Учебно-методическое пособие Разграничение союзов и союзных слов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-методическое пособие Разграничение союзов и союзных словУчебно-методическое пособие Разграничение союзов и союзных словУчебно-методическое пособие Разграничение союзов и союзных словУчебно-методическое пособие Разграничение союзов и союзных словММ №18 орта білім беру мектебі

ГУ средняя общеобразовательная школа №18 города Павлодара


















Учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

«Разграничение союзов и союзных слов»

для старших 9-11 классов








Составитель: Учитель русского языка и литературы

Рогатова Г.Е.










CОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка…...……………………….…………………………………3


Справочные материалы по теме «Разграничение союзов и союзных слов» ...…….5


Тренировочные тесты ………………………………………………………...…….17


Ключи к тренировочным тестам ………………………………………………......20


Контрольные тесты …………………………………………………………………..23


Приложение …………………………………………………………………………..28

Список использованной литературы………………………………………………...36




















Пояснительная записка

Данное учебно-методическое пособие предназначено для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9-11 классов. Данное пособие исходит, прежде всего, из требований базового уровня обязательной подготовки обучающихся по предмету.

Учебно-методическое пособие «Разграничение союзов и союзных слов» разработано с учетом особенностей пунктуации, трудностей, связанных с осмыслением структуры разнообразных типов и видов предложений и их функционированием в речи обучающихся, обнаружением синтаксических единиц и определением их границ, выделением условий действия пунктуационной нормы.

Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо для создания основы интеллектуальных, грамматических, речевых и пунктуационных умений и навыков, формирование которых и составляет главную цель преподавания русского языка в школе. Предложенный материал позволит повторить синтаксические понятия и правила, обобщить и систематизировать знания, умения по синтаксису, пунктуации и в определенной мере обогатить и расширить их.

В процессе работы с учебно-методическим пособием обучающиеся повторяют средства связи в сложноподчиненном предложении; учатся разграничивать омонимичные союзы и союзные слова, разграничивать части предложений (главную и зависимую), задавать вопросы, определять средства связи; вспоминают и отрабатывают правила пунктуации, основывающиеся на синтаксической структуре предложения.

С целью подготовки обучающихся к экзамену по русскому языку и сдачи ВОУД и ЕНТ в старших классах в пособие предлагаются упражнения на обнаружение и исправление ошибок.
В целом данное учебно-методическое пособие должно способствовать расширению и углублению знаний обучающихся 9-11 классов и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их речевому развитию.


Содержание и структура учебно-методического пособия.

Учебно-методическое пособие отражает основные сведения о сложном предложении и содержит отобранную в соответствии с задачами курса систему понятий из области синтаксиса. Синтаксис является как бы замыкающим ярусом языковой системы, использует все ресурсы языка, опирается на них, составляет с ними тесное единство. Такое понимание места синтаксиса в школьном курсе русского языка находит отражение в построении данного пособия.

В учебно-методическом пособии обучающиеся работают над повторением основных правил пунктуации в сложном предложении, отрабатывают умение различать союз и союзное слово, характеризовать главные члены предложения, главную и придаточную части предложения, связи между ними посредством интонации, союзов, союзных и указательных слов, учатся видеть в предложении имеющиеся в нем пунктуационные правила и узнавать среди них изученные

Методические рекомендации

Основная задача обучения русскому языку в 9-11 классах заключается в овладении синтаксисом и пунктуацией сложного предложения, развитии связной речи в устной и письменной форме. Данное пособие поможет совершенствовать речь обучающихся с точки зрения её соответствия синтаксическим нормам языка, создать условия для формирования практических умений и навыков обучающихся, развить их творческие способности.

Главная задача пособия - проверить успешность усвоения обучающимися правил синтаксиса и пунктуации, совершенствовать умения анализировать и характеризовать сложные предложения, расставлять знаки препинания в них. Очень важно, чтобы обучающиеся осмыслили сферу использования изучаемых конструкций, обусловленность их употребления содержанием и ситуацией речи, их роль в создании текста, их возможности как средства коммуникации.
Одним из самых продуктивных упражнений, используемых при изучении синтаксиса, является чтение и построение схем сложных предложений разных видов. Преимущество данного упражнения в том, что существенно экономится время на занятии. Проанализировав правильно схему, ученики видят всё предложение в сжатом виде, при этом легко устанавливают связи между частями предложения и без труда решают их.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

«РАЗГРАНИЧЕНИЕ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ»

СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА

В сложноподчиненном предложении для связи главной и придаточной частей используются союзы и союзные слова. В роли союзных слов употребляются относительные местоимения (кто, что, чей, который, каков, сколько) и относительные местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, зачем, почему, отчего).

Слова что, как, когда, чем могут выступать как в роли союзов, так и в роли союзных слов. Разграничивать их помогают следующие критерии:

1. Союз что можно опустить (предложение превратится в бессоюзное), союзное слово что опустить нельзя, так как оно является членом предложения, на него часто падает логическое ударение.

Придаточную часть, присоединяемую союзным словом что, можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение.

Вместо союзного слова что можно подставить существительное или местоимение который.

2. Союз когда может быть заменен другим временным союзом, например, в то время как.

3. Союз как может быть заменен другим сравнительным союзом, например, подобно тому как.

4. Союз чем либо является составной частью союза чем…тем, либо присоединяет придаточную часть, которая относится к форме компаратива (сравнительной степени) в главной части.

5. К союзным словам, как правило, можно добавить частицы же, именно.

Сравните:

Союз


Союзное слово

Поэтому хочется верить, что беда,

может быть, обойдет отчий край стороной (Ю. Прокушев).

что

Есенин все больше пытается понять, осмыслить философски все, что происходит в эти годы (Ю. Прокушев).

Как белка на ветке, у солнца в глазах запрыгала радость (С. Есенин).

как

Если б знала ты сердцем упорным, как умеет любить хулиган (С. Есенин).

А вечером, когда куры обсиживают

шесток, вышел хозяин хмурый

(С. Есенин).

когда

Мы видим Пугачева и в момент, когда только зреет мятеж, и в дни, когда Пугачев решает объявить себя царем

(Ю. Прокушев).

В «Руси» Есенина слышится больше

скорбный голос «музы печали», чем «музы мести», народного гнева

(Ю. Прокушев).

Чем крупнее художник, самобытнее

талант, тем труднее порой современникам полностью оценить его вклад в духовную жизнь нации (Ю. Прокушев).

чем

Может, завтра совсем по-другому я уйду,

исцеленный навек, слышать песни дождей и черемух, чем здоровый живет человек (С. Есенин).

СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Средство

связи


Где

располагается

Является ли членом

предложения?

Пример

1. Подчинительный

союз

В придаточной части

Не является частью предложения

Очень важно и радостно, что мы снова становимся одной семьей (А. Толстой).

с

[Пред. нареч.], (что…).

2. Союзное слово (относительное местоимение или местоименное наречие)

В придаточной части

Является членом

придаточного предложения

Я лихорадочно соображал, что же делать дальше (А. Алексин).

с.сл.

[…глаг.], (что…).

3. Указательное слово

В главной части

Является членом

главного предложения

Трудности возникали там, где их меньше всего ожидали (И. Ильф и

Е. Петров).

с.сл.

[…там], (где…)






Подчинительные союзы

Союзные слова

Относительные

местоимения

Относительные местоименные

наречия

что, будто, словно, как, если, когда, как только, пока, в то время как, перед тем как, как вдруг, хотя, несмотря на то что, потому что, так как, поскольку, из-за того что, раз, чтобы, для того чтобы, так что и др.

