Конспект внеклассного мероприятия по литературе Нас ломала война ( 9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «Нас ломала война…»

Цель: Познакомить обучающихся с трагической судьбой режиссера, писателя Татьяны Лисициан в годы Великой Отечественной войны и ее книгой «Нас ломала война».

Участники: Учащиеся 9 класса.

Форма работы: групповая

Оборудование: книга Лисициан Т.
Нас ломала война... Из переписки с друзьями. Документальная повесть.
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 384с.; компьютер.

Предварительная работа: за две недели до мероприятия класс делится на 4 группы по пять - 6 человек в каждой группе; каждая из групп получает свое задание (Приложение 1). На занятии каждая из них готовит свой отчет о проделанной работе.

Ход мероприятия.

Да разве ж об этом расскажешь -

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

(М. Исаковский. "Русской женщине".1945)

  1. Организационный момент.

Каждая из групп занимает свое место в аудитории, если необходимо размещает оформление и результаты своей деятельности. Каждая из групп получает информационную карту (Приложение 2) и работает в ней на протяжении всего занятия.

Слово учителя: Женщина и война - это несовместимые понятия. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом мужским. Женщинам предназначалось иное: беречь домашний очаг, поднимать детей, а еще - ждать мужчин, уходивших на войну. Женщины Великой Отечественной войны… Они пришли на нее совсем ещё девочками, а возвращались женщинами, познавшими тяжёлую, горькую жизнь, выдержавшими нечеловеческие нагрузки. Им было во много раз тяжелее, чем мужчинам, так как условия жизни на войне вступали в противоречие с женской природой. Чтобы научиться убивать врага, женщине пришлось научиться убивать собственную женственность, собственную душу. На сегодняшнем занятии мы будем говорить об удивительной женщине, солдате, пережившем ужас войны и плена, кинорежиссере, писателе Татьяне Лисициан.

  1. Основная часть.

    1. Творческий отчет первой группы по теме « Женщины, победившие фашизм».

"На ничьей земле пылают танки.
Удалось дожить до темноты...
Умоляю: "Летние портянки и белье

сдавайте на бинты".
Я стираю их в какой-то луже,
Я о камни их со злостью тру,
Потому как понимаю - нужно
Это все мне будет поутру".

Ю.В. Друнина

Война - дело не женское. Участие женщин в войне за последнее столетие, причём, не только в качестве медицинского персонала, но и с оружием в руках, стало реальностью. Особенно массовым это явление имело место в годы Второй мировой войны. Около 800 тысяч женщин воевали с фашистами. Они служили в разных войсках - большинство в госпиталях (61% среднего медперсонала составляли женщины), в подразделениях связи (80%) и дорожных войсках (почти половина состава). Прославился женский авиационный полк ("Ночные ведьмы"). Воевали женщины-снайперы, женщины-разведчики, женщины-зенитчицы... А вот в танковых войсках их было не много. Большой вклад в борьбу с оккупантами внесли женщины и девушки, работавшие в разведке партизанских формирований. Потом, спустя годы, те, кто выжил, признаются: "Когда посмотришь на войну нашими, бабьими глазами, так она страшнее страшного". Потом они сами будут удивляться тому, что смогли всё это выдержать.

В годы Великой Отечественной войны Александра Митрофановна Ращупкина повторила поступок легендарной "кавалерист - девицы" Надежды Дуровой, которая в 1806 году под мужским именем поступила на военную службу, а затем сражалась с армией Наполеона. Около года Александра Ращупкина тщетно обивала пороги военкоматов с просьбой отправить её на фронт. В 1942-м, коротко постригшись, в мужской одежде Шура снова пришла в военкомат и, воспользовавшись царившей там неразберихой с документами, всё же записалась на фронт под именем Александра Ращупкина.

Немало женщин служило и в стрелковых частях, сражавшихся за Сталинград: автоматчицы, пулеметчицы, минометчицы, разведчицы и т. д. Десятки захватчиков, рвавшихся к Сталинграду, истребила автоматчица Нина Королева. Бесстрашие и мужество девушки-добровольца восхищали даже гвардейцев Сталинградского фронта. Однажды во время боя Нина заметила, что на пути наступавшего взвода действует вражеский пулемет. Девушка бросилась вперед и прикладом своего автомата уничтожила весь расчет огневой точки противника. Смелый подвиг автоматчицы расчистил путь к наступлению взвод. К сожалению, в этом бою Нина Королева была ранена осколком гранаты и вышла из строя.

