Урок по творчеству М. А. Булгакова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж»







Урок-портрет по теме « М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути»


Урок по творчеству М.А.Булгакова

Преподаватель русского языка и литературы

Репина Светлана Алексеевна






Цели урока:

Обучающий (дидактический) компонент: донести до сознания учащихся своеобразие личности писателя, его тонкого духовного мира, его глубоких творческих озарений;

Воспитательный компонент: способствовать воспитанию чувства прекрасного, умения размышлять; воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Развивающий компонент: развивать устную монологическую речь, воображение, отрабатывать умения и навыки работы с текстом.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к жизни и творчеству М.А.Булгакова.

  2. Раскрыть основные этапы жизни и творчества М.А.Булгакова
    в разные периоды жизни.

Тип урока: комбинированный

Технология: критическое мышление.

Ресурсы: отрывки из кинофильмов «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце», презентация фотографий Булгакова, «Лунная соната» Л.Бетховена.

Учебные материалы: выставка книг М.А.Булгакова, фотографии писателя разных лет

Метод проведения: ознакомительный

Прогнозируемый результат: ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

Задачи:

  • Подготовить обучающихся к работе на уроке.

  • Определить цели и задачи урока.

Слово учителя: Добрый день, ребята! Тема нашего урока: «М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути». Как вы думаете, каковы цели нашего урока? Правильно, сегодня мы должны познакомиться со своеобразием личности писателя, с его творческими озарениями. Также мы будем развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, таблицами, контрольными карточками.

2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала.

Задачи:

  • Формировать познавательный мотив предстоящей деятельности.

  • Подготовить обучающихся к осмыслению, систематизации

и конкретизации учебного материала.

Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)

«Мозговая атака»

Демонстрация отрывков из фильмов «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце».

Слово учителя: Отрывки из каких фильмов вы увидели?

Что объединяет эти фильмы?

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. На доске:

«Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была,
по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть и не смеет не быть разумным и благородным».

К. Паустовский

Как вы понимаете эпиграф нашего урока? Что вам уже известно по теме сегодняшнего урока?

К сегодняшнему уроку некоторые из вас должны были приготовить мини-сообщения. Ответы обучающихся.

1-й обучающийся рассказывает об основных этапах жизненного и идейно-творческого развития М.А.Булгакова.

Этапы жизненного и идейно-творческого развития М.А.Булгакова.

1891 - родился в Киеве.

1901-1909 - учеба в Первой гимназии г. Киева.

1909-1916 - учеба на медицинском факультете Киевского университета.

1918-1920 - жизнь в Киеве, скитания по России во время Гражданской войны.

1921- приезд в Москву, начало систематической литературной деятельности

1926 - обыск в квартире Булгакова, изъятие рукописей и дневника писателя.

1929 - запрет на все пьесы Булгакова, которые ставились в театрах.

1932- женитьба на Е.С.Шиловской.

1928-1940 - работа над романом «Мастер и Маргарита».

1940 - умер в Москве.

(демонстрация презентации с фотографиями Булгакова разных лет)

2-обучающийся


Лучшие произведения М.А.Булгакова


  1. «Белая гвардия» (1923-1924)

  2. «Дьяволиада» (1923)

  3. «Роковые яйца» (1924)

  4. «Собачье сердце» (1925)

  5. «Дни Турбиных» (1925)

  6. «Театральный роман» (1936-1937)

  7. «Мастер и Маргарита» (1928-1940)

  1. Освоение новых знаний и способов действия.

Задачи:

  • Дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах:

  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

Стадия «Осмысление» (осмысление материала во время работы над ним)

Слово учителя: Ребята! Сейчас мы с вами будем работать с текстом, в котором содержится информация о жизни и творчестве Михаила Афанасьевича. ( текст распечатан для каждого обучающегося). Вы должны внимательно его прослушать и заполнить таблицу

с тремя колонками: «Знаю», «Хочу узнать» и «Узнал (а)».

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал (а)»


Работа с текстом.

15 мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова родился сын Михаил 18 мая Михаил был крещён по православному обряду, имя было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила... Ни родословная, ни детские и юношеские,
ни первые годы самостоятельной жизни не предвещали великого будущего Михаилу Булгакову. Булгаковы - обычная провинциальная интеллигентная семья.

