- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект внеклассного мероприятия по литературе Нас ломала война ( 9 класс)
Конспект внеклассного мероприятия по литературе Нас ломала война ( 9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ситникова Т.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие «Нас ломала война…»
Цель: Познакомить обучающихся с трагической судьбой режиссера, писателя Татьяны Лисициан в годы Великой Отечественной войны и ее книгой «Нас ломала война».
Участники: Учащиеся 9 класса.
Форма работы: групповая
Оборудование: книга Лисициан Т.
Нас ломала война... Из переписки с друзьями. Документальная повесть.
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 384с.; компьютер.
Предварительная работа: за две недели до мероприятия класс делится на 4 группы по пять - 6 человек в каждой группе; каждая из групп получает свое задание (Приложение 1). На занятии каждая из них готовит свой отчет о проделанной работе.
Ход мероприятия.
…Да разве ж об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
(М. Исаковский. "Русской женщине".1945)
-
Организационный момент.
Каждая из групп занимает свое место в аудитории, если необходимо размещает оформление и результаты своей деятельности. Каждая из групп получает информационную карту (Приложение 2) и работает в ней на протяжении всего занятия.
Слово учителя: Женщина и война - это несовместимые понятия. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом мужским. Женщинам предназначалось иное: беречь домашний очаг, поднимать детей, а еще - ждать мужчин, уходивших на войну. Женщины Великой Отечественной войны… Они пришли на нее совсем ещё девочками, а возвращались женщинами, познавшими тяжёлую, горькую жизнь, выдержавшими нечеловеческие нагрузки. Им было во много раз тяжелее, чем мужчинам, так как условия жизни на войне вступали в противоречие с женской природой. Чтобы научиться убивать врага, женщине пришлось научиться убивать собственную женственность, собственную душу. На сегодняшнем занятии мы будем говорить об удивительной женщине, солдате, пережившем ужас войны и плена, кинорежиссере, писателе Татьяне Лисициан.
-
Основная часть.
-
Творческий отчет первой группы по теме « Женщины, победившие фашизм».
-
"На ничьей земле пылают танки.
Удалось дожить до темноты...
Умоляю: "Летние портянки и белье
сдавайте на бинты".
Я стираю их в какой-то луже,
Я о камни их со злостью тру,
Потому как понимаю - нужно
Это все мне будет поутру".
Ю.В. Друнина
Война - дело не женское. Участие женщин в войне за последнее столетие, причём, не только в качестве медицинского персонала, но и с оружием в руках, стало реальностью. Особенно массовым это явление имело место в годы Второй мировой войны. Около 800 тысяч женщин воевали с фашистами. Они служили в разных войсках - большинство в госпиталях (61% среднего медперсонала составляли женщины), в подразделениях связи (80%) и дорожных войсках (почти половина состава). Прославился женский авиационный полк ("Ночные ведьмы"). Воевали женщины-снайперы, женщины-разведчики, женщины-зенитчицы... А вот в танковых войсках их было не много. Большой вклад в борьбу с оккупантами внесли женщины и девушки, работавшие в разведке партизанских формирований. Потом, спустя годы, те, кто выжил, признаются: "Когда посмотришь на войну нашими, бабьими глазами, так она страшнее страшного". Потом они сами будут удивляться тому, что смогли всё это выдержать.
В годы Великой Отечественной войны Александра Митрофановна Ращупкина повторила поступок легендарной "кавалерист - девицы" Надежды Дуровой, которая в 1806 году под мужским именем поступила на военную службу, а затем сражалась с армией Наполеона. Около года Александра Ращупкина тщетно обивала пороги военкоматов с просьбой отправить её на фронт. В 1942-м, коротко постригшись, в мужской одежде Шура снова пришла в военкомат и, воспользовавшись царившей там неразберихой с документами, всё же записалась на фронт под именем Александра Ращупкина.
Немало женщин служило и в стрелковых частях, сражавшихся за Сталинград: автоматчицы, пулеметчицы, минометчицы, разведчицы и т. д. Десятки захватчиков, рвавшихся к Сталинграду, истребила автоматчица Нина Королева. Бесстрашие и мужество девушки-добровольца восхищали даже гвардейцев Сталинградского фронта. Однажды во время боя Нина заметила, что на пути наступавшего взвода действует вражеский пулемет. Девушка бросилась вперед и прикладом своего автомата уничтожила весь расчет огневой точки противника. Смелый подвиг автоматчицы расчистил путь к наступлению взвод. К сожалению, в этом бою Нина Королева была ранена осколком гранаты и вышла из строя.