Женщины, женщины, женщины... На заводах, в госпиталях, на транспорте, в поле. Уже в первые дни войны, они заменили ушедших на фронт мужей и братьев, взяли в свои руки производство военного снаряжения, снабжали фронт не только военной техникой, но и концентратами, хлебом, обмундированием. Советские женщины в тылу стали боевым резервом действующей армии. Рабочий день длился по 10 - 12 часов, о выходных и не вспоминали.

    1. Творческий отчет второй группы по теме «Три жизни Тамары Лисициан».



Все это было, было.
Все это нас палило.
Все это лило, било,
вздергивало и мотало,
и отнимало силы,
и волокло в могилу,
и втаскивало на пьедесталы,
а потом низвергало,
а потом забывало…

И.Бродский


Тамара Николаевна Лисициа́н (род. 3 марта 1923, Тбилиси) - советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР. Ушла из жизни 29 ноября 2009 года.

Она делит свою жизнь на три, совершенно непохожие друг на друга. Первая - тбилисское детство, юношеская влюбленность, ГИТИС, война, диверсионный отряд, плен, пытки, концлагерь, побег, партизаны. Вторая - замужество, Италия, кино, СССР, ВГИК. Третья - московская коммуналка, «Мосфильм», А.Тарковский, травля и кино, кино.

Когда Тамаре было 9 лет, умер ее отец Николай Павлович, бывший городской глава города Грозного, хозяин завода «Молот». Ее мама казачка Марфа Ивановна воспитывала девочку одна. Учиться Тамара не любила, она обожала стихи и театр. После 10 класса сбежала в Москву учиться. Мама ее не провожала, но всю войну два раза в день ходила молиться за непутевую дочь. Выдержав конкурс 49 человек на место, Тамара поступила в ГИТИС. Узнав о начале войны, отстояв четыре часа в огромной очереди, она попала на прием к секретарю московского горкома ВЛКСМ Шелепину. Ему она сказала, что ей 18 лет, она чемпионка Грузии по стрельбе, хорошо плавает, знает немецкий (соврала). Была сразу зачислена в разведотдел 5-й Армии, с которой дошла до Можайска. Позднее ее направили в разведывательно-диверсионную часть особого назначения 9903 при Западном фронте - спецназ образца Великой Отечественной войны. Во время боевого задания в Белоруссии, спасая товарищей, попала в плен. Ее армянская внешность вполне отвечала представлениям немцев о евреях. Начались подозрения, побои, допросы, ожидание расстрела...

    1. Творческий отчет третьей группы по теме «Концлагерь №…»

Если будете там, поклонитесь пониже, пониже, пониже…
Прикоснитесь к песку, поздоровайтесь с чахлой травой…
Я видал только раз - и уж больше его не увижу,
Этот маленький ад, обнесённый колючей стеной.

Марк Шехтман

Концентрационный лагерь (сокращённо концлагерь) - термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:

  • военнопленных различных войн и конфликтов;

  • политических заключенных при некоторых диктаторских и тоталитарных режимах правления;

  • заложников, обычно во время гражданских войн или оккупации;

Термин «концентрационный лагерь» появился в период англо-бурской войны, и применен английской армией к местам содержания бурского сельского населения, которое «концентрировалось» в лагерях для предотвращения помощи партизанам. Первоначально термин использовался, в основном, в отношении лагерей для военнопленных и интернированных лиц, но в настоящее время он, как правило, ассоциируется в первую очередь с концентрационными лагерями Третьего рейха.

В течение Великой Отечественной войны в лагерях содержались миллионы людей, среди которых были евреи, коммунисты, поляки, советские граждане и другие военнопленные. Миллионы узников концентрационных лагерей погибли от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, истощения, тяжёлого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов. Всего существовало около пяти тысяч лагерей разного назначения и вместимости. Воистину кощунственно звучали «изречения» на дверях концлагеря Дахау: «Работа дарует свободу», над воротами Бухенвальда: «Справедливо или несправедливо - это моя родина», а на решетке - «Каждому свое». Так начиналась лагерная жизнь. А потом шли лагерные будни... Сирена... Подъем... Поверка на
аппельплаце... Работа по 14-16 часов... Снова поверка, на сей раз вечерняя, которая продолжалась, как правило, бесконечно долго... Короткий сон... Сирена…Подъем... И все это при чудовищном недоедании - лагерников держали на голодном пайке, были случаи каннибализма. За годы Второй мировой войны 18 млн. человек прошли через лагеря смерти, из них 5 млн. - граждане Советского Союза

(просмотр отрывка из документального фильма « Концлагеря. Дорога в ад», режиссер Ф.Стуков).

