Урок литературы в 7 классе по рассказу В. М. Шукшина «Микроскоп»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе

по рассказу В.М. Шукшина «Микроскоп»

Мы жизнь вам украшаем,
даря мечту, и сказку, и надежду!


Учителя высшей категории МОУ СОШ №3 г. Балашова:

Никулина Надежда Владимировна,

Щербакова Марина Александровна.


Урок « открытия» нового знания (1 час)

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха

Содержательная: установить связь между произведениями Платонова и его писательской судьбой, развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Ученик научится осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.

Ученик получит возможность: конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению.

Методы работы: учебно -исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.


  1. Мотивация.

Просмотр видеоролика .

- От чего зависит, каким человек воспринимает окружающий мир? (от настроения, от близких людей, от характера самого человека). На одну и ту же вещь можно посмотреть по -разному. Например, пессимист говорит, что ветер завывает, а оптимист - что ветер поет.

«Мир принадлежит оптимистам, пессимисты - всего лишь зрители», - сказал Франсуа Гизо. Давайте сегодня постараемся посмотреть на мир глазами оптимистов.


  1. Актуализация знаний.

Итак, вас ждет кроссворд «Вспоминаем средства выразительности художественной речи». Если все помните - замечательно, если что-то подзабыли , смотрим на это глазами оптимиста: хорошо, что мы это повторяем, пригодится на экзамене.


  1. Употребление слова или выражения в переносном значении (скрытое сравнение, не оформленное союзами) - метафора

  2. Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого - сравнение

  3. Художественное, образное определение- эпитет.

  4. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение- гипербола.

  5. Необычный порядок слов - инверсия.

  6. Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание - анафора.

  7. Устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

  8. Непомерное преуменьшение - литота.

Получилось ключевое слово «оригинал». Посмотрите на значения этого слова.

• подлинная, исходная вещь, произведение, запись

• странный человек, чудак

• тот, кто в чем-то непохож на других, чудак

• человек с причудами

• нетипичный человек

Вот о таких людях, которых называют оригиналами, чудаками, чудиками мы и поговорим сегодня.


  1. Портретная галерея «Великие чудики мира»

Перед вами Альберт Эйнштейн, великий ученый, чья теория относительности неопровержима до сих пор.

Американский писатель, человек незаурядных взглядов Марк Твен.

Сальвадор Дали, знаменитый художник, прославившийся оригинальными картинами в стиле сюрреализма.

Фаина Раневская, которую не раз признавали лучшей актрисой СССР

Что объединяет всех этих людей? Их многие считали чудаками.

В детстве А. Эйнштейн не был вундеркиндом. Многие сомневались в его полноценности, а его мать даже подозревала врождённое уродство своего ребёнка (у Эйнштейна была большая голова).

В школе, где будущий гений зарекомендовал себя замкнутым, ленивым, медлительным и почти ни на что не способным, все смеялись над ним. А учителя говорили, что из Альберта никогда и ничего путного не выйдет.

Учёный тренировал в себе умение подняться над проблемой, увидеть её с неожиданного ракурса и найти неординарный выход. Когда он оказывался в тупике, играл на скрипке, решение внезапно всплывало в голове.

Самюэль Клеменс

Став успешным писателем, Твен то и дело вкладывал деньги в неудачные предприятия и разорился. Что интересно, когда ему подвернулась возможность вложиться в разработку телефона, он отказался. Разработчик, Александр Грем Белл, стал впоследствии известным на весь мир. Марк Твен и сам был неплохим изобретателем, к примеру, он изобрел клейкие листы для блокнотов.

Сальвадор Дали, собрав большую группу друзей и знакомых, мог целый вечер провести в ресторане, угощая всех любыми блюдами и напитками из меню. Когда приходило время платить по счёту, художник щедрой рукой подписывал чек на огромную сумму, а затем… переворачивал чек и писал несколько тёплых слов в благодарность хозяину заведения. Расчёт был прост: пользуясь своей славой живого гения, Дали был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригиналом подписи самого Дали!

Фраза из фильма «Подкидыш» буквально преследовала актрису: «Муля, не нервируй меня!». - С этой фразой связана такая легенда. Леонид Ильич Брежнев, вручавший актрисе орден Ленина, будто бы сказал: «А вот идёт наша Муля, не нервируй меня!». Раневская парировала: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Брежнев смутился и признался актрисе в любви.


