Уроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)

В наше непростое время проблема духовно-нравственного воспитания становится ведущей. Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодёжную среду. Наряду с таким проблемами, как табакокурение, алкоголизм, наркомания актуальна и проблема увлечения молодежью азартными играми. Поэтому сегодня первостепенной задачей становится разработка мер по профилактике игровой зависимости на уровне семьи и школы. Предлагаемое занятие ориентировано на формирование у р... Необходимо просвещать, предупреждать детей об опасности азартных игр. И мы, учителя литературы, можем это сделать на уроке, ведь у нас есть очень сильное оружие – слово, художественная речь, книга. Именно книга содержит богатейший материал для воспитания нашей молодёжи. Она помогает воспитывать в детях такие качества, как доброта, порядочность, честность. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать Ч. Айтматова, Б. Васильева, В. Астафьев...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинарское занятие

Тема: «Уроки жизни»

(Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)

Участники семинарского занятия: учителя, учащиеся среднего и старшего звена, родители.

Оборудование: мультимедийное оборудование (презентация Microsoft Power Point).

Дидактические материалы: маркеры, чистые листы формата А2, раздаточный материал - задание для групп, картинки с изображение монет по пять, два и одному рублю, магниты.

Цели работы:

  • сформировать у учащихся представление о проблеме азартных игр в настоящее время в России;

  • развивать у ребят осознанное понимание существующей проблемы;

  • раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;

  • воспитывать нравственную культуру учащихся;

  • воспитывать умение работать в группах: распределять роли, представлять свою точку зрения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Ход занятия


I. Вступительное слово учителя

Как бы это странно ни звучало, однако история азартных игр имеет весьма длительный срок. Мало кому известно, что еще в древнем Египте за 3500 лет до рождения Христа практиковались азартные игры. Часто фигурки, рисунки на камнях или керамике изображали людей или богов, кидающих бабки, - так называлась таранная кость или межфаланговый сустав овцы или собаки. Последние были также обнаружены в раскопках доисторических стоянок человека ещё более раннего периода. (Слайд № 2)

Конечно, люди быстро поняли, что такие игры негативно влияют на человека. С вредными проявлениями игр на деньги законодатели Руси, например, пытались бороться, начиная с тринадцатого века. Первые запретительные меры в отношении азартных игр появляются в 1280 г., затем они встречаются в церковных наказах XIV - XV веков. (Слайд № 3)

Уголовная ответственность за азартные игры существовала в России и в советский период. Однако захлестнувшая Россию «волна азарта» в последние годы представляет собой качественно и количественно новый этап в эпохе азартных игр.

На примере рассказа В. Распутина «Уроки французского» мы поговорим о проблеме азартных игр в молодёжной среде.

II. Актуальность проблемы

- Что такое азарт? Ваши ассоциации.

Действительно, азарт - это страсть, увлечение, риск, воодушевление, пыл, энтузиазм, остервенение, ярость, задор, горячность, игромания, адреналин, лёгкость, игра, падение, депрессия, преступление и даже смерть. Азарт нам просто необходим в спорте, творчестве, но он может быть и разрушительным, приводить к трагедии. Всё больше людей становятся жертвами азарта, ломая жизни себе и своим близким.

Давайте проверим по «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова значение слов «азарт», «азартный». (Слайд № 4)

Согласно законодательству Российской Федерации, азартная игра - «основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры». (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»). (Слайд № 5)

- Как вы думаете, ребята, актуальна ли сегодня эта проблема или правительство РФ успешно разрешило её, особым указом запретив игорную деятельность на территории России?

III. Работа в группах.

Деление участников на группы можно произвести следующим образом:

при входе в аудиторию раздать картинки с изображением монет по 5 рублей (1 группа), 2 рубля (2 группа) и 1 рублю (3 группа). Далее участник семинара садится за стол, где лежит увеличенное изображение данной монеты. Для работы каждой группе даётся лист формата А2 и маркеры.

Слово учителя.

К сожалению, проводимая государством политика в сфере игорной деятельности привела лишь к тому, что легальный бизнес перешёл в нелегальную (теневую) сферу экономики. Поэтому сегодня первостепенной задачей становится разработка мер по профилактике игровой зависимости на уровне семьи и школы. Сейчас я хочу узнать Ваше мнение по следующим вопросам:

Задание для I группы: «Назовите причины, по которым люди начинают играть в азартные игры». (Слайд № 6)

Слово учителя.

Анализируя мотивы, видим, что человек по своей природе находится в рабстве своих страстей; надеется не на Бога, а на счастливый случай; нетерпелив, и очень многое хочет приобрести без дополнительных усилий, моментально, что противоречит естественному течению жизни. (Слайд №7)

Задание для II группы: «Назовите последствия азартных игр». (Слайд № 8)

Задание для III группы: «Какой он, человек, зависимый от игры? Назовите качества человека, формирующиеся вследствие увлечения азартными играми». (Слайд № 9)

Слово учителя.