Через год Тамаре удалось бежать к житомирским партизанам. После тяжелого ранения, подлечившись, вернулась в театральное училище, а вскоре очутилась на Лубянке. Ее спасло вмешательство бывшего командира Артура Спрогиса.

Имя режиссера и кинодраматурга Тамары Николаевны Лисициан не у всех на слуху, но даже те, кто подзабыл его, без сомнения, помнят снятые ею картины. Это лирическая комедия по пьесе Сергея Михалкова «Сомбреро», две сказки, поставленные совместно с итальянскими кинематографистами, «Чиполлино. Cipollino» и «Волшебный голос Джельсомино», политические ленты «На гранатовых островах» и «Тайна виллы "Грета"», а также множество научно-популярных и документальных сюжетов в «Альманахе кинопутешествий». Все ее фильмы, без исключения, яркие, энергичные, жизнеутверждающие, пронизанные идеей демократического интернационализма.

    1. Творческий отчет четвертой группы по теме «Документальная повесть «Нас ломала война…»

Бывают воспоминания, которые не только всю жизнь причиняют боль,

но и постепенно меняют мироощущение,

мировоззрение и даже характер человека…

Т.Лисициан

Тамара Лисициан - одна из тех, кого война ломала, да не сломала... Прошло много лет, прежде чем она решилась написать об этом. Документальная повесть «Нас ломала война» (из переписки с друзьями) написанная в эпистолярном жанре лишена голливудского пафоса и патетики. Она не о героях, она - о людях, победивших фашизм. Свою повесть она посвятила сыну Сандро, которого она привозила в наш город, на Мамаев курган, с целью рассказать ему правду о солдатском подвиге, о поте и крови Победы.

Автору удалось избежать слезливой сентиментальности, в ее строках нет надрыва. Но чувствуется другое: пишет человек, все мировоззрение которого перевернуто войной. Стиль повести очень динамичный. Складывается ощущение, что смотришь новый ее фильм. Как кадры в кинопленке, следуют друг за другом убийства, предательства, недоверие и маниакальная подозрительность. И вдруг блеснет та самая, воспетая поэтами и кинематографистами, фронтовая дружба. Повесть позволяет взглянуть на события Великой отечественной войны изнутри, живыми глазами очевидца. Тамара Лисициан в плену сделала для себя массу открытий. Например, что «ненависть помогает переносить боль». А чтобы не сойти с ума, нужно все забыть. Но вспоминать все-таки приходится. Хоть и полвека спустя... «Иногда, кажется, что я не смогу довести эту рукопись до конца. Как мне пережить снова все то, что я пережила 52 года тому назад». Выговориться, рассказать все, что знаешь, - может быть, это и есть выход, спасение, очищение от «ужасов войны». Повесть написана в 1997 году в Италии, на русском языке впервые была опубликована в 2002 году. В 2005 году волгоградское издательство «ВГИПК РО» переиздало это произведение по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.

  1. Подведение итогов.

Каждая из групп помещает на доску свои информационные листы, представители группы комментируют свои записи. Учитель предлагает обучающимся самостоятельно познакомиться с повестью Тамары Лисициан « Нас ломала война».

  1. Рефлексия « Свет молнии».

Во время нашего занятия вы узнали много нового для себя, но, наверняка, был момент, который вам особенно запомнился. Он был похож на свет молнии, поделитесь с нами этим светом (обучающиеся называют то, что им наиболее запомнилось).

Приложение 1

Задания для каждой из групп.

1.Всей группой подберите материалы по теме (консультация у учителя истории, работа в школьной библиотеке, анализ интернет - ресурсов).

2. Выберите главное, о чем вы хотите рассказать по этой теме (определите докладчиков и структуру выступления).

3. Подберите изобразительный ряд к своему докладу (фотоматериалы, мультимедийная презентация, буклет).

4. Подберите музыкальное или литературное сопровождение сообщения вашей группы.

5. Подготовьте сообщение на 5- 7 минут по теме.