Женщины, женщины, женщины... На заводах, в госпиталях, на транспорте, в поле. Уже в первые дни войны, они заменили ушедших на фронт мужей и братьев, взяли в свои руки производство военного снаряжения, снабжали фронт не только военной техникой, но и концентратами, хлебом, обмундированием. Советские женщины в тылу стали боевым резервом действующей армии. Рабочий день длился по 10 - 12 часов, о выходных и не вспоминали.
-
-
Творческий отчет второй группы по теме «Три жизни Тамары Лисициан».
-
Все это было, было.
Все это нас палило.
Все это лило, било,
вздергивало и мотало,
и отнимало силы,
и волокло в могилу,
и втаскивало на пьедесталы,
а потом низвергало,
а потом забывало…
И.Бродский
Тамара Николаевна Лисициа́н (род. 3 марта 1923, Тбилиси) - советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР. Ушла из жизни 29 ноября 2009 года.
Она делит свою жизнь на три, совершенно непохожие друг на друга. Первая - тбилисское детство, юношеская влюбленность, ГИТИС, война, диверсионный отряд, плен, пытки, концлагерь, побег, партизаны. Вторая - замужество, Италия, кино, СССР, ВГИК. Третья - московская коммуналка, «Мосфильм», А.Тарковский, травля и кино, кино.
Когда Тамаре было 9 лет, умер ее отец Николай Павлович, бывший городской глава города Грозного, хозяин завода «Молот». Ее мама казачка Марфа Ивановна воспитывала девочку одна. Учиться Тамара не любила, она обожала стихи и театр. После 10 класса сбежала в Москву учиться. Мама ее не провожала, но всю войну два раза в день ходила молиться за непутевую дочь. Выдержав конкурс 49 человек на место, Тамара поступила в ГИТИС. Узнав о начале войны, отстояв четыре часа в огромной очереди, она попала на прием к секретарю московского горкома ВЛКСМ Шелепину. Ему она сказала, что ей 18 лет, она чемпионка Грузии по стрельбе, хорошо плавает, знает немецкий (соврала). Была сразу зачислена в разведотдел 5-й Армии, с которой дошла до Можайска. Позднее ее направили в разведывательно-диверсионную часть особого назначения 9903 при Западном фронте - спецназ образца Великой Отечественной войны. Во время боевого задания в Белоруссии, спасая товарищей, попала в плен. Ее армянская внешность вполне отвечала представлениям немцев о евреях. Начались подозрения, побои, допросы, ожидание расстрела...
-
-
Творческий отчет третьей группы по теме «Концлагерь №…»
-
Если будете там, поклонитесь пониже, пониже, пониже…
Прикоснитесь к песку, поздоровайтесь с чахлой травой…
Я видал только раз - и уж больше его не увижу,
Этот маленький ад, обнесённый колючей стеной.
Марк Шехтман
Концентрационный лагерь (сокращённо концлагерь) - термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:
-
военнопленных различных войн и конфликтов;
-
политических заключенных при некоторых диктаторских и тоталитарных режимах правления;
-
заложников, обычно во время гражданских войн или оккупации;
Термин «концентрационный лагерь» появился в период англо-бурской войны, и применен английской армией к местам содержания бурского сельского населения, которое «концентрировалось» в лагерях для предотвращения помощи партизанам. Первоначально термин использовался, в основном, в отношении лагерей для военнопленных и интернированных лиц, но в настоящее время он, как правило, ассоциируется в первую очередь с концентрационными лагерями Третьего рейха.
В течение Великой Отечественной войны в лагерях содержались миллионы людей, среди которых были евреи, коммунисты, поляки, советские граждане и другие военнопленные. Миллионы узников концентрационных лагерей погибли от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, истощения, тяжёлого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов. Всего существовало около пяти тысяч лагерей разного назначения и вместимости. Воистину кощунственно звучали «изречения» на дверях концлагеря Дахау: «Работа дарует свободу», над воротами Бухенвальда: «Справедливо или несправедливо - это моя родина», а на решетке - «Каждому свое». Так начиналась лагерная жизнь. А потом шли лагерные будни... Сирена... Подъем... Поверка на
аппельплаце... Работа по 14-16 часов... Снова поверка, на сей раз вечерняя, которая продолжалась, как правило, бесконечно долго... Короткий сон... Сирена…Подъем... И все это при чудовищном недоедании - лагерников держали на голодном пайке, были случаи каннибализма. За годы Второй мировой войны 18 млн. человек прошли через лагеря смерти, из них 5 млн. - граждане Советского Союза
(просмотр отрывка из документального фильма « Концлагеря. Дорога в ад», режиссер Ф.Стуков).
