Конспект урока развития речи в 11 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «СОШ № 6 с углубленным изучением иностранных языков»

г. Северодвинска Архангельской области.

Учитель русского языка и литературы высшей категории

Соколова Елена Альбертовна

Урок развития речи в 11 классе:

подготовка к сочинению-рассуждению (как вариант части С на ЕГЭ)

ТЕМА УРОКА: «Власть и человек... Что же в нас не так?»

«Литература - живая память нации,

вместе с языком она сберегает

национальную душу...»

А.И. Солженицын

1. ОРГМОМЕНТ: тема и цели урока:

А). Продолжить знакомство с творчеством А.И. Солженицына;

Б). Подготовиться к написанию сочинения по прочитанному тексту - рассуждению по рассказу «Прах поэта» (из цикла «Крохотки»);

В). Воспитывать в детях уважительное и бережное отношение к истории своей Родины, учить думать над словами и поступками;

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Друзья! Мы проводим с вами сегодня учебное занятие из цикла уроков развития речи: подготовка к написанию сочинения в части С на ЕГЭ по русскому языку.

А.И. Солженицын создавал не просто зарисовки с натуры, каждый его маленький рассказ - раздумья философа, стремящегося разговаривать с читателями и ставящего перед нами вечные вопросы: «Почему так? Кто в этом виноват? Почему молчит совесть? Как изменить произошедшее и измениться самим?»

Прочитайте написанный на доске эпиграф к уроку. Какие слова вы назвали бы в нем главными? Правильно: национальная душа. А что это такое? Почему это так волновало А.И. Солженицына? Ведь это его слова из его «Нобелевской лекции о литературе». Писатешль вкладывал в них огромный смысл, считал национальную душу самым важным, самым главным для сохранения исторической памяти русского народа, тогда, в далекие 50-е, он просто не мог молчать, он стремился достучаться до каждого, разбудить душу: забывая свою историю, мы перестаем быть людьми... Именно поэтому мы с вами разговариваем на уроках русского языка о «Крохотках» этого удивительного человека: анализируем, сопоставляем, думаем.

Напоминаю, что мы с вами намеренно не говорим о теме и идее этой миниатюры, это определить для себя должен каждый из вас самостоятельно, отразив собственное решение в дальнейшей творческой домашней работе.

Начинаем работу с текстом с разминки, которая представляет собой часть В на ЕГЭ, составленную мной по рассказу «Прах поэта», прочитанному вами дома.

3. РАЗМИНКА

В1 Определите способ связи слов ЧУДОМ СПАСШИЙСЯ.

В2 Назовите способ связи слова ПРОВОЛОКА.

В 3 Выпишите из текста все причастия.

В4 Из предложений 2-9 выберите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

В5 Из предложений 18-30 выберите предложение с обосмобленным обстоятельством.

В6 Из предложений 12020 выберите прилагательное, образованное сложением.

В7 Выделите в тексте слова, которые можно отнести к разным тематическим группам.

4. РАБОТА С ТЕКСТОМ

А теперь продолжаем анализ текста: размышляем и рассуждаем.

1). Выразительное чтение текста миниатюры «Прах поэта» А.И. Солженицына.

2). Комментарий. Жанр этой миниатюры - путевой очерк. В цикле «Крохотки» таких очерков четыре: «Прах поэта», «Озеро Сегден», «Город на Неве», «На родине Есенина». Все они являются результатом путешествий А.И. Солженицына по России весной и летом 1958 года. В рассказе, о котором мы сеодня говорим, нашли отражение впечатления от велосипедных экскурсий автора по Рязанской области вдоль Оки.

Миниатюра содержит характерное для путевого очерка документальное начало: название монастыря - Успенкский, реально существующей местности - деревня Льгово, а прежде древний город Ольгов, имена исторических лиц: князь Ингварь Игоревич, поэт-лирик Яков Петрович Полонский. Все это конкретизирует место действия и выполняет важную познавательную функцию.

3). Давайте послушаем сообщения об исторических лицах, чьи имена названы в рассказе.

СООБЩЕНИЯ: а) о рязанском князе Ингваре Игоревиче (нчало 13 века)

б) о Я.П. Полонском (18 декабря 1819 года - 30 октября 1898 года)

Просто прослушать краькую биографию поэта - узнать о нем очень мало, давайте вслушаемся в то, что было им написано, стихи скажут больше, чем скупые сведения биографов, даже если сегодня стихов прозвучит очень немного.

4). Выразительное чтение. «Встреча», «Холодная любовь», «По торжищам влача тяжелый крест поэта...»

КОММЕНТАРИЙ: в стихах поэта раскрывается душа тонкого лирика, мы понимаем его мысли, переживания, меняющееся настроение, у Полонского есть не только пейзажные зарисовки, любовные почлания, мучения-мечтания, но и строки, наполненные гражданским пафосом, это обращение к современникам и будущим потомкам. Давайте послушаем «Когда поражена свобода...»

5). Все эти факты хоть и важны, но не являются здесь самоцелью. Жизненные реалии и очерковые зарисовки фона переплетаются с размышлениями, оценками, пцблицистическими интонациями. Центр повествования составляет рассказчик, тождественный реальному автору, объединяющий различные языковые пласты в единое целое и выступающий в рамках одного текста в функции наблюдателя-обозревателя , комментатора, мыслителя и судьи.

