Исследовательская работа: Проблемы восприятия современной российской литературы

      Данная работа подготовлена для выступления на НПК школьников. Русская культура конца XX века в силу объективных и субъективных причин остается неосвоенной учащимися, что не позволяет им осознать ее связь с искусством сегодняшнего времени, осмыслить недавнюю историю литературы. Лучшие произведения конца XX века остаются не просто непрочитанными, но и порой даже неизвестными, что невольно создает мотивацию к чтению псевдолитературы. В результате ученики не могут в полной мере осмыслить и сов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования г. Пензы



XVII научно-практическая конференция школьников г. Пензы








Проблемы восприятия современной

российской литературы









Выполнила:

ученица 10 «А» класса

МБОУ «Лицей №55» г. Пензы

Соловьева Александра

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Медянцева Н.А.
















г. Пенза 2012 г.




Оглавление


Введение 2

Следует отметить, что так называемое "концептуальное" направление в журналистике (в противоположность "прецизионному", стремящемуся к точности и достоверности факта), действительно, тяготеет к беллетризации документального материала, лежащего в основе информационного сообщения, представляет собой попытку обогащения публицистического текста художественными средствами и приемами литературы: сюжетом, диалогами, детальными характеристиками персонажей и тому подобным, вплоть до потока сознания главных героев. 7

Использованная литература 14








Введение

Роль литературы в жизни человека, действительно, огромна, её трудно переоценить. Литература дает колоссальный, обширнейший, глубочай­ший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает человека мудрым.

Литература играет ведущую роль в формировании эстетических взглядов каждого человека. Классические произведения, которые выдержали испытание временем, действительно могут развить в человеке чувство красоты, помогут они и в осмыслении жизни и её сложностей. С классикой мы знакомимся еще со школьной скамьи, начиная с первого класса. А что же происходит с российской литературой сейчас? В школьных учебниках, к сожалению, нельзя найти ответов на эти вопросы.

Актуальность:

  • Русская культура конца XX века в силу объективных и субъективных причин остается неосвоенной учащимися, что не позволяет им осознать ее связь с искусством сегодняшнего времени, осмыслить недавнюю историю литературы. Лучшие произведения конца XX века остаются не просто непрочитанными, но и порой даже неизвестными, что невольно создает мотивацию к чтению псевдолитературы. В результате ученики не могут в полной мере осмыслить и современную действительность.

Практическая значимость:

Факультативные занятия помогут ученикам при выборе современной

литературы и дадут более обширные знания в этой области.

Объект исследования:

Процесс восприятия школьниками современной литературы.

Предмет исследования:

Современные литературные произведения.

Цель исследования:

изучение и анализ восприятия современной

литературы учениками школ.

Задачи

  1. Проанализировать литературоведческие концепции современного литературного процесса.

  2. Определить степень осведомленности учащихся школы в области современного литературоведения.

  3. Исследовать направленность читательских интересов в области современной литературы.

Методы.

- теоретические - анализ определенных произведений и теории русской литературы второй половины 20 века и начала 21 века.

- практические - проведение социологических опросов и классного часа по теме «Современная литература ».

- аналитические - сопоставление итогов опроса до проведения классного часа и после, изучение опыта более развитых городов России по данной теме..

Гипотеза.

  • Мы предполагаем, что выявление читательских предпочтений учащихся, поможет нам составить сегодняшний портрет читателя-школьника, вне поля зрения которого остаются наиболее значительные авторы и произведения современной русской литературы.

Для решения этой проблемы мы предполагаем создать систему уроков по произведениям наиболее ярких и популярных авторов современной российской литературы, что позволит учащимся получить представление о качественной современной литературе и создаст условия для их неоднозначного характера интерпретации.























Глава 1.

Тема 1.1 «Становление современной российской литературы»

Что такое современная литература 21 века? Книги о здоровом образе жизни или детективы Дарьи Донцовой? Или может быть это онлайн-дневники или стихотворения на Стихи.ru? Или все-таки проза Виктора Пелевина, Владимира Сорокина, Людмилы Улицкой, Виктора Ерофеева и т.д. И почему сейчас принято считать, что современная литература, особенно российская, стремительно деградирует?

