КИМ по русскому языку ЕГЭ 2015

КИМ по русскому языку 2015 1 вариант
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант 1 2015г.

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3


(1) Микроорганизмы - самые вездесущие природные создания. (2) Они живут всюду, где есть источники пищи и энергии: в стратосфере, в океанских глубинах, песках пустынь и антарктических льдах. (3) Устойчивостью микроорганизмов к физическим воздействиям можно было бы только восхищаться, если бы среди них не встречались патогенные, то есть вызывающие инфекционные заболевания человека, животных и растений. (4) Для борьбы с болезнетворными бактериями и вирусами обычно применяют высокие температуры, дезинфицирующие химические средства и ультрафиолет. (5) В качестве источника ультрафиолетового излучения можно использовать лазер. (6) … импульсный лазер обеспечивает пиковую мощность около 300 кВт, которой достаточно для уничтожения 90% бактериальных клеток на площади примерно в 1 гектар как на поверхности почвы, так и в приземном слое воздуха.


1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Микроорганизмы живут всюду, где есть источники пищи и энергии: в стратосфере, в океанских глубинах, песках пустынь и антарктических льдах.

2) Для борьбы с болезнетворными бактериями и вирусами обычно применяют высокие температуры.

3) Микроорганизмы - самые вездесущие природные создания.

4)Микроорганизмы, живущие всюду, очень устойчивы к физическим воздействиям.

5)С патогенными микроорганизмами, живущими всюду, применяют высокие температуры, дезинфицирующие химические средства и ультрафиолет.

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в … предложении текста? Выпишите это слово.

Например, Вопреки этому Хотя Наоборот, Однако

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫСОКИЙ Определите значение, в котором это слово употреблено в 4 предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВЫСОКИЙ, -ая, -ое;

1. Большой по протяженности снизу вверх или далеко расположенный в таком направлении. Высокая гора. В. дом. В. рост. Высокие потолки. Высокие облака.

2. только кр. ф. (высок, -ока, -око). Больший по такой протяженности, чем нужно. Этот. стул малышу высок.

3. Превышающий средний уровень, среднюю норму, значительный. Высокое кровяное давление. 4. Выдающийся по своему значению, очень важный, почетный (книжн.). Высокая ответственность. Высокая награда. Высокая честь.

5. Очень значительный, возвышенный по форме и содержанию (книжн.). Высокая мысль.

6. Очень хороший. Быть высокого мнения о ком-н. Высокое качество товаров. Книга высокого достоинства.

7. О звуке, голосе: тонкий и звонкий. Высокая нота. В. голос (сопрано).

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

включИшь лилА портфЕль приручЁнный кухОнный

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

После бури на море установилось СРАВНИМОЕ затишье.

Настя НАДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами, представляя себя героиней любимого балета, виденного ею в театре.

Перед усталыми путниками по-прежнему расстилалась НЕОГЛЯДНАЯ даль.

Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.

Часто от действий ДИПЛОМАТОВ зависит успех внешней политики государства.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара носков

лягте на спину

тремястами дисками

более честно

зажгёт

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)Благодаря труда реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.

Б)Многие из тех, кто бывали в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.

В)Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, перед Иваном Грозным встала задача расположить к себе новых подданных.

Г)Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

Д)Кружащиеся чайки над морем кричали громко и пронзительно.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)ошибка в построении предложения с однородными членами

5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)неправильное построение предложения с косвенной речью

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг..рать прив..легия р..жим зам..рать (от восторга) изв..щение

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..болезненный, не..держанный

р..спорядиться, с..гласие,

пр..неприятный, пр..следовать

о..бросить, по..шить

пр..дирчивый, пр..милый

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

неуживч..вый государ..вый перекле..вать спрыг..вать догадл..вый

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

перекормл..нный

всклокоч..нный

предвид..вший

задерж..шься

атаку..мый

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)прекращавшаяся в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.

После ремонта комната ещё (не)приведена в порядок.

(Не)помня зла, за благо воздадим.

(Не)обычная обстановка мешала сосредоточиться.

Она (не)лишена своеобразного обаяния.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ЧЕГО вы хотели отказаться? От права выбора или от ответственности за исход экспедиции? (ПО)ЧЕМУ вы так малодушны?

(НА)КОНЕЦ взошёл месяц, и эта ночь была ТАК(ЖЕ) великолепна, как та, которую Алексей запомнил навсегда.

Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня.

Главными для художников-импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздух, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой соломе(4)ой корзиной в руках.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.

2)Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.

3)Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.

