- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-консультация по русскому языку Составление рефератов
Урок-консультация по русскому языку Составление рефератов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Капитонова А.Н. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тип урока: Урок-консультация
Тема урока: Составление рефератов
Цель:
-
обобщить и систематизировать знания о составлении реферата,
-
закрепить умения составлять реферат,
-
сформировать навык видеть ошибки и недочёты при составлении рефератов
Оборудование: проектор, экран, карточки, рефераты учащихся …………
Ход урока:
I
Орг.момент
Рапорт дежурного
II
Целевая установка
Работа в тетрадях. Будем работать по группам….
III
Слово учителя
Что такое реферат?
Реферат (от латинского refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение научной работы, содержания прочитанной книги, статьи и т.д.
Какие же свойства присущи реферату?
-
целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),
-
связность (логическая и формально-языковая),
-
структурность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),
-
завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).
Посмотрим, какие же виды рефератов бывают?
-
монографические (написанные на основе одного источника);
-
обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).
А теперь: типы рефератов:
-
классификационные (позволяющие его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах какого-либо школьного предмета и в различное время);
· познавательные (позволяющие его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач основного курса);
· исследовательские (где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно)
Основное внимание надо уделить этапам работы над рефератом:
А теперь проверим, исправьте ошибки:
Расположить по последовательности: (на карточках)
-
разработка плана реферата,
-
формулирование темы,
-
разработка плана реферата,
-
написание реферата,
-
публичное выступление с результатами исследования
-
обработка и систематизация информации,
-
составление библиографии.
-
1.формулирование темы,
-
2. подбор и изучение основных источников по теме,
-
3. составление библиографии,
-
4. обработка и систематизация информации,
-
5. разработка плана реферата,
-
6. написание реферата,
-
7. публичное выступление с результатами исследования
Знаете ли Вы структурные элементы реферата?
Работа по карточкам №2………
Проверка …..
Структурные элементы реферата
-
титульный лист;
-
содержание (оглавление) реферата;
-
введение;
-
основная часть;
-
заключение;
-
список использованных источников;
-
приложения.
1. Титульный лист является первой страницей реферата и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
Является первой страницей реферата и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
Титульный лист - лицо реферата. На титульном листе должно присутствовать:
-
сверху полное название учреждения, для которого пишется реферат,
-
в центре листа название темы реферата,
-
чуть пониже справа от темы, класс и фамилия, имя того, кто пишет реферат, на следующей строчке Ф.И.О. того,
кто принимает его, с указанием статуса.
- внизу место, год создания реферата
2. Содержание (оглавление)
-
второй лист реферата,
-
то, что реферат имеет у себя внутри,
-
хорошо сделанный реферат имеет не только главы, но и подразделы, что и указывается в содержании,
-
надо пронумеровать листы, и номера листов указать в оглавлении.
Карточка №3 ПЕРЕЧИСЛИТЬ:
Содержание (оглавление) включает:
-
Введение…………………………….3
-
Основная часть (наименование всех разделов, подразделов, пунктов)…………………………......5
-
Заключение………………………12
-
Использованная литература …..13
-
Приложение …………………...…14
-
Во введении дается:
-
краткая характеристика изучаемой темы,
-
обосновывается ее актуальность,
-
личная заинтересованность автора в ее исследовании,
-
отмечается практическая значимость изучения данного вопроса
-
Объем введения составляет примерно 1 /10 от общего объема работы.
-
Введение -визитная карточка работы.
-
Но!!! текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.
Языковые клише, используемые во введении:
-
Реферат посвящен теме, проблеме, актуальному вопросу…
-
Реферат посвящен характеристике проблемы…
-
Темой реферата является…
-
В реферате… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д.
А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.
В центре внимания автора находятся…
6. На первый план автором выдвигаются…
7. Главные усилия автора направлены на…
8. В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д.
Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…
10. Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)…
11. Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)
12. В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…
13. Автор привлекает к анализу следующие материалы…
14. Материалом исследования послужили…
15. В основе реферата лежат материалы исследований…
Основная часть реферата
-
В данном разделе должны:
- раскрыть тему,
- раскрыть все пункты составленного плана,
- связно изложить накопленный и проанализированный материал,
- изложить суть проблемы, различные точки зрения на нее,
- выразить собственную позицию автора реферата,
- каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.
Заключение реферата
-
подводятся итоги по всей работе,
-
суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы,
-
делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему),
-
отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой.
-
Заключение по объему не должно превышать введение.
-
Т.о.заключение должно отвечать на вопрос поставленный во введении, иметь ваше мнение о поставленной теме реферата.
-
Языковые клише, используемые в заключении
-
Автор приходит к выводу,( заключению )о том…
-
В заключение можно сказать…
-
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…
-
Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)
-
Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?)
-
На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д.
Список информационных ресурсов
-
Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов.
-
При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий.
-
Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.
Библиографическое описание
-
Порядковый номер литературного источника.
-
Фамилия, инициалы автора.
-
Полное название книги (без кавычек, исключение - если название - цитата).
-
Тип издания (текст, изопродукция, электронное издание и т.д.).
-
Место (город) издания.
-
Издательство.
-
Год издания - цифрой
-
Количество страниц.
Примеры…
-
В состав приложений могут входить:
-
В состав приложений могут входить:
-
копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»),
-
графики,
-
таблицы,
-
фотографии,
-
схемы,
-
диаграммы.
-
Каждое приложение начинается с нового листа. Нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например: (Приложение 5)
-
Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.
-
Требования к оформлению реферата
-
Объём реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения не входят в её объём.
-
Реферат должен быть выполнен грамотно.
-
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
-
Практикум. Проверка рефератов
-
Соответствует ли оформление данного реферата стандартам? Используя материал урока-консультации, подготовить выступления по итогам проверки.
-
САМОпроверка
-
ИТОГИ
План-конспект урока русского языка
Данные об авторе:
Ф.И.О.: Капитонова Анастасия Николаевна
Место работы, должность:
МОУ - Кобяйская СОШ им. Е.Е.Эверстова, учитель русского языка и литературы
Характеристики урока:
Уровень образования: основное общее образование
Класс: 9а
Предмет: русский язык
Тип урока: урок - консультация
Цель урока:
-
обобщить и систематизировать знания о составлении реферата,
-
закрепить умения составлять реферат,
-
сформировать навык видеть ошибки и недочёты при составлении рефератов
Оборудование: проектор, экран, карточки, рефераты учащихся
Ход урока:
-
Орг.момент. Рапорт дежурного
-
Целевая установка
-
Слово учителя
Что такое реферат? Какие же свойства присущи реферату? Виды и типы рефератов (по презентации)
-
Работа по карточкам. Расположить по последовательности.
1. Карточка №1. Этапы работы над рефератом. Расположить по последовательности.
2. Карточка №2. Структурные элементы реферата. Расположить по последовательности.
3. Карточка №3. Содержание реферата. Перечислить
4. Карточка №4. Требования к оформлению реферата
-
Практикум. Работа по группам. Проверка рефератов
Соответствует ли оформление данного реферата стандартам? Используя материал урока-консультации, подготовить выступления по итогам проверки.
-
Тест-самопроверка (по слайдам)
-
Итоги