что, кто, какой,

каков, чей, который, сколько

где, куда, откуда,

когда, как, почему,

отчего, зачем

СЛОВА-ОМОНИМЫ

Союзы


Союзные слова

Вообще замечено, что во время сильных морозов люди начинают беспричинно врать (И. Ильф)

что

[Она знала теперь читателей так же хорошо, как и книги.] Она знала, что читает каждый из них, что он оставляет, не дочитав, и что перечитывает (И. Эренбург).

Финагент, собравши налог, как пчела собирает весеннюю взятку, с радостным гулом улетает в свой участковый улей (И. Ильф)

как

Никто не знал даже, как ее зовут

(И. Эренбург).

Снег звонко заскрипел под их шагами, когда они пошли по платформе (Ю. Казаков).

когда

Никто в точности не знал, когда начали

строить старгородский трамвай (И.Ильф)


  1. Ломов выговорил эти слова еще спокойнее, чем рассказывал, как добыл «языка» (К. Федин).

  2. И чем крепче мороз, тем крепче врут (И. Ильф)

чем

1. Они спросили, чем могут помочь

(Б. Горбатов)

2. Чем бы она ни занималась, она мысленно все время стояла у своего двора, у пруда (Э. Казакевич).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СОЮЗНЫХ СЛОВ

Роль

в предложении

Пример


Подлежащее

  1. В Москве термометры показывают тридцать четыре градуса, а есть и такие чудаковатые градусники, которые показывают даже тридцать семь (И. Ильф)

  2. Через несколько минут он стоял за яблоней под самым окном, жадно вслушиваясь и запоминая все, что творилось там (А. Фадеев).

Сказуемое

1. По этим признакам можно было определить, какой это маяк (К. Паустовский).

2. - Здравствуйте, - ответил я, недоумевая, кто же эта старуха (О. Берггольц).

Дополнение

1. Земля, о которой говорится в письме, - это Северная Земля (В. Каверин).

2. Я сидел на подоконнике, чертил пальцем по стеклу и слушал, что говорил солдат (А. Гайдар).

Определение

Написал на листочке, какие книги читать (И. Эренбург).

Обстоятельство места

1. Он поглядывал на окно, за которым менялась погода в природе (А. Платонов).

2. Она сразу начала соображать, где его поместить (Э. Казакевич).

Обстоятельство времени

Забившись в угол, я слушал, дожидаясь, когда меня отпустят домой (В. Распутин).

Обстоятельство образа действия

Парнишка объяснил, как найти избу (А. Фадеев).

Обстоятельство меры и степени

Сейчас вижу ясно, сколь верное показание дали мне в тот вечер мои смущенные чувства (О. Форш).

Обстоятельство причины

Но я боялась, что папа поймет, почему мы все вокруг него собрались (О. Берггольц).

Обстоятельство цели

Пришла девушка из какой-то Чернышевки, и она поняла, зачем здесь собраны все эти старые темные книги (И. Эренбург).

При установлении союза как части речи возникает проблема разграничения союзов и союзных слов (относительных местоимений).

Союзные слова кто, что, какой, чей, который, каков, где, когда, откуда, куда, зачем, почему и др. традиционно относятся к относительным местоимениям (иногда используется термин «вопросительно-относительные местоимения»). В последнее время появилась тенденция выделения их в особый класс слов, синкретичный по своей грамматической природе, совмещающий как признаки местоимений, так и признаки союзов. Этот класс слов стали называть уже не местоимениями, а «союзными словами» или «местоименно-союзными контаминантами». Но какое бы место ни занимали эти слова в системе частей речи, проблема разграничения союзов и союзных слов остается. Какие признаки следует учитывать, чтобы правильно определить, является ли анализируемое слово союзом или относится к группе союзных слов (относительных местоимений)? Основным признаком является следующий: союзное слово (относительное местоимение) в придаточном предложении выполняет функцию какого-либо члена предложения (подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства); союз же, будучи служебной частью речи, членом предложения не является - это служебное слово, которое служит для связи придаточного предложения с главным. Из этого следует, что:

1) к союзу нельзя задать вопрос (к союзным словам можно задать вопрос, как и ко всем членам предложения). Ср.: Я пришел к тебе с приветом, рассказать что солнце (что?) встало…(что сделало?) (Фет) - к слову что задать вопрос нельзя; Что (что?) с возу (откуда?) упало (что сделало?), то пропало (посл.) - к слову что (оно является подлежащим в придаточном) задается вопрос ч т о?;

2) союз довольно часто можно опустить и превратить сложноподчиненное союзное предложение в сложное бессоюзное предложение. Ср.: И теперь казалось, что верхушки сосен почти касаются неба (Ч.). - И теперь казалось: верхушки сосен почти касаются неба; Пока стояла жаркая и сухая погода, мы исполняли разные наружные работы (Ч.). Стояла жаркая и сухая погода - мы исполняли наружные работы; Лесничий так стар, болеет всегда, так что, в сущности, я заведую всеми делами (Ч.). - Лесничий так стар, болеет всегда, - в сущности, я заведую всеми делами. В предложениях с союзными словами опустить эти слова нельзя: Давайте помечтаем…например, о той жизни, какая будет после нас, лет через двести-триста (Ч.). - опустить союзное слово какая невозможно; Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат, и вам ответят их сыны, хотят ли русские войны (Евт.) - опустить союзное слово что невозможно;

3) на союз не падает логическое ударение, на союзное же слово логическое ударение может падать;

4) придаточное предложение с союзным словом можно трансформировать в вопросительное предложение: Отшумели, как вьюги, года, но влечет меня память туда, где я встретил хорошего друга (Шемш.). - Где я встретил хорошего друга?; Соберемся, ребята, теснее в час, когда на земле тишина (Ош.). - Когда на земле тишина?;

5) союз можно заменить только союзом (синонимичным по значению), а союзное слово - только союзным же словом или другим местоимением. Для того чтобы использовать этот прием, необходимо запомнить, какие слова являются союзами, а какие союзными словами (относительными местоимениями). Слова если, хотя, пока, ибо, потому что, точно, будто, словно и др. - всегда союзы. Слова какой, чей, который, кто, где, куда, откуда, сколько, отчего, каков и др. - только союзные слова.

Сопоставляя списки подчинительных союзов и относительных местоимений, можно обнаружить, что только некоторые из этих слов, а именно - что, когда, как являются функциональными омонимами, т. е. только эти слова, в одних случаях употребления являются союзами, а в других - союзными словами (относительными местоимениями), и поэтому особую трудность составляет анализ предложений именно с этими словами.

Для того чтобы разграничить союз что и союзное слово что, рекомендуется использовать ряд названных выше приемов (не один прием): возможность опустить слово что, постановка логического ударения, замена синонимичным союзом или синонимичным союзным словом, анализ по членам предложения. Например: И теперь казалось, что верхушки сосен почти касаются неба (Ч.). - И теперь казалось: верхушки сосен почти касаются неба. - И теперь казалось, будто верхушки сосен почти касаются неба. Вывод: слово что - союз, т. к. оно не является членом предложения; его можно опустить (предложение станет бессоюзным); что можно заменить союзом будто, (слово будто - всегда союз и союзным словом быть не может); на слово что не падает логическое ударение. С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет (Матус.). - ...С той самой березки, которая во поле, под ветром склоняясь, растет. Вывод: слово что - союзное слово, относительное местоимение, так как оно является подлежащим в придаточном предложении; на него падает логическое ударение; его нельзя опустить; его можно заменить словом который, являющимся относительным местоимением (союзным словом). Пользоваться несколькими приемами рекомендуется в тех случаях, когда использование какого-либо одного приема окажется невозможным или не даст четкого ответа.