На протяжении всей своей жизни Булгаков проявлял стойкое тяготение к семье. Ему хорошо жилось в доме родителей, в большой и дружной семье, где постоянно звучал смех, затевались весёлые игры, притягивавшие к себе много друзей.
В 1901 году Михаил был зачислен в подготовительный класс Киевской гимназии, которая имела особый и престижный статус. Воспитанников готовили для поступления в университеты. Вместе с Булгаковым в гимназии в это время учился К.Г.Паустовский, который вспоминал, что «Булгаков всегда был переполнен шутками, выдумками, мистификациями…. Такому поведению Михаила Булгакова способствовала и непринужденная семейная атмосфера, о которой вспоминает сестра Надежда: «…основным методом воспитания детей была шутка, ласка и доброжелательность… это то , что выковывало наши характеры… У нас в доме всё время звучал смех… Это был лейтмотив нашей жизни».

Войны и революции разметают славную семью Булгаковых. Киев, Москва, Загреб, Париж - вот только некоторые адреса братьев и сестёр будущего писателя.

Михаил Булгаков получил прекрасное образование. Он окончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. В 1909 году он поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1915 году, во время первой мировой войны Михаил Булгаков после занятий работал в полевых госпиталях, помогал лечить раненых. Осенью 1917 года его отправляют в Вязьму, где он стал заведующим венерологическим и инфекционным отделением. Этот период он описал в автобиографическом произведении «Записки юного врача», где его герой - честный труженик и умелый врач, а рассказ «Морфий» повествует косвенно о самом писателе. «Доктор Поляков» - отчасти и сам Булгаков: летом 1917 года он начал регулярно принимать морфий после того, как вынужден был сделать себе прививку
от дефтерита, опасаясь заражения вследствие проведённой трахеотомии
у больного ребёнка. Употребление наркотика вошло в привычку, избавиться от которой он смог лишь через год, благодаря стараниям его жены Татьяны и врача Воскресенского, своего отчима.

С февраля 1918 года по август 1919 Булгаков безвыездно живёт
в Киеве. 14 декабря 1918 года его как военного врача мобилизовали
в гетманские войска. Ему пришлось не раз глядеть смерти в глаза, а позже описать это время в романе «Белая гвардия». В должности начальника медицинской службы Булгаков служил в деникинской армии. Он получил мобилизационный листок, обмундирование - френч, шинель.
Его направили во Владикавказ, в военный госпиталь. На рубеже 1919 - 1920 годов он оставляет службу в госпитале, начинает работать журналистом в местных газетах.

В 1921 году он переезжает жить в Москву, один из главных литературных центов страны.

9 февраля 1922 года Булгаков пишет в дневнике отчаянную запись: «Идёт самый чёрный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Обегал всю Москву - нет места. Валенки рассыпались». Новая экономическая политика стала давать свои результаты: экономическое положение стало налаживаться. В середине 20-х годов Булгаков становится популярным в Москве.
Его фельетоны и очерки стали регулярно публиковаться в прессе.

Один из обучающихся зачитывает таблицу.

Слово учителя: Для дальнейшего изучения творческой судьбы писателя я предлагаю вам использовать прием «Продвинутая лекция». Вы не просто слушаете информацию, но и принимаете участие в ее обсуждении (задаете вопросы и отвечаете на вопросы)

С 1929 года ситуация вокруг Булгакова резко ухудшилась. Резкие выпады против него достигают кульминации. Сталин называет его «безусловно чужим человеком», хотя смотрел во МХАТе его пьесу «Дни Турбиных» 15 раз.

Вопрос учителю: Почему началась травля Булгакова?

Ответ: Михаил Афанасьевич не относился к числу писателей, которые

воспевали революцию, установившийся строй и Сталина, как главу Советского правительства.

В сентябре 1929 года он пишет письмо секретарю ЦИК СССР А.С.Енукидзе: «Прошу отпустить меня вместе с женой
Л.Е. Белозёрской за границу на тот срок, который Правительство Союза найдёт нужным назначить мне». Из всех свобод больше всего он ценил свободу творческую, но эта мысль в его время была крамольной и предопределила его литературно-театральную судьбу на Родине.

18 марта 1930 года Главрепертком запретил постановку пьесы Булгакова «Кабала святош» по Мольеру. Это буквально раздавило писателя. В печати появляются бранные отзывы о Булгакове и его творчестве. 28 марта опальный писатель обращается с письмом к Правительству СССР. В нём такие слова: «Я горячий поклонник свободы печати…. Это одна из черт моего творчества, и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Я старался изобразить бесчисленные уродства нашего быта…» Он просил в этом письме выслать его вместе
с женой за пределы страны. Письмо возымело действие. 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. В результате состоявшегося разговора была удовлетворена просьба драматурга о назначении режиссёром-ассистентом во МХАТ. Отныне у Булгакова отпали заботы о куске хлеба. Однако после 1927 года он практически не публиковался.

