Тема: «Грамматическая основа предложения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы сш.им.М.Ауезова с.Ушконыр Карасайского района Алматинской области Джанабаева Жулдыз Куралбаевна

Повторение изученного "Грамматическая основа предложения"


Тема Повторение « Грамматическая основа предложения»

Цели урока:

1. Повторить и уточнить знания учащихся о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения.

2. Обобщить материал по теме «Словосочетание».

3. Подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.

4. Научить детей различать двусоставные предложения от односоставных, определять грамматическую основу, выраженную любыми частями речи, правильно определять тире между подлежащим и сказуемым.

5. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

Оборудование: раздаточный материал - карточки, ИКТ,

Учебник Русский язык 7 класс.

Ход урока:

l. Орг. класса.

ll. Группа учащихся индивидуально работает по карточкам:

lll. Кроссвордный диктант по теме «Повторение».

1. К какой группе славянских языков относится русский язык?

(Восточнославянской)

2. Раздел русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения.

(Синтаксис)

3. Раздел науки, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация)

4. Наука о звуках речи (Фонетика)

5. Устойчивые словосочетания (Фразеология)

6. Наука, изучающая богатый словарный запас, толкование слов.

(Лексика)

7. Слова, близкие по значению (Синонимы)

8. Слова с противоположным значением (Антонимы)

9. Слова, использующиеся среди определенных народностей.

(Диалектные)

10.Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, интонационно составляют что? (Текст)

ІV . Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами систематизируем и обобщим все знания по теме «Словосочетание», проанализируем и повторим материал по структуре простого и сложного предложения.

Эти знания вам будут необходимы при написании итоговой контрольной работы за этот учебный год и при сдаче Государственной итоговой аттестации.

V. Синтаксическая пятиминутка.

*** У доски. Запись на доске!

 Вставьте пропущенные орфограммы, произведите синтаксический разбор предложения.

Прик..сновение к природ.. неизбежно возбужда..т чу..ства и порожда..т мысли .

 Выписать словосочетания: на доске

(сущ. + сущ.) прикосновение к природе

(гл. + сущ. ) возбуждает чувства

(гл. + нар. ) возбуждает неизбежно

- Что такое словосочетание?

( Словосочетание - это соединение двух и более самостоятельных слов,связанных между собой по смыслу и грамматически).

- Какие виды словосочетаний по наличию главного слова вы знаете? / глагольные, именные, наречечные. /

- Какие виды связи в словосочетании вы знаете?

/сочинительная и подчинительная/

- Какие способы подчинительной связи вы знаете?

/согласование, управление, примыкание/.

Vl. Найдите и выделите грамматическую основу предложения.

*** У доски .

(Учащиеся выделяют грамматическую основу предложения, характеризуют предложение.)

1. Я лежу, и огненные птицы кружатся подолгу надо мной. (Л. Романов).

2.На перевале караван задержался.

3. Присаживаемся к костру.

4. Густой туман. Изморось.

5. Дождь гонит ветер с гор.

6. С утра морозит.

7.Полярники прислали в зоопарк двух медведей.

8.К вечеру похолодало.

Какие виды предложений по наличию главных членов вы встретили в данных предложениях?

/Двусоставные и односоставные/

Vll . У доски.

Запись предложений под диктовку учителя.

Определите, простое предложение или сложное.
1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

2. Звезды смотрят с высоты, и льется таинственный свет.

3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

4. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнутся.

5. Язык - душа нации.(А.Н.Толстой).

6. Читать - значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.(К.Федин).

7. Он выдержал экзамен и был принят в институт.

Что вы знаете о постановке тире между подлежащим и сказуемым?

Vlll. После проведения синтаксического разбора учитель делает важный вывод:

Каким бы ни было предложение по цели высказывания, по интонации, по числу грамматических основ, наличию второстепенных членов или осложненности, обязательным элементом его строения является грамматическая основа. В ней сосредоточены грамматические значения предложения, отличающие его от любого другого сочетания слов.

1). Чтение теоретического материала

2). Письмо по памяти. (В) зарослях зеленых отзвенели трели,

И березы тронуты желтой акварелью. (Н.Рыленков).

- Какая картина возникает?

Поработайте волшебниками и превратите задание в человека

Больница - больной

Художество - художник

Живопись - живописец

Школа - школьник

Дача - дачник

Удача - удачник

lX. Работа с учебником.

*** упр.4,5 - устно.

Дайте толкование слов: комментировать,орфоэпия,морфология.

X . Проверка знаний,закрепление изученного.

Мы в стране вопросов

1. Что называется подлежащим?

2. Что называется сказуемым?

3. Как называется подлежащее и сказуемое?

( Главные члены предложения,грамматическая основа )

4.. Что такое предложение?

( Предложение - основная единица синтаксиса, т.к. в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.

Предложение содержит высказывание о ком - то (о чем-то).

5. Чем предложения отличаются от словосочетаний?

- - А это значит, что тема урока вами усвоена. (Сообщение оценок за урок.)

- Xl . Домашнее задание: закончить работу по карточкам ,найти двусоставные и односоставные предложения, выписать 4 предложения, разобрать.Повторить.

Xll. Итог урока.

Урок окончен. Спасибо.










© 2010-2022