Литература всегда являлась отражением политической, культурной, духовной жизни страны и эпохи в целом. Если вспомнить историю, то и начало своё светская литература берёт как носитель исторической информации с «Повести временных лет » Это потом уже литература выходит из этих рамок и становиться более самостоятельным направлением культуры, где находится место для проявления авторской самобытности и фантазии, способной диктовать свои правила и устои. Но, несмотря на это, исторические события оставляют свой неизгладимый след на ней, ибо появление всех литературных направлений будь-то классицизм, романтизм, концептуализм, по мнению филологов, литературных критиков обуславливаются социальными веяниями, катаклизмами на фоне исторических и политических событий. Данная работа ни сколько не направлена на указание политической несостоятельность русского государства. Конечно, не надо отрицать того факта, что пока у государства не будет собственной национальной идеи - надежды на то, что она появится в современной литературе немного. Но и перекладывать весь груз ответственности лишь на это, тоже не стоит.

В связи с тем, что литература является областью культуры, она не может оставаться независимым особняком и должна подчиняться основным её веяниям. Сейчас культура в основном своём преобладает массовая. Из определения: «Массовая культура (феномен общества XX века) создается профессионалами, однако общедоступна и ориентирована широкой аудитории. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном с помощью электронных носителей»(1). Следовательно, и на литературу этот процесс оказал своё влияние. Как негативное, так и положительное. Примером негативного влияния является появление в книжных магазинах на полках множества книг на тему : здоровая пища, похудение, девчачьи дневники, стихи с рифмами «любовь-морковь», книги из серии «100000 способов заработать миллион и при этом ничего не делать» и прочий фэн-шуй- это не литература, а зарабатывание денег, то есть бумажные книги в наше время- это во многом бизнес, а не зарядка для ума: красивая глянцевая обложка, мелованная бумага и цена в несколько тысяч рублей за сотню общеизвестных рецептов.

Этот процесс несет собой и положительные моменты. К таким моментам я бы отнесла появления новых литературного направления периода постмодернизма и его направлений : соц-арт и концептуализм, в которых как раз - таки и происходит попытка объединения элитарного искусства с массовым. Давайте рассмотрим этот период .

Тема 1.2 «Концептуализм и соц-арт как основные направления постмодернизма»

Что такое постмодернизм? В словаре культурологических терминов читаем: «Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации конца XX в., всю сумму культурных настроений, философскую оценку последних тенденций в развитии культуры. Постмодернизм означает "после модернизма", т. е. показывает преемственность и вполне определённое отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х годов, в эпоху культурного кризиса в США. В целом постмодернизм - это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Всё это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишён стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Весь слой культуры в концепции постмодернизма становится достоянием рефлексирующего ума. Подлинный мир постмодернизма - лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм ещё не сказал» (1).

Из данного определения становиться ясно, что этот процесс представлен очень расплывчато и до конца не изученным. Но все же основные характерные черты постмодернизма мы можем выявить:

1) преемственность постмодернизма по отношению к модернизму; 2) размытость границ между искусством и другими сферами культуры; 3) целостное, но поверхностное представление о мире; 4) конформизм по отношению к окружающей жизни; 5) «лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла».

Как уже было упомянуто, основными направлениями постмодернизма являются концептуализм и соц-арт. Очень часто соц-арт рассматривают как вид концептуализма и ставят между ними знак равенства, что совершенно не правильно, опять же из-за неизученности данного явления. Сейчас мы подробней разберемся в этих понятиях.

Из определения: «Концептуализм направлен на развенчание, критическое осмысление всяких идеологических теорий, идей и убеждений» (2).

Давайте рассмотрим это направление.