Дифференцированные задания для групп.

Тема «Женщины, победившие фашизм».

  1. Функции женщин в годы Великой Отечественной войне.

  2. Примеры женщин - героев войны.

  3. Знакомство с военной поэзией Ю.Друниной, О.Берргольц, А.Ахматовой.

Тема «Три жизни Тамары Лисициан».

  1. Познакомиться с откликами прессы о первом выпуске книги «Война нас не сломила» Т.Лисициан.

  2. Подготовить сообщение о трех периодах ее жизни, используя максимально интересные факты из книги.



Тема «Концлагерь №…»

  1. Подобрать видео материалы по теме.

  2. Проиллюстрировать примерами из текста книги образ концлагеря, в котором находилась Татьяна Лисициан.



Тема «Документальная повесть «Нас ломала война…»

  1. Рассказать историю появления повести.

  2. Подобрать отклики на эту книгу читателей и критиков.

Приложение 2

Информационная карта группы:

  • Впишите имя, род деятельности, достижения человека, о котором будет идти речь на сегодняшнем занятии.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Напишите синквейн «Женщина и война»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Графически с помощью цветных карандашей зарисуйте жизнь героини (прокомментируйте выбор цвета)







1923 2009







  • Впишите слова ассоциации со словом концлагерь

____________________________________________________________________________________________________________________________________



  • Выберите одно из высказываний о повести и прокомментируйте его

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Поделитесь «светом своей молнии»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за работу!

Список литературы

  1. Лисициан, Т.Нас ломала война... Из переписки с друзьями. Документальная повесть. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 384с.





















































Внеклассное мероприятие «Беседы о равнодушии».

Цель: Познакомить учащихся с понятием равнодушия в различных источниках, попробовать сформировать свое отношение к этой проблеме.

Участники: Учащиеся 7 класса.

Оборудование: эмалированный чайник, электрический чайник, карточки с афоризмами, сборник Агафонова, Николая Викторовича, протоиерея, Непридуманные истории: рассказы. СПб.: Приход святителя Игнатия (Брянчанинова) в Старом Петергофе, 2008.- 504с; компьютер.

Ход мероприятия.

Бойтесь равнодушных…

  1. Организационный момент.

Ребята самостоятельно дома читают сказку-притчу Николая Агафонова «Равнодушие» (кухонная сказка).

  1. Основная часть.

    1. Сообщение учеников о творческой биографии Н.Агафонова и анонс его книг.

Протоиерей Агафонов Николай Викторович родился в 1955г. 13 апреля на Урале в семье инженера. Бабушка Чащина Муза Николаевна была интеллигентной русской женщиной и оказала большое влияние на воспитание внука в русских патриотических традициях. Его мама Любовь Николаевна привила своему сыну любовь к чтению художественной литературы. Стихи Николай начал писать с 5 лет. Участвовал в редколлегии настенной школьной газеты. Пробовал в детские годы писать сказки, рассказы и имел твердую уверенность, что когда-нибудь обязательно станет писателем. В шестом классе, начитавшись романов Жюль Верна, Майн Рида и Фенимора Купера, сбежал из дома, задумав совершить путешествие в Америку. Его мать, отчаявшись найти сына, впервые в жизни переступила порог храма Казанской иконы Божьей Матери в г. Тольятти. Там она обратилась с молитвой к Божьей Матери о том, что бы Она наставила сына на путь истинный. Через неделю сын нашелся в детском приемнике распределителе г. Куйбышева, куда милиция свозила всех беспризорников. Молитва матери о своем сыне не прошла бесследно и для самого Николая. Он все чаще стал задумываться о смысле жизни. Когда ему исполнилось 16 лет, он вдруг осознал, что жизнь человеческая скоротечна и придет неизменно конец этой жизни. «И что будет тогда?» ─ размышлял он. Что произойдет за той гранью, которую называют смертью? Неужели только вечный могильный мрак и полное исчезновение личности? Тогда для чего человек живет, если вместе с угасанием сознания исчезает и сама жизнь, как будто ее и не было? Он вдруг воочию увидел себя, как бы со стороны, умирающим старцем. Еще мгновение и весь этот мир, где он любил, творил, страдал и радовался, исчезнет раз и навсегда. Пораженный этим видением, юноша пришел в школу к классной руководительнице, чтоб узнать, для чего человек живет и есть ли в этой жизни смысл? Его путь к Богу начался в армии, в1976 году он поступил в Московскую духовную семинарию, в 1997 году рукоположен в сан священника. С января 2005 года отец Николай Агафонов является настоятелем строящегося храма «Св. Жен Мироносиц» в г. Самара.

