- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конкурс чтецов (фрагмент) «Не молкнет память жизни. .. »
Конкурс чтецов (фрагмент) «Не молкнет память жизни. .. »
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кипкеева З.С. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Не молкнет память жизни…»
КОНКУРС ЧТЕЦОВ,
ПОСВЯЩЕННЫЙ 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
(фрагмент мероприятия)
Цель конкурса: формирование у студентов знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о защитниках и их подвигах.
Задачи:
- воспитывать у детей чувства гордости за наш народ, за героев войны;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся;
-воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.
Ход конкурса:
Слово учителя: Сегодня мы проводим конкурс чтецов, который посвящается всем тем, кто пережил дни ВОВ и тем, кто помнит о ней.
Невозможно представить себе полноценную личность, не обладающую такими качествами, как любовь к Родине, гражданственность, патриотизм. Воспитывать эти качества можно и нужно на самых ярких примерах мужества, героизма, стойкости истории Великой Отечественной войны.
К сожалению, современное поколение очень мало знает о событиях, перестали быть популярны книги, кинофильмы о войне, а герои триллеров и боевиков вытеснили из нашего сознания героев Великой Отечественной войны… Но стихи… Стихи любим мы все!
Яркие образы, сочетание слова и рифмы, все это позволяет воспринимать нам в эмоциональной сфере вспомнить героев того времени, подключить к пониманию душевные силы.
Я знаю, что среди выбранных вами стихов имеются стихи и Юлии Друниной, о которой я хотела бы сказать немного. Судьбу Юлии Друниной можно назвать одновременно и счастливой и трагической. Трагической - потому что ее юные годы черной полосой перечеркнула война, счастливой - потому что ей удалось выжить и даже стать известной поэтессой, чьи стихи поистине «взрывают время» и показывают нам, поколению совершенно далекому от событий Великой Отечественной войны, тяготы военного лихолетья…
Стихотворение: «Зинка»
Автор: Юлия Друнина
Читает студентка 1 А группы Джатдоева Фарида 1 место.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг приказ: 'Выступать вперед!'
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
2. С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские хаты пели
О рязанских глухих садах.
3. Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала.
Стихотворение: «Уж отгремел последний бой...»
Автор:
Читает студент 104 группы Батчаев Алий-Мухаммад 1 место
Уж отгремел последний бой когда-то,
И отыграл горнист войне отбой.
Но весь народ об этом помнит свято,
И вам обязаны мы этой тишиной!
Нет, не забыть нам, дорогие ветераны,
Ваш подвиг ратный на истерзанной земле.
Хоть мы сражались, глядя на экраны.
Внимали с гордостью рассказам о войне!
Как вы все эти годы воевали,
Стояли сутками под пулями в воде,
Зимой суровою на поле замерзали,
Под солнцем умирали на земле.
Под шквалом непрерывного огня,
В атаку, зубы стиснув, вы бежали,
И плакали, фашиста матеря,
Когда еще в начале отступали!
Плененные, с достоинством держались,
И выстояли, мужество храня.
И как могли, друг другу помогали,
Хоть не прошеные, но Родину любя!
В Америке, в Европе все узнали,
Как побеждать умеет наш народ.
Как губы полумертвые шептали:
«За Родину! За Сталина! Вперед!»
Как наш народ умеет ненавидеть,
Как может сильно Родину любить!
И там пусть не стараются забыть,
Как всей Европе помогли мы выжить!
В стране теперь большие перемены.
Порою трудно логику понять,
Что называли прежде вы изменой,
Теперь за это можно награждать!
Обида вдруг не прошеной слезою,
Из мудрых глаз невольно заструиться,
И грустно нынче нашему герою,
Душа болит и по ночам не спиться.
И все больней болят, наверно, раны.
У тех кто до сих пор еще в строю.
Стихотворение: «Ты должна!»
Автор: Юлия Друнина
Читает студентка 2 МК группы Аминат Борлакова, 2 место.
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа. Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит...
Стихотворение: «Помню»
Автор: Р. Казакова.
Читает студентка 1 П группы Сарыева Шерифат 2место.
На фотографии в газете
нечетко изображены
бойцы, еще почти что дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем -
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,-
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зеленая трава.
Стихотворение: «Прости, малыш!..»
Автор: Ахмат Кубанов. Перевод с карачаевского языка: Н. Мордовиной
Читает студентка 1 МК группы Текеева Айшат 3 место.
Когда по небу голубому
Развился солнечный прибой,
Пошел я к берегу морскому,
Малышку - брата взяв с собой.
Братишка любопытен слишком:
Вопросы - словно камни с гор…
И откровенен я с мальчишкой -
Идет серьезный разговор.
Вот, словно в сказке, перед нами
Из моря вышел великан,
Таща могучими ногами
Громадный волн кипящий клан.
Шел человек легко и прямо,
Улыбку глаз, неся земле,
И на груди чернели шрамы,
Как глубина пещер в скале.
С крутого лба седые пряди
Он левой отводил рукой…
И вскрикнул вдруг малыш:
«У дяди одна рука… А что с другой?
Кто откусил ее - акула?
Кто ей позволил? Почем?»
И жалость, как волна, плеснула -
В глаза братишке моему
Пляж гомонил, светилось лето,
А я, от скорби став сутул,
Шептал: «Да… Да… Акула это,
На свете злее нет акул…
А дядя - он сражался с нею,
Спасая нас… тебя… страну…»
Немели губы, не умея,
Ребенку объяснить войну.
Прости, малыш… Расти для счастья.
Для радости людской расти.
Пусть никогда «акулы» пасти
Не встанут на твоем пути!
Стихотворение: «Голос Родины»
Автор: Р. Рождественский
Читает студентка 2 МК группы Марьям Бостанова 3 место.
В суровый год мы сами стали строже,
Как темный лес, притихший от дождя,
И, как ни странно, кажется, моложе,
Все, потеряв и сызнова найдя.
Средь сероглазых, крепкоплечих, ловких,
С душой как Волга в половодный час,
Мы подружились с говором винтовки,
Запомнив милой Родины наказ.
Нас девушки не песней провожали,
А долгим взглядом, от тоски сухим,
Нас жены крепко к сердцу прижимали,
И мы им обещали: отстоим!
Да, отстоим родимые березы,
Сады и песни дедовской страны,
Чтоб этот снег, впитавший кровь и слезы,
Сгорел в лучах невиданной весны.
Как отдыха душа бы ни хотела,
Как жаждой ни томились бы сердца,
Суровое, мужское наше дело
Мы доведем - и с честью - до конца!
Стихотворение: «На Минском шоссе»
Автор: А. Кулешов
Читает студентка 1 Д группы Мадина Нагаева 3 место.
Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.
И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.
Что значат взрывы, плачь, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?
Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?
Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.
И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, -
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.
Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.