• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Интегрированный урок литературы, русского языка, риторики и изобразительного искусства в 7 классе по теме: «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»: историческая, фольклорная, нравственная основа повести (на примере эпизода «Речь Тараса Бульбы о товариществе)»

Интегрированный урок литературы, русского языка, риторики и изобразительного искусства в 7 классе по теме: «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»: историческая, фольклорная, нравственная основа повести (на примере эпизода «Речь Тараса Бульбы о товариществе)»

Цели урока: Обучающая: закрепление понятия о публицистическом стиле речи, его цели и особенностях. Развивающая: обучение анализу публицистического текста, включённого в художественное произведение (на базе полученных знаний из курса русского языка, риторики и литературы). Показать отражение темы повести в изобразительном искусстве. Сделать ученика равноправным участником учебного процесса. Воспитывающая: на примере образов Тараса Бульбы и героев – казаков  показать величие подвига во имя служени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературы, русского языка, риторики и изобразительного искусства в 7 классе по теме: « Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» : историческая, фольклорная, нравственная основа повести (на примере эпизода «Речь Тараса Бульбы о товариществе)».

Цели урока:

Обучающая: закрепление понятия о публицистическом стиле речи, его цели и особенностях.

Развивающая: обучение анализу публицистического текста, включённого в художественное произведение (на базе полученных знаний из курса русского языка, риторики и литературы). Показать отражение темы повести в изобразительном искусстве. Сделать ученика равноправным участником учебного процесса.

Воспитывающая: на примере образов Тараса Бульбы и героев - казаков показать величие подвига во имя служения Родине и православной вере, значение чувства товарищества и братства, силу воли и духа.

Используемое оборудование: отрывок из фильма «Тарас Бульба», репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», детские иллюстрации к повести, план анализа эпизода.

Класс разделён на четыре группы: «историки», «литераторы», «художники», «этнографы».

Эпиграфы к уроку:

1.«Ораторство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других» ( Н.Ф.Кошанский).

2. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» (В.Шефнер).

Ход урока.

1. Повторение.

- На прошлых уроках мы узнали, какие исторические факты легли в основу повести, что такое историческая Запорожская Сечь, как она появилась, откуда возникло это название. Гоголь в своей повести даёт следующее определение Запорожской сечи: «Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» Почему Гоголь называет Сечь гнездом вольности? ( сюда слетаются все вольнодумцы, молодые казаки в том числе, их воспитывают, делают настоящими воинами, вселяют вольнолюбивый дух, окрыляют великой идеей независимости и свободолюбия).

-Какие черты в запорожцах привлекают, а какие отталкивают?( Привлекает товарищество и братство, а отталкивает жестокость).

2. Работа с репродукцией картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

-Слово «художникам» : какова история создания картины? (Репин работал над картиной 12 лет. В основу сюжета картины положено историческое событие. В 1675 турецкий султан Мухаммед IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно сдаться. Запорожцы не остались в долгу и отправили дерзкий ответ: «Ты - шайтан турецкий, черта брат и товарищ, египетский свинопас, александрийский козолуп, товарищ сатаны, свинья, всего света и преисподней шут, какой ты к черту рыцарь. Тебе, брехуну великому, безумному противнику Божию, кобылятнику негодному, поганцу смердящему, сыну чертячьему - не покоримся тебе, на земле и на воде будем биться с тобой, загоним в Царьград, из которого можешь драпать в пекло к отцу своему, дьяволу, который давно скучает по тебе.

Кошевой атаман Сирко со всем кошем запорожским». На картине изображён момент, когда запорожцы, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют своё знаменитое письмо).

Картина не является иллюстрацией к повести, это самостоятельное произведение.

-Подумайте, какая связь между полотном и повестью? (Передан дух казаков, настрой, среди героев есть те, кого сам Репин назвал Тарасом, Остапом, Андрием).

-Итак, главными ценностями в жизни была любовь к родной земле, преданность вере православной, мужество и самоотверженность, товарищество и братство. Назовите эпизоды, где наиболее ярко проявляются эти качества.

3. Анализ эпизода «Речь Тараса Бульбы о товариществе» (транслируется видеозапись отрывка из фильма «Тарас Бульба» с Богданом Ступкой в главной роли).

-Обращение к «литераторам»: охарактеризуйте речь Тараса с точки зрения стиля (публицистический стиль речи, цель которого призывность. Используется различная лексика: художественная и разговорная, множество тропов, речь эмоциональная, экспрессивная, яркая, какие ключевые слова используются, почему включены множественные повторы. Сделайте вывод, зачем автор в художественное произведение вводит публицистический стиль?).

-Гоголь свято верит в колдовскую силу живого слова. В пламенной речи Тараса запечатлились только мысли героя? (Нет, и самого автора тоже, поэтому полна речь пылающего восторга).

-Что важнее: родство или духовная связь? Почему такое значение имела вера православная?

- Слово «этнографам» и «историкам».

Одновременно с наступлением на Православную Империю начались крестовые походы и в северо-восточном направлении. Однако если средиземноморские войны крестоносцев еще имели хотя бы видимость оправдания арабскими завоеваниями Святой Земли, то походы против православных славянских народов были в чистом виде агрессией.