При анализе слова как рекомендуется опираться на его замену союзами будто, что (что - изъяснительный союз), пока или на союзные слова и оборот каким образом. Например: Я не знаю, как назвать томительный свет белой ночи (Пауст.). - Я не знаю, каким образом назвать томительный свет белой ночи. Вывод: как - союзное слово, так как его можно заменить оборотом каким образом (заменить союзом нельзя); оно является в придаточном предложении обстоятельством. Как [пока] не видел я тебя, так и тоски во мне не было. Вывод: как - союз. Птицы молча смотрели на чижа и видели, как [что, будто] из его глаз одна за другой скатывались слезинки. (М. Г.). Вывод: как - союз.

Определенную сложность представляют функциональные омофоны поскольку (союз) и по скольку (союзное слово); чтобы, чтоб (союз) и что бы (союзное слово), а также союзное слово чем и двойной союз чем…тем. Приемы их разграничения, помимо орфографических различий, которые могут помочь только при анализе письменных текстов, те же, которые назывались и для других случаев: Двигатель поставлен на лесопилку, поскольку [потому что] судно сейчас все равно не ходит в море (Чак.). - Требуется узнать, по скольку рублей [какое количество рублей] пришлось на каждого; Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать (Светл.). - Что б ни случилось - вы всегда со мною, поля и дали родины моей (Хар.); Чем ночь темней - тем ярче звезды. - Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало (посл.).

Большинство союзов не имеет омонимичных союзных слов: если, ибо, потому что, так как, хотя, так что, пока, будто, словно и др. В роли союзных слов, не имеющих омонимичных союзов, выступают относительные местоимения и местоименные наречия: кто, какой, чей, который, сколько, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем. Союз что-бы пишется слитно, в отличие от сочетания местоимения что с частицей бы. Ср.: В роще разожгли костер, чтобы испечь картошку (В. Панова). Союз чтобы присоединяет придаточную цели. Я думаю, что бы подарить подруге на день рождения. Средство связи в сложноподчиненном предложении с придаточной изъяснительной союзное слово что.

Таким образом, проблема разграничения актуальна только для трех слов: что, как и когда. Существует несколько приемов для различения омонимичных союзов и союзных слов:

а) союз можно опустить (предложение становится бессоюзным), а союзное слово опустить нельзя. Многие убеждены, что рассказы должны быть поучительными (К.Паустовский). - Многие убеждены: рассказы должны быть поучительными. Значит, в данном случае что - союз. Ср.: У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда (О. Мандельштам). Что опустить нельзя, следовательно, это союзное слово, на него падает логическое ударение;

б) придаточную часть, присоединяемую союзным словом, можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение. Ср.: Засунув руки в куцых рукавах в карманы куцых штанов, Володя читал, что написано на мокрой почерневшей фанере (В.Панова). - И видно, что дом старый, что краска на полу облезла (В. Панова). В первом предложении средство связи - союзное слово (Что написано на мокрой почерневшей фанере?), во втором - союз (подобная трансформация невозможна);

в) к союзному слову можно присоединить усилительные частицы же, именно. Но солнце еще не взошло, когда охотники за сладкой клюквой спустились в большое болото (М. Пришвин). - Я не знаю, когда он вернется. В первом предложении когда - временной союз (добавление усилительной частицы невозможно), во втором - союзное слово (Я не знаю, когда именно вернется) в придаточной изъяснительной;

г) наиболее действенным критерием разграничения союзов и союзных слов служит прием их замены синонимичным союзом или союзным словом. Например: Когда мне было три года, мы переехали в Одессу (Ю. Олеша). Когда - временной союз, его можно заменить синонимичным составным союзом в то время как (В то время как мне было три года…). Бывают редкие дни, когда море застывает зелено-голубым зеркалом (В. Песков). Когда-союзное слово, выполняющее функцию обстоятельств времени в придаточной определительной (Бывают редкие дни, в которые...).

СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА

Союз, как известно, - служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения (это могут делать только сочинительные союзы), простых предложений в составе сложного (сочинительные и подчинительные союзы) и самостоятельных предложений в тексте. Что касается сочинительных союзов - их надо просто ВЫУЧИТЬ, обратив особое внимание на то, что встречаются составные соединительные союзы (не только… но и; не столько… сколько; не так чтобы… но и т. п.), которые тоже надо знать. А вот подчинительные союзы Вы должны не только выучить, но и научиться отличать от союзных слов.

Союзными словами называют относительные местоимения, которые в сложноподчиненном предложении играют двойную роль: они а) являются членом придаточного предложения и одновременно б) служат средством связи, присоединяющим это придаточное к главному. Например, в предложении, которое Вы только что прочитали, слово которые:

а) является подлежащим в придаточном определительном;

б) связывает это придаточное с главным.

Важно понять: союзное слово - это ВСЕГДА относительное местоимение; поэтому, если Вы ЗНАЕТЕ подчинительные союзы и ЗНАЕТЕ относительные местоимения, Вы никогда не спутаете их друг с другом. Например, Вам не придет в голову заявить, что в предыдущем предложении если - союзное слово, потому что Вы знаете, что такого местоимения в природе не существует: это подчинительный союз, и только так. Отсюда - СОВЕТ:



ВЫУЧИТЕ МЕСТОИМЕНИЯ И ВЫУЧИТЕ СОЮЗЫ.

Слова что, как, когда и сочетания чем... тем могут в одних предложениях быть союзами, в других - союзными словами (точнее будет сказать так: существуют омонимичные союзы что, как, когда, чем... тем и относительные местоимения что, как, когда и сочетание местоимений чем... тем). К сожалению, универсального критерия, который одинаково хорошо помогал бы различать омонимы во всех четырех парах, нет. Поэтому рассмотрим каждую пару по отдельности.

СОЮЗ ЧТО - СОЮЗНОЕ СЛОВО (ОТНОСИТ. МЕСТ.) ЧТО

Начнем с наиболее распространенного случая употребления слова что - в сложноподчиненных предложениях с изъяснительным придаточным. Здесь критерий разграничения прост. Союзное слово = относительное местоимение. Относительное местоимение, как мы помним, - это то же, что вопросительное местоимение, но с другой функцией. Следовательно, если мы попытаемся превратить "подозрительное" слово в вопросительное местоимение и попытка удастся, значит, перед нами местоимение (союзное слово). Если же попытка приведет к неприемлемому результату - перед нами союз.

Разберем примеры.

1) Мария Ивановна сказала, что завтра уроков не будет. ПРОБУЕМ ПРЕВРАТИТЬ ПРИДАТОЧНОЕ В ОТДЕЛЬНОЕ ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: *Что завтра уроков не будет? Такого вопроса быть не может, следовательно, что здесь - не местоимение, а союз.

2) Мария Ивановна спросила, что было задано к уроку. ПРОБУЕМ ПРЕВРАТИТЬ

ПРИДАТОЧНОЕ В ОТДЕЛЬНОЕ ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Что было задано к уроку? Вопрос звучит вполне естественно, значит, перед нами - местоимение (=союзное слово), в придаточной части оно, кстати, является подлежащим.

Сказанное относится к слову что в предложениях с изъяснительным придаточным. Этот же критерий безотказно выручает в предложениях с так называемыми местоименно-определительными придаточными: Что тебе на роду написано, то с тобой и сбудется. Здесь придаточное точно так же легко превращается в отдельное вопросительное предложение (Что на роду написано?); кроме того, нетрудно заметить, что такие предложения организуются взаимной соотнесенностью двух местоимений: что - то.

