.И. Куприна («Болото», «Лесная глушь»)», «Тема Родины в лирике А.Блока и С. Есенина» и другие.

Более сложный тип исследовательского задания заключается в том, что требуется соотнести тот или иной эпизод с авторской концепцией произведения, с нравственной позицией автора. Например, «Какие нравственные вопросы ставит перед читателем Толстой, показывая поведение в бою штабных офицеров Жеркова, Долохова, Тушина и его солдат-артиллеристов, князя Андрея?» или «Какова роль капитана Тушина и его батареи в крушении «Тулона» князя Андрея?»

Наиболее сложными исследовательскими заданиями являются устное выступление и сочинение о произведении, не разбиравшемся на уроках. К таким заданиям относятся аннотация, рассказ о книге, краткий критический отзыв, впечатление о книге. Сложным для наших студентов является прием сопоставления: двух произведений одного автора, двух авторов, разных видов искусства. Например, «В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Горького «На дне»?» или «Кто из русских поэтов близок Б. Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки?». А именно такие задания предлагают КИМы на едином государственном экзамене по литературе.

Значительное место имеют на уроках литературы и в самостоятельной работе дискуссионные проблемы литературного исследования. В качестве примера назову дискуссионный семинар с главным вопросом «Что раскрывает «Эпилог» в образе Наташи Ростовой и замысле романа «Война и мир»?», к которому студенты готовятся заранее, исследуя и анализируя не только художественный текст, но и дополнительную литературу по теме.

Таким образом, исследовательская работа студентов на уроках литературы помогает им совершенствовать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать текст художественного произведения и погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение, а значит, будущие специалисты смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.


© 2010-2022