Рабочая программа по Основам православной культуры

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

с.Отрадовка, Азовского район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Отрадовская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Отрадовской СОШ

Приказ № 125 от 30.06. 2015 г.

____________ Котова Ж.А.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

уровень основного общего образования 5 класс

Количество часов количество часов -35

учитель русского языка и литературы

Часнык Ирина Александровна

Рабочая программа составлена на основе Программы учебного предмета,сост: Л.Л.Шевченко « Центр поддержки культурно - исторических традиций отечества», М: 2010 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

Требований Стандарта (п. 12.4); нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Материалы Межведомственного кординационного совета (МКС) в 2009-20011гг. Программа ОРКСЭ. Письма департамента госполитики в образовании Минобрнауки России «Методические материалы..» от 30.04.2010№03-831 и от 21.05.2010.№03-1032. Приказ Минобрнауки России №69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов нового поколения». Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ (образовательный стандарт по ОРКСЭ). ФГОС начального общего образования 2009 . Учебный план МБОУ «Отрадовская школа » на 2015/2016 учебный год.

Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)

Нормативно - правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)

Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики.

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

Рабочая программа по православной культуре для 5 года обучения школьников разработана в соответствии с тематическими линиями, определёнными Примерной программой учебного предмета М: 2010 год Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества Шевченко Л.Л.. Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров. Изложение материала тематических линий носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися. В этом возрасте дети, сохраняя непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира, представленные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих основной смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье - ценности жизни христиан.

Содержание программы основной школы позволяет раскрыть его значение и показать ценности жизни христиан в контексте истории христианской Церкви. С этой целью определена интегративная тема - «Ценности жизни христиан как путь к спасению». Этот концентр программы углубляет раскрытие всех семи содержательных линий, указанных в Примерном содержании по предмету «Православная культура».

Ведущей темой программы 5 года обучения является интегративная тема «История христианской Церкви в житиях святых».

Цели и задачи программы обучения для 5 года обучения школьников:


  • воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;

  • освоение первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;

  • развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности

  • формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.

В рамках требований рабочей программы учащиеся должны уметь:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте.

Обучение проводится по учебному пособию «Православная культура» Шевченко Л.Л. 5 год обучения, разработанному в соответствии с Примерным содержанием образования «Православная культура», представленным Министерством образования РФ.

Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.

Общая характеристика

Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического языка все более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения её, а также смысла символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, в историческом прошлом же религия являлась определяющим факторам формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений друг с другом разных стран и народов.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение история культуры приобретает сегодня для творчески одарённых школьников, а также верующих.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур;

  • общность социально-политического пространства.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной формой.

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета ОПК в 5 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.

Содержание КУРСА


Раздел 1.Основы православной культуры

1. Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.

2. О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.

3. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва - Искупление человека. Воскресение Христово.

4. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.

5. Монастырь - центр христианской православной культуры. О христианской радости. христианской радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.

6. Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. Спасение человека Богом - основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?

7. Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм - дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.

8. Религиозная живопись. О чём рассказывает икона? Икона - окно в мир невидимый. Икона - христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.

9. Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие - первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.

10. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме «Основы православной культуры».

Раздел 2. История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир

  1. Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан.

  2. Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.

  3. Святые дети - мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа - Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.

  4. Святые дети - мученики за веру. Святые Акилина, Вит. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.

  5. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.

  6. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?

  7. Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость.

  1. Повторительно-обобщающий урок. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».

  2. Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов.

  3. Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.

  4. Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.

  5. Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.

  6. Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.

  7. Святые Отцы Церкви. 7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.

  8. Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

  9. Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?

  10. Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл - спасение души. Разные пути к спасению. Монашество - путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Монашеские обеты.

  11. Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».

  12. Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души - путь к спасению.

  13. Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.

  14. Пути к спасению. Преподобный Досифей. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности - путь к спасению души.

  15. Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.

  16. Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи - миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.

  17. Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке.

  18. Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.




Тематическое планирование



Наименование раздела и тем

Количество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Основы православной культуры

10

Знакомство со значением религиозной культуры в жизни человека; библейскими сюжетами; устройством православного храма: Выполнение заданий творческого и поискового характера.

