Программа по дисциплине: «РУССКИЙ ЯЗЫК»

  Программа по дисциплине: «РУССКИЙ ЯЗЫК» для специальности 031001«Правоохранительная деятельность» Программа 3 поколения «РУССКИЙ ЯЗЫК» (1-2 курс) для СПО на базе 9 классов для специальности 031001 ПД. Программа рассчитана на максимальную учебную нагрузку 175 часов, из них обязательная аудиторная учебная нагрузка – 117 часов, самостоятельная работа обучающегося – 58 часов. Прописаны все модули, в каждый модуль включены темы практических работ, темы самостоятельных работ, формы и методы контроля...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»

Код, специальность 031001«Правоохранительная деятельность»





Москва

2014

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

1.1. Область применения программы:

Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 031001 «Правоохранительная деятельность», в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Русский язык», автор Воителева Т.М., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки, 2008 год издания.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования.

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода, в соответствии с которым у обучающихся развиваются и совершенствуются:

-языковая, лингвистическая (языковедческая);

-коммуникативная;

-культуроведческая компетенции.

Формирование компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. А также дисциплина направлена на формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.

ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.

ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.

ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и концессий.

ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.

ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.

ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.



1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Учебная дисциплина «Русский язык» призвана акцентировать внимание на осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, самореализации в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развития готовности к речевому взаимодействию, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

При реализации программы учитывается междредметная связь с общеобразовательными дисциплинами: Литература, Английский язык, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «Русский язык» с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС «Правоохранительная деятельность», «Право и организация социального обеспечения».

Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:

  1. Самоорганизация

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

  1. Самообучение

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.

  1. Информационный блок

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

  1. Коммуникативный блок

Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения».

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

В результате освоения дисциплины «Русский язык» учащиеся должны:

знать/понимать:

-связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

-использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

говорение и письмо:

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (, социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

1.4. Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины:

Профильное изучение дисциплины осуществляется:

  1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменения с учётом профиля получаемого профессионального образования.

  2. Путём отбора дидактических единиц программы по русскому языку, знание которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.

  3. Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.

  4. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).

1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:

Максимальная учебная нагрузка - 175 часов;

Обязательная аудиторная нагрузка - 117 часов;

Самостоятельная (внеаудиторная) работа 58 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная учебная аудиторная нагрузка (всего)

в том числе:

лабораторные работы

практические работы

контрольные работы

117

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

Из них:

Язык и его функции. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка

1

Устная и письменная формы существования русского языка. Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом

2

Слово как единица языка.

Стилистика и синонимические средства языка.

Словари русского языка и сфера их использования.

4

Письмо и орфография.

Русское письмо и его эволюция.

5

Строение русского слова.

Неморфологические способы словообразования.

5

Значимые части речи в русском языке.

Вклад М.В. Ломоносова (Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др. по выбору) в изучение русского языка.

9

Употребление служебных частей речи в тексте

2

Русская пунктуация и ее значение.

Роль словосочетания в построении предложения.

8

Синонимия простого предложения.

10

Синонимия сложного предложения

12

Итоговая аттестация (в форме)

экзамен

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Русский язык»

Наименование разде­лов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень

освоенности

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала:

2


Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Язык и его функции. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка

1


Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи

6

Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи.

Содержание учебного материала:

2

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Устная и письменная формы существования русского языка. Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом

2


Тема 1.2. Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала:

2


Функциональные стили речи и их особенности.

2

Раздел 2.

Лексика и фразеология

14


Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Многозначные и однозначные слова.

Содержание учебного материала:

2

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.


Самостоятельная работа обучающихся: Слово как единица языка.

Стилистика и синонимические средства языка.

Словари русского языка и сфера их использования.

4


Тема 2.2. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Содержание учебного материала

2


Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2

Тема 2.3. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

Содержание учебного материала:

2


Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

2

Тема 2.4. Лексика с точки зрения ее употребления. Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Содержание учебного материала:

2


Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Русские пословицы и поговорки.

2

Тема 2.5. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова.

Содержание учебного материала:

2


Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.

2

Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

13


Тема 3.1. Фонетика как наука. Фонетический разбор. Орфоэпия. Графика.

Содержание учебного материала:

2


Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Письмо и орфография.

Русское письмо и его эволюция.

5


Тема 3.2. Правописание слов с безударными гласными.

Содержание учебного материала:

2


Правописание безударных проверяемых гласных, чередующихся и безударных непроверяемых гласных в корне слова.

2

Тема 3.3. Правописание букв после шипящих и Ц.

Правописание согласных в корне слова.

Содержание учебного материала:

2


Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Правописание звонких и глухих согласных.

2

Тема 3.4. Правописание приставок на з и с. Гласные ы-и после приставок. Употребление буквы Ь. Употребление Ъ после приставок.

Содержание учебного материала:

2


Правописание приставок на З - / С - . Правописание И - Ы после приставок. Употребление буквы Ь. Употребление Ъ после приставок.

2

Раздел 4.

Морфемика, словообразование и орфография

13




Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ.

Содержание учебного материала:

2

Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Строение русского слова.

