Технологическая карта урока русского языка на тему: И-Ы после ц (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Тема: «Буквы И-Ы после ц».

Тип урока: изучение нового материала, урок открытия нового знания.

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, коллективная.

Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании букв и-ы после ц.

Задачи урока:

1. Познавательная: анализировать случаи написания И-Ы после ц; научить распознавать слова сданной орфограммой, обосновывать выбор гласных;

2. Развивающая: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;

3. Воспитательная: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.

4. Здоровьесберегающая: формировать культуру труда, умение рационально использовать рабочее время, эмоционально-ценностное отношение к результатам творческого интеллектуального труда.

Оборудование: слайдовая презентация, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. 1часть), лингвистический справочник ученика.


Планируемый результат.

Предметные умения УУД:

  • - иметь представление о правописании букв и-ы после ц

  • - уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор

  • - уметь находить изучаемую орфограмму в тексте

  • - уметь распознавать слова-исключения;

  • - знать лексическое значение изученных слов;

  • - уметь использовать в речи и на письме изученные слова.

Личностные УУД:

  • - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • - определять общие для всех правила поведения;

  • - определять правила работы в группах;

  • - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

  • - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

  • - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  • - отличать верно выполненное задание от неверного;

  • - осуществлять самоконтроль;

  • - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • - ориентироваться в учебнике, тетради;

  • - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

  • - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

  • - проводить анализ учебного материала;

  • - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  • - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.


Коммуникативные УУД:

  • - слушать и понимать речь других;

  • - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

  • -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Этап

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


УУД


1. Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

Подготовка класса к работе.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

2. Актуализация и пробное учебное действие













3. Постановка учебной цели.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

- Ребята. На прошлом уроке мы изучили правописание о-ё после шипящих в корне слова. Давайте вспомним. В каких случаях мы напишем о, а в каких ё.

- На доске записаны слова, в некоторых из них допущена ошибка. Ваша задача - объяснить правописание и исправить возможные ошибки:

Желтый, шоколад, крыжевник, шоссе, капюшон, шефер, черный.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Итак, перед вами еще одна группа слов. Запишите их транскрипцию:

цирк, улицы, лисицын, рация.

- Ребята, что вы заметили?

- То есть на слух мы не можем определить, какую букву нужно писать. Выполните морфемный разбор данных слов.

- Ребята, понаблюдайте, в какой морфеме находятся буквы ы-и после ц ?

- Как вы считаете, это важно знать, в какой морфеме находится орфограмма? Почему?

Сформулируйте тему урока

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

Несколько учеников проговаривают правило





Учащиеся по цепочке называют слова, объясняя выбор орфограммы.







Во всех словах после ц мы слышим ы, а пишем то букву и, то ы.

Разбирают слова по составу.

Эти буквы находятся и в корне слова, и в суффиксе, и в окончании.

Это влияет на выбор букв и-ы после ц



Формулируют тему.

Формулируют цель урока.

Регулятивные: овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.







Предметные: различать фонемные и нефонемные правила.

- иметь понятие о звукописи.

Метапредметные (УУД):

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

4. Физминутка

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

Выполняют упражнения





5. Усвоение новых знаний.




- Нам нужно записать правило, используя наши наблюдения.

- Прочитайте правило на стр. 38., добавьте то, что мы не отметили.

После данной работы правило-таблица дополняется

Искл.: Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып-цып

Запись в тетради:

Технологическая карта урока русского языка на тему: И-Ы после ц (5 класс)

Читают.

Действие по аналогии (П) Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Умение структурировать

знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П - общеуч.)

6. Закрепление

- Выполним упр. 462.

Нам нужно объяснить правописание слов с и-ы после ц.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить выборочный диктант. Я прочитаю вам текст. Вам нужно выписать из текста слова на изученную орфограмму.

В цирк

Сегодня мы идём в цирк. Мы - это папа, мама, моя сестрёнка и я, Вова Синицын. Папа сказал, что сегодня будут выступать борцы, гимнасты, акробаты, наездницы, мотоциклисты, весёлый зверинец. Весь день я смотрел на часы. Наконец,

маленькая стрелочка остановилась на цифре «три». Папа сказал, что пора собираться, но мы

давно были готовы.

По дороге в цирк, на углу одной улицы, папа купил букет душистой белой акации для артистов. Сестрёнка приподнялась на цыпочках и понюхала цветы. Вот и цирк. Круглолицый контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.


  • - Молодцы, вы отлично поработали. А сейчас обратимся к упражнению 463. Нам нужно списать словосочетания, выделяя и объясняя орфограмму.

Выполняют упражнение, устно проговаривая орфограмму.

Выбирают и записывают слова на изученную орфограмму.















Один ученик выполняет упражнение у доски, остальные - в тетради.

7. Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- В каким случаях мы напишем и, а в каких ы после ц?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Умение выражать свои мысли (К)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

8. Домашнее задание

- Дома вам нужно выучить правило на стр. 39, упр. 465. Устно ответить на вопросы на странице 41.

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022