Исследование русского концептуализма предполагает углубленное внимание к проблемам взаимодействия литературы и журналистики, поскольку в данном конкретном случае исторически сложилась ситуация, когда на определенном этапе границы как таковой между ними не было. Фактически именно пресса в восьмидесятые-девяностые годы прошлого века, эпоху кризиса "соцреалистического" эстетического сознания, вывела на литературную сцену концептуализм, а затем оставалась стержневым фактором и движущей силой для его формирования и развития. Авторы, до сей поры представлявшие собой андеграунд с редкими публикациями в "тамиздате" или "самиздате", работавшие преимущественно "в стол", не имея возможности опубликовать свои произведения в официальной прессе, неожиданно столкнулись с немалым интересом - как со стороны широкого круга читателей, так и со стороны серьезной критики. Практически одновременно появилась и трибуна для поэтов, и критические статьи о концептуализме и постмодернизме в целом

Следует отметить, что так называемое "концептуальное" направление в журналистике (в противоположность "прецизионному", стремящемуся к точности и достоверности факта), действительно, тяготеет к беллетризации документального материала, лежащего в основе информационного сообщения, представляет собой попытку обогащения публицистического текста художественными средствами и приемами литературы: сюжетом, диалогами, детальными характеристиками персонажей и тому подобным, вплоть до потока сознания главных героев.

Ознакомившись с творчеством основных представителей концептуализма таких как Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Владимир Сорокин, мы выявили основные цели, которые ставили концептуалисты:

  • развенчание официальной идеологии, соцреализма (как и соцарт);

  • язык для концептуалиста является своеобразным полигоном, где он очищается от обветшалых систем, штампов;

  • концептуализм предлагает разнообразные модели, формулы, конструкции, которые стимулируют развитие художественной мысли, могут пригодиться в будущем.

Критик В. Летцев, утверждает: "Смысл "концептуальных" построений не просто в обнажении или в разрушении, но и в своеобразном конструировании типических структур мышления, их исследовании и "испытании" с целью последующего включения в качестве значимых, или же исключения из имеющейся концептуальной картины мира. То есть концептуализм -это и, своего рода, поэтическая "верификация", проверка истинности и достоверности наших мнений и знаний о мире, и своеобразное поэтическое "моделирование", создание разнообразных возможных предложений, формул, конструкций, могущих стать актуальными в некоей новой модели Мира"2.

Теперь рассмотрим соц-арт. Изучение данного направления я начала со статьи И. Шайтанова о постмодернистской поэзии в учебнике для 11 класса средней школы под ред. В.В. Агеносова, где автор не считает нужным различать понятия концептуализм и соц-арт. И действительно основные принципы создания текстов у концептуалистов и соцартистов во многом совпадают и, поэтому сложно провести четкую грань между соц-артом или поп-артом и концептуализмом .

Из определения: «Соц-арт - одно из направлений постмодернисткого искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры , противостоящей государственной идеологии того периода. Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализм и поп-арта. Поп-арт являлся рефлексией на товарное перепроизводство и изобилие западного мира, а объектом соц-арта становится перепроизводство идеологии в СССР.

Отсюда выходит одно из ключевых различий, если концептуализм возник из международных течений распространенных в Италии, Германии, Франции, Японии, во многих странах Латинской Америки и Восточной Европы, то соц-арт - явление сугубо отечественное. Если концептуализм несет в себе слабую смысловую содержательность и образность и в принципе направлен на разрушение массовых стереотипов, и по сути, снимая с себя тем самым всякую ответственность, что несомненно является его слабой стороной, то соц-арт происходит от слова conceptus -мысль, понятие, намерение заложенное, закрепленное в слове, а следовательно, ему надо соответствовать: само определение обязывает ко многому. Этим и ставится финальная точка их различия.

Вывод: таким образом, становиться понятно, что концептуализм и соц-арт сложный и неоднозначный пласт русской словесности, явление поистине новое и представляющие из себя одни из самых заметных течений в современной литературе. Они до сих пор несут в массы постмодернистское мышление, а оно представляет из себя мышление "после всего", построенное вне определенных законов, прежде всего законов этических, нравственных. Оно причудливо и непредсказуемо построено из элементов разных мировых культур, представляя так называемую игру, эксперимент, где нет ни верного, ни неверного, ни правды, ни фальши, ни чистого, ни грязного. Именно поэтому, мы считаем, что особо остро встает проблема восприятия этих направлений современной молодежью и необходимости объяснения, истолкования преподавателем данных направлений и основных произведений.

