Через год Тамаре удалось бежать к житомирским партизанам. После тяжелого ранения, подлечившись, вернулась в театральное училище, а вскоре очутилась на Лубянке. Ее спасло вмешательство бывшего командира Артура Спрогиса.
Имя режиссера и кинодраматурга Тамары Николаевны Лисициан не у всех на слуху, но даже те, кто подзабыл его, без сомнения, помнят снятые ею картины. Это лирическая комедия по пьесе Сергея Михалкова «Сомбреро», две сказки, поставленные совместно с итальянскими кинематографистами, «Чиполлино. Cipollino» и «Волшебный голос Джельсомино», политические ленты «На гранатовых островах» и «Тайна виллы "Грета"», а также множество научно-популярных и документальных сюжетов в «Альманахе кинопутешествий». Все ее фильмы, без исключения, яркие, энергичные, жизнеутверждающие, пронизанные идеей демократического интернационализма.
-
-
Творческий отчет четвертой группы по теме «Документальная повесть «Нас ломала война…»
-
Бывают воспоминания, которые не только всю жизнь причиняют боль,
но и постепенно меняют мироощущение,
мировоззрение и даже характер человека…
Т.Лисициан
Тамара Лисициан - одна из тех, кого война ломала, да не сломала... Прошло много лет, прежде чем она решилась написать об этом. Документальная повесть «Нас ломала война» (из переписки с друзьями) написанная в эпистолярном жанре лишена голливудского пафоса и патетики. Она не о героях, она - о людях, победивших фашизм. Свою повесть она посвятила сыну Сандро, которого она привозила в наш город, на Мамаев курган, с целью рассказать ему правду о солдатском подвиге, о поте и крови Победы.
Автору удалось избежать слезливой сентиментальности, в ее строках нет надрыва. Но чувствуется другое: пишет человек, все мировоззрение которого перевернуто войной. Стиль повести очень динамичный. Складывается ощущение, что смотришь новый ее фильм. Как кадры в кинопленке, следуют друг за другом убийства, предательства, недоверие и маниакальная подозрительность. И вдруг блеснет та самая, воспетая поэтами и кинематографистами, фронтовая дружба. Повесть позволяет взглянуть на события Великой отечественной войны изнутри, живыми глазами очевидца. Тамара Лисициан в плену сделала для себя массу открытий. Например, что «ненависть помогает переносить боль». А чтобы не сойти с ума, нужно все забыть. Но вспоминать все-таки приходится. Хоть и полвека спустя... «Иногда, кажется, что я не смогу довести эту рукопись до конца. Как мне пережить снова все то, что я пережила 52 года тому назад». Выговориться, рассказать все, что знаешь, - может быть, это и есть выход, спасение, очищение от «ужасов войны». Повесть написана в 1997 году в Италии, на русском языке впервые была опубликована в 2002 году. В 2005 году волгоградское издательство «ВГИПК РО» переиздало это произведение по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.
-
Подведение итогов.
Каждая из групп помещает на доску свои информационные листы, представители группы комментируют свои записи. Учитель предлагает обучающимся самостоятельно познакомиться с повестью Тамары Лисициан « Нас ломала война».
-
Рефлексия « Свет молнии».
Во время нашего занятия вы узнали много нового для себя, но, наверняка, был момент, который вам особенно запомнился. Он был похож на свет молнии, поделитесь с нами этим светом (обучающиеся называют то, что им наиболее запомнилось).
Приложение 1
Задания для каждой из групп.
1.Всей группой подберите материалы по теме (консультация у учителя истории, работа в школьной библиотеке, анализ интернет - ресурсов).
2. Выберите главное, о чем вы хотите рассказать по этой теме (определите докладчиков и структуру выступления).
3. Подберите изобразительный ряд к своему докладу (фотоматериалы, мультимедийная презентация, буклет).