Сотрудничество со взрослыми: подготовка творческой беседы с членами семьи.

История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир

24

Изучение истории православной церкви в житиях святых; беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом.

Определение основных понятий православной культуры, знание основных терминов.

Изучение праведной жизни святых и святынь православной культуры.

Выполнение заданий творческого и поискового характера.

Сотрудничество со взрослыми: подготовка творческой беседы с членами семьи.

Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта.

Работа в паре и группе: поиск и исправление неверных высказываний, изложение и аргументирование своей точки зрения, оценивание точки зрения одноклассника, обсуждение высказанных мнений.

Итоговое повторение. Защита презентации.

1

Выполнение заданий творческого и поискового характера.

Работа в паре и группе: поиск и исправление неверных высказываний, изложение и аргументирование своей точки зрения, оценивание точки зрения одноклассника, обсуждение высказанных мнений.







Промежуточная аттестация



Виды контроля

Количество часов

Творческая работа по теме «Основы православной культуры»

1

Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях её святых".

1

Творческая работа «Святые воины и врачеватели»

1

Защита презентации.

1

Всего

4





Календарно - тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры» (35 часов)

Тема

Количество часов

Виды деятельности

Оборудование

Требования к результатам


Дополнительная литература

Форма контроля

Дата

Домашнее задание




Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный.

1

Работа в группах

Компьютер, экран, проектор

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: Отвечать на простые вопросы учителя

К.: Слушать и понимать речь других

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

4.09

Ответить на вопросы

О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан

1

Беседа, работа с иллюстративным материалом.

Компьютер, экран, проектор

Р.: работать по предложенному учителем плану

П.: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

викторина

11.09

Нарисовать рисунок

О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке.

1

Самостоятельная работа с источниками информации.

Компьютер, экран, проектор

Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

П.: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

18.09

Ответить на вопросы

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

1

Подготовка творческой домашней работы.

Компьютер, экран, проектор

Р.: работать по предложенному учителем плану

П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

викторина

25.09

Создать презентацию

Монастырь - центр христианской православной культуры. О христианской радости.

1

Участие в учебном диалоге.

Компьютер, экран, проектор

Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

2.10

Записать основные понятия в тетрадь

Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном.

1

Работа в группах

Компьютер, экран, проектор

Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

9.10

Нарисовать рисунок

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан.

1

Беседа, работа с иллюстративным материалом.

Компьютер, экран, проектор

Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

16.10

Ответить на вопросы

Религиозная живопись. О чём рассказывает икона?

1

Самостоятельная работа с источниками информации.

Компьютер, экран, проектор

Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

23.10

Провести интервью с родителями

Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена.

1

Подготовка творческой домашней работы.

Компьютер, экран, проектор

Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

30.10

Создать презентацию

Повторительно-обобщающий урок.

Творческая работа по теме «Основы православной культуры»

1

Беседа, работа с иллюстративным материалом.

Компьютер, экран, проектор

Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

13.11

Разузнать у родственников историю создания Храма

Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы.

1

Работа в группах

Компьютер, экран, проектор

Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

20.11

Нарисовать рисунок

Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы.

1

. самостоятельная работа с источниками информации.

Компьютер, экран, проектор

Р.: уважительно относиться к партнеру.

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы.

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

27.11

Подготовить сообщение

Святые дети - мученики за веру. Вифлеемские младенцы.

1

подготовка творческой домашней работы.

Компьютер, экран, проектор

Р.: высказывать своё предположение

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

4.12

Найти презентацию

Святые дети - мученики за веру. Святые Акилина, Вит.

1

беседа, работа с иллюстративным материалом.

Компьютер, экран, проектор

Р.: высказывать своё предположение.

П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: Участвовать в диалоге

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

11.12

Ответить на вопросы

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

1

подготовка творческой домашней работы.

Компьютер, экран, проектор

Р.: определение общей цели и путей ее достижения

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

18.12

Придумать загадку

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана.

1

Работа в группах

Компьютер, экран, проектор

Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса

П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков

К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

25.12

Подготовить вопросы для интервью

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.

1

участие в учебном диалоге.

Компьютер, экран, проектор

Р.: высказывать своё предположение

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

15.01

Ответить на вопросы

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара.