Есть, однако, и другие случаи:

1) предложения с определительными придаточными (Книга, что ты мне дала вчера, оказалась удивительно интересной). Здесь что также является относительным местоимением - союзным словом, что легко подтвердить его ЗАМЕНОЙ НА ДРУГОЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ - который: Книга, которую ты мне дала вчера...;

2) предложения с так называемыми обобщенно-уступительными придаточными (Что ему ни скажешь, на все у него ответ; Что бы ни случилось, я всегда с тобой; Что у него ни спросишь, он ничего не знает). Такие придаточные присоединяются к главному при помощи сочетания (любого) относительного местоимения с частицей ни. Здесь также возможна замена: мы можем ЗАМЕНИТЬ СЛОВО ЧТО ДРУГОЙ ЕГО ФОРМОЙ (Чего ему ни скажешь...; Чего бы ни случилось...; О чем его ни спросишь...), и это неопровержимо доказывает, что перед нами местоимение, а не союз, ибо союзы, как известно, не изменяются и падежных форм иметь не могут;

3) предложения с присоединительными придаточными (Проигрыватель работал

прекрасно, что не могло не радовать его новоиспеченного владельца). Здесь также помогает прием ЗАМЕНЫ СЛОВА ЧТО ДРУГИМ МЕСТОИМЕНИЕМ: ...это не могло не радовать...

В остальных случаях что - союз.

СОЮЗ ЧЕМ... ТЕМ - СОЧЕТАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ ЧЕМ... ТЕМ

В предложениях типа Чем чище небо, тем легче и радостнее на душе; Чем дальше в лес, тем больше дров и т. п. можно заметить следующие особенности:

- «слова» чем и тем не являются, собственно, отдельными словами; к ним невозможно поставить вопрос в рамках простого предложения (попробуйте!) -следовательно, они не являются и членами этих простых предложений;

- сказуемые простых предложений выражены (или сопровождаются) формами сравнительной степени прилагательных, наречий или слов категории состояния: чище, (становится) легче и радостнее, дальше (заходишь) и т. д.

При наличии этих признаков Вы можете смело делать вывод о том, что перед Вами союз чем... тем.

Совершенно иначе выглядят на этом фоне предложения такого типа: Каждый становится тем, чем ему легче стать (Павл.)3; (- Чем же я починю замок? У меня же с собой никаких инструментов нет...) - А вот чем ломал, тем теперь и чини... В этих примерах слова чем и тем явно входят в состав членов предложения: в первом становится тем, легче стать чем - сказуемые, в которых чем и тем - именные части; во втором чем и тем - дополнения при сказуемых ломал и чинил. Здесь слова чем и тем являются местоимениями, чем - союзное слово.

Отдельно нужно сказать и о такой паре омонимов: союз чем - союзное слово (относительное местоимение) чем. Для разграничения этих омонимов удобно также пользоваться приемом подстановки: подчинительный сравнительный союз чем поддается замене на синонимичный ему союз нежели: Чем [= нежели] кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Кр.); И вдруг неведомая сила нежней, чем [= нежели] вешний ветерок, ее на воздух поднимает (П.). Такая подстановка невозможна для предложений, где слово чем - местоимение: Чем бы дитя ни тешилось - лишь бы не плакало.

СОЮЗ КАК -

СОЮЗНОЕ СЛОВО (ОТНОСИТ. МЕСТОИМЕННОЕ НАРЕЧИЕ) КАК

Союз как - подчинительный сравнительный союз. Он синонимичен другим сравнительным союзам: будто, как будто, подобно тому как, словно. Поэтому, если как в предложении поддается замене на подобно тому как, мы можем смело утверждать, что перед нами союз. Сравните: Князь Василий говорил всегда лениво, как [подобно тому как] актер говорит роль старой пьесы (Л. Т.); Неужели наша дружба угаснет, как [подобно тому как] угасает сейчас солнце (Н. О.).

Кроме того, слово как входит в ряд составных союзов: по мере того как, с тех пор как, как вдруг, как только и др. Целесообразно выписать все подобные союзы из учебника, разобрать примеры, научиться использовать такие союзы в собственных предложениях.

Союз как встречается также в сложноподчиненных предложениях особого типа, организуемых по модели Не + прошло, успел..., как... (Не прошло и четверти часа, как послышался далекий шум [Ч.]; Не успел Нехлюдов назвать себя, как лицо женщины приняло испуганное и радостное выражение [Л. Т.] В таких предложениях слово как не связано с идеей сравнения, но, тем не менее, является союзом.

Союзное слово как - это относительное местоименное наречие. Оно соотносится с вопросом каким образом? и указывает именно на образ действия. Разумеется, оно не может быть заменено на союз подобно тому как, зато в главную часть предложений с этим союзным словом можно вставить указательное местоимение то (в соответствующей форме; в этом случае союзное слово как вводит изъяснительное придаточное) или так (в этом случае союзное слово как вводит обстоятельственное придаточное образа действия): Нефора любила слушать [то], как он всех сожалел и всем завещал, чтобы никто не делал другому зла (Леск.); Мария Ивановна поинтересовалась [тем], как ребята намерены делать декорации; Делаются эти игрушки и сегодня [так], как делались век назад.

Отдельно следует сказать о придаточных уступительных, присоединяемых к главной части сочетанием относит. мест. + НИ: таким средством связи может оказаться и сочетание с НИ союзного слова как. Сравните: Как бы ни была прекрасна проза, язык взволнованной души - это поэзия (Сейф.). Заметим, что как ни в таких предложениях всегда поддается замене на сколь ни. (Примечание. Не путайте подобные придаточные с простыми восклицательными предложениями, содержащими восклицательную частицу как: Как хороши; как свежи были розы! [Мятл.] - или сочетание любого относительного местоимения, в том числе и как, с частицей не: Как только не пытались мы ее убеждать!). Теперь, обобщая, можно вывести алгоритм определения морфологической природы слова как:

1) Выясняем, не входит ли оно в составной союз типа по мере того как. Если нет -2) проверяем, не построено ли предложение по особой модели Не + прошло (успел)..., как... . Если нет - 3) проверяем, не поддается ли как замене на подобно тому как. Если да - перед нами союз, если нет - союзное слово.

СОЮЗ КОГДА -

СОЮЗНОЕ СЛОВО (ОТНОСИТОСИТЕЛЬНО - МЕСТОИМЕННОЕ НАРЕЧИЕ) КОГДА

Здесь лучше всего «работает» прием синонимической замены: если слово когда поддается замене на в тот момент, когда или всякий раз, когда, оно имеет собственно временное значение и является подчинительным временным союзом (Когда [= в тот момент, когда] мне было три года, мы переехали в Одессу [Ю. Ол.]; Солнце еще не взошло, когда [= в тот момент, когда] охотники за сладкой клюквой спустились в большое болото [Пришв.]; Когда [= всякий раз, когда] из-за облаков показывалось солнце, все вокруг оживало и радостно тянулось к свету). Часто такой союз можно заменить другим временным союзом (сравните: Лишь только из-за облаков показывалось солнце...). Союзом слово когда является и в том случае, если имеет условное значение - при этом оно поддается замене на условный союз если: Когда [= если] Светлейший Волк позволит, осмелюсь я донесть... (Кр.); Когда бы [= если бы] жизнь домашним кругом я ограничить захотел... (П.);

В остальных случаях когда - союзное слово: Я не знаю, когда он вернется (обратите внимание на то, что в таких предложениях слово когда может быть усилено частицей именно); Когда ни зайдешь - вечно у тебя беспорядок; День, когда должна была состояться казнь, настал.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

I. В каком предложении что является союзным словом?

1. Все это произошло оттого, что неприятельский снаряд попал в левый борт миноносца (А. Новиков-Прибой).

2. Я до того удивился, что даже не поблагодарил их (А. Алексин).

3. Была угроза, что бот может развалиться (А. Новиков-Прибой).

4. Доктор Гаспар ничего не сказал о том, что произошло с Тибулом (Ю. Олеша).

II. В каком предложении когда является союзным словом?

1. Бывали дни, когда я приходил в отчаяние (А. Беляев).

2. Весной, когда Колька открыл дверку клетки, птичка никуда не полетела, а, наоборот, забилась в угол, прижалась к деревянным планкам (А. Алексин).