На пути латинской экспансии оказалось небольшое славянское племя пруссов, полностью уничтоженное западными «цивилизаторами». Следующими на очереди были поляки. Они стали первым славянским народом, который папистам удалось окатоличить. С тех пор Польша становится своеобразным плацдармом для всех походов католического Запада на Святую Русь. Одновременно с окатоличиванием Польши латиняне обрушились и на русские земли. Именно тогда наши предки воочию увидели захватнические намерения римо-католиков.

Но на пути крестоносцев непреодолимой преградой встал Святой благоверный князь Александр Невский со своею дружиною. В 1240 году в устье Невы он разгромил шведов, а в 1242 году Ледовое побоище на Чудском озере надолго отбило у «псов-рыцарей» охоту воевать против русских.

В это трагическое для Руси время она оказалась между двух огней. Александру Невскому пришлось выбирать между татарским игом и латинским ярмом. Русские люди предпочли пойти в полон к диким восточным язычникам, чем поступиться чистотою веры в угоду кичливым западным еретикам. Русь, хотя и потеряла свою политическую независимость, сохранила неповрежденным Православную Веру. Святой князь дал замечательный урок последующим поколениям русских православных людей: даже утрата государственной независимости не так страшна, как духовное рабство. Вместе с тем, Промыслом Божиим, татарский щит на два века заслонил русскую землю от католической экспансии.

Однако урок, преподанный папистам Святым князем Александром Невским, не пошел им впрок. Они не оставили попыток проникновения в русские земли. Менялась тактика их действий, менялись вожди крестовых походов, но неизменной оставалась политика католической экспансии С тех пор началось методичное давление католиков на славянские земли, получившее название «Drang nach Osten» (натиск на Восток).

Не имея возможности покорить всю Русь, католики попытались захватить окраины. Они сосредоточили свои силы на русских землях, оказавшихся в составе Великого княжества Литовского. Путем хитроумных политических комбинаций язычники-литовцы были втянуты в орбиту католического мира. Началось государственное сближение Польши и Литвы, завершившееся уже в XVI веке образованием Речи Посполитой. После польско-литовской унии положение православных русичей стало невыносимым, против них начались жестокие репрессии папистов. Король Казимир захватив Галицкую Русь, начал огнем и мечом насаждать латинство в городах с исконно православным населением. Сопротивление православных повсеместно жестоко подавлялось. Так в 1472 году в городе Юрьев по повелению католического бискупа за отказ принять латинскую ересь были утоплены в реке священник Исидор и с ним 72 человека..

-В чём разница между католицизмом и православием?

- В 1054 году христианство раскололось на православие и католицизм.

Основные различия касались таких вопросов.

- Православные считают, что Дух святой исходит от Бога-Отца, а католики - что и от Сына.

- Православные считают, что Дева Мария умерла и душа её была вознесена на небо, а католики утверждают, что Дева Мария была вознесена на небо телесно.

- Православные считают, что души умерших "сортируются" сразу после смерти, и направляются в рай или в ад, а католики полагают, что души длительное время обитают в чистилище, ожидая Божьего суда.

- Наконец, православные не признают верховенства папы Римского, а католики считают его главой всей Католической церкви и наследником лично апостола Петра.

Есть и другие различия: православные крестятся справа налево, а католики - слева направо; католики начинают причащать детей только лет с семи - десяти, а православные раньше; православные ведут богослужения на церковно-славянском языке, а католики - на латыни. И много ещё различий, менее существенных, но до сих пор не преодолённых...

-Слово «историкам». В речи есть упоминание о Царьграде. Какое историческое событие упоминается?

Славяне еще задолго до образования Киевского государства строили суда и использовали их для торговли и военных походов и были известны Риму и Византии как воинственный, храбрый и свободолюбивый великий народ под именем антов (рассеян). Византийцы высоко ценили их военное искусство и считали славян опасным противником. Истории хорошо известны плавания и походы южных и восточных славян еще в IV - VII вв., когда флотилии славянских моноксилов (судов-однодеревок) появились в Мраморном, Эгейском, Средиземном и Черном морях. Уже тогда Черное море арабы называли Русским морем. Славяне в целях самозащиты с моря осаждали Царьград и другие города, действовали на берегах Малой Азии, в Эпире. Славянский флот в 610 г.. осаждал Солунь, в 623 г. вел боевые действия против острова Крит, в 626 г. против Константинополя. Славяне, являясь потомками и преемниками древнепричерноморского мира, в IV - VII вв. достигли высокого уровня развития материальной и духовной культуры, общественного строя и политической жизни.

-Слово «этнографам». Что вы можете сказать о лексике, прозвучавшей в речи о товариществе?

Зачем Гоголь использует большое количество украинских слов? (Для воссоздания обстановки ).

Подведение итогов.

-Во все времена повесть «Тарас Бульба» была тем произведением, которое вдохновляло людей. На подвиг, на самоотверженный труд во имя Родины. Композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести, художники П.Соколов, М.Нестеров, М.Дерегус, С.Иванов, А.Герасимов неоднократно обращались к теме повести «Тарас Бульба».

-Скажите, а для чего мы с вами, современные люди, обращаемся к этому же произведению? (В мире царит борьба, разобщённость, эгоизм. А хочется, чтобы рядом были верные, преданные люди. Такие уроки гуманизма мы берём из этого произведения).

Домашнее задание. Написать сочинение по повести. (Три темы на выбор).





© 2010-2022