Вопрос учителю: Из каких произведений складывалось творчество Булгакова? Что в них было такого, что они не были допущены к публикации?

Когда в 1930 году Булгаков отважно и даже с некоторым нажимом заявил: «Я - мистический писатель», он, несомненно, имел в виду прежде всего свои фантастико-сатирические повести и сожжённый им в ранней редакции роман о дьяволе.

Первая и, по существу, единственная книга его прозы называлась
по заглавной повести «Дьяволиада». Это, впрочем, не значило, что внимание писателя захватывали ведьмы, черти, демоны. Его мистицизм был связан
не столько с интересом к нечистой силе как таковой, сколько к мистике повседневного быта и шире - к мистике социального бытия. В повести «Дьяволиада» мистико-фантастический сюжет зарождается в вихре бюрократической карусели, метельном шелесте бумаг по столам, призрачном беге людей по коридорам. Маленький чиновник, делопроизводитель Коротков гоняется по коридорам за мифическим заведующим Кальсонером, который то появляется, то раздваивается. Короткову с психикой гоголевского чиновника остаётся одно - расхлопать себе голову, бросившись с крыши московского «небоскрёба» Нирензеее (в этом доме в Гнездниковском переулке когда-то размещалась редакция «Накануне», и вид с крыши, где был устроен летний ресторан, Булгаков наблюдал не раз).

Всего год-полтора отделяют повесть «Дьяволиада» от следующей повести «Роковые яйца». Весёлая, свежая, молодая фантазия царит в этой повести. Дуня, героиня повести, намеривается вырастить несметное количество кур и когда цыплята разбегаются, то мы - то знаем что из скорлупы расползлись чудовищные гады. Обычное невежество, халатность, из-за которых куриные яйца были перепутаны с теми, которые предназначались для научных опытов, приводят к неизбежной беде.

Тему ответственности науки перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Повесть была написана в 1925 году. Научная интуиция и здравый смысл профессора Преображенского дают рискованный сбой лишь однажды, когда он пытается пересадить уличной дворняжке гипофиз человека. Сатирическая фантастика Булгакова предупреждала общество о том, что мало кто в те годы столь зорко видел.

Критик Леопольд Авербах, черты которого проступят в Берлиозе из «Мастера и Маргариты», утверждал, что фантастические повести Булгакова - «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность»…

В 30-е годы Булгакова не печатали. Но, сохраняя связи со сценой, театрами, Булгаков пишет пьесы «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич». По заказу ленинградского Большого театра он написал инсценировку по роману «Война и мир», который так и не был никогда поставлен. А затем появляются пьесы «Дни Турбинных», «Кабала святош», «Зойкина квартира», Багровый остров». Учитывая настояния театра, Булгаков пишет пьесу о молодом Сталине «Батум», которая подорвала и моральные и физические силы Булгакова, так как справедливость и веру он принялся искать там, где они никогда не водились.

«За последние семь лет, - писал он Борису Асафьеву 2 октября 1937 года, -
я сделал шестнадцать вещей разного жанра, и все они погибли. Такое положение невозможно… В доме у нас полная бесперспективность мрак»

Вопрос учителя обучающимся: На ваш взгляд, как писатель выдержал все эти тяготы?

Ответ: Выдержать всё это Булгаков сумел лишь благодаря своему редкостному характеру.

Да, действительно, Булгаков побеждал припадки злой хандры и неврастении новой работой и связанными с нею надеждами. «Я не встречала по силе характера никого равного Булгакову, - свидетельствовала Елена Сергеевна. - Его нельзя было согнуть. У него была какая-то стальная пружина внутри, что никакая сила не могла его согнуть, пригнуть никогда.»

  1. Первичная проверка понимания обучающимися нового материала.

Задачи:

  • Установить осознанность материала, усвоение связей и отношений между фактами, явлениями.

  • Проверить полноту и глубину усвоения новых знаний.

Слово учителя: «Верите ли вы в настоящую, верную, вечную любовь? Кто сказал вам, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь.»

Нет сильнее не свете силы, чем любовь. Она творит чудеса. Для Булгакова - семья это крепость, но при условии, что в доме царит любовь. Как же складывалась личная жизнь писателя?

Сообщение обучающегося:

Летом 1908 года в жизни юного Михаила Булгакова завязалась романтическая история. 17-летний гимназист познакомился со своей сверстницей Таней Лаппа, приехавшей в Киев к родственникам. Таня была старшей дочерью управляющего Саратовской казённой палатой Николая Николаевича Лаппы. Семья, как и у Булгакова, Была дружная и многодетная: четыре брата и две сестры. Детей в семье Лаппа не баловали, но и не готовили ни к чему. Удивительно, что барышня Таня Лаппа, за которой прислуга убирала одежду, стала Булгакову верной подругой и поддерживала его в трудных обстоятельствах .Спасла его от наркомании, когда он
в течении нескольких лет увлекался морфием, выходила его, заболевшего тифом. Делила с ним невзгоды гражданской войны и голодную жизнь
в Москве.