1

подготовка творческой домашней работы.

Компьютер, экран, проектор

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

22.01

Создать презентацию

Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях её святых".

1

участие в учебном диалоге.

Компьютер, экран, проектор

К.: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

29.01

Записать основные понятия в тетрадь

Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Статилат.

1

беседа, работа с иллюстративным материалом.

Компьютер, экран, проектор

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

5.02

Нарисовать рисунок

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан.

1

. Работа в группах

Компьютер, экран, проектор

Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

12.02

Ответить на вопросы

Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон.

1

участие в учебном диалоге.

Компьютер, экран, проектор

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: готовность слушать собеседника

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

19.02

Провести интервью с родителями

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена.

1

подготовка творческой домашней работы.

Компьютер, экран, проектор

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

26.02

Создать презентацию

Святые Отцы Церкви.

1

участие в учебном диалоге.

Компьютер, экран, проектор

Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

4.03

Разузнать у родственников историю создания Храма

Утверждение христианского учения. Учителя веры Святители Василий Велики, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

1

беседа, работа с иллюстративным материалом.

Компьютер, экран, проектор

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

11.03

Нарисовать рисунок

Утверждение христианского учения. Учителя веры - Святители Василий Велики, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

1

Работа в группах

Компьютер, экран, проектор

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

18.03

Подготовить сообщение

Пути к спасению. Великие подвижники пустын:Преподобные Антоний Великий Пахомий Великий Павел Фивейский.

1

подготовка творческой домашней работы.

Компьютер, экран, проектор

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

1.04

Найти презентацию

Творческая работа «Святые воины и врачеватели»

1

участие в учебном диалоге.

Компьютер, экран, проектор

Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

8.04

Ответить на вопросы

Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская.

1

участие в учебном диалоге.

Компьютер, экран, проектор

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

15.04

Придумать загадку

Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин.

1

Работа в группах

Компьютер, экран, проектор

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

22.04

Подготовить вопросы для интервью

Пути к спасению. Преподобный Досифей.

1

беседа, работа с иллюстративным материалом.

Компьютер, экран, проектор

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

29.04

Нарисовать рисунок

Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. Просветители славянские Кирилл и Мефо Защита презентации дий.

4

подготовка творческой домашней работы.

Компьютер, экран, проектор

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

Рассказ,беседа, ответы на вопросы

6.05

13.05

20.05

27.05

Подготовиться к защите своей презентации

Материально - техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Перечень оборудования

1.Мультимедийный проектор-1

2.Компьютер-1

3.Экран-1



  1. А.В. Кураев Основы православной культуры: учеб. для 4-5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011.

  2. А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы - М.: Просвещение, 2011.

  3. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы - М.: Просвещение, 2010.

  4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома.прот. В. Дорофеева. М.: Изд. дом "Покров", 2002.

  5. Свящ. Е. Ф. Сосунцов. Уроки Закона Божия для детей. - М., 2002.

  6. Катехизис в рассказах. Сост. Успенский С. С. Живые уроки по Закону Божию. 1-ый выпуск - "Символ веры", 2 - 3 выпуски - "Молитва Господня. Таинства", 4 - 5 выпуски - "Заповеди блаженства. Заповеди Закона Божия". Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.

  7. Прекрасный Божий мир (пособие по церковной катехизации). Издание Моск. Свято-Данилова монастыря и миссионерского отдела Элладской православной церкви, М., 1996.

  8. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. М., "Мартис", 1993.

  9. Сурова Л. В. Православная школа сегодня. Издательство Владимирской епархии, 1996.

  10. Великие духовные пастыри России. - М.: Владос, 1999.



Планируемые результаты освоения курса

Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) - создателей объектов православной культуры.

Православная культура, как язык (способ) выражения, осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов - цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства - жанров, интонации; религии - через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • привлечение родителей к совместной деятельности.

Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить следующие предметные результаты:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;

2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

3) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием;

5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

7) работа с текстами.


Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей праведного образа жизни; второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Компетенции результатов освоения программы внеурочной деятельности будут, происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Отрадовской СОШ (Высавская Т.И..).


от 24.06.2015 года № 1 подпись руководителя МС ----(Высавская Т.И..).

30.06.2015 год


© 2010-2022