    1. Эвристическая беседа (определение термина равнодушия).

Учитель: О чем сказка - притча писателя? (о равнодушии).

Ребята высказывают свои ассоциации слов к слову равнодушие (учитель записывает их на доске).

Учитель: Равнодушие - это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.

Совместная деятельность: Устная работа « Мир глазами равнодушного» (подбор пословиц).

Моя хата с краю, ничего не знаю. Своя рубашка ближе к телу. После нас - хоть потоп. Наше дело - сторона. Хоть трава не расти. Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая! Я вполуха слушаю.

Учитель: БИБЛЕЙСКИЙ ПРИМЕР РАВНОДУШИЯ.

Притча о Добром Самарянине: Лука 10:30-35 «Иисус сказал: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». Эта история иллюстрирует равнодушие, проявленное священником и левитом по отношению к ограбленному и израненному человеку.

Совместная деятельность: аналитическая работа «К кому или к чему можно быть равнодушным? аналитическая группа из детей, фиксирует ответы на доске.

Разновидности равнодушия:

  • Равнодушие к происходящему (к событиям);

  • Равнодушие к ближнему (к окружающим людям): Притча о добром самарянине является иллюстрацией равнодушия к ближнему (Лука 10:30-35).

  • Равнодушие к Богу (и к Божьему Слову).

  • Равнодушие к своему духовному состоянию (к себе): к этому подразделу относится равнодушие к своим грехам и равнодушие к вопросу спасения своей души.

  • Равнодушие к спасению: Равнодушие к проповеди Ноя до Потопа. Если вспомнить времена Ноя, то на протяжении 120 лет пока строился ковчег, Ной свидетельствовал окружающим о суде Божьем, грядущем на землю в виде дождя. Реакция людей, живших до потопа, нам известна: равнодушие. Разумеется, мы можем предположить, что многие насмехались над Ноем и его словами. Однако в сердцах насмешников царило равнодушие к Божьему Слову, которое проповедовал Ной. Это равнодушие привело к тому, что во время Всемирного Потопа выжили только члены семьи Ноя - 8 человек, которые прислушались к словам Бога и сделали всё так, как Он им велел.

  • Равнодушие к проповеди Евангелия сегодня. Сегодня происходит то же самое. Наш сегодняшний мир очень напоминает мир до Потопа: духовное состояние наших современников сродни духовному состоянию современников Ноя. Сегодня, как и тогда, многие равнодушны к предупреждениям Господа о грядущем конце света и наказании.

  • Равнодушие к жертве Иисуса Христа. Равнодушие людей к Благой Вести о спасении обуславливается их равнодушием к жертве Иисуса Христа. Насколько бесчувственным должно быть сердце человека, который равнодушен и безразличен к жертве Иисуса Христа, умершего страшной смертью на кресте за грехи всего мира.

Учитель: Рост равнодушия в людях - признак последнего времени. Однажды Иисусу Христу ученики задали вопрос о признаках конца света: Матфея 24:3 «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Ответ Иисуса приводится в Матфея 24:4-13. Обратите внимание на стих 12 «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Охлаждение любви и есть равнодушие.

Совместная деятельность: В чем, по вашему мнению, корни равнодушия? (проблемный вопрос)

Ответы: Гордость; Эгоизм; Сребролюбие; Карьеризм, Лень.

Учитель: Чего не может делать человек, пока не избавится от равнодушия? Мне хотелось бы познакомить вас с советами «Как не стать равнодушным».

Советы:

  • Равнодушный человек не может быть искателем истины, потому что он равнодушен к истине.

  • Равнодушный человек не может получить спасение, поскольку равнодушен и к своему духовному состоянию, и к благой вести о спасении.

  • Равнодушный человек не может служить людям, потому что равнодушен к ближнему.

  • Равнодушный человек не в состоянии по-настоящему верить, любить, сострадать и жертвовать собой, потому что эти черты противоположны равнодушию.

Учитель: Равнодушие - паралич души. Русский писатель А. П. Чехов дал замечательное определение равнодушию: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».

  1. Подведение итогов.





© 2010-2022