В миниатюре «Прах поэта» автор вначале играет роль информатора, знатока исторического прошлого деревни Льгово, потом перед нами появляется мыслитель, рассказывающий об увиденном.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА ТЕКСТА: ЧТО ПОКАЗАНО...

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ:

  1. Покажите на примерах из текста деревню и монастырь много лет назад и их же в середине ХХ века. Что чему противопоставлено? (Величие и красота деревни и монастыря - уродству и опустошенности)

  2. Какова главная эмоциональная настроенность миниатюры? Какие чувства переполняют автора? (Боль и гнев повествователя, опечаленного разорением, уничтожением памятников истории и культуры Руси...)

  3. Кто противопоставлен автору-повествователю? (Второй рассказчик) Кто этот второй рассказчик? (Местный житель - равнодушный свидетель, речь которого говорит о многом)

  4. Составьте небольшой рассказ б этом втором рассказчике, слушаем вас.

  5. Показывая духовный и нравственный упадок соотечественников, Солженицын задумывается над его истоками. В тексте есть слова, набранные другим шрифтом: ВЫШКА, ВАХТА, ЗОНА.

Что эти слова оюозначают? (Лагерь, тюрьму, узниками которой становятся древний монастырь и прах поэта Полонского)

Что писатель стремится подчеркнуть ими? (Причиной морального падения сограждан является их духовное закабаление, полный разрыв с национальными и религиозными традициями)

  1. Перечитайте предложения 18-20. Определите их смысл. (И все-таки не все во власти человека...)

  2. Перечитайте предложения 21031. Какую важнейшую проблему поднимает автор в нескольких предложениях финала рассказа? (Равнодушие, омертвение души, о советской действительности того времени...)

  3. Какие слова, словосочетания самые яркие? («памятник ободранный», «он - в зоне», «щелкая семячки», «освободился»...)

ВТОРАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА ТЕКСТА: КАК ПОКАЗАНО...

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ:

  1. Мы уже сказали, что жанр этого текста - путевой очерк, определите стиль текста и тип речи. (Художественно-публицистический стишль, повествование с элементами описания и рассуждения)

  2. Анализируя лексику, докажите правильность определения стиля текста. Лексика публицистического стиля: высокий обрыв, древний город, русские люди, ясный день, высокая колокольня, тихие просторы, «За мир между народами!», Батый пощадил, монастырь поставил во спасение, облюбовали красоту. Лексика художественного стиля: пугала гадкие, вахта, держит африканенка, надзираьель в нижней сорочке, мальчишки стены изгадили, иконы побили, комки с цементом, мантию рвали, памятник ободранный, щелкая семячки.

  3. Определите микротемы, совпадают ли они с абзацами?

  1. Деревня Льгово, монастырь, красота (1-6)

  2. Правда современной действительности (7-9)

  3. Уничтожение монастыря (10-20)

  4. «Полонский в зоне...» (21-30)

4.Исходя из такого решения микротем, определите композицию текста. (Композиция перекрестная, так как идет пересечение: 1 микротема - древняя история, 2 микротема - середина ХХ века, 3 микротема - 20-е годы ХХ века, 4 микротема - середина ХХ века)

5. Почему 2 часть присоединяется к 1-ой противительным союзом НО, 4 часть присоединяется к 3-ей союзом А, а 3-я часть - ко 2-ой присоединяется местоимением МЫ? Как это объяснить? (Автор использует антитезу, пошлое и настоящее пртивопоставлены друг другу, но от нас неотделимы...)

6. Найдите в тексте контекстуальные антонимы:

ПОЩАДИЛ - ИЗГАДИЛИ, ПОБИЛИ

КРАСОТА - КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА

ПРОСТОРЫ - ДОЩАНЫЙ ЗАБОР

ДРЕВНОСТЬ - ВЫШКИ, ПУГАЛА

ВТОРОЙ В МИРЕ МОНАСТЫРЬ - ШЕСТИРЯДНЫЙ КОРОВНИК

7. Найдите в тексте контекстуальные синонимы:

ШЕСТИРЯДНЫЙ КОРОВНИК - ДЕТСКАЯ КОЛОНИЯ - ЗОНА

ВЫКОПАЛИ - УВЕЗЛИ - ОСВОБОДИЛСЯ

  1. В чем особенности синтаксиса текста?

  1. Найдите и назовите самые яркие художественно-изобразительные средства и стилистические фигуры. (Есть эпитеты, сравнения, градация, инверсия, эллипсис)

  2. Какова авторская позиция? (Уничтожая исторические памятники и душу народа, человек не имеет будущего).

5.ОБОБЩЕНИЕ

Подводя итоги урока, обобщая сказанное, вернемся к памяти русского поэта Якова Петровича Полонского, современника Тютчева, Фета, Некрасова, Толстого, освободившегося из советской зоны. Что можно придумать страшнее и нелепее? Обращаясь к своим современникам, поэт говорит всем нам так, как много похже будет обращаться А.И. Солженицын, говря о мужестве, честности, достоинстве не только истинного художника слова, но каждого человека, о прошлом, которое всегда с нами...

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ: «Если б смерть была мне мать родная...»

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать сочинение-рассуждение на тему, определенную строчкой из стихотворения Полонского «И покровы с вечности срывая, не дает нам прошлое забыть...»


© 2010-2022