  1. Открытие новых знаний.

Гении, или как их еще называют «чудаки», наполняют наш мир оригинальными идеями, интересными событиями и высказываниями. На протяжении сотен лет появлялись люди, которые своим поведением и своими проектами вызывали восхищение и уважение к их личностям.

В. М. Шукшин в интервью газете «Труд» сказал: «Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает только то, что они талантливы и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость в радости и беде. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы то ни было, изгоняется скука. Мне хочется рассказать об этих «странных» людях, пример которых учит тому, как жить интересно».

Образ именно такого героя создает он в рассказе «Микроскоп».

Вспомним способы характеристики литературного героя:

- внешний вид;

- взаимоотношения с другими героями;

- поступки;

- прямая авторская характеристика;

- речь (что и как говорят).

Сегодня будем оценивать характеры главных героев, анализируя их речь.

«Неделю жил как во сне…»

- Почему изменился Андрей Ерин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние героя после появления в доме микроскопа.

- Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

- Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

- Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

- Как в диалоге проявляются особенности характера героя ? (Здесь ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

Речь персонажей изобилует просторечными выражениями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди. найдите в тексте просторечные слова.

- Чудики - чудные или чудные? Познакомимся с двумя взглядами поэтов на таких людей.- распечатать

Не падай, надменное горе!
Вставай, молодая тоска!
Да здравствует вне категорий
Высокая роль чудака!

Он будет - заранее ясно -
Смешон и ничтожен на вид,
Кольцом неудач опоясан,
Дымком неустройства повит… (П. Антокольский)

Смешные фантазёры и мечтатели,
Романтики, художники, поэты…
Пусть говорят, что время зря потратили
В мечтах и долгих странствиях по свету.

Что нам с того? Что нам молва людская,
Когда мы целый мир в ладонях держим?
Мы чудаки - мы жизнь вам украшаем,
Даря мечту, и сказку, и надежду! ( Автор неизвестен)

- Чья точка зрения вам ближе? Кто для вас чудики?

Шукшин - писатель, мастер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ - исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

- Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микроскоп»? Почему?



  1. Рефлексия.

- Что скрывает Шукшин - писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

Чтобы лучше понять человека - Шукшина, послушайте отрывок из письма В.Шукшина своему другу:

"Глебович! Что это ты загрустил там, верста коломенская? Жизнь так прекрасна! И удивительна. Смотри, как я: попишу, попишу - выйду на балкон, повою - и опять писать.

Такая бодрость охватит, что сил нет. Хочется рвать и метать. Метать - это не знаю, что такое, а рвать - пожалуйста, корзина рядом. Рвем…

А чтобы серьезно, так "я уже тебе скажу": хорошо, если бы мы все-таки выдюжили. Не видел, как дуги гнут? Березку распаривают и - осторожно, постепенно сгибают. Бывает - ломается. Мужик… запаривает новую.

Очень меня как-то тронуло твое письмо. И - сижу и думаю: как же нам быть? И ничего не могу придумать, кроме как - выдюжить".

- За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается любовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утверждение высоких норм нравственности, человеческого достоинства.

СТИХОТВОРЕНИЕ (под музыку)

Он не вышел ни званьем, ни ростом.
Не за славу, не за плату, -
На свой необычный манер, -
Он по жизни шагал над помостом -
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв!

Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон - упадет, пропадет!
Чуть левее наклон - все равно не спасти!..
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути.

И лучи его с шага сбивали,
И кололи, словно лавры.
Труба надрывалась, как две!
Крики "браво!" его оглушали,
А литавры, а литавры -
Как обухом по голове!..

Он смеялся над славою бренной,
Но хотел быть только первым.
Такого попробуй угробь!
Не по проволоке над ареной -
Он по нервам - нам по нервам -
Он шел под барабанную дробь!

Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон - упадет, пропадет!
Чуть левее наклон - все равно не спасти!
Но - замрите! Ему остается пройти
Не больше четверти пути. (В.Высоцкий "Канатоходец".)

Домашнее задание: творческая работа «Чудики в нашей жизни».


© 2010-2022