Статья на тему: Патриотическое воспитание учащихся на уроках адыгейской литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»




«Патриотическое воспитание на уроках адыгейской литературы»

Михайленко Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2 п.Краснооктябрьского, Майкопского района, Республики Адыгея,

тел: 8-928-469-01-52

Проблема воспитания молодежи всегда была и остается актуальной проблемой времени. По издавна сложившейся традиции ответственность за нравственное состояние общества возложена на образование.
Литература, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, патриотизма, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков. Каждому из нас известно, что в школе закладываются основы того отношения к искусству, к литературе, плоды которого человек пожинает всю последующую жизнь.

Многие мыслители и педагоги прошлого раскрывали роль патриотизма в процессе личностного становления человека. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». В настоящее время проблема патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше это решалось с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя - словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного.

Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает адыгейская литература. Содержание материалов программы нацелено на приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов проживающих в Адыгее, а также на формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре; укрепление доброжелательных, дружеских отношений между учениками разных национальностей.

Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Рассмотрим некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу Адыгейская литература.

Программа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в нартском эпосе, сказках, легендах и преданиях. Изучая фольклор, дети знакомятся с героями, с их жизнью, культурой, бытом. Мы встречаемся с такими качествами нартов, как уважение к старикам, почитание матери, служение своему народу.

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют следующие произведения: «Борьба аульчан с захватчиками»(отрывок из романа «Немеркнущий свет») Ю .И. Тлюстена (5 кл.); «Сын двух матерей» Д. Г. Костанова(6кл.); « Партизаны бдительны» (отрывок из романа «Метельные годы») И.Ш.Машбаша(6кл.) ; «Бабушка Нисанор» Х.А. Ашинова(7кл.); «Дедушка» П.К.Кошубаева(7кл.); драма «Даут» Г. К .Схаплока(8кл.); «Народное добро» Ю. И.Тлюстена(10кл.); « Семь дождливых дней» П.К. Кошубаева(11кл.).

Изучая героические страницы истории нашей страны в произведениях, учащиеся раскрывают мысли и чувства простых людей, отстоявших родину от врага, мысли и чувства писателей их размышления о значении и роли простого народа, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение и в поэтических произведениях о войне: поэма А.М. Гадагатля «Бегущий огонек»(6кл.), « Камень не плачет» Х. Я. Беретаря (6кл.), «Победители войны» Н. Ю. Куека (6кл.), баллада « Подвиг» А.М. Гадагатля(8кл.), «Суровая память» И.Ш.Машбаша (8кл.),поэма «Хусен Андрухаев» , «Другу»С.М. Яхутля(10кл.), «Подвиг», «Там,где горели камни» Дж. Б. Чуяко (11кл.), «Последнее мгновение» Р.И. Махоша(11кл.),поэма «Отец» Р.М. Паранук (11кл.), «Треугольные письма», «Там ,где аульские курганы» К.Г. Кесебежева(11кл.), рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания природы мы находим на страницах произведений : Ц.А. Теучежа « Пшиш»(5кл.), А.Дж. Хаткова « Весна»,Х.Б. Андрухаева «Кавказ»,(5кл.),С. М. Яхутля « Если горы тебя зовут»(6кл.),А.Дж. Хаткова «Река»(7кл.),С.М.Яхутля «Теберда»(7кл.), «Белая», «Город мой»(8кл.),М.С. Паранука «Ранней осенью»(9кл.) и т. д.

Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу. Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов даёт определённый настрой учащимся на восприятие данной темы, позволяет затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: мать, Родина-мать, родное Отечество. Патриотические чувства детей воспитываются на примере подвигов Героев Советского Союза и, героев Великой Отечественной войны и других известных людей, прославлявших Россию и Адыгею.

Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем и будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России и Адыгеи.







© 2010-2022