Глава 2.


Тема 1.1 "Анализ результатов социологического опроса и отзывов о классном часе на тему «Современная литература" среди учеников 10 классов

Нами был проведен опрос среди учеников 10-ых классов МБОУ «Лицей № 55», чтобы определить степень осведомленности учащихся школы в области современного литературоведения и исследовать направленность их читательских интересов в области современной литературы.

Нами были заданы следующие вопросы:

  1. Читаете ли вы современную российскую литературу (если да, то трудна ли она для восприятия)?

  2. Интересны ли вам тенденции её развития?

  3. Какие современные российские авторы вам известны?

При ответе на эти вопросы мы получили следующие результаты.

При ответе на первый вопрос из 50 опрошенных человек 80 % (40 человек) не читают современную литературу, из оставшихся 20 % (10 человек) 16 % (8 человек) подчеркнули сложность её восприятия.

При ответе на второй вопрос из 50 опрошенных человек нами было выявлено 70 % (35 человек), проявивших свой интерес к тенденциям развития современной литературы.

При ответе на третий вопрос наиболее встречающимися авторами были Аркадий и Борис Стругацкие, Сергей Минаев, Владимир Сорокин и Виктор Пелевин.

(Приложение № )

Вывод. Анализируя проведенный опрос, мы сделали выводы, что подрастающее поколение практически не интересуется современными российскими писателями, потому что в школе внимание уделяется классике, что, несомненно, правильно, но при этом совсем не уделяется или очень поверхностно не уделяется современным авторам, а из тех авторов, с которыми знакомятся ребята самостоятельно, много концептуалистов, этим и объясняется трудность восприятия.

Нами был проведен классный час на тему «Современная литература », где были рассмотрены наиболее яркие её течения. Участники классного часа имели возможность познакомиться с творчеством Владимира Сорокина на примере фантастической пьесы «Мишень» (Приложение №). По окончании классного часа мы провели еще один опрос.

Нами были заданы следующие вопросы:


  1. Понравился ли вам урок?

  2. Хотели бы вы, чтобы данные уроки стали постоянными?

  3. Будите ли вы дальше продолжать знакомиться с творчеством В. Сорокина и других современных российских писателей?

При ответе на первый вопрос из 50 опрошенных человек 100%(50 человек) сказали,что урок понравился.

При ответе на второй вопрос из 50 опрошенных человек 90%(45 человек) выразили желание проведения данных уроков.

При ответе на третий вопрос из 50 опрошенных человек 70% (35 человек) изъявили желание продолжать знакомство с творчеством современных российских писателей.

Делая сопоставительный анализ 2 опросов до проведения классного часа на тему «Современная российская литература» и после, мы сделали вывод, что читательский интерес среди учащихся 10 классов МБОУ «Лицей №55 » к современной литературе возрос и они хотят продолжать обучение по данному курсу.

ВЫВОД. Мы сделали вывод, что система уроков (факультативных занятий) в школах на тему «Современная российская литература » необходима,

во-первых, для увеличения и систематизации знаний по литературе,

во-вторых, для повышения читательского интереса школьников к современной литературе,

в- третьих, для лучшего осмысления действительности,

в- четвертых, для направления подростков к чтению более качественной современной российской литературы.

В связи с появившимся интересом учеников 10 классов МБОУ «Лицей № 55» к современной литературе, нами были разработаны и розданы памятки (приложении №)

Тема 1.2 "Изучение опыта других городов России и не только, по данной проблеме"

Проблема восприятия российской литературы очень актуальна в наши дни. Над ней уже давно задумались в более крупных и развитых городах России, например, в культурной столице нашей страны, Санкт-Петербурге. Где, под чутким руководством д.ф.н., профессора РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) - Марии Александровны Черняк, за последние годы были проведены мероприятия, посвященные данной теме. Задачи, которые были поставлены - это популяризация качественного чтения и попытка дать наиболее полное представление об основных тенденциях современной русской литературы конца XX столетия - начала XXI века. Это - не ограниченный социальными вехами хронологический отрезок, это - целостный и относительно завершенный историко-литературный процесс, имеющий свои собственные эстетические координаты и свои стержневые тенденции.