3. Но солнце еще не взошло, когда охотники за сладкой клюквой спустились в большое болото (М. Пришвин).

4. Под вечер, уже начинало смеркаться, Динка выехала вместе с Ленькой в город

(В. Осеева).


III. В каких предложениях как является союзным словом?

1. Близкие люди боялись, как бы приступы гнева не оказались губительными для него

самого (К. Чуковский).

2. Я знаю, как нам обратить на себя внимание (А. Алексин).

3. Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок (В. Катаев).

4. Майка перестала плакать и слушала, как слушают интересное разумные, серьезные

дети (В. Панова).


IV. Союз или союзное слово? Расставьте знаки препинания.

I

1. Уставаясь лбами слушает табун что им поет вихрастый гамаюн (С. Есенин). 2.Говорят что я скоро стану знаменитый русский поэт (С. Есенин). 3. Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг (С. Есенин). 4. Поморы в поисках рыбы и зверя открыли человечеству полярный архипелаг что нисколько не умаляет заслуг Нансена и Амундсена (К. Паустовский).

II

1. Тогда собрались все мудрецы и стали судить как царя вылечить (Л. Толстой). 2. Я

не знаю как мне жизнь прожить (С. Есенин). 3. А между тем мальчик действовал так как может действовать только некоторое количество взрослых: он действовал в полном согласии с наукой (Ю. Олеша). 4. Конюшни, людские избы амбары и прочие службы раскинутые вокруг пустынного двора, - все было огромно серо все разрушалось и дичало как дичали зарастали бурьяном кустарником и огороды гумна простиравшиеся за ними и сливавшиеся с полем (И. Бунин).

III

1. Хорошо выбивать из тела накаляющий песни гвоздь. И в одежде празднично белой

ждать когда постучится гость (С. Есенин). 2. В молодости когда слух был острее я дослушивался так до шепота снежинок между собой (М. Пришвин). 3. Уж совсем темно когда я стучусь в дверь одноэтажного деревянного домика (В. Машков). 4. Но сегодня когда Таня проснулась, звезд уже было мало (Р. Фраерман).

V. Союз (1) или союзное слово (2)? Поставьте над выделенным средством связи соответствующую цифру.

I

1. Одно из замечательных свойств воображения заключается в том, что человек ему верит. 2. Эта вера в воображение и есть та сила, что заставляет человека искать воображаемое в жизни, бороться за его воплощение, идти на зов воображения. 3. Ильф рассказывал, что в маленьком городке на родине Марка Твена он видел памятник Тому Сойеру и Гекльберри Финну. 4. Пока еще я сам не знаю, что буду писать. 5. Всегда думаешь о ком-нибудь одном, хотя бы о девочке с нестерпимо сияющими глазами, что когда-то бежала ко мне навстречу по лугам. 6. И вы сейчас расскажете всем, что с вами случилось на озере. 7. Находят минуты, когда чувствуешь желание писать, - еще не знаешь, что именно, 8. Но чувствуешь, что будешь писать (И. Тургенев). 9. Вчера в рижской газете писали, что из Ленинграда вышел в залив ледокол. 10. Досадно, что так быстро разгорается заря.

ІІ

1. От солнечного света многие сказки сжимаются и прячутся, как улитки в свою скорлупу. 2. И наконец, наступает тот час, когда сказка ложится на бумагу. 3. Писать ее большей частью так же трудно, как передать словами слабый запах травы. 4. Правда, когда Христиан Андерсен поселился в гостинице, то в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил. 5. Андерсен не чувствовал особого сожаления, когда послал гостиничного слугу купить билет на дилижанс, отправлявшийся вечером в Верону. 6. Слуга бессмысленно уставился на поплавок, дожидаясь, когда клюнет какая-нибудь рыба. 7. Никогда ведь не знаешь, когда покажутся вдали башни незнакомого города и закачаются на горизонте мачты тяжелых кораблей. 8. Андерсен не знал, как называется это состояние. 9. Я пропустил то время, когда воображение, несмотря на всю его силу и весь его блеск, должно было уступить место действительности. 10. У него были свои простые и неожиданные планы, как улучшить судоходство на этих реках. (К. Паустовский.)



VI. В каком предложении что является союзным словом?

1. Жили Калиничевы тем, что жестянничали, мастерили ведра, тазы, починяли самоварные трубы (М. Алексеев).

2. Было так холодно, что знобило при одной мысли о прикосновении к морозному металлу (Л. Кассиль).

3. Часовню, что была на маленькой площади, уже снесли (М. Булгаков).

VII. В каком предложении когда является союзным словом?

1. Наступало время, когда и запевала, и все остальные притомлялись (М. Алексеев).

2. Начало чудесного вовлечения нас в соавторство начинается дальше, когда сообщено

о ссоре отцов, о приезде загадочного молодого Берестова (В. Крупин).

3. Как облегченно вздыхаем мы, когда открывается, что девушка эта и есть Марья Гавриловна (В. Крупин).


VIII. В каком предложении как является союзным словом?

1. Земля качалась внизу, как качается плоскость воды в резко сдвинутой кадушке

(Л. Кассиль).

2. Грудной, просторный голос ее повел сразу за собой хор, как ведет наполненный па-

рус лодку с гребцами (Л. Кассиль).

3. За неимением лучшего Волька решил согреться так, как это делали в стародавние времена, задолго до Волькиного рождения, извозчики (Л. Лагин).


IX. Найдите "4-е лишнее".

I

1. Осенью, когда хвоя лиственницы желтеет, тайга становится золотистой и особенно красивой (Д. Щербаков).

2. Начало светать, когда мы добрались до замерзшего озера (В. Машков).

3. Когда плачет и раскаивается человек, то от его слез и обида уменьшается (В. Осеева).

4. В ту минуту, когда я собираюсь ложиться, широкая бледная полоса лунного света ясно озаряет комнату (В. Гаршин).



II

1. Клавдия Архиповна нянчила маму в детстве, как меня бабушка (А. Алексин).

2. Таким премудрым пескарем и прожил он последние годы. Просто ушел в себя, как

пескарь в нору (Ю. Домбровский).

3. Уезжая на фронт, она долго наставляла Евдокию, как ходить за цветами (В.Панова).

4. Всякий раз, как она играла, странные, неизъяснимые чувства охватывали его душу (Е. Дулова).

III

1. Я не помню, что именно с ним случилось,

2. Но знаю, что положение его было далеко не из важных (В. Гиляровский).

3. И сказано это было так, что сотрудник Гаврилов побледнел и опустился на диван (Ю. Домбровский).

4. Главная-то боль от сомнения, что, может быть, написал-то я не так хорошо (М. Пришвин).

X. Определите синтаксическую функцию союзных слов.

1. Современному читателю трудно представить себе ту степень популярности, какой пользовались в пушкинскую эпоху стихи, басни и сказки И. И. Дмитриева. 2. Этот материал показал бы с большой наглядностью, как поэтический язык Дмитриева обогащал общелитературный фразеологический фонд. 3. Цитаты брали из тех стихов, которые потом были забыты. 4. Кажется, как будто на крыше опустелого дома, где когда-то было весело и шумно, видим перед собою тощего мяукающего кота. 5. Это отсылка к тем строфам "Карикатуры", которые мы уже цитировали. 6. Вольтер действительно обладал глухим и громким голосом, на что обращали внимание посетители. 7. Какое впечатление производят болдинские письма Пушкина, те из них, что известны нам в переводах с французского? 8. Каков поп, таков и приход. 9. Это народное произведение, изучение которого необходимо писателю, стремящемуся к созданию современного эпоса. 10. Неожиданные ассоциативные сближения в поэтике А. Вознесенского не похожи на то, к чему успели привыкнуть читатели. 11. Анализ окказионализмов А. Вознесенского очень важен для понимания контекста, где они функционируют, а иногда и произведения в целом. 12. Есть статьи, кои по первому воззрению могут быть каждому вразумительны: но есть и другие, кои требуют предварительный познаний.