- Как они подходят друг другу по безалаберности натур! - сокрушалась сестра будущего писателя. Булгаков расстался с Таней в 1924 году. Они были друг с другом в самые трудные времена, а разошлись, когда жизнь стала налаживаться.

Новая избранница Михаила Афанасьевича Любовь Белозёрская была человеком из другой среды - журналисткой и литературной. В это время Булгаков стал уже известным писателем. Был написан роман «Белая гвардия», но ещё не напечатан. Булгаков писал его ночами, так как днём работал в редакции, и когда у него начинали мёрзнуть руки, то Люба грела ему воду. Роман «Белая гвардия» вышел с посвящением Белозерской.

Известный поэт Николай Доризо описал историю любви Булгакова и его третьей жены (слайд с фотографией Булгакова и Елены Сергеевны). «Лёгкая, летящая походка, выразительный взгляд, порой с грустинкой, порой с налётом лукавства, острый ум, тонкое чувство юмора, изящная речь.
Она была очень предана писателю, готова была служить ему и после его смерти.» « Перед смертью, - вспоминает Елена Сергеевна, - он взял мою руку и сказал:» Если тебе будет совсем уж невыносимо трудно, но заклинаю тебя, только один- единственный раз! - обратись к Сталину!»

После смерти мужа она терпеливо сносила все тяготы вдовьей жизни, но не считала себя вправе использовать этот единственный завещанный ей шанс и прибегла к нему лишь тогда, когда двери издательств и редакций плотно закрылись перед ней. Оставалась неопубликованной и главная книга Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита». И ради этого она написала письмо Сталину. И опять в одночасье всё завертелось. Проснулся телефон. Вдову просили принести рукописи пьес в театры. Но вскоре всё это обернулось издевательством. На всю страну прогремело грозное постановление ЦК, которое напрямую заклеймило Ахматову, Зощенко,
рикошетом ударило по мёртвому Булгакову. Лишь в начале 60-х годов журнал «Москва» опубликовал Роман «Мастер и Маргарита», но поистине свой свет он увидел лишь в 90-х годах.

«Бывая в её квартире на Суворовском бульваре, - пишет Доризо, -
я «всей кожей» незримо ощущал присутствие Михаила Афанасьевича, чей огромный портрет висел над диваном. Она и он и теперь оставались неразлучны. Я был среди тех, кто провожал её в последний путь - к своему Мастеру. В 70 лет она умерла такой же молодой и красивой, какой я её знал всегда. И мне кажется, я знаю секрет её неувядаемой молодости: она женщина, которая умела любить и до конца быть верной своей любви».

Слово учителя: Давайте составим кластер, то есть графически изобразим, все, что сейчас услышали. В центре мы напишем ключевое предложение «Любовь в жизни Булгакова». Вокруг «накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

(Модель «планеты и ее спутники») По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. Напомню вам, что вы не должны бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Выборочная проверка одного-двух кластеров.


  1. Закрепление новых знаний.

Задачи:

  • Организовать деятельность обучающихся по применению изученных знаний на практике.

  • Конкретизировать полученных знаний.

  1. Упражнение «Синквейн» (слово французское, обозначающее пять строк.

Правила написания:

1-я строка - одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне;

2-я строчка- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;

3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия;

4-я строчка - фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта

Темы для синквейна

«Ученик»

«Урок»

«Михаил Афанасьевич Булгаков»

Ученик.

Знающий, любознательный.

Урок.

Познавательный, интересный.

Булгаков

Творческий, борющийся

Читал, писал, исследовал.

Учит, воспитывает, раскрывает.

Создает, предупреждает,любит

Узнал очень много нового.

Важную для нас тему.

О проблемах всех поколений.

Доволен!

Спасибо за урок!

Великий творец и созидатель

  1. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Задачи:

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал

  • Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Заполнение контрольной карточки « М. А. Булгаков. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути».

(самостоятельно учащиеся заполняют левую часть таблицы)

Годы жизни

1891-1940

Этапы творческого пути

1891 - родился в Киеве.

1901-1909 - учеба в Первой гимназии г. Киева.

1909-1916 - учеба на медицинском факультете Киевского университета.

1918-1920 - жизнь в Киеве, скитания по России во время Гражданской войны.