Список мероприятий:

«Новые книги нового века» - под таким заголовком была проведена для студентов педагогического колледжа и пользователей библиотеки презентация выставки-словаря и составлен путеводитель.

Выставка-словарь знакомила читателей с жанрами современного литературного процесса: постмодернизм, драматургия постмодернизма, реалистическая проза XXI века, постреализм, неонатурализм, неосентментализм. Были даны определения этих терминов и представлены книги авторов, пишущих в данном жанре. После обзора студенты обратились с предложением провести с ними цикл бесед по современной литературе, т.к. почувствовали пробел в своих знаниях по данной теме.

«Современное чтение: взгляд на женскую прозу» - знакомство с произведениями И. Денежкиной, Т. Крюковой, Д. Рубиной, О. Робски и др.

Библиографический час по теме «Современное чтение: страшные сказки для взрослых» объединил две книги: Р. Гари «Европейское воспитание» и А. Кристоф «Толстая тетрадь». Обе книги малы по объему, но мощны по сути, и произвели сильное впечатление на слушателей, большинство из которых затем прочитали их.

Также объединены в общие темы «Современное чтение: сатирические романы» книги Т. Толстой «Кысь», А. Иванова «Блудо и МУДО»; «Средневековые тайны в детективных романах» У. Эко «Имя розы», Д. Браун «Код да Винчи». «Преступление и наказание» размышления над страницами романов П. Зюскинда «Парфюмер» и Д. Фаулза «Коллекционер», сюжетно-образные пересечения позволяют говорить о диалоге. Оба романа об искусстве как злодействе, и художнике как насильнике. Способ их творчества - действительное преступление.

Многие студенты прочитали книги, рекомендованные на литературно-библиографических часах «Современное чтение: встреча молодых писателей в Ново-Огареве».

«Современное чтение: С. Довлатов. Между реальностью и абсурдом», «Современное чтение: книги А. Гавальда».

«Современное чтение: М. Веллер. Игра в героя»;

«Современное чтение: Г. Гальего. Дневник поражения огромной страны» и др.

Каждое мероприятие сопровождалось рекламно-информационным материалом «Новые книги нового века», составлен рекомендательный указатель «Женская проза в XXI веке»; материалы некоторых обзоров помещены в издании «Современное чтение».

Театрализованная презентация выставки «Женская проза в XXI веке» и др.

Мы бы хотели отметить, что данная тема затронула не только нашу страну. Например, в Германии с 21-го по 23-е октября 2011 в Российском Доме науки и культуры в Берлине состоялась конференция "Современная русская литература в немецкоязычной Европе" и фестиваль русской поэзии, организованные берлинским литературным салоном ПЕН-клуба и Содружеством русскоязычных литераторов Германии и посвященные 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова. Конференция открылась докладом доктора филологии, директора института славистики Университета им. Мартина Лютера (Халле-Виттенберг) Светланы Менгель "М. В. Ломоносов - ключевая фигура для русской литературы".
В работе конференции приняли участие известные ученые и литературоведы, доктора филологических наук: Бьерн Зейдель-Дреффке, доцент Университета им. Мартина Лютера, переводчик, автор многочисленных научных сочинений, издатель; Елена Тихомирова-Мадден, литературовед, критик; Сергей Бирюков, поэт, литературовед, переводчик; Генрих Киршбаум, поэт, преподаватель русского языка и литературы в университете Пассау.
Приехавший из Швейцарии и расширивший тем самым границы конференции в европейских пределах известный писатель Михаил Шишкин, лауреат многочисленных литературных премий и премии "Русский Букер" за роман "Взятие Измаила", представил отрывки из своих произведений.
На конференции были затронуты проблемы русской литературы в немецкоязычной среде, перевода русской литературы на немецкий язык и состояния современной переводной литературы.