КЛЮЧИ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ТЕСТАМ

1. 2, 3, 4 - союз

1, 2, 3 - союз 10.

4 - союзное слово 1 - определение

2. 2 - обстоятельство образа действия

2, 3, 4 - союз 3 - подлежащее

1 - союзное слово 4 - обстоятельство места

3. 5 - дополнение

1, 3, 4 - союз 6 - дополнение

2 - союзное слово 7 - подлежащее

4. 8 - именное сказуемое

I. 1, 3, 4 - союзное слово 9 - дополнение

2 - союз 10 - дополнение

II. 1, 2, 3 - союзное слово 11 - обстоятельство места

4 - союз 12 - подлежащее

III. 1 - союзное слово; 2, 3, 4 - союз

5.

I. II.

1-1 1-1

2-2 2-2

3-1 3-2

4-2 4-1

5-2 5-1

6-2 6-2

7-2 7-2

8-1 8-2

9-1 9-2

10-1 10-2

6.

1, 2 - союз

3 - союзное слово

7.

1 - союзное слово

2, 3 - союз

8.

1, 2 - союз

3 - союзное слово

9.

I. 1, 2, 3 - союз

4 - союзное слово

II. 1, 2, 4 - союз

3 - союзное слово III. 1 - союзное слово

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

1. Разграничьте слова-омонимы: союз или союзное слово?

I

Относительное местоимение или

местоименное наречие в функции союзного слова

Союз

1

2

1. Когда он вернулся, обстановка изменилась (М. Булгаков).

2. А теперь, когда я у вас, я чувствую себя совсем хорошо (М. Булгаков).

3. Но коварный Бегемот, как из шайки в бане окатывают лавку, окатил из примуса кондитерский прилавок бензином (М. Булгаков).

4. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? (М. Булгаков).

5. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича (М. Булгаков).

6. Но скажи ты мне ради всего святого, чем и как мы будем жить? (М. Булгаков).

7. Гумно, что выходит в степь, всегда неуютно, скучно (И. Бунин).

8. Тихо так, что слышно падение яблок с лесовки за углом дома (И. Бунин).

9. Озеро еще дремало, как дремали и косые паруса лодок (И. Бунин).

10. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том.

11. Каков был Иисус (М. Булгаков).

12. Стюард был желчен, подобно всем стюардам в мире, и расшвыривал тарелки по

столу в кают-компании, как опытный шулер мечет крапленые карты (К. Паустовский).

13. В ту давнюю пору, когда Илья Миронов год жил в Дурновке, был Кузьма совсем

ребенок (И. Бунин).

14. Разговор принял такой неожиданный оборот, что даже горячность Кузьмы пропала

(И. Бунин).

15. Не воображаешь ли ты, что находишься на ярмарочной площади? (М. Булгаков).

16. А зима никак не кончалась, как не кончались бои (А. Лиханов).

17. За усадьбой учитель поворачивает налево, в ту широкую улицу, что пролегает между валом гумна и старыми избами (И. Бунин).

18. Мальчик останавливается, выжидает, когда они соберутся в кучку (И. Бунин).

19. Каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать

зубы (М. Булгаков).

20. Но не прошло и месяца, как осточертела ему пузановская экономия хуже горькой

редьки (И. Бунин).

21. Группа всадников смотрела, как длинная черная фигура на краю обрыва жестикулирует (М. Булгаков).

22. Сильные руки втаскивали тебя в кабину, в одуряющее тепло, вкусно пахнущее бензином и еще чем-то невыразимо интересным, чем только может пахнуть автомобиль

(М. Герчик).

23. Чем огромнее тяжесть ложилась на душу, тем непрогляднее делался мрак

(И. Бунин).

24. Не знают, когда в поле надо выезжать (И. Бунин).

25. Что бы он ни затеял, всему сопутствовала тревога (Е. Дулова).

II

Союзное слово

Союз

1

2

1. Хочешь знать, как всё это было? (А. Ахматова.)

2. Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, как стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке (В. Распутин).

3. Кормили дети пестрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной

(А. Ахматова).

4. Что делала - сама ещё не понимала (А. Ахматова).

5. Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины жёлто-красной, слагаю я весёлые стихи (А. Ахматова).

6. Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце

(А. Чехов).

7. Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не

выдержал (В. Маяковский).

8. От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас? (Ф. Тютчев).

9. Такая тоска, что только б добежать до канала и голову сунуть воде в оскал

(В. Маяковский).

10. У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда (О. Мандельштам).

11. Я написала слова, что долго сказать не смела (А. Ахматова).

12. И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил (С. Есенин).

13. Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо, как в наши

дни вошёл водопровод, сработанный еще рабами Рима (В. Маяковский).

14. А вы на земле проживёте, как черви слепые живут (М. Горький).

15. Она движется еле заметно, как в кино лишь бывает - замедленно (Ю. Левитанский).

16. Помните, как на войну провожали? (Ю. Левитанский.)

17. В Кишинёве, зимой, а точней говоря - в декабре, я внезапно услышал, как птицы поют на заре (Ю. Левитанский).

18. Я пойду дорогой печальной посмотреть, как играют дети (А. Ахматова).

19. И старый пёс, ложась у ваших ног, вздохнёт о том, что тоже одинок (Ю.Левитанский).

20. Ничего, голубка Эвридика, что у нас студёная зима (О. Мандельштам).

21. Но чувствую, что Музы наши дружны беспечной и пленительною дружбой (А.Ахматова).

22. Сильвио стал ходить взад и вперёд по комнате, как тигр по своей клетке (А.Пушкин).

23. Никому не было известно, когда он вернется.

24. Работая по утрам сапожною щёткой или веником, я с замиранием сердца ждал, когда, наконец, услышу её голос и шаги (М. Горький).

25. Когда же свеча последняя догорит, смущённо - я умираю - он говорит (Ю.Левитанский).

  1. Определите синтаксические функции союзных слов в структуре придаточной части.

Подлежащее

Сказуемое

Определение

Дополнение

Обстоятельство

1

2

3

4

5

1. С Нехлюдовым случилось то, что часто случается с людьми, живущими духовной жизнью (Л. Толстой).

2. Ты не спросил ещё, каков мужик у Чичикова (Н. Гоголь).

3. Председатель обратился к Мите с вопросом, что может он сказать насчёт данного показания (Ф. Достоевский).

4. А знаете, какую было глупость он сделал? (А. Грибоедов).

5. Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста (Н. Гоголь).

6. Площадка, на которой мы должны были биться, изображала почти правильный треугольник (М. Лермонтов).

7. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочитали друг у друга в глазах (А. Куприн).

8. Это человек такой, который своего не упустит (Ф. Достоевский).

9. Её понятия об экономике сводились к тому, какой нынче был привоз на базар - большой или маленький (К. Федин).

10. Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел больную у попадьи (А. Пушкин).

11. На какие средства я буду жить - это загадка (М. Салтыков-Щедрин).

12. Пашня местами мелка и борозды редки, отчего и травы много (Аксаков).

13. Огней хутора, сколько ни приглядывались, не было видно (М. Шолохов).

14. Положение их в первую минуту было похоже на положение школьника, которому

сонному товарищи засунули в нос гусара, то есть бумажку, наполненную табаком (Н.Гоголь).

15. С неизвестным разным людом сводит ночью огонёк. Кто такие и откуда - знать не

знает Моргунок (А. Твардовский).

16. О друг мой, скажи, что с тобою? (А. Фет.)

17. По вечерам появлялись на улице разные люди, каких раньше никто и не видывал (А.Толстой).