4)И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

5) Всю ночь крупный дождь лился ручьями и один за другим раздавались удары грома.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Наиболее полно (1) по мнению критиков (2) гончаровская норма жизни раскрылась (3) конечно (4) в тех главах романа «Обломов», где описывается жизнь главного героя в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В бурные потоки (1) переправа (2) через которые (3) отняла у нас много времени(4) превратились теперь маленькие горные речки.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) то он продолжал бы свои рассуждения.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Развитие науки не раз ставило перед учёными важнейшие этические проблемы. (2)Сегодня они связаны с ответственностью не только за то, что уже сделано, но и за выбор новых направлений исследований - например, в современной биологии. (З)Возможность манипулирования наследственным материалом клеток, которую дала генная инженерия, внеутробное развитие человеческого эмбриона, проблемы трансплантации органов - эти примеры демонстрируют ситуации, где этические проблемы в решающей степени переплетаются с планированием и осуществлением экспериментальных исследований, с новыми путями практического использования научных открытий.

(4)Не секрет, что в среде учёных-естественников преобладает убеждение, будто наука не имеет своей собственной специфической системы ценностей. (5)Но это как раз, на мой взгляд, не исключает, а, наоборот, предполагает, что этика должна выработать определённые моральные нормы, которыми могли бы руководствоваться исследователи в ходе своей работы.

(6)Вряд ли стоит повторять, что основным критерием научности выводов исследователя является объективность. (7)Это действительно так, и в науке нет и не может быть места для субъективного фактора. (8)Но наука не только новое знание. (9)Это область приложения коллективных усилий, область сомнений и ценностных оценок, область социальных пристрастий - словом, всего, чем наполнена любая человеческая деятельность. (10)А значит, и ей, науке, принадлежит не последнее место в формировании того комплекса общечеловеческих ценностей, из которых складывается понятие «гуманизм».

(11)Учёные не могут закрывать глаза на опасность уничтожения человеческой цивилизации, не могут не видеть нищету, хронический голод и безграмотность сотен и сотен миллионов
жителей нашей планеты. (12)Как исследователи, как гуманисты они могут и должны вносить свой вклад в решение этих острейших проблем современности.

(13)Джон Бернал, выдающийся учёный и общественный деятель, размышляя о судьбах науки, писал, что первый и самый трудный шаг состоит в том,чтобы использовать наши знания против устранимого зла. (14)А вторым шагом является поиск средств борьбы со злом, против которого сегодня мы ещё бессильны. (15)Продолжение и расширение научных исследований откроет нам глаза на то зло, которое мы пока не различаем. (16)А посему учёные должны неустанно создавать новое и полезное: новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организации общественных действий.

(17)Сказанное Джоном Берналом фактически означает, что работа учёного должна в конечном счёте приводить к изменению мира в интересах человека. (18)Соединение мощи знания с принципами научного гуманизма и есть основа подлинного прогресса - прогресса, не подчиняющего себе человека, а верно служащего ему.(По Е.П. Велихову*)*

Евгений Павлович Велихов (род. в 1935 г.) - российский учёный, физик-теоретик.


20. Какие из утверждений являются верными?

1) Учёные доказали, что наука не имеет своей собственной специфической системы ценностей.

2) Науке принадлежит не последнее место в формировании того комплекса общечеловеческих ценностей, из которых складывается понятие «гуманизм».

3) Учёные не должны вмешиваться в острейшие проблемы современности.

4) Основа подлинного прогресса в соединении мощи знания с принципами научного гуманизма.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными?

  1. В предложении 3 представлено рассуждение.

  2. Предложение 9 объясняет содержание предложения 8.

  3. В предложениях 15-16 содержится повествование.

  4. В предложениях 13-13 содержится описание.


22. Из предложений 13-16 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 13-16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру из списка.

«Автор точно, логично и эмоционально обосновывает свою позицию, используя синтаксическое средство выразительности - (А) ______ (в предложениях 9. 16), приём -(Б) _________ («новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организации общественных действий»), лексическое средство - (В) _____(«исключает» - «предполагает» в предложении 5) . А (Г) _____(«внутриутробное развитие», «человеческий эмбрион», «трансплантация органов») помогают автору подчеркнуть особую актуальность затронутых проблем для ряда современных научных направлений».

Список терминов:

  1. Синонимы 2)Индивидуально-авторские слова 3)Контекстные антонимы

4) Термины 5) Парцелляция 6) Риторическое обращение

7)Ряды однородных членов 8) Диалектизм 9)Лексический повтор

Часть 2

25.Напишите сочинение по тексту.



© 2010-2022