4. Подберите музыкальное или литературное сопровождение сообщения вашей группы.
5. Подготовьте сообщение на 5- 7 минут по теме.
Дифференцированные задания для групп.
Тема «Женщины, победившие фашизм».
-
Функции женщин в годы Великой Отечественной войне.
-
Примеры женщин - героев войны.
-
Знакомство с военной поэзией Ю.Друниной, О.Берргольц, А.Ахматовой.
Тема «Три жизни Тамары Лисициан».
-
Познакомиться с откликами прессы о первом выпуске книги «Война нас не сломила» Т.Лисициан.
-
Подготовить сообщение о трех периодах ее жизни, используя максимально интересные факты из книги.
Тема «Концлагерь №…»
-
Подобрать видео материалы по теме.
-
Проиллюстрировать примерами из текста книги образ концлагеря, в котором находилась Татьяна Лисициан.
Тема «Документальная повесть «Нас ломала война…»
-
Рассказать историю появления повести.
-
Подобрать отклики на эту книгу читателей и критиков.
Приложение 2
Информационная карта группы:
-
Впишите имя, род деятельности, достижения человека, о котором будет идти речь на сегодняшнем занятии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Напишите синквейн «Женщина и война»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Графически с помощью цветных карандашей зарисуйте жизнь героини (прокомментируйте выбор цвета)
1923 2009
-
Впишите слова ассоциации со словом концлагерь
____________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Выберите одно из высказываний о повести и прокомментируйте его
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Поделитесь «светом своей молнии»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за работу!
Список литературы
-
Лисициан, Т.Нас ломала война... Из переписки с друзьями. Документальная повесть. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 384с.
Внеклассное мероприятие «Беседы о равнодушии».
Цель: Познакомить учащихся с понятием равнодушия в различных источниках, попробовать сформировать свое отношение к этой проблеме.
Участники: Учащиеся 7 класса.
Оборудование: эмалированный чайник, электрический чайник, карточки с афоризмами, сборник Агафонова, Николая Викторовича, протоиерея, Непридуманные истории: рассказы. СПб.: Приход святителя Игнатия (Брянчанинова) в Старом Петергофе, 2008.- 504с; компьютер.
Ход мероприятия.
Бойтесь равнодушных…
-
Организационный момент.
Ребята самостоятельно дома читают сказку-притчу Николая Агафонова «Равнодушие» (кухонная сказка).
-
Основная часть.
-
-
Сообщение учеников о творческой биографии Н.Агафонова и анонс его книг.
-
Протоиерей Агафонов Николай Викторович родился в 1955г. 13 апреля на Урале в семье инженера. Бабушка Чащина Муза Николаевна была интеллигентной русской женщиной и оказала большое влияние на воспитание внука в русских патриотических традициях. Его мама Любовь Николаевна привила своему сыну любовь к чтению художественной литературы. Стихи Николай начал писать с 5 лет. Участвовал в редколлегии настенной школьной газеты. Пробовал в детские годы писать сказки, рассказы и имел твердую уверенность, что когда-нибудь обязательно станет писателем. В шестом классе, начитавшись романов Жюль Верна, Майн Рида и Фенимора Купера, сбежал из дома, задумав совершить путешествие в Америку. Его мать, отчаявшись найти сына, впервые в жизни переступила порог храма Казанской иконы Божьей Матери в г. Тольятти. Там она обратилась с молитвой к Божьей Матери о том, что бы Она наставила сына на путь истинный. Через неделю сын нашелся в детском приемнике распределителе г. Куйбышева, куда милиция свозила всех беспризорников. Молитва матери о своем сыне не прошла бесследно и для самого Николая. Он все чаще стал задумываться о смысле жизни. Когда ему исполнилось 16 лет, он вдруг осознал, что жизнь человеческая скоротечна и придет неизменно конец этой жизни. «И что будет тогда?» ─ размышлял он. Что произойдет за той гранью, которую называют смертью? Неужели только вечный могильный мрак и полное исчезновение личности? Тогда для чего человек живет, если вместе с угасанием сознания исчезает и сама жизнь, как будто ее и не было? Он вдруг воочию увидел себя, как бы со стороны, умирающим старцем. Еще мгновение и весь этот мир, где он любил, творил, страдал и радовался, исчезнет раз и навсегда. Пораженный этим видением, юноша пришел в школу к классной руководительнице, чтоб узнать, для чего человек живет и есть ли в этой жизни смысл? Его путь к Богу начался в армии, в1976 году он поступил в Московскую духовную семинарию, в 1997 году рукоположен в сан священника. С января 2005 года отец Николай Агафонов является настоятелем строящегося храма «Св. Жен Мироносиц» в г. Самара.
