- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по дисциплине: «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Программа по дисциплине: «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степанова Л.В. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»
Код, специальность 031001«Правоохранительная деятельность»
Москва
2014
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения программы:
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 031001 «Правоохранительная деятельность», в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Русский язык», автор Воителева Т.М., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки, 2008 год издания.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода, в соответствии с которым у обучающихся развиваются и совершенствуются:
-языковая, лингвистическая (языковедческая);
-коммуникативная;
-культуроведческая компетенции.
Формирование компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. А также дисциплина направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и концессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «Русский язык» призвана акцентировать внимание на осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, самореализации в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развития готовности к речевому взаимодействию, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
При реализации программы учитывается междредметная связь с общеобразовательными дисциплинами: Литература, Английский язык, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «Русский язык» с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС «Правоохранительная деятельность», «Право и организация социального обеспечения».
Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
-
Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
-
Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
-
Информационный блок
Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
-
Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения».
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
В результате освоения дисциплины «Русский язык» учащиеся должны:
знать/понимать:
-связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
-использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
говорение и письмо:
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (, социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
1.4. Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины:
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
-
Перераспределение часов с одной темы на другую без изменения с учётом профиля получаемого профессионального образования.
-
Путём отбора дидактических единиц программы по русскому языку, знание которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
-
Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
-
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:
Максимальная учебная нагрузка - 175 часов;
Обязательная аудиторная нагрузка - 117 часов;
Самостоятельная (внеаудиторная) работа 58 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
175
Обязательная учебная аудиторная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические работы
контрольные работы
117
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
58
Из них:
Язык и его функции. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка
1
Устная и письменная формы существования русского языка. Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом
2
Слово как единица языка.
Стилистика и синонимические средства языка.
Словари русского языка и сфера их использования.
4
Письмо и орфография.
Русское письмо и его эволюция.
5
Строение русского слова.
Неморфологические способы словообразования.
5
Значимые части речи в русском языке.
Вклад М.В. Ломоносова (Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др. по выбору) в изучение русского языка.
9
Употребление служебных частей речи в тексте
2
Русская пунктуация и ее значение.
Роль словосочетания в построении предложения.
8
Синонимия простого предложения.
10
Синонимия сложного предложения
12
Итоговая аттестация (в форме)
экзамен
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объём часов
Уровень
освоенности
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала:
2
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Язык и его функции. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка
1
Раздел 1.
Язык и речь. Функциональные стили речи
6
Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи.
Содержание учебного материала:
2
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Устная и письменная формы существования русского языка. Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом
2
Тема 1.2. Функциональные стили речи.
Содержание учебного материала:
2
Функциональные стили речи и их особенности.
2
Раздел 2.
Лексика и фразеология
14
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Многозначные и однозначные слова.
Содержание учебного материала:
2
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.
Самостоятельная работа обучающихся: Слово как единица языка.
Стилистика и синонимические средства языка.
Словари русского языка и сфера их использования.
4
Тема 2.2. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
Содержание учебного материала
2
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
2
Тема 2.3. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.
Содержание учебного материала:
2
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
2
Тема 2.4. Лексика с точки зрения ее употребления. Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Содержание учебного материала:
2
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Русские пословицы и поговорки.
2
Тема 2.5. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова.
Содержание учебного материала:
2
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.
2
Раздел 3.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
13
Тема 3.1. Фонетика как наука. Фонетический разбор. Орфоэпия. Графика.
Содержание учебного материала:
2
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Письмо и орфография.
Русское письмо и его эволюция.
5
Тема 3.2. Правописание слов с безударными гласными.
Содержание учебного материала:
2
Правописание безударных проверяемых гласных, чередующихся и безударных непроверяемых гласных в корне слова.
2
Тема 3.3. Правописание букв после шипящих и Ц.
Правописание согласных в корне слова.
Содержание учебного материала:
2
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
2
Тема 3.4. Правописание приставок на з и с. Гласные ы-и после приставок. Употребление буквы Ь. Употребление Ъ после приставок.
Содержание учебного материала:
2
Правописание приставок на З - / С - . Правописание И - Ы после приставок. Употребление буквы Ь. Употребление Ъ после приставок.
2
Раздел 4.
Морфемика, словообразование и орфография
13
Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ.
Содержание учебного материала:
2
Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Строение русского слова.
Неморфологические способы словообразования.
5
Тема 4.2