Проект «Русская провинция в восприятии А. С. Пушкина»

Постановка проблемы:    В процессе обучения большое внимание уделяется умению находить информацию из различных источников: книг,  справочников энциклопедий, электронных источников. Учащиеся недостаточно хорошо умеют  работать с источниками информации, не проявляют желания расширить кругозор .Отсюда у них низкий уровень культуры, образования. Поэтому данный проект посвящён популяризации различной литературы, формированию навыков работы с источниками информации, развитию умений применять полученную информацию для развити... Цель: Развитие познавательных способностей учащихся через проектную деятельность. Задачи исследования: 1.Выявить сущность и особенности проектного обучения. 2.Определить возможности применения метода проектов в практике преподавания литературы. Разработка проекта «Русская провинция в восприятии А.С.Пушкина (Болдинский период жизни и творчества)».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Проект


Русская провинция в восприятии А. С. Пушкина
















ЗубоваА.Ю.

учитель русского языка и литературы

Профессиональный Лицей №2

Этапы

Цель этапа

Содержание работы

ученика

Организационные

фрагменты уроков

Подготовительный

Мотивация

Целеполагание

Осознание проблемной си-

туации, выбор темы проек-

та. Постановка цели: выяв-

ление проблемы, противо-

речия; формулировка зада-

чи.

Создание проблемно-мотивационной среды урока.

Концептуализация.

Программирование.

Проектирование

Построение ориентировоч-

Ной схемы действий. Обсу-

ждение вариантов решения,

составление маршрута по-

лучения результатов, спо-

собов и средств деятельнос-

ти.

Беседа, дискуссия

.

Планирование

Построение плана деятель-

ности. Обсуждение возмож-

ных вариантов исследова-

ния, выбор способов. Про-

думывание хода деятель-

ности, распределние зада-

ний в работе с учётом вы-

бранной позиции (роли).

Самообразование и актуа-

лизация знаний.

Самостоятельная ра-

бота, групповая работа, семинар, «мозговой штурм»,

практикум.

Практический

Получение про-

дукта, результа-

та проектной де-

ятельности за

счёт решения

определённых

задач.

Исследование, решение от-

дельных задач, компоновка

и т.д.

Сбор и обработка данных.

Интерпретация результатов.

Графическое представление

результатов.

Самостоятельная работа, практикум,

экскурсия, лабора-

торная работа.

Аналитический

Рефлексия

Сравнение планируемых и

Реальных результатов, обоб-

щение, выводы.

Семинар, «круглый

стол», консультация.

Контрольно-

коррекционный

Коррекция

Анализ успехов и ошибок,

поиск способов коррекции

ошибок.

Беседа, консультация, инди-

видуально-групповая

рефлексия.

Заключительный

Защита проекта

Представление содержания

работы, обоснование

выводов.

Пленарная дискус-

сия, межгрупповое

взаимодействие.



Постановка проблемы:

В процессе обучения большое внимание уделяется умению находить информацию из различных источников: книг, справочников энциклопедий, электронных источников. Учащиеся недостаточно хорошо умеют работать с источниками информации, не проявляют желания расширить кругозор .Отсюда у них низкий уровень культуры, образования. Поэтому данный проект посвящён популяризации различной литературы, формированию навыков работы с источниками информации, развитию умений применять полученную информацию для развития интеллекта, расширения кругозора, умению разрабатывать и проводить презентации.

Цель:

Развитие познавательных способностей учащихся через проектную деятельность.

Задачи исследования:

1.Выявить сущность и особенности проектного обучения.

2.Определить возможности применения метода проектов в практике преподавания литературы.

Разработка проекта «Русская провинция в восприятии А.С.Пушкина (Болдинский период жизни и творчества)».

На первом этапе определяем типологические признаки проекта:

  1. По доминирующей деятельности - смешанный тип, так как его

реализация требует объединить все виды деятельности: исследовательскую, творческую, поисковую, ролевую, практико-ориентированную.

  1. По характеру контактов - внутренний (проект организуется

внутри одной группы)

3.По количеству участников проекта - групповой.

4.По продолжительности выполнения - краткосрочный, так как

занимает два урока литературы.

Цель проекта: показать А.С.Пушкина на фоне времени в бытовом интерьере и окружении; помочь учащимся почувствовать дух эпохи, стать одним из её участников, понять мировоззренческую основу писателя, нравственный стержень его бытия.

Следующий этап работы над проектом - обдумывание проблем, необходимых для исследования в рамках темы.

- Дорога А.С.Пушкина в Болдино;

- Заочная экскурсия в Болдино;

- Арзамас пушкинской поры (история, архитектура, живопись, театр, музыка, быт, мироощущение).

Краткое описание проекта:

Группа делится на мини- группы, где каждый выбирает себе роль по желанию, соответствию уровня развития и степени одарённости (путешественник, экскурсовод, художник, историк, музыковед). С помощью ролевой игры учащиеся приходят к тому, что им самостоятельно хочется что-то понять в судьбе Пушкина и в тех вопросах, которые она (судьба) задаёт нам через века. Появляется желание собеседовать глаза в глаза и сочувствовать душа в душу. Знакомство с автором и его творчеством строится по схеме: видеть - понимать - создавать. Перед уроком учащимся предлагаются опережающие задания, представленные тематическими блоками.