-
-
Эвристическая беседа (определение термина равнодушия).
-
Учитель: О чем сказка - притча писателя? (о равнодушии).
Ребята высказывают свои ассоциации слов к слову равнодушие (учитель записывает их на доске).
Учитель: Равнодушие - это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.
Совместная деятельность: Устная работа « Мир глазами равнодушного» (подбор пословиц).
Моя хата с краю, ничего не знаю. Своя рубашка ближе к телу. После нас - хоть потоп. Наше дело - сторона. Хоть трава не расти. Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая! Я вполуха слушаю.
Учитель: БИБЛЕЙСКИЙ ПРИМЕР РАВНОДУШИЯ.
Притча о Добром Самарянине: Лука 10:30-35 «Иисус сказал: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». Эта история иллюстрирует равнодушие, проявленное священником и левитом по отношению к ограбленному и израненному человеку.
Совместная деятельность: аналитическая работа «К кому или к чему можно быть равнодушным? аналитическая группа из детей, фиксирует ответы на доске.
Разновидности равнодушия:
-
Равнодушие к происходящему (к событиям);
-
Равнодушие к ближнему (к окружающим людям): Притча о добром самарянине является иллюстрацией равнодушия к ближнему (Лука 10:30-35).
-
Равнодушие к Богу (и к Божьему Слову).
-
Равнодушие к своему духовному состоянию (к себе): к этому подразделу относится равнодушие к своим грехам и равнодушие к вопросу спасения своей души.
-
Равнодушие к спасению: Равнодушие к проповеди Ноя до Потопа. Если вспомнить времена Ноя, то на протяжении 120 лет пока строился ковчег, Ной свидетельствовал окружающим о суде Божьем, грядущем на землю в виде дождя. Реакция людей, живших до потопа, нам известна: равнодушие. Разумеется, мы можем предположить, что многие насмехались над Ноем и его словами. Однако в сердцах насмешников царило равнодушие к Божьему Слову, которое проповедовал Ной. Это равнодушие привело к тому, что во время Всемирного Потопа выжили только члены семьи Ноя - 8 человек, которые прислушались к словам Бога и сделали всё так, как Он им велел.
-
Равнодушие к проповеди Евангелия сегодня. Сегодня происходит то же самое. Наш сегодняшний мир очень напоминает мир до Потопа: духовное состояние наших современников сродни духовному состоянию современников Ноя. Сегодня, как и тогда, многие равнодушны к предупреждениям Господа о грядущем конце света и наказании.
-
Равнодушие к жертве Иисуса Христа. Равнодушие людей к Благой Вести о спасении обуславливается их равнодушием к жертве Иисуса Христа. Насколько бесчувственным должно быть сердце человека, который равнодушен и безразличен к жертве Иисуса Христа, умершего страшной смертью на кресте за грехи всего мира.
Учитель: Рост равнодушия в людях - признак последнего времени. Однажды Иисусу Христу ученики задали вопрос о признаках конца света: Матфея 24:3 «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Ответ Иисуса приводится в Матфея 24:4-13. Обратите внимание на стих 12 «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Охлаждение любви и есть равнодушие.
Совместная деятельность: В чем, по вашему мнению, корни равнодушия? (проблемный вопрос)
Ответы: Гордость; Эгоизм; Сребролюбие; Карьеризм, Лень.
Учитель: Чего не может делать человек, пока не избавится от равнодушия? Мне хотелось бы познакомить вас с советами «Как не стать равнодушным».
Советы:
-
Равнодушный человек не может быть искателем истины, потому что он равнодушен к истине.
-
Равнодушный человек не может получить спасение, поскольку равнодушен и к своему духовному состоянию, и к благой вести о спасении.
-
Равнодушный человек не может служить людям, потому что равнодушен к ближнему.
-
Равнодушный человек не в состоянии по-настоящему верить, любить, сострадать и жертвовать собой, потому что эти черты противоположны равнодушию.
Учитель: Равнодушие - паралич души. Русский писатель А. П. Чехов дал замечательное определение равнодушию: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».
-
Подведение итогов.