Открытый урок по литературе на тему: Творчество С. А. Есенина

конспект урока по литературе для учащихся 7 класса.Цели  и задачи урока:            воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;      развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической  обусловленности; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по творчеству С.А. Есенина «Я сердцем никогда не лгу»


Цели и задачи урока:

 воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

 развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической обусловленности; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения

Материально-техническое обеспечение: портрет Сергея Есенина; выставка книг поэта; песни и романсы на стихи Есенина; иллюстрации и рисунки на стихи поэта.

Ход урока

Горька судьба поэтов всех времен,

Тяжелее всех она казнит Россию.



Это слова друга А. Пушкина поэта-декабриста В. Кюхельбекера. Горькие слова, трагические, но в них, к сожалению, истина:

в 37 лет убит на дуэли А.С. Пушкин,

в неполные 28 - Михаил Лермонтов,

в 25 лет не стало Николая Добролюбова,

в 35 убит Александр Грибоедов,

в 37 покончил жизнь самоубийством Вл. Маяковский,

в 41 год расстрелян Николай Гумилев,

в 30 - убит Сергей Есенин.

I.Орг.момент

1.Психологический настрой

2.Слово учителя

Я думаю, вы согласитесь со мной: можно любить и не любить Маяковского, можно понимать и не понимать Николая Гумилева.

Но не возможно не любить, не понимать поэзию Сергея Есенина. Его поэзия близка каждому русскому сердцу. Это истинно русский поэт, может потому, что родом из деревни.

-- любовь к родной природе у поэта проявилась прежде всего в создании шедевров пейзажной лирики. Пристально вглядываясь в каждую подробность окружающего мира, поэт осознает весомость и значительность каждого момента жизни природы. Всё здесь гармонично слито, проникнуто пристальной нежностью.

II.Изучение нового материала.

1.Фронтальная беседа

- Пока я не буду называть его имени, но думаю, что прослушав несколько строк, вы сможете назвать его имя

М.у: на фоне музыки звучит стихотворение.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

(1914г)

-Это стихотворение 19 летнего юноши, как вы думаете, какими чувствами проникнуто это стихотворение ?

М.у: любовь к Родине, гордость.

2.Эвристическая беседа

-нам предстоит решить, каково отношение поэта к Родине? Как оно сложилось?

М.у-презентация, учащиеся конспектируют материал

К вершинам своей поэзии С.Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанская земля стала страной его детства. Село Константиново.Привольно раскинулось оно на высоком холмистом берегу Оки. Отсюда открывается вся красота родного края: необъятный простор заливных лугов, утопающих в цветах, зелёные перелески, убегающие вдаль, синяя дымка лесов. Здесь 3 октября 1895 года в крестьянской семье родился великий русский поэт С.А.Есенин.

Летом 1912 года С.Есенин окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу, получил диплом сельского учителя, но от распределения в сельскую школу наотрез отказался, несмотря на слёзы матери и гнев отца, которым очень хотелось, чтобы их сын всему селу на зависть стал учителем. И не потому, что боялся «пропасть» в глуши, а потому, что понял, что он - поэт. Есенин мечтал о поэтическом признании, печататься в журналах, встречаться с известными столичными поэтами…Почувствовав себя поэтом, С.Есенин уже не мог представить себе другой жизненный путь.Он едет в Москву.Здесь Есенин поступает в типографию, в корректорский отдел, одновременно посещает народный университет Шанявского, увлекается революционным движением, распространяет среди рабочих журналы, участвует в забастовках, демонстрациях. Одно за другим появляются в детском журнале «Мирок» стихотворения поэта, счастливой стала для С.Есенина весна 1915 года. Он ехал в Петербург.Ехал без денег, без рекомендательных писем, с одним-единственным багажом - стихотворениями. Сразу же пошёл к А.А.Блоку. «Блока повидать - первое дело» Поначалу С.Есенин сильно волновался. Но вскоре волнение прошло. Он стал читать свои стихотворения, чистые, свежие, голосистые.

Жизнь Сергея Есенина была короткой (всего 30 лет), но, несмотря на это, она была очень яркой и многогранной. В ней были и весёлость, и доброта, и беспечность, и дерзкая удаль. Никогда он не был одинок. К нему тянулись люди, и он отвечал им и был счастлив, когда мог или хотел ответить, помочь.

Большую часть творчества занимает любовная лирика. Это целая тема: "Любовь к женщине".(на дереве) Она навсегда останется украшением нашей поэзии рядом со стихами Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.

С этой темой вы будете знакомиться позже.

3.Работа в группах

М.у: анализ полученного стихотворения

-Нужно из строчек собрать стихотворение.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

(1913)

4. Выступление учащихся о жизни и творчестве С. Есенина.

А) исследовательская работа (в группах)

м.у: Все учащиеся работают в группах, рассматривая тему «развитие темы родины и природы в творчестве С. а. Есенина» по периодам.

Каждая группа работает по общему для всех плану:

  • выделить в данном периоде творчества стихотворения, относящиеся к теме родины, природе;

  • проанализировать стихотворения, обратив внимание на то, как развивается эта тема, как соотносится с темой и идеей образный строй стихотворений;

  • представить свои наблюдения в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.

Задание для 1-й группы. «мой край задумчивый и нежный…» (1914-1916): стихотворения «Край любимый…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Русь».

Задание для 2-й группы. «Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Сторона ль ты моя, сторона!».

Задание для 3-й группы. «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное…», «Спит ковыль…».

Б) Презентация результатов исследовательской работы представителями групп

М.у-работа с текстами стихотворений С. Есенина о родине и природе.

5.Продолжи стихи

М.у: группам поочередно предлагаются строки стихов

  • Белая береза под моим окном

(Принакрылась снегом, точно серебром)

  • Когда-то у той вон калики

Мне было 16 лет.

(И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет»)

  • Ты жива еще, моя старушка.

(Жив и я, привет тебе, привет)

  • Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот, да веселый свист.

(Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист)

  • Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

(Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»)

  • Не криви улыбку, руки теребя.

(Я люблю другую, только не тебя)

Ты меня не любишь, не жалеешь.

(Разве я немного не красив)

III. Итог урока

1.Заключительное слово учителя

- Итак, сегодня на уроке вы убедились в том, что природа у С.Есенина - не только одна из главных тем, но и ключ к его

Поэтической образности. Словесный образ, по мнению поэта, отражает «узловую связь природы с сущностью человека.Каждый поэтический образ определён жизнью, в нём проявляется диалог поэта с миром - природой, землей. В точности проникновенности образа - творческий дар и жизненная философия поэта.

Творческое наследие поэта очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек - только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой берёзы, старого клёна, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит - и человечество.

2.Рефлексия

Что сегодня на занятии вам понравилось?

Что нового и полезного для себя нашел каждый из вас на этом занятии?

IV.Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Мой Есенин».

© 2010-2022