- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока русского языка НЕ с деепричастиями, 7 класс
Разработка урока русского языка НЕ с деепричастиями, 7 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева И.П. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель русского языка СШ 28, г.Астана
№ 1 | Урок русского языка Класс: 7 класс | |||
Тема урока: | Не с деепричастиями | |||
Ссылки: | Календарное планирование, учебник «Русский язык», Алматы «Атамұра» 2014. interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-3-deeprichastieb/napisanie-ne-s-deeprichastiyami | |||
Цели: | Обучение написанию частицы НЕ с деепричастиями | |||
Задачи: | 1. Путём применения приёма аналогии выявить правило написания частицы не с деепричастиями. 2.Совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. 3. Проверить на практике орфографическую зоркость нахождения изученной орфограммы. | |||
Результаты обучения: | Знают правило правописания НЕ с деепричастиями; умеют записывать НЕ с разными частями речи; | |||
Ключевые идеи: | Деепричастие, как особая форма глагола, подчиняется правилу правописания частицы НЕ также как и с глаголами. | |||
Ресурсы: | ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы. | |||
| ||||
Этапы проведения урока | Формы работы | Действия преподавателя | Действия учащихся | |
1.Этап актуализации знаний, целеполагание.
|
| Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку: вам понадобится учебник, тетрадь, пенал и дневник. Проверили? Садитесь. Каждый урок-это путешествие в страну Знаний. Вот и сегодня мы отправимся в страну знаний. Начнем наш урок, как обычно, - с разминки. | Разминка «Мы с тобой похожи тем,.. мы с тобой отличаемся тем..
| |
| Индивидуальная работа с самооцениванием
Работа в парах
Коллективная работа | - Наш урок я хочу начать с лингвистической сказки «Неприятное соседство». У вас на столах лежат листочки и таблица. Прочитав сказку, вы должны распределить слова по столбикам и вспомнить правило на те орфограммы, которые найдете в тексте. Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной. Глагол она отвергала с (не)годованием. (Не) хочу! (Не) буду! (Не) пишите нас вместе. Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно. Она и с другими частями речи была далеко (не)ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не)лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные, Прилагательные и Причастия. Капризной НЕ казались вовсе (не)интересными отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, а подозрительным. - А сейчас обменяйтесь своими таблицами и проверьте друг у друга. - Какие части речи встретились вам в тексте сказки? - Что вы знаете о правописании этих частей речи с частицей НЕ? - Когда частица НЕ пишется слитно, в каких случаях слитно? - Давайте сформулируем тему нашего урока. Чему мы научимся сегодня? Запись темы урока. - Прежде чем перейти к изучению темы, проверим ваш багаж знаний. Предлагаю вам отправиться со мной на кухню, и мы приготовим сэндвичи. Но начинка будет необычная. Первый сэндвич наполним слитным написанием частицы НЕ, а второй - раздельным. 1).(Не)глубокая речка, а мелкая. 2). (Не)выполненное задание. 3). (Не)брежная запись. 4). (Не)хотел уезжать. 5). Сказал (не)правду. 6).( Не)греющее солнце. 7). (Не)умытый утром малыш. 8). Вовсе (не)интересная книга. 9). Задача (не)решена. 10). (Не)здоровый вид. 11). В гости (не)пришёл. 12). (Не)нависть к врагу. Вывод: что помогает Вам правильно определять написание слов с частицей не? (определить часть речи и вспомнить условие написания). | Учащимся раздаются листочки с текстом и листом самооценки, они выполняют задание и испльзуя лист самооценки выставляют себе баллы
Учащиеся обмениваются карточками, проверяют, ставят оценки в лист оценивания Формулируют тему и задачи урока На доске картинки с изображением сендвичей. Учащиеся берут стикер с заданием, читают, подбирают правило и «отправляют в сендвич»
. | |
2. Изучение материала |
| - Давайте вспомним, чем закончилась встреча частицы не с глаголами? - Посмотрите на экран, какие части речи здесь представлены? (Глаголы и деепричастия). не пренебрегать не пренебрегая не интересоваться не интересуясь не поверитьовересоваться не поверив - Кто сформулирует правило правописания не с деепричастиями? Не с деепричастиями пишется раздельно. Развернитесь друг к другу и расскажите о правописании не с деепричастиями. Теперь вы знаете, как пишется не с деепричастиями. Закрепим данное правило.
| Учащиеся сравнивают пары слов, делают выводы, формулируют правило правописания НЕ с деепричастиями | |
3. Работа по закреплению изученного материала |
| 1. Задание: списать пословицы, раскрыть скобки. 1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду. 2.(Не) убив медведя, шкуры (не) продают. 3.(Не) поглядев на пирог, (не) говори, что сыт. Как написали? А кто мне скажет о знаках препинания в этих предложениях? - Сегодня мы узнали, что не с деепричастием, как и с глаголом, пишется раздельно. Но посмотрите на доску, откройте тетрадь для правил и запишите деепричастия, которые без НЕ не употребляются. Невзлюбив, ненавидя, недоумевая, негодуя. 2. Игра «Третий лишний». Чтобы поиграть, вам необходимо достать свои телефоны. Я отправляю вам задание в группу, а вы отсылаете ответ «третий лишний» мне. 1.(Не) обнаружил ошибку, (не) скрывая зависти, (не) годовал от злобы. 2.(Не) волнуясь о друге, (не) проверенная работа, (не) желая идти. 3.(Не) прощая обиды, урожай (не) собран, (не) приветливый взгляд. 3. Попробуй, сочини. А сейчас поработаем в группах. Консультанты возьмут задание для своей группы. Задание для всех одно: составить памятки, используя в них изученную орфограмму «Не с деепричастиями и другими частями речи», а вот темы будут разными. 1-я группа. Памятка на тему «Бережное отношение к книге». Консультант _______________________ Участники: 1._____________ 2._____________ 3._____________ 2-я группа. Памятка на тему «Поведение в школе». Консультант ______________________ Участники: 1._____________ 2._____________ 3._____________ 3-я группа. «Взрослые и дети». Консультант _______________________ Участники: 1._____________ 2._____________ 3._____________ 4-я группа. «Природа и человек». Консультант _________________________ Участники: 1._____________ 2._____________ 3._____________ 5-я группа. «Мы в театре». Консультант __________________________ Участники: 1._____________ 2._____________ 3._____________ 6-я группа. « Внимание: дорога!». Консультант __________________________ Участники: 1._____________ 2._____________ 3._____________ На составление памятки у Вас 5-7 минут. Работает вся группа: кто словом, кто словосочетанием - получается предложение. | Самостоятельная работа. Учащиеся записывают в тетради, затем, кто сделал быстрее, становятся ассистентами и проверяют у других. Отмечают в ведомости, листе оценки. Учащиеся, получая задание по телефону, отправляют ответы учителю
Подходят командиры групп, выбирают задание. Затем представляют свою работу классу | |
4. Рефлексия: подведение итогов урока |
| Сегодня вы все прекрасно работали. У вас на партах лежат цветные смайлики. Если вы все поняли на уроке и справились с заданием возьмите зеленый смайлик, если вы столкнулись с трудностями - желтый, а если вам нужно поработать нал темой и вам что-то непонятно - красный. | Учащиеся выбирают смайлик и складывают в шкатулку | |
5. Домашнее задание |
| Откройте дневники и запишите д./з. (& …., упр.…. или …..*) |
|