С докладами, касающимися перевода, выступили Сергей Гладких (переводчик русской прозы и поэзии) и Дитер Вирт (русист, доктор филологических наук). В докладе С. Гладких отметил, что основная проблема переводной литературы - это её распространение, поэтому для издательств такая литература не выгодна. Из русских авторов, попавших за последние годы на прилавки немецких магазинов и знакомых уже немецкому читателю, были названы имена В. Ерофеева, А. Рыбакова, Н. Ефремова, Т. Толстой, Л. Улицкой, А. Кабакова, В. Куприянова, В. Сорокина, В. Войновича и других.

Стоит отметить, что с 2003 начал выходить Финляндский историко-культурный и литературный журнал «LiteraruS-Литературное слово», который печатается на 3 языках: финляндском, швейцарском, русском. Как объясняют сами издатели «На рубеже веков, на переломе эпох, всегда возникает новое, трансформируется «забытое старое». Сейчас общество переживает примерно такое же время. Меняются вкусы, меняется содержание, изменяются формы, идет поиск. «LiteraruS-Литературное слово» задуман как журнал, в котором должны найти отголосок эти процессы. Одна из целей журнала - дать возможность творческим людям печатать в Финляндии свои работы на русском языке: в нем сотрудничают все, кто могут выразить себя по-русски. Примечательно, что и в начале ХХ века русские и финские писатели, поэты, художники, композиторы прекрасно и плодотворно работали вместе. Именно на стыке культур и рождается новое, оригинальное, значимое.

В то же время журнал знакомит с финской культурой, театром, историей отношений между двумя странами, регулярно печатает переводы современных финских авторов.

Постоянными рубриками являются, в первую очередь, «Стихи», «Проза», «Наша история вчера и сегодня», «Литературные встречи», «Наследие». В конце каждого выпуска дается дайджест на финском языке.

Основная деятельность журнала направлена на сохранение русского языка и культуры в условиях внеязыковой среды. Он поддерживает связи с другими ветвями русской диаспоры и печатает авторов Скандинавии, Европы, Америки и других регионов планеты.

ВЫВОД Мы считаем, что это, безусловно, хороший пример и богатый опыт, который нужно обязательно перенимать или брать за основу для осуществления собственных идей. Это поможет нам в воспитании образованного, интеллигентного, думающего поколения, и поднять пензенский край на новый уровень.














Заключение

Напрашивается вывод, что процесс совмещения массового вида искусства с элитарным в литературе не так ужасен, как многие считают. И возможно, что мы называем деградацией литературы в действительности ей не является. Всем нам в школе читали Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова; из иностранных - Шекспира, Данте, Гете, Шиллера, Хемингуэя, поэтому у нас выработались определенные критерии оценки всех последующих книг. Но, не классическая литература не значит плохая литература, иначе бы не было, например, Стивена Кинга или Энн Райс, или нашего Виктора Пелевина, или Виктора Ерофеева. Развитие современной литературы движется в сторону неоклассики, и этот процесс уже необратим.

Не стоит забывать, что молодежь должна отстаивать свои права, ей принадлежит будущее. Они будут строить новую жизнь и создавать новую литературу. Для её создания нужна платформа, основанная на мировой классике, но так же не маловажно и умение правильно осмысливать и воспринимать современную литературу, а к этому выпускники и ученики школ не готовы, так как русская культура конца XX века в силу объективных и субъективных причин остается неосвоенной учащимися, Лучшие произведения конца XX века остаются не просто непрочитанными, но и порой даже неизвестными, отсюда выходит не маловажная проблема, что невольно создает мотивацию к чтению псевдолитературы, которая приводит к деградации современного поколения .

