Интегрированный урок русского языка и истории на тему «История русского алфавита – от азбуки до наших дней»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок истории и русского языка в 5 классе

На тему «История русского алфавита - от азбуки до наших дней».

Учитель: С.Г. Назарова

Тип урока: Урок повторения предметных ЗУНов.

Цели урока:

  1. Образовательная: знакомство с историей возникновения славянской письменности, с особенностями славянской азбуки.

  2. Воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку и русской культуре.

  3. Развивающая: формировать навыки работы с различными головоломками, развивать логическое мышление.

Оформление и оборудование: алфавит, дидактический материал, словари, мультимедиа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Первый этап «Древняя Греция»

  4. Второй этап «Алфавит. Азбука. Кирилл и Мефодий»

  5. Рефлексия.

Организационный момент:

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.

Так две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Вступительное слово учителя:

Прослушивание песни «Алфавит».

Учитель истории:

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

А как вы думаете, всегда ли русский алфавит был таким, каким мы знаем его сейчас?

Мы с вами сегодня проследим долгий путь создания русского алфавита и узнаем его особенности.

Для этого предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое в страну Алфавитию. Прошу занять свои места в вагонах, поезд отправляется. СЛАЙД 1,2.

Первый этап «Древняя Греция»

Долгими извилистыми путями шло развитие письменности: от рисунков предметов к буквам. Много интересного могла бы рассказать история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно приобрели тот рисунок, который нам кажется настолько привычным, что мы и не предполагаем того, что буквы выглядели тогда иначе.

Наши предки славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и ризов», то есть черточек и зарубок. К нам дошли 2 поговорки, которые напоминают об этих древних способах передачи информации, существовавших у наших предков.

Перед вами зашифрованные надписи.

1. Изображение платка с завязанным узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: завяжиузелокнапамять

2. Изображение топора, а по рисунку, образуя замкнутый квадрат, записаны буквы, но от начала к концу фразы надо читать (против) по часовой стрелке:'зарубинаносу

Вы должны найти начало фразы и прочесть её.

Мы прибыли в Древнюю Грецию эта маленькая страна, расположенная на Балканском полуострове внесла огромный вклад как в мировую культуру так и в культуру русского государства. СЛАЙД 3.

Важнейшее достижение греческой культуры - звуковой алфавит. - Что это означает? /Обозначение на письме гласных звуков/.

Этот алфавит явился результатом длительного развития: греческий алфавит возник на основе (?) финикийского, а этот последний возник под влиянием иероглифического письма Египта. Почти все последующие звуковые системы письма происходят от греческого алфавита.

Греческий алфавит состоял из 24 букв. СЛАЙД 4

В русском языке много слов греческого происхождения. Сейчас трудно даже представить, что такие привычные для нас слова имеют греческое происхождение. Это такие слова как «педагог», «школа», « тетрадь», «стиль», «трагедия», «комедия», «оркестр», «сцена», «архитектура», названия большинства школьных предметов и многие другие.

- Попробуйте определить, какие русские слова имеют греческую основу? Задания в группах на карточках

 «Демос» - народ;

 «Граждане» - свободные люди.

 «Демократия» - власть народа.

 «Педагог» - сопровождающий ребенка.

Многие современные имена имеют греческое происхождение. Давайте определим от каких греческих слов произошли имена.

 Алексей

 Андрей

 Александр

 Денис

С заданиями вы справились, по вагонам поезд отправляется.

Физминутка.

Второй этап.

Мы прибыли в страну Алфавитию.

Мы с вами узнаем происхождение наших букв, вспомним современный алфавит и узнаем, для чего он нам нужен.

Чтение алфавита (на экране буквы алфавита):

- сколько гласных, сколько согласных в русском алфавите?

- почему выделены буквы Ъ, Ь?

- а почему нужно знать расположение букв в алфавите? (чтобы пользоваться словарями, записными книжками, составлять разные списки и т.д)

- Итак, вы знаете, как звучит современный алфавит,

Итак, кто же создавал тот алфавит, которым мы пользуемся?

Русский алфавит, которым мы пользуемся сегодня, произошел от славянского алфавита.

Его составителями были два священника - братья Кирилл и Мефодий.

Было это очень давно - в 9 веке.

24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Они перевели на славянский язык Евангелие и иные богослужебные книги. Начиная с 1987 года, в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры.

Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла. От данной азбуки и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).

«Как церковный грамотей в старину учил детей»

В старину учились дети - Этот нож не без причины

Их учил церковный дьяк. Назывался «перочинным»:

Приходили на рассвете Очиняли им перо,

И твердили буквы так: Если не было остро.

А да Б - как Аз да Буки, Трудно грамота давалась

В как Веди, Г - глагол. Нашим предкам в старину,

И учитель для науки А девицам полагалось

По субботам их порол. Не учиться ничему.

Вот такой чудной вначале Обучались лишь мальчишки.

Наша грамота была! Дьяк с указкою в руке

Вот каким пером писали Нараспев читал им книжки

Из гусиного крыла! На славянском языке.

Оригинальность кириллицы проявилась в том, что в ней для обозначения одного звука всегда использовалась одна буква.

Итак, в древней азбуке буквы назывались по-другому, если сейчас А, Бэ, то тогда Аз и буки. Многие слова из эти названий сейчас устарели и некоторые буквы оказались лишними и были исключены из алфавита.

Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит». Оказывается, буква «А» - это претерпевший множество изменений рисунок перевернутой головы быка. У древних греков «А» называлась «алеф», то есть бык. И «вит» здесь тоже неспроста, это изменившаяся со временем буква «бет» (дом). Так что слово «алфавит» произошло от «альфа» - бык и «бет» - дом.

Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» - «буки». Из этих названий - «аз» и «буки» - и получилось русское слово «азбука».

Прослушаем стихотворение, научимся правильно произносить буквы. (Песенка-азбука Б.Заходера «Алфавит»).

Алфавит

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат, славные сестрицы,

Очень просят всех ребят с ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ - прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О - дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха - оседлали петуха.

Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я - все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали - заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали в азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети: вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком.

- Какие же буквы опоздали? Найдите их место в азбуке.

(ё, й, ъ, ь, ы)

АЛФАВИТ -

  • совокупность букв или других знаков данной системы письма (русский алфавит)

  • порядок букв, принятый в азбуке (писать фамилии по алфавиту)

  • указать перечень чего-нибудь по порядку, принятому в азбуке (алфавит собственных имён в приложении к книге)

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)

Выполняем задания в группах.

Задание 1.

Задание 2.

Теперь мы возвращаемся домой.

Рефлексия:

Скажите, какие знания вы привезли с собой из путешествия в Алфавитию?

Если бы я встретился с создателями славянской азбуки, я бы….

© 2010-2022