Урок-консультация по русскому языку Составление рефератов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: Урок-консультация

Тема урока: Составление рефератов

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания о составлении реферата,

  • закрепить умения составлять реферат,

  • сформировать навык видеть ошибки и недочёты при составлении рефератов

Оборудование: проектор, экран, карточки, рефераты учащихся …………

Ход урока:

I

Орг.момент

Рапорт дежурного

II

Целевая установка

Работа в тетрадях. Будем работать по группам….

III

Слово учителя

Что такое реферат?

Реферат (от латинского refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение научной работы, содержания прочитанной книги, статьи и т.д.

Какие же свойства присущи реферату?

  • целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),

  • связность (логическая и формально-языковая),

  • структурность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),

  • завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).

Посмотрим, какие же виды рефератов бывают?

  • монографические (написанные на основе одного источника);

  • обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

А теперь: типы рефератов:

  • классификационные (позволяющие его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах какого-либо школьного предмета и в различное время);

· познавательные (позволяющие его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач основного курса);

· исследовательские (где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно)

Основное внимание надо уделить этапам работы над рефератом:



А теперь проверим, исправьте ошибки:

Расположить по последовательности: (на карточках)

  • разработка плана реферата,

  • формулирование темы,

  • разработка плана реферата,

  • написание реферата,

  • публичное выступление с результатами исследования

  • обработка и систематизация информации,

  • составление библиографии.



  • 1.формулирование темы,

  • 2. подбор и изучение основных источников по теме,

  • 3. составление библиографии,

  • 4. обработка и систематизация информации,

  • 5. разработка плана реферата,

  • 6. написание реферата,

  • 7. публичное выступление с результатами исследования

Знаете ли Вы структурные элементы реферата?

Работа по карточкам №2………

Проверка …..

Структурные элементы реферата


  • титульный лист;

  • содержание (оглавление) реферата;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список использованных источников;

  • приложения.

1. Титульный лист является первой страницей реферата и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

Является первой страницей реферата и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

Титульный лист - лицо реферата. На титульном листе должно присутствовать:

  • сверху полное название учреждения, для которого пишется реферат,

  • в центре листа название темы реферата,

  • чуть пониже справа от темы, класс и фамилия, имя того, кто пишет реферат, на следующей строчке Ф.И.О. того,

кто принимает его, с указанием статуса.

- внизу место, год создания реферата

2. Содержание (оглавление)

  • второй лист реферата,

  • то, что реферат имеет у себя внутри,

  • хорошо сделанный реферат имеет не только главы, но и подразделы, что и указывается в содержании,

  • надо пронумеровать листы, и номера листов указать в оглавлении.

Карточка №3 ПЕРЕЧИСЛИТЬ:

Содержание (оглавление) включает:

  1. Введение…………………………….3

  2. Основная часть (наименование всех разделов, подразделов, пунктов)…………………………......5

  3. Заключение………………………12

  4. Использованная литература …..13

  5. Приложение …………………...…14


  • Во введении дается:

  1. краткая характеристика изучаемой темы,

  2. обосновывается ее актуальность,

  3. личная заинтересованность автора в ее исследовании,

  4. отмечается практическая значимость изучения данного вопроса

  • Объем введения составляет примерно 1 /10 от общего объема работы.

  • Введение -визитная карточка работы.



  • Но!!! текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.

Языковые клише, используемые во введении:

  1. Реферат посвящен теме, проблеме, актуальному вопросу…

  2. Реферат посвящен характеристике проблемы…

  3. Темой реферата является…

  4. В реферате… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д.

А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.

В центре внимания автора находятся…

6. На первый план автором выдвигаются…

7. Главные усилия автора направлены на…

8. В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д.

Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…

10. Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)…

11. Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)

12. В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…

13. Автор привлекает к анализу следующие материалы…

14. Материалом исследования послужили…

15. В основе реферата лежат материалы исследований…

Основная часть реферата

  • В данном разделе должны:

- раскрыть тему,

- раскрыть все пункты составленного плана,

- связно изложить накопленный и проанализированный материал,

- изложить суть проблемы, различные точки зрения на нее,

- выразить собственную позицию автора реферата,

- каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.

Заключение реферата








  1. подводятся итоги по всей работе,

  2. суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы,

  3. делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему),

  4. отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой.

  • Заключение по объему не должно превышать введение.

  • Т.о.заключение должно отвечать на вопрос поставленный во введении, иметь ваше мнение о поставленной теме реферата.

  • Языковые клише, используемые в заключении

  • Автор приходит к выводу,( заключению )о том…

  • В заключение можно сказать…

  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

  • Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)

  • Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?)

  • На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д.

Список информационных ресурсов



  • Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

  • При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий.

  • Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.

Библиографическое описание



  1. Порядковый номер литературного источника.

  2. Фамилия, инициалы автора.

  3. Полное название книги (без кавычек, исключение - если название - цитата).

  4. Тип издания (текст, изопродукция, электронное издание и т.д.).

  5. Место (город) издания.

  6. Издательство.

  7. Год издания - цифрой

  8. Количество страниц.

Примеры…


  • В состав приложений могут входить:



  1. В состав приложений могут входить:

  2. копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»),

  3. графики,

  4. таблицы,

  5. фотографии,

  6. схемы,

  7. диаграммы.

  8. Каждое приложение начинается с нового листа. Нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например: (Приложение 5)

  9. Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.


  • Требования к оформлению реферата

  • Объём реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения не входят в её объём.

  • Реферат должен быть выполнен грамотно.

  • Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.


  • Практикум. Проверка рефератов

  • Соответствует ли оформление данного реферата стандартам? Используя материал урока-консультации, подготовить выступления по итогам проверки.


  • САМОпроверка


  • ИТОГИ







План-конспект урока русского языка


Данные об авторе:

Ф.И.О.: Капитонова Анастасия Николаевна

Место работы, должность:

МОУ - Кобяйская СОШ им. Е.Е.Эверстова, учитель русского языка и литературы

Характеристики урока:

Уровень образования: основное общее образование

Класс: 9а

Предмет: русский язык

Тип урока: урок - консультация

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания о составлении реферата,

  • закрепить умения составлять реферат,

  • сформировать навык видеть ошибки и недочёты при составлении рефератов

Оборудование: проектор, экран, карточки, рефераты учащихся

Ход урока:

  1. Орг.момент. Рапорт дежурного

  2. Целевая установка

  3. Слово учителя

Что такое реферат? Какие же свойства присущи реферату? Виды и типы рефератов (по презентации)

  1. Работа по карточкам. Расположить по последовательности.

1. Карточка №1. Этапы работы над рефератом. Расположить по последовательности.

2. Карточка №2. Структурные элементы реферата. Расположить по последовательности.

3. Карточка №3. Содержание реферата. Перечислить

4. Карточка №4. Требования к оформлению реферата


  1. Практикум. Работа по группам. Проверка рефератов

Соответствует ли оформление данного реферата стандартам? Используя материал урока-консультации, подготовить выступления по итогам проверки.

  1. Тест-самопроверка (по слайдам)

  2. Итоги

© 2010-2022