Россия всегда была самой читающей нацией, но в последнее время положение дел ухудшилось, мне кажется, это потому что молодежь совершенно не осведомлена о творчестве современных российских писателей и об их знаменитых произведениях, тем самым теряется интерес к чтению и появляются мысли об обреченности национальной литературы. Раньше все выписывали журналы с самыми новыми произведениями. Это было престижно, модно и нужно было для того, чтобы уверенно чувствовать себя в обществе, быть хотя бы мало-мальски образованным человеком. Сейчас же в век информационных технологий, многим компьютерные игры заменили книги, социальные сети-друзей, это действительно заставляет задуматься о необходимости принятия мер. Нужно серьёзно, заняться популяризацией качественного чтения, в первую очередь современной литературы, ведь данная проблема актуальна не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вывод Мы считаем целесообразным ввести элективные курсы для старших классов, на которых будут изучаться произведения наиболее ярких и популярных авторов современной литературы, что позволит учащимся получить представление о качественной современной литературе и создаст условия для их неоднозначного характера интерпретации. От нас зависит, что станет с русской литературой в будущем: совсем ли она уйдет в массовое искусство и, несомненно, деградирует, или же будет нести в себе нравственную и художественную ценность.


Использованная литература

Список литературы

1) Академия наук СССР «История всемирной литературы»

2)Быков Э.В. « КУЛЬТУРА НАРОДНАЯ, ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ »

3) Даниленко В.П.. «Постмодернизм в русской литературе: теория и практика (Литература и современность)»

4) Липовецкий М. «Русский постмодернизм»

5) Пригов Д.А. «Мои неземные страдания»

6) Рубинштейн Л.С. «Знаки внимания»

7) Сорокин В.Г. «Мишень», «Сахарный кремль», «День опричника»

8) Шайтанов И. статья о постмодернистской поэзии под ред. В.В. Агеносова

9) Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2,, издательство АВАНТА+

10) Якушева Е.Л. «Русский поэтический концептуализм и его осмысление в прессе»

(1​ socnauka.ru/?p=86

(2​ lych.ru/online/0ainmenu-65/40--s32009/360-r------

(3​ tutoronline.ru/blog/modernizm-i-postmodernizm-v-russkoj-literature.aspx

(4​ licey.net/lit/poet20/koncept

(5​ ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86-%D0%B0%D1%80%D1%82

(6​ reading-hall.ru/publication.php?id=3799

(7​ literarus.org/


Приложение №1

«Диаграммы социологических опросов »



\



Исследовательская работа: Проблемы восприятия современной российской литературы

Исследовательская работа: Проблемы восприятия современной российской литературы






Исследовательская работа: Проблемы восприятия современной российской литературы


Приложение №2

Факультатив на тему:

« Современная

литература »


Исследовательская работа: Проблемы восприятия современной российской литературы















Исследовательская работа: Проблемы восприятия современной российской литературы

















Приложение №3

Памятка

«Современная российская литература»


Владимир Сорокин «Сахарный кремль»

royallib.ru/book/sorokin_vladimir/saharniy_kreml_2008.html

Владимир Сорокин «День опричника»

lib.aldebaran.ru/author/sorokin_vladimir/sorokin_vladimir_den_oprichnika/

Владимир Сорокин «Лед» «Путь Бро»

itlibitum.ru/library/BOOK/RUSSIAN/AUTHOR/VLADIMIR%20SOROKIN/index.html

Л.С.Рубинштейн «Знаки внимания»

book.tr200.net/v.php?id=2513830

Д.А.Пригов «Мои неземные страдания»

tema.ru/rrr/litcafe/prigov/strad.html

Борис Стругацкий «Трудно быть богом»

royallib.ru/book/miri_bratev_strugatskih/trudno_bit_bogom.html

Борис Стругацкий «Улитка на склоне»

royallib.ru/book/strugatskiy_boris/ulitka_na_sklone.html

Людмила Улицкая «Сонечка»

lib.rus.ec/b/57688

Людмила Улицкая «Бедные родственники »

bukvaved.net/sovremennaia_literatura_proza/28726-bednyemrodstveniki.html

Сергей Минаев «Духлесс»

gramotey.com/books/1269037617.htm

Виктор Пелевин «Числа »

booksss.ru/authors/p/pelevin_chisla.html

Ерофеев Венедикт «Москва - Петушки»

royallib.ru/book/erofeev_venedikt/moskva___petushki.html


Исследовательская работа: Проблемы восприятия современной российской литературы

© 2010-2022