Виды рефлексии на уроках русского языка, литературы и искусства

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к  развитию необходимых современной л...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Выступление на педагогическом совете школы





Виды рефлексии на уроках русского языка , литературы и искусства


«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам»

М. Булгаков

Один из принципов современного образовательного процесса - принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Осуществление рефлексивной деятельности делает возможным управление нравственными процессами, поскольку любая рефлексия ориентирована на собственную модель мира школьника

Сейчас очень много сказали о видах и функциях рефлексии. Я не буду повторяться и расскажу, как я работаю по каждой из них:

Первая рефлексия - рефлексия настроения и эмоции состояния

В зависимости от возраста учащихся, могут применяться различные приемы такой рефлексии, например при написании сочинения-описания Словесникам, учителям начальных классов часто приходится работать с сочинениями по картинам с изображением природы, и такие картины есть у нас на вставках во всех учебниках среднего звена: В 6 кл.- Герасимова «После дождя», Крымова «Зимний вечер»; в 7 классе -К. Юона «Конец зимы», И. Бродского «Летний сад осенью»; При написании сочинения-описания можно включить музыку: это звуки леса, звуки водоемов и т.п.;

в 8 кл.- В. Попкова «Осенние дожди», где ребята описывали не только природу осенью, но и образ великого поэта. А здесь была уместна классическая музыка. С помощью этого нехитрого приема учащиеся погружаются в атмосферу картины и глубже могут прочувствовать настроение от увиденного. Необходимо помнить, что не во всех классах можно использовать такие приемы. Хотя ассоциативный ряд, вызванный звуками, музыкой, птичьим пением очень часто помогает ребятам в работе.

Хочу заметить, что элементы музыки или звуков включались не на все время работы, а только вначале, при подготовке к сочинению.

Проводя уроки литературы по теме «Лирика», часто использую фонохрестоматию к учебнику. Ребята внимательно слушают выразительное чтение стихов в исполнении артистов. Это тоже дает определенный стимул к подготовке домашнего задания.

Следующая рефлексия - рефлексия деятельности (слайд 5)дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее подходящих. Данный вид рефлексии особенно необходим при групповой работе. Учащиеся в рамках дискуссии обсуждают, анализируют и оценивают не только свою деятельность, но и своих одноклассников. Так на уроках «Искусства» в 8 классе ребята работали в группах. Домашним заданием по теме «Искусство рассказывает о красоте Земли» было предложено творческое задание: подобрать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Две ученицы выбрали музыку Шопена как сопровождение к картинам И. Шишкина и

И. Левитана и исполнили дуэтом в классе : Лялина Катя - виолончель, Антипина Карина-скрипка. Ребята слушали внимательно, а на следующий урок многие подготовились к теме «Зримая музыка», взяв пример с выступивших.

И последняя - рефлексия содержания учебного материала - используется для выявления уровня осознания пройденного. Этот вид, на мой взгляд, наиболее богат приемами: здесь можно использовать незаконченное предложение, (слайды 8,9,10) подбор афоризма, «дерево целей», упражнение «Плюс - минус - интересно», разного рода анкеты и т. п. Сегодня множество подобных приемов разрабатывается учителями-предметниками и методистами, поэтому нет сложности в их поиске, однако нужно учитывать возрастные особенности учащихся.

И вам я хотела бы представить прием, используемый мною на уроках русского языка. Я готовлю таблицы для обобщающего урока и прошу учащихся заполнить их. Так, в начале 6 класса, при повторении орфографии правописания корней с чередованием гласных, я предлагаю такую таблицу: (слайд13) таблицы подписываются

Я уверен (-а), что не ошибусь в правописании следующих орфограмм

Да или нет

1.

Правописание корней -лаг- - -лож-

2.

Правописание корней -кас- - -кос-

3.

Правописание корней -раст (-ращ-) - -рос-

4.

Правописание корней -гар- - -гор-

5.

Правописание корней -зар- - -зор-

6.

Правописание корней -клан- - - клон-

7.

Правописание корней -бир- - -бер; -мир- - мер-

Вместо слов «да» или «нет» можно предложить нарисовать смайлик, «веселый» или «грустный» или знаками +, -

Во время изучения темы «Имя существительное», ученики 6 класса в конце урока, посвященному склонению существительных, получают такую таблицу: (слайд 14)

Я уверен, что могу безошибочно определять

Да или нет

1.

Род имени существительного

2.

Число имени существительного

3.

Падеж имени существительного

4.

Склонение имени существительного

Шурмухина В., Гаспарян Г. не справились с данным заданием

Подобная форма работы, на мой взгляд, удобнее, чем, например, прием недописанного предложения, в первую очередь тем, что экономится большое количество времени, учащимся не нужно много писать, необходимо поставить только одно слово или нарисовать «улыбку или огорчение» . В то же время этот прием достаточно показателен, учитель может увидеть, где есть проблемы и, возможно, провести дополнительные занятия по данной теме. Главное - ориентировать учеников на честность в своих ответах, пояснить, что правдивые ответы в первую очередь важны для них, а не просто «для галочки».

Приведу еще несколько примеров подобного рода карточек для рефлексии. При изучении темы «Причастие» мной используются следующие таблицы сначала для повторения можно предложить «Графический организатор» (слайд №15).

(слайд 16)

Я уверен, что умею безошибочно определять и образовывать причастия

Да или нет

1.

Действительные причастия настоящего времени

2.

Действительные причастия прошедшего времени

3.

Страдательные причастия настоящего времени

4.

Страдательные причастия прошедшего времени

5.

Краткие страдательные причастия

(слайд 17)

Я уверен, что не ошибусь в правописании следующих орфограмм и пунктограмм

Да или нет

1.

Правописание личных окончаний причастий

2.

Правописание суффиксов -ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-) причастий

3.

Правописание суффиксов с нн и н в причастиях

4.

Правописание не с причастиями

5.

Правописание гласной перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени

6.

Знаки препинания при причастном обороте

В 8 классе по итогам изучения темы «Односоставные предложения» учащиеся получают следующую таблицу:

(слайд 18)

Я уверен, что правильно смогу определить вид односоставного предложения

Да или нет

1.

Односоставное назывное предложение

2.

Односоставное определенно-личное предложение

3.

Односоставное неопределенно-личное предложение

4.

Односоставное обобщенно-личное предложение

5.

Односоставное безличное предложение

Эта тема вызывает определенные трудности у слабых учеников. Такие данные облегчают выявление тех, кто не понял ту или иную тему.

В данном материале мною представлен собственный опыт проведения рефлексии содержания учебного материала. Возможно, кому-то понравится данная форма работы и он станет ее использовать на своих уроках, возможно, кого-то это натолкнет на свои собственные изыскания, если это так, то я буду очень рада.

5


© 2010-2022