Дидактический материал к уроку русского языка Употребление предлогов (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический материал к уроку

«Употребление предлогов» (заключительный урок). 7 класс.

1. Запишите словосочетания, правильно употребив предлог, где это нужно.

Оплатить, уплатить ЗА проезд Предостеречь, предупредить ОТ, ОБ обман(а,е) Беспокоиться, тревожиться О, ЗА друг(е,а) Начать, приступить К поиск(у)

2. Устно составьте словосочетания:

  • Приплыть, добраться, достичь …..берег

  • Препятствовать, тормозить ……….движение

  • Восхищение, уважение, гордость…подвиг космонавта

  • Касаться, прикасаться………………стол

  • Тосковать, скучать…………………..вы

  • Гордиться, радоваться……………….успехи

3. Определите, чем отличаются словосочетания каждой группы, запишите примеры.

1) Глагол + у неё 2) Глагол + у её

Глагол + от него Глагол + у его

4. Выпишите из предложений словосочетания таких моделей:

1)глагол + вокруг(наречие)

2)глагол + вокруг + существительное

3) причастие + вокруг + существительное.

  • Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространявшего вокруг неповторимый, речной аромат.

  • Все боязливо стали осматриваться вокруг.

  • Косички у неё были заплетены вокруг головы.

  • Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.

  • Темные сизые сопки высились вокруг.

5. Объясните значения фразеологизмов обводить вокруг пальца, вокруг да около. Определите часть речи слова «вокруг» в каждом словосочетании.

6. Выпишите примеры из предложений:

1) навстречу - наречие

2) навстречу - предлог

3) на встречу - существительное с предлогом на.

  • Дым багровый кругами восходит к небесам (на)встречу утренним лучам.

  • Воздух, бегущий (на)встречу, свистит в ушах.

  • Земля снова двинулась нам (на)встречу.

  • Пока лил дождь, люди поднимали (на)встречу золотистым, летящим из голубизны каплям просветлённые улыбками лица.

  • Автомобиль рванул (на)встречу выползающей из-за леса фиолетовой туче.

  • Енисей, тяжёлый и могучий, падал (на)встречу, бурлил, уходя под днище теплохода.

  • Дети вприпрыжку бежали (на)встречу с новым учителем.

7. Устно объясните различие в написании сочетаний в виду и ввиду.

  • Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев.

  • Впрочем, (в)виду недостатка времени не будем отклоняться от темы лекции.

  • «Что вы имеете (в)виду?» - поинтересовался прохожий.

8. Спишите, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

Морская стихия.

(В)течение(е,и) нескольких часов можно сидеть (не)подвижно глядя на играющее море. (В)близи море прозрачно и чисто а в отдалении лежит густой тёмно(синей) полосой чуть(чуть) подёрнутой дымкой. Далеко(далеко) беле(е,и)т одинокий парус. (Не)смотря на чудес(?)ную погоду море пусто. Близ берега над волнами носятся чайки. Вдруг чайки как (будто) сговорившись улетают проч(?) от берега. (По)видимому, их зоркие глаза Ра(с,сс)мотрели (в)дали пароход и они направились к нему. С их отлётом над морем становит(?)ся по(прежнему) тихо. (Ни)откуда (не,ни) слышно (ни)каких звуков. Я всегда с удовольствием вспоминаю свои прогулки по морскому берегу.


© 2010-2022