Статья Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста

На уроках русского языка и развития речи преподаватели не так много уделяют внимания образно-выразительной стороне речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать изобразительные средства языка в творческих работах.

А ведь ассоциативность мышления лежит в основе умения говорить и писать ярко, образно. А формирование этого умения начинается с того, что мы учим наших учеников воспринимать художественный текст. «Понимание речи заключается в цепи ассоциаций», - правильно заметил Л. Выготский.

Изобразительно-выразительные средства языка влияют на восприятие школьниками окружающего мира, оценку его, эмоциональное выражение их собственных чувств. При этом ярко выступает роль речевых средств, воссоздающих разные проявления чувственного восприятия, в частности изобразительных и выразительных эпитетов - звуковых, световых, цветовых, слуховых, эмоциональных и т.д.

Без эпитетов речь была бы бедной и невыразительной. Ведь образность речи упрощает восприятие информации. Одним метким словом можно передать не только сообщение о факте, но и рассказать, какие эмоции он вызывает, какое значение этот факт имеет.

Эпитеты могут различаться по силе передаваемых эмоций и по степени выраженности той или иной характеристики. Например, скажите «холодная вода» - и вы получите только приблизительную информацию о температуре. Скажите «ледяная вода» - и вместе с основной информацией вы передадите ощущения, эмоции, выразительный метафорический образ и ассоциации с колючим, пронизывающим холодом льда.

При этом можно различить эпитеты общеупотребимые, понятные и знакомые каждому, и уникальные, авторские, такие обычно бывают у писателей. Примером первых может послужить почти любое описательное определение из повседневной жизни: платье веселенькой расцветки, книга скучная. Для иллюстрации авторских, уникальных эпитетов стоит заглянуть в художественную литературу, лучше всего - в поэзию.

Например, примеры эпитетов из художественных произведений могут выглядеть так: «И стала лисица пуховыми лапками мыться. || Взвивши кверху огненный парус хвоста» (В. Хлебников). Или так: «Лицо тысячеглазого треста блестит электричеством ровным» (В. Маяковский). Или даже совсем так: «Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту мы, миллионы, встаем как один. В один и тот же час единомиллионно начинаем работу - единомиллионно кончаем» (Е. Замятин).

Эпит является тропом достаточно распространенным, доступных джля учащихся средних классов и интересным для них. Конечно, эпит не может изучатся изолированно от других выразительных средств, поэтому уделяется внимание и сравнению, метафоре, олицетворению. Важно учитывать при этом, что эпитет изучается и на уроках литературы.

На уроках мы рассматриваем две большие группы эпитетов: изобразительные, придающие содержанию картинность, образность, конкретность и выразительные эпитеты, выражающие экспрессивность, окрашенность, чувственность.

Эпитеты, исходя из их структуры, лежит в поле деятельности лингвистики. Для литературоведения важны другие параметры. В частности то, что эпитеты можно разделить на группы:

  • украшающие;

  • постоянные;

  • авторские.

Об авторских мы уже немного говорили выше. На остальных сейчас остановимся подробнее.

Украшающие эпитеты - любые описательные характеристики: море ласковое, тишина звенящая. Постоянными называют такие эпитеты, которые уже давно и прочно закрепились в сознании многих людей за определенными словами. Много их в произведениях устного народного творчества, фольклоре и сказках: красное солнце, ясный месяц, добрый молодец, могучие плечи, красная девица и т.д.

Со временем внушающее определенные переживания воздействие эпитетов и других языковых средств выразительности стало использоваться в литературе (и не только) гораздо чаще и шире. Ведь писателям и поэтам важно стимулировать сопереживание слушателей и читателей - оно является одним из необходимых компонентов совместного творчества. Которым, без сомнений, является создание и последующее прочтение любого талантливого произведения.

Возьмем русскую классику из школьного курса литературы и эпитеты в ней. Например, пару цитат из романа «Отцы и дети» И. Тургенева:

« <…> сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым».

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Много примеров того, как эпитеты создают настроение и задают тон повествованию, демонстрирует нам поэзия. В стихотворениях эпитеты употребляются даже чаще других тропов.

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне; || Веселого много в моей стороне: || Цветы бирюзовы, жемчужны струи; || Из золота слиты чертоги мои". В. Жуковский, баллада «Лесной царь».

«В вечер такой золотистый и ясный, || В этом дыханье весны всепобедной || Не поминай мне, о друг мой прекрасный, || Ты о любви нашей робкой и бедной». А.Фет.

«Как соломинкой, пьешь мою душу. || Знаю, вкус ее горек и хмелен. || Но я пытку мольбой не нарушу. || О, покой мой многонеделен». А. Ахматова.

Роль эпитетов в стихотворениях и прозе может реализовываться и таким образом: когда эпитеты являются частью сложной синтаксической конструкции, которая вся в целом тоже должна не только донести до читателя идею автора, но и эмоционально ее обогатить:

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат...» М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».

Автор нанизывает эпитеты друг на друга, задавая этому отрезку текста ритм, сходный со старческой походкой. И использует эпитеты, которые не только описывают цвет или походку, но и транслирует затекстовую информацию. Подбой плаща не просто красный, но символически кровавый. А эпитеты для описания походки дают представление о прошлом ее обладателя и том, что он сохранил выправку военного. Остальные эпитеты выступают описаниями обстоятельств места и времени.

Удачно сочетая эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры, писатели создают нестандартные образы:

«Ты, Книга! Ты одна не обманешь, не ударишь, не обидишь, не покинешь! Тихая, - а смеешься, кричишь, поешь; покорная, - изумляешь, дразнишь, заманиваешь; малая - а в тебе народы без числа; пригоршня буковок, только-то, а захочешь - вскружишь голову, запутаешь, завертишь, затуманишь, слезы вспузырятся, дыхание захолонет, вся-то душа как полотно на ветру взволнуется, волнами восстанет, крылами взмахнет!» Т. Толстая, «Кысь».

Эпитеты отражают традиции языка и культуры определенного народа, являются своего рода приметой времени, их породившего, а также обладают художественно-эстетическими качествами: «Это образный язык, располагающий исторически выработанной системой средств словесно-художественной изобразительности… согретый огнем поэзии язык, выделяющийся из других стилей литературного языка благодаря своеобразию образного применения речевых средств» (А.И. Ефимов).



© 2010-2022