1921- приезд в Москву, начало систематической литературной деятельности

1926 - обыск в квартире Булгакова, изъятие рукописей и дневника писателя.

1929 - запрет на все пьесы Булгакова, которые ставились в театрах.

1932- женитьба на Е.С.Шиловской.

1928-1940 - работа над романом «Мастер и Маргарита».

1940 - умер в Москве.

Лучшие произведения М.А.Булгакова

«Белая гвардия» (1923-1924)

«Дьяволиада» (1923)

«Роковые яйца» (1924)

«Собачье сердце» (1925)

«Дни Турбиных» (1925)

«Театральный роман» (1936-1937)

«Мастер и Маргарита» (1928-1940)

Травля писателя

С 1929 года ситуация вокруг Булгакова резко ухудшилась. Резкие выпады против него достигают кульминации. Сталин называет его «безусловно чужим человеком», хотя смотрел во МХАТе его пьесу «Дни Турбиных» 15 раз. 18 марта 1930 года Главрепертком запретил постановку пьесы Булгакова «Кабала святош» по Мольеру. Это буквально раздавило писателя. В печати появляются бранные отзывы о Булгакове и его творчестве. 28 марта опальный писатель обращается с письмом к Правительству СССР. В нём такие слова: «Я горячий поклонник свободы печати…. Это одна из черт моего творчества, и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Я старался изобразить бесчисленные уродства нашего быта…» Он просил в этом письме выслать его вместе
с женой за пределы страны. Письмо возымело действие. 18 апреля Булгакову позвонил Сталин. В результате состоявшегося разговора была удовлетворена просьба драматурга о назначении режиссёром-ассистентом во МХАТ. Отныне у Булгакова отпали заботы о куске хлеба. Однако после 1927 года он практически не публиковался.

Любовь в жизни Булгакова

Летом 1908 года в жизни юного Михаила Булгакова завязалась романтическая история. 17-летний гимназист познакомился со своей сверстницей Таней Лаппа, приехавшей в Киев к родственникам. Таня была старшей дочерью управляющего Саратовской казённой палатой Николая Николаевича Лаппы. Семья, как и у Булгакова, Была дружная и многодетная: четыре брата и две сестры. Детей в семье Лаппа не баловали, но и не готовили ни к чему. Удивительно, что барышня Таня Лаппа, за которой прислуга убирала одежду, стала Булгакову верной подругой и поддерживала его в трудных обстоятельствах .Спасла его от наркомании, когда он
в течении нескольких лет увлекался морфием, выходила его, заболевшего тифом. Делила с ним невзгоды гражданской войны и голодную жизнь
в Москве.

- Как они подходят друг другу по безалаберности натур! - сокрушалась сестра будущего писателя. Булгаков расстался с Таней в 1924 году. Они были друг с другом в самые трудные времена, а разошлись, когда жизнь стала налаживаться.

Новая избранница Михаила Афанасьевича Любовь Белозёрская была человеком из другой среды - журналисткой и литературной. В это время Булгаков стал уже известным писателем. Был написан роман «Белая гвардия», но ещё не напечатан. Булгаков писал его ночами, так как днём работал в редакции, и когда у него начинали мёрзнуть руки, то Люба грела ему воду. Роман «Белая гвардия» вышел с посвящением Белозерской.

Известный поэт Николай Доризо описал историю любви Булгакова и его третьей жены (слайд с фотографией Булгакова и Елены Сергеевны). «Лёгкая, летящая походка, выразительный взгляд, порой с грустинкой, порой с налётом лукавства, острый ум, тонкое чувство юмора, изящная речь.
Она была очень предана писателю, готова была служить ему и после его смерти.


Слово учителя: Булгаков умер от нефросклероза 10 марту 1940 года в своей московской квартире на улице Фурманова. Жития ему было, как говорилось в старых книгах, неполных 49 лет. Под ключом в старинном шкафу остались лежать два неизданных романа, повесть, биография Мольера, три шедших недолго пьесы и 9 никогда не увидевших сцены.

Анна Ахматова, давнишний друг Булгакова, написала строки в его память:

Вот это тебе взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья,

Ты так сурово жил и до конца донёс

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил, И с ней наедине остался

И нет тебя, и всё вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни, Лишь голос мой как флейта прозвучит и на твоей безмолвной тризне…

6. Информация о домашнем задании.

Задачи:

  • Сообщить обучающимся о домашнем задании.

  • Разъяснить методику выполнения домашнего задания.

Познакомиться со статьей учебника о жизни и творчестве М.А.Булгакова,стр.103-118. Письменно ответить на 1-4 вопросы, на стр.143.

© 2010-2022