Разработка урока русского языка НЕ с деепричастиями, 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка СШ 28, г.Астана

№ 1

Урок русского языка Класс: 7 класс

Тема урока:

Не с деепричастиями

Ссылки:

Календарное планирование, учебник «Русский язык», Алматы «Атамұра» 2014. interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-3-deeprichastieb/napisanie-ne-s-deeprichastiyami

Цели:

Обучение написанию частицы НЕ с деепричастиями

Задачи:

1. Путём применения приёма аналогии выявить правило написания частицы не с деепричастиями.

2.Совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

3. Проверить на практике орфографическую зоркость нахождения изученной орфограммы.

Результаты обучения:

Знают правило правописания НЕ с деепричастиями; умеют записывать НЕ с разными частями речи;

Ключевые идеи:

Деепричастие, как особая форма глагола, подчиняется правилу правописания частицы НЕ также как и с глаголами.

Ресурсы:

ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы.


Этапы проведения урока

Формы работы

Действия преподавателя

Действия учащихся

1.Этап актуализации

знаний, целеполагание.



Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку: вам понадобится учебник, тетрадь, пенал и дневник. Проверили? Садитесь.

Каждый урок-это путешествие в страну Знаний. Вот и сегодня мы отправимся в страну знаний. Начнем наш урок, как обычно, - с разминки.

Разминка «Мы с тобой похожи тем,.. мы с тобой отличаемся тем..



Индивидуальная работа с самооцениванием











Работа в парах





Коллективная работа

- Наш урок я хочу начать с лингвистической сказки «Неприятное соседство». У вас на столах лежат листочки и таблица. Прочитав сказку, вы должны распределить слова по столбикам и вспомнить правило на те орфограммы, которые найдете в тексте.

Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной.

Глагол она отвергала с (не)годованием. (Не) хочу! (Не) буду! (Не) пишите нас вместе. Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно.

Она и с другими частями речи была далеко (не)ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не)лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные, Прилагательные и Причастия.

Капризной НЕ казались вовсе (не)интересными отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, а подозрительным.

- А сейчас обменяйтесь своими таблицами и проверьте друг у друга.

- Какие части речи встретились вам в тексте сказки?

- Что вы знаете о правописании этих частей речи с частицей НЕ?

- Когда частица НЕ пишется слитно, в каких случаях слитно?

- Давайте сформулируем тему нашего урока. Чему мы научимся сегодня?

Запись темы урока.

- Прежде чем перейти к изучению темы, проверим ваш багаж знаний. Предлагаю вам отправиться со мной на кухню, и мы приготовим сэндвичи. Но начинка будет необычная. Первый сэндвич наполним слитным написанием частицы НЕ, а второй - раздельным.

1).(Не)глубокая речка, а мелкая.

2). (Не)выполненное задание.

3). (Не)брежная запись.

4). (Не)хотел уезжать.

5). Сказал (не)правду.

6).( Не)греющее солнце.

7). (Не)умытый утром малыш.

8). Вовсе (не)интересная книга.

9). Задача (не)решена.

10). (Не)здоровый вид.

11). В гости (не)пришёл.

12). (Не)нависть к врагу.

Вывод: что помогает Вам правильно определять написание слов с частицей не? (определить часть речи и вспомнить условие написания).

Учащимся раздаются листочки с текстом и листом самооценки, они выполняют задание и испльзуя лист самооценки выставляют себе баллы











Учащиеся обмениваются карточками, проверяют, ставят оценки в лист оценивания

Формулируют тему и задачи урока

На доске картинки с изображением сендвичей. Учащиеся берут стикер с заданием, читают, подбирают правило и «отправляют в сендвич»



.

2. Изучение материала


- Давайте вспомним, чем закончилась встреча частицы не с глаголами?

- Посмотрите на экран, какие части речи здесь представлены?

(Глаголы и деепричастия).

не пренебрегать не пренебрегая

не интересоваться не интересуясь

не поверитьовересоваться не поверив

- Кто сформулирует правило правописания не с деепричастиями?

Не с деепричастиями пишется раздельно.

Развернитесь друг к другу и расскажите о правописании не с деепричастиями.

Теперь вы знаете, как пишется не с деепричастиями. Закрепим данное правило.


Учащиеся сравнивают пары слов, делают выводы, формулируют правило правописания НЕ с деепричастиями

3.

Работа по закреплению изученного материала


1. Задание: списать пословицы, раскрыть скобки.

1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду.

2.(Не) убив медведя, шкуры (не) продают.

3.(Не) поглядев на пирог, (не) говори, что сыт.

Как написали?

А кто мне скажет о знаках препинания в этих предложениях?

- Сегодня мы узнали, что не с деепричастием, как и с глаголом, пишется раздельно.

Но посмотрите на доску, откройте тетрадь для правил и запишите деепричастия, которые без НЕ не употребляются.

Невзлюбив, ненавидя, недоумевая, негодуя.

2. Игра «Третий лишний».

Чтобы поиграть, вам необходимо достать свои телефоны. Я отправляю вам задание в группу, а вы отсылаете ответ «третий лишний» мне.

1.(Не) обнаружил ошибку, (не) скрывая зависти, (не) годовал от злобы.

2.(Не) волнуясь о друге, (не) проверенная работа, (не) желая идти.

3.(Не) прощая обиды, урожай (не) собран, (не) приветливый взгляд.

3. Попробуй, сочини.

А сейчас поработаем в группах. Консультанты возьмут задание для своей группы.

Задание для всех одно: составить памятки, используя в них изученную орфограмму «Не с деепричастиями и другими частями речи», а вот темы будут разными.

1-я группа. Памятка на тему «Бережное отношение к книге».

Консультант _______________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

2-я группа. Памятка на тему «Поведение в школе».

Консультант ______________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

3-я группа. «Взрослые и дети».

Консультант _______________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

4-я группа. «Природа и человек».

Консультант _________________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

5-я группа. «Мы в театре».

Консультант __________________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

6-я группа. « Внимание: дорога!».

Консультант __________________________

Участники:

1._____________

2._____________

3._____________

На составление памятки у Вас 5-7 минут. Работает вся группа: кто словом, кто словосочетанием - получается предложение.

Самостоятельная работа. Учащиеся записывают в тетради, затем, кто сделал быстрее, становятся ассистентами и проверяют у других. Отмечают в ведомости, листе оценки.

Учащиеся, получая задание по телефону, отправляют ответы учителю



Подходят командиры групп, выбирают задание. Затем представляют свою работу классу

4. Рефлексия: подведение итогов урока


Сегодня вы все прекрасно работали. У вас на партах лежат цветные смайлики. Если вы все поняли на уроке и справились с заданием возьмите зеленый смайлик, если вы столкнулись с трудностями - желтый, а если вам нужно поработать нал темой и вам что-то непонятно - красный.

Учащиеся выбирают смайлик и складывают в шкатулку

5. Домашнее задание


Откройте дневники и запишите д./з. (& …., упр.…. или …..*)




© 2010-2022