18. Он долго не понимал, что за туман колышется перед его взором (А. Фадеев).

19. Да объясните мне, каким образом её похитил Казбич (М. Лермонтов).

20. В какое время он поступил в департамент, этого никто не мог припомнить (Н.Гоголь).

21.Такими жалкими показались сапожники, которых Нехлюдов увидел работающих в окне одного подвала (Л. Толстой).

22. Иль ты не знаешь, что такое людей минутная любовь (М. Лермонтов).

23. В его голосе появился металл, какого прежде не было (А. Толстой).

24. Знаю я, чьи молитвы и слёзы роковую стрелу отвели.

25. Нужно было видеть, какое благоговейное молчание воцарилось.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы / Л.К. Жаналина, З.К. Ахметжанова, А.Е. Тажимуратов, М.Т. Байгабылова. - 3-е изд., перераб.-Алматы: Мектеп, 2013.-320с.

СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Вопросы: Какие подчинительные союзы вы знаете? Какую роль в предложении они

выполняют? Какие смысловые отношения выражают? Закончите заполнение таблицы.

Изъяснительные

союзы

что, чтобы, ли и другие

… …

когда, пока, как только, прежде чем и другие

Чуть только он оторвался от России, с ним произошёл переворот. (К. Чуковский.)

(когда?)

(Чуть только…), [ ].

Причинные союзы

Так как все больные в городе с детства привыкли лечиться только у дедушки, дверь не переставала открываться и закрываться.

(А. Алексин.)

почему?

(Так как …), [ ].

Условные союзы

если, раз и другие

чтобы, для того чтобы, с тем что бы и другие

Матрос остановился, чтобы пропустить лошадей. (В. Белов.)

с какой целью?

[ ], (чтобы…).

Уступительные союзы

хотя, несмотря на то что и другие

Сравнительные союзы

Нижняя губа у него всё ещё шевелилась, точно он что-нибудь шептал. (В. Гаршин.)

[ ], (точно…)

Помните!

В сложноподчинённом предложении встречаются двухместные союзы: если - то, хотя - но, хотя - однако, чем - тем и другие:

Хотя и весна, но дом настыл. (В. Шкловский.)

(Хотя ...), но [ ].

Если Коростелёв не подпишет бумажки, то они и зарплаты не получат! (В. Панова.)

(Если ...), то [ ].

I. В сложноподчинённых предложениях найдите главную и придаточную части. Назовите средства связи частей. Какие части речи (разряды внутри частей речи) выступают в роли союзных слов?

1. Кладовая помещалась, несомненно, за тридевять земель, в тридесятом царстве, потому что Вари не было целую вечность. (В. Панова.) 2. Прежде чем забраться на подоконник, я секунду поразмыслил. (А. Алексин.) 3. Не знал он, куда деть большие свои ручищи.

(В. Белов.) 4. Никто не знал, отчего она плачет. (Р. Фраерман.) 5. Она не хуже нас с тобой знает, зачем мы идём на реку. (Р. Фраерман.) 6. Только вечером я узнал, какие чувства всколыхнуло в папе моё письмо. (В. Машков.) 7. Сидя втроём в тёмной комнате, они озабоченно припоминали всех, кто мог их разыскивать. (В. Осеева.) 8. Темнота здесь стояла особая, такая, какая бывает в яркий, солнечный день в забитой даче. (Ю. Домбровскай.)

Средствами связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы и союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия), которые располагаются в придаточной части.

Союзные слова, в отличие от союзов, не только связывают придаточную часть с

главной, но и являются членами придаточного предложения. А дальше раздавались те же команды и ответные слова, какие можно услышать и при мелкой артиллерии. (А. Новиков-Прибой.) Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзного слова какие (относительное местоимение), которое выполняет в придаточной части роль прямого дополнения. [... сущ.], (какие ...).

  1. Спишите. Разберите придаточную часть по членам предложения. Какими

членами предложения являются союзные слова?

1. Да мало ли разных учреждений, которые помогают, должны помочь! (А. Лиханов.) 2.

Она будто и не понимает, почему он тоскует и хмурится. (В. Панова.) 3. Ещё не установлено точно, какие таинственные причины заставляют некоторых птиц ежегодно бросать кормные удобные места и, рискуя жизнью, тратя запасы жизненных сил, подвигаться на суровый Север. (И. Соколов-Микитов.) 4. Павел спросил, какая у них мельница. (В. Белов.) 5. Мы оказались возле деревянного забора, за которым торчала высокаяс железная труба. (А. Лиханов.) 6. Интересно узнать, о чём они там говорили. (А. Алексин.) 7. Она спросила, где живут ребята, где работала их мама. (А. Лиханов.)

• Составьте пунктуационную схему третьего предложения.

  1. Устно перестройте предложения так, чтобы вопросительные слова выступали бы в роли относительных. 4-5 предложений запишите.

1. Почему Солнце по утрам и вечерам краснеет? 2. Как действует термометр? 3. Какая

из планет самая большая? 4. Для чего используется мультимедиа-компьютер? 5. Что такое виртуальная реальность? 6). Когда вернётся комета Галлея? 7. Сколько галактик во Вселенной? 8. Где воздух легче - в горах или долинах? 9. Откуда берутся краски неба? 10. Когда появился первый календарь? 11. Кто первым открыл, что Земля вращается вокруг Солнца?

• Знаете ли вы ответы на эти вопросы? • Объясните написания слов с большой буквы.

• Какие сложные слова с первой частью термо- (греч. 'тёплый') вы знаете?

мультимедиа виртуальный компьютер

! Союзные слова

Относительные местоимения

Относительные местоимения наречия

кто, что, какой, который, чей, каков, сколько

где, куда, откуда, когда, почему, зачем,

отчего, как

Слова-омонимы

Союзы

Союзные слова

Что, как, когда

Что, как, когда

Для разграничения союза что и союзного слова что существует несколько приёмов:

1) союз что можно опустить (сложноподчинённое предложение превратится в бессоюзное), а союзное слово что опустить нельзя (оно является членом предложения и часто выделяется логическим ударением); 2) придаточную часть с союзным словом что можно превратить в самостоятельное вопросительное предложение; 3) союзное слово что можно заменить союзным словом который.

Из расспросов Мечик узнал, что подъезжала японская разведка. (А. Фадеев.) Что - союз (сравните: Из расспросов Мечик узнал: подъезжала японская разведка).

Мне не терпится узнать, что будет дальше. (А. Алексин.) Что - союзное слово (его нельзя опустить, оно является подлежащим; возможно преобразование придаточной части в самостоятельное вопросительное предложение: Что будет дальше?). Кормили дети пёстрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной. (А. Ахматова.) Что - союзное слово (= которые).

IV. Пользуясь приведёнными выше приёмами, докажите, что в предложениях левой колонки что является союзом, а в предложениях правой колонки - союзным словом.

1. Для неё уже ясно было, что она разлюбила Андрея Андреича. (А. Чехов.)

1. Я не стал объяснять, что я уже выяснил

и что осталось неясным (А. Алексин.)

2. Я пожалел, что обречён шагать по суше

(В. Высоцкий.)

2. Всё ещё стоял тот особый предвечерний

зной, что бывает в южных городах в конце

лета. (И. Бунин.)

3. Я зажмуриваю глаз так сильно, что бровь касается щеки. (Ю. Олеша.)

3. Спокойно сбросить всё, что было шумом, во имя новых листьев мы должны.

(Е. Евтушенко.)

• Как связаны в словообразовательном плане выделенные слова?

• Найдите существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Помните!

Сравнительный союз как можно заменить синонимичным сравнительным союзом подобно тому как. Радость пришла к ней сама, как (= подобно тому как) приходит голод и жажда. (Р. Фраерман.) Сравните: Я даже несколько раз проверял, как он выполняет домашние задания. (А. Алексин.) Как - союзное слово.

