Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему Дискуссионная речь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе

на тему "Дискуссионная речь ."

Разработала: учитель русского языка и литературы

Карагандинской республиканской

школы "Жас улан" имени Дважды Героя

Советского Союза Т.Я.Бегельдинова

Кульмаганбетова Бану Елеусизовна.

Цель:- научить уланов умению обсуждать, доказывать, убеждать, отстаивать свои мнеия;

- развивать навыки диалогической и монологической речи ; умения вести дискусии;

-закрепить на практике правила устного выступления.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы работы: лингворазминка, лекция, беседа, словарная работа, доклад,монолог

учителя.

Наглядность: учебник, таблица ,словарь С.Ожегова.

Ход урока

I . Орг.момент.

II. Лингвистическая разминка. Кто автор этих крылатых выражений?

1. "А счастье было так возможно , так близко...".

2. "Лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии".

3. "Жил - дрожал и умирал - дрожал".

III. Беседа : - В чем особенности лекции как речевого жанра?

- Чем жанр доклада отличается от лекции?

- На что нужно обратить внимание при обсуждении доклада?

- Что необходимо знать о научном сообщении?

- Какие виды и жанры публичной речи вы знаете?

IY. Словарная работа. Спор - 1. словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый

отстаивает свое мнение;

2. взаимное притязание на владение чем - нибудь, разрешаемое судом.

Общим для всех значений слова "спор" является наличие разногласии, противоборство.

Слова дискуссия, полемика, диспут - синонимы, объединенные общим значением публичный спор.

Y. Дискуссионная речь, дискуссия - это особый спор , который предполагает не упрямую попытку непременно отстоять свое мнение во что бы то ни стало, а обоснованно , взвешенно доказать истину по каким - то общественно значимым проблемам в присутствии заинтересованных слушателей.

Дискуссия (латин. discussio - "исследование, рассмотрение, разбор") - это выяснение и сопоставление разных точек зрения , нахождение нравственного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения , т.к. её участники сами приходят к тому или иному выводу.

Участники дискуссии , диспута , сопоставляя противоречивые суждения , стараются прийти к следующим результатам: - найти общее решение вопроса;

- прийти к единому мнению в споре;

- установить истину.

Цель полемики иная:

- одержать победу над оппонентом и утвердить собственную позицию. Но истинная научная

полемика ведется не ради самой победы , а стремится в решительной борьбе отстоять

общечеловеческие ценности и права конкретного человека , проявить активную гражданскую

позицию.

YI. На основе таблиц, данных на стр. учебника 231,232 сделать сообщение о видах и типах дискуссии.

YII. Беседа на тему: "Как проводятся дебаты по ТВ?"

YIII. Монолог учителя. Первым , кто осознал исключительную важность диалоговой формы общения людей для прогресса познания, был Сократ , выдающийся древнегреческий философ.

Знаменитые беседы Сократа с учениками, друзьями и недругами вошли в золотой фонд человеческой культуры. Главная их ценность - метод поиска истины. Кроме языковых, логических аспектов , спор имеет множество трудноуловимых психологических, нравственных и эстетических граней. Спор - это не только наука , но и тонкое искусство.

Во время диспута человек должен достойно вести себя; не допуская резкого тона, внимательно анализируя доводы "противника".

Знание и понимание культуры спора , умение находить правильное решение , наиболее точно выбирать вариант собственного поведения определяет тактику спора.

Упражнение 308 (стр. 235).Анализ публичной речи.

IX. Плюрализм: 1. множественность мнении, взглядов;

2. философское учение , утверждающее, что в основе мира лежит множество

духовных сущностей;

3. одна из главных идей в современных западных теориях общего устройства, состоящая в том , что общественно-политическая жизнь представляет собой состязание , конкуренцию множества социальных групп, партий, организаций.

Упражнение 305 (стр.)

X. Итог урока: - В чем особенности жанров дискуссионной речи? (полемики , дискуссии, дебата).

- Типы дискуссии по цели , результатам, количеству участников.

- Каковы нормы поведения во время спора?

XI. Домашнее задание: подготовить вопросы по пьесе М.Горького "На дне": "Унижает ли человека жалость?"


© 2010-2022