Неморфологические способы словообразования.

5


Тема 4.2. Правописание приставок при-/ пре-

Содержание учебного материала:

2


Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

2

Тема 4.3. Правописание сложных слов.

Содержание учебного материала:

4


Правописание сложных слов. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2

К.р.

2


Итого за первый семестр

51


Раздел 5.

Морфология и орфография

25


Тема 5.1. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж сущ. Склонение им. сущ. Правописание окончаний и суффиксов имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Содержание учебного материала:

2

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Значимые части речи в русском языке.

Вклад М.В. Ломоносова (Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др. по выбору) в изучение русского языка.

9


Тема 5.2. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

Содержание учебного материала:

2


Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

2

Тема 5.3. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Содержание учебного материала:

2


Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Морфологический разбор имени числительного.

2

Тема 5.4. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Содержание учебного материала:

2


Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Морфологический разбор местоимения

2

Тема 5.5. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола

Содержание учебного материала

2


Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Употребление форм глагола в речи. Морфологический разбор глагола.

2

Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Содержание учебного материала:

2


Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

2

Тема 5.7. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия

Содержание учебного материала:

2


Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями.

2

Тема 5.8. Грамматические признаки наречия. Правописание наречий.

Морфологический разбор наречия. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния.

Содержание учебного материала:

2


Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Морфологический разбор наречия.

Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2

Раздел 6.

Служебные части речи

8


Тема 6.1. Предлог как часть речи. Правописание предлогов

Содержание учебного материала:

2

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Употребление предлогов в составе словосочетаний.

2

Тема 6.2. Союз как часть речи. Правописание союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

Содержание учебного материала:

2


Союз как часть речи. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.

2

Тема 6.3.

Междометия и звукоподражательные слова

Содержание учебного материала:

2


Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. К.р.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Употребление служебных частей речи в тексте

2


Итого за 2 семестр

33

Итого за год

84

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация

91

Тема 7.1. Понятие о синтаксисе. Словосочетание. Предложение. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

Содержание учебного материала:

8

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Русская пунктуация и ее значение.

Роль словосочетания в построении предложения.

4


Тема 7.2. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Логическое ударение. Основа простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Содержание учебного материала:

2


Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Синонимия простого предложения.

4


Тема 7.3. Второстепенные члены предложения. Односоставное и неполное предложения

Содержание учебного материала:

2


Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, приложение, обстоятельство).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

2

Тема 7.4. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Содержание учебного материала:

2


Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.

2

Тема 7.5. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Синтаксический разбор простого предложения

Содержание учебного материала:

2


Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Синтаксический разбор простого предложения

2

К.р.

1


Итого за третий семестр

25


Тема 7.6. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога.

Содержание учебного материала:

4


Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2

Тема 7.7. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Содержание учебного материала:

10


Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

Тема 7.8. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Содержание учебного материала:

10


Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

Тема 7.9. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Содержание учебного материала:

10


Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

2

Тема 7.10. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Содержание учебного материала:

10


Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Синонимия сложного предложения

22


Итого за четвёртый семестр


66


ИТОГО:

175


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный;

  2. репродуктивный;

  3. продуктивный.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличие кабинета по русскому языку:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- набор наглядных материалов.

Технические средства обучения: телевизор, DVD проигрыватель

3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированной по компонентам

Учебно-методический комплекс общеобразовательной дисциплины «Русский язык» включает в себя следующие материалы:

  1. Выписка из Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 031001 Правоохранительная деятельность.

  3. Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык», авторы автор Воителева Т.М., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки, 2008 год.

  4. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык».

  5. Календарно-тематический план.

  6. Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.

  7. Материалы промежуточного контроля.

3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2010.

  2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 10-е изд., испр. - М., 2011.

Дополнительная литература

  1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.

  3. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000.

  4. Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004.

  5. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.

  6. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку: Учебное пособие/ Под ред. Леканта П.А. - 3 изд., испр. и доп. - М., 2006.

  7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2001.

  8. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2005.

  9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2004.

  10. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.

Словари и справочники

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2000.

  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.

  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.

  4. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М., 2001.

  5. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.

  6. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

  7. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

  8. МАС - Словарь русского языка в 4-х т./ АН СССР/ Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1981 - 1984.

  9. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.

  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.

  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

  12. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.

  13. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2005.

  14. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.

  15. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.

Интернет-ресурсы


1. gramota.ru

2. slovari.ru

3. textologia.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Знания:

связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

ОК1 -ОК13

языковая, лингвистическая.

Проверка выполнения письменных заданий, своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с презентацией.

Умения:

-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

говорение и письмо:

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (, социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

ОК1 -ОК13

коммуникативная

Проверка выполнения письменных заданий, своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с презентацией, контроль за построением устных сообщений, контроль за речевой практикой в составе группы, проверка диктантов, изложений.

-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, самореализации в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развития готовности к речевому взаимодействию, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

ОК1 -ОК13

культуроведческая

Устный опрос

Беседа

Практическая работа

Самостоятельная работа

Доклады, сообщение, презентация

Тест

Диктант

Деловая игра

Контрольная работа


© 2010-2022