Временной союз когда можно заменить другим временным союзом. Когда (= в то

время как) он пришёл в себя, был уже вечер. (Ю. Олеша.) Когда (= как только) мы показались на марсе, кочегар заговорил. (А. Новиков-Прибой.) Сравните: Я поднимаюсь и жду, когда уйдёт гость. (А. Чехов.) Когда - союзное слово.

V. Выпишите сначала сложноподчинённые предложения с союзами, а затем - с союзными словами. Какие приёмы для разграничения омонимичных союзов и союзных слов вы использовали?

1. Разговор принял такой неожида…ый оборот, что даже горячность Кузьмы пропала.

(И. Бунин.) 2. Гумно, что выходит в степь, всегда (не) уютно, скучно. (И. Бунин.) 3. Здесь всё было переплете…о, как в земле переплетаются грибницы разных грибов. (В. Шкловский.) 4. Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине, и я сам видел, как

Зоя обихаживала ране…ыхм. (М. Дудин.) 5. Мы хорошо знали, когда Анна Николаевна была (не) довольна. (А. Лиханов.) 6. Когда мне было три года, семья переехала в Одессу.

(Ю. Олеша.) 7. А Динка молчаливо и (не) подвижно сидит на крыльце, ждёт, когда настанет утро. (В. Осеева.) 8. Когда Элли прогол…даласьсл, она увидела у дороги большой дом.(А. Волков.)


VI. Прочитайте. Какие слова в главной части сложноподчинённых предложений

предупреждают, что за ней следует придаточная часть? К каким частям речи (разряду внутри частей речи) относятся эти слова?

1. Слова были совсем не те, какие теснились в душе. (И. Смольников.) 2. Он падал, но, поднявшись, снова упорно шёл туда, где пылало и шумело море. (В. Панова.) 3. Он сел

против меня так, что его лицо оставалось в тени, и принялся рассматривать меня. (В. Гаршин.) 4. Всё, о чём рассказывалось в повести, оказывается, не было вымыслом, а случилось на самом деле. (А. Алексин.) 5. Всюду, где я был классным руководителем, обязательно работал литературный кружок (А. Алексин.)

• Найдите второстепенный член со значением добавочного сказуемого.

• Найдите "гусей" и "матрёшек".

В главной части сложноподчинённых предложений могут быть указательные слова (указательные и определительные местоимения и местоименные наречия), которые указывают, что при ней имеется придаточная часть. Марина так часто читала и перечитывала это письмо, что помнила наизусть каждое слово. (В. Осеева.) [так+нареч.], (союз что …). Всё, что совершается в природе, неотделимо от моей человеческой жизни. (И. Соколов-Микитов.) [Всё, (союзн. сл. что ...), ...].


VII. Спишите, подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить?

1. Урожай с гектара здесь таков, какого не знают в других местах. (Г. Кублицкий.) 2. Кончив, оркестранты повернулись в ту сторону, где сидел с друзьями Пётр Ильич, и зааплодировали, стуча смычками по пюпитрам. (Е. Дулова.) 3. Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами. (К. Чуковский.) 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями. (В. Гаршин.) 5. Жгли всё, что только могло гореть. (А. Новиков-Прибой.) 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне. (К. Паустовский.)

• Укажите неопределенно-личные предложения.

• Выполните пунктуационный разбор 2-го и 4-го предложений.

• К какой тематической группе принадлежат выделенные слова? Продолжите ряд

слов, принадлежащих к этой группе.

VIII. Прочитайте. Как вы думаете, есть ли в данных сложноподчинённых предложениях указательные слова? Докажите свою точку зрения.

1. Если с цитадели смотреть, то вёрст на пятьдесят вокруг видно. (Ю. Домбровский.) 2. Так как я приехал с целью поступить в какой-нибудь полк и побывать на войне, то седьмого мая, в четыре часа утра, я уже стоял на улице в серых рядах, выстроившихся перед квартирой полковника 222-го Старобельского пехотного полка. (В. Гаршин.) 3. Чем ближе я знакомился с ним, тем больше он удивлял меня своим блестящим умом. (А. Новиков-Прибой.)

• Найдите и охарактеризуйте обособленные члены предложения.

• Какой частью речи является в данном случае слово блестящий?

IX. Найдите четвёртое лишнее.

I. 1. Я даже составил и выучил наизусть текст своей первой педагогической беседы, где было много примеров из жизни, пословиц и поговорок. (А. Алексин.) 2. Мы забрались

на самую верхушку зелёного холма, откуда был виден весь городок. (А. Алексин.) 3. В девять часов утра, когда начиналась убийственная жара, у него на кораблях прекращались все работы. (А. Новиков-Прибой.) 4. А она вдруг послала всем воздушный поцелуй и убежала за красную занавеску, куда убегали все артисты. (В. Драгунский.)

II. 1. Я должен рассказать тебе, что ещё случилось. (А. Алексин.) 2. Бывает, что и на солнце затмение находит. (А. Новиков-Прибой.) 3. Мне нравилось, что он живёт в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов. (К. Чуковский.) 4. Боялся великий хан, что город взбунтуется. (В. Шкловский.)

III. 1. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин.) 2. Чем ближе подходил пароход, тем он казался больше. (А. Беляев.) 3. Нj кончилось тем, что и она съела свою рыбку. (Р. Фраерман.) 4. Войдёшь, бывало, с вольного света в уютный пчельник, освещённый только тем, что открыта дверь. (В. Солоухин.)


X. Изучите таблицу. Дополните ее примерами. Подготовьте учебное сообщение

"Средства связи в сложноподчинённом предложении".

Средства связи в сложноподчинённом предложении

Средство связи


Где располагается

Является ли членом

предложения

Пример

1. Союз

В придаточной части

Не является



2. Союзное слово (относительное местоимение или местоименное наречие)

В придаточной

части


Является членом придаточного предложения


3. Указательное слово (указательное и определительное местоимение или местоименное наречие)


В главной части


Является членом главного предложения



ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Тест 1. Найдите сложноподчиненное предложение:

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

Тест 2. Прочитайте предложение

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.

Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

растений.

Тест 3. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении

Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

Тест 4. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

Тест 5. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

Тест 6. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

Тест 7. Прочитайте предложение

Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.

Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

Тест 8. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении:

Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В. Придаточное времени

Тест 9. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

Тест 10. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ?

А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.






















Список использованной литературы

  1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы / Л.К. Жаналина, З.К. Ахметжанова, А.Е. Тажимуратов, М.Т. Байгабылова. - 3-е изд., перераб.-Алматы: Мектеп, 2013.-320с.

  2. Андромонова Н.А. Принципы разграничения союзов и союзных слов с обстоятельственным значением Ученые записки Казанского пед.института. - 1977. - Вып.179

  3. Русский язык. Учеб. для 10 кл. естест.-математ. направления общеобразоват. шк. с русским языком обучения / Г.Н. Кенжебалина, Ж.Ж. Капенова, Н.В. Мирошникова, Г.К. Шаикова. - Астана: «Арман-ПВ», 2014. - 352 с.

  4. Кулагин А.Ф. Синтаксические функции союзных слов и их отличие от союзов // Русский язык в школе. - 1963. - №6

  5. Русский язык. Учеб. для 11 кл. естест.-математ. направления общеобразоват. шк. с русским языком обучения / Ж.Ж. Капенова, М.В. Валова, Н.Т. Сералинова. - Астана: «Арман-ПВ», 2015. - 240 с.

  6. Юрченко В.С. Приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов // Русский язык в школе. - 1988. - №2

  7. Чеснокова Л.Д. Русский язык: Трудные случаи морфологического разбора. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 165-168

38


© 2010-2022