Игрок топит дарованное ему Богом духовное богатство в эйфории от азартной игры. (Слайд № 9)

Подведение итогов работы - от каждой группы выступает один участник, демонстрируя результаты своей работы. (Слайды 6, 7, 8, 9 можно показать после их выступления).

Вопрос участникам семинара: «Как вы отнесётесь к человеку, проигравшемуся «в пух и прах»?

Слово учителя.

Действительно, обычно мы считаем, что проигравшийся человек сам виноват в своих бедах. Виноват, конечно. Но Валентин Распутин, автор рассказа «Уроки французского» предлагает нам иной взгляд на азартные игры.

IV. Работа над рассказом В.Распутина «Уроки французского».

− Объясните, почему герой - добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги? (Слайд № 10)

Предполагаемый ответ.

Это ему необходимо, чтобы выжить в голодные послевоенные годы.

Слово учителя.

Не было в России дома, куда бы ни постучалась война. Нищета и разруха, голод и холод, вдовы и сироты - вот страшные последствия этой войны. В одиннадцать лет для героя рассказа началась самостоятельная жизнь: он учится в райцентре, потому что у них в деревне была только начальная школа. Мальчика постоянно мучает чувство голода, нужда заставляет его играть на деньги в «чику» с другими ребятами. «…Я только рубль выигрываю… Покупаю молоко», - объясняет он свой поступок учительнице.

Просмотр фрагмента из фильма режиссёра Евгения Ташкова «Уроки французского». (Слайд № 11 - видеозапись)

Во время прочтения рассказа мы вместе с главным героем переживаем целую гамму разнообразных эмоций, начиная с тоски по дому и заканчивая искренним недоумением на предложение Лидии Михайловны сыграть в «замеряшки». В результате мы, читатели, оказываемся перед вопросом, на который каждый из нас должен дать себе ответ: «Права ли Лидия Михайловна?» Она, учитель, играет со своим учеником на деньги. Что это: преступление (именно так расценил поступок учительницы директор школы) или акт доброты, милосердия?

Просмотр фрагмента из фильма режиссёра Евгения Ташкова «Уроки французского». (Слайд № 12 - видеозапись)

− Итак, ответьте: верно ли решение Лидии Михайловны играть на деньги с собственным учеником?

Лидия Михайловна, узнав о том, как тяжело живётся мальчику, старалась ему помочь разными способами: приглашала ужинать, прислала посылку, которую мальчик вернул, разгадав хитрость учительницы. Что было делать? Закрыть глаза на голодного ребёнка? Конечно, нет, потому что в первую очередь это было бы бесчеловечным.

- Какая она, Лидия Михайловна? Какой вы её себе представляете? Совпадает ли ваше представление с образом героини, которую воплотила на экране актриса Татьяна Ташкова (Васильева)? (Слайд №13)

Самое главное, что Лидия Михайловна - необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она сознательно идёт на «преступление» с точки зрения педагогики - играет с мальчиком на деньги. Лидия Михайловна точно знает, что он её обыграет, получит «свой заветный рубль, купит молоко», которое ему так необходимо. Вот и получается, что уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни.

- Чему научила Лидия Михайловна героя рассказа «Уроки французского»?

Составляем кластер, например:

Уроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)жалость сочувствие помощь

мУроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)Уроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)илосердие любовь

Уроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)Уроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)

Уроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)

Уроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)

зУроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)абота доброта

Уроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)Уроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)

Уроки жизни (Духовно-нравственное воспитание молодёжи на уроках литературы, на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)

понимание сопереживание

сострадание

− Как можно назвать человека, обладающего всеми этими качествами?

Нравственный человек.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

V. Ролевая игра (по группам).

Действие рассказа «Уроки французского происходило в тяжёлые послевоенные годы, а потому у учителя не было другого выхода. А что делать нам с вами? Как помочь ребёнку отказаться от предложенной игры на деньги? - проблемный вопрос самостоятельно пытаются разрешить участники каждой группы.

Подведение итогов - выступление участника от каждой группы. Выработка совместных решений (на отдельном листе А2).

Предполагаемые выводы.

  1. Необходимо просвещать, предупреждать людей об опасности азартных игр. Ведь на каждой пачке сигарет обязательно ставится надпись: «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». Нужно, чтобы на каждом игровом автомате, у входа в казино была подобная надпись.

  2. Приобщать детей к физкультуре, спорту, художественному, техническому творчеству. Как правило, игроками (игроманами) становятся те дети, которым родители не создали зону интересов, где бы ребенок чувствовал себя успешным, где он смог бы добиться положительных результатов.


© 2010-2022