1 блок. Карта путешествия А.С.Пушкина осенью 1830 года из Москвы в Болдино.

1. Нарисуйте маршрут следования Пушкина из Москвы в Болдино осенью 1830 года.

2. Объясните причины поездки поэта в Нижегородскую губернию.

3. Подберите портреты Пушкина и Н.Н.Гончаровой, созданные нижегородским художником Д.Д.Арсениным. Расскажите об особенностях восприятия облика поэта современным мастером.

4. Выберите из писем Болдинского периода фрагменты, рассказывающие об этой поездке.

5.Подготовьте устное сочинение «Дорога Пушкина», используя также описание маршрутов осени 1833 и 1834 годов.

2 блок. Заочная экскурсия в Болдино.

1. Напишите текст заочной экскурсии (жанр - по выбору учащегося). Подберите название, эпиграф. Используйте иллюстрации, фотографии, фрагменты видеофильмов, копии рукописей, отрывки стихотворений поэта и современных авторов, рассказывающие о пребывании в Болдино. Продумайте музыкальное сопровождение выступления (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский, С.С.Прокофьев, Г.В.Свиридов).

3 блок. Арзамас Пушкинской поры.

Задания для группы «историков»:

  1. Подготовьте рассказ «Арзамас первой трети 19 века - крупный промышленный и торговый центр Нижегородского Поволжья».

  2. Подберите эпиграф к выступлению, найдите иллюстрации, фотографии, отражающие ту эпоху.

Задания для группы «музыковедов»:

Вопросы:

- Музыка каких композиторов звучала в домах в первой трети 19 века?

- Какие музыкальные инструменты были популярны в ту пору?

- Назовите композиторов, написавших музыку на произведения Пушкина.

- На какие произведения Болдинского периода написана музыка?

2. Подготовьте выступление на тему «Музыка Пушкинской поры».

3. Запишите музыкальные произведения на аудиокассету для иллюстрации вашего рассказа. Исполните на уроке любое музыкальное произведение на стихи Пушкина.

Итог самостоятельной работы над проектом - его защита. Целесообразно оценку проекта проводить по алгоритму, в основе которого - параметры внешней оценки проекта, предложенные Е.С.Полат:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем;

- использование методов исследования и обработки полученных результатов;

- активность каждого участника в создании проекта;

- глубина проникновения в проблему, привлечение знаний других предметных областей;

- характер общения в группе;

- уровень владения материалом по проблеме исследования - умение донести его до слушателей;

- умение отвечать на вопросы оппонентов;

- эстетика оформления проекта.

Таким образом, работа над проектом «Русская провинция в восприятии А.С.Пушкина (Болдинский период жизни и творчества)» помогла учащимся по-настоящему встретиться с Пушкиным, прикоснуться к философской основе его бытия. При подготовке проекта ученики выполняли различные виды деятельности, требующие репродуктивных и продуктивных способностей, развивающих механизмы интегративного мышления.

В качестве домашней работы были предложены творческие задания по выбору учащихся:

1. Напишите сочинение-рассказ «Неожиданная встреча с Пушкиным в Болдино».

2. Что нового вы узнали о личности поэта? Составьте план своего выступления по теме.

3. Составьте кроссворд «Жизнь и творчество поэта Болдинского периода».

4. «О чём бы я спросил у Пушкина?» Возьмите интервью у поэта, используя его письма из Болдина.

Чтобы выяснить, почему учащиеся выбрали то или иное задание, я предложили им письменно ответить на этот вопрос. Анализ работ показал, что учащиеся приоритетным посчитали задание № 4 (53%), «так как то, о чём я узнал на уроке из представленных проектов, я запомнил хорошо, а мне хотелось понять, что за человек Пушкин»; «мне действительно было интересно побывать в роли корреспондента и пообщаться с самим Пушкиным»; «хотелось проверить себя, смогу ли я поддержать беседу с человеком, которому до сих пор нет равных в литературе»; «интересно было прочитать, о чём и как писали в начале 19 века».

26% учащихся писали сочинение «Неожиданная встреча с Пушкиным в Болдине». Свой выбор они мотивировали тем, что «после таких уроков хочется встретиться с Пушкиным, правда, не знаю, смогла ли бы я с ним поговорить»; «учусь излагать свои мысли в свободной форме»; «иногда требуется выразить эмоции» и т.п.

Те, кто выбрали второе (13%) и третье (8%) задания, объясняют это так: «делал то, что не требует особой умственной нагрузки»; «жаль терять время на то, что не является реальностью»; «на умею чётко формулировать свои мысли» и т.п.

Ожидаемые результаты:

Организация работы по изучению данной темы выводит учащихся на более высокий уровень мыслительных операций, так как интегрируются знания из различных предметных областей.

Какие же интеллектуальные умения можно развить в учебной деятельности, организованной по методу проектов? Во-первых, аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений. Во-вторых, ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр. В-третьих, логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.

Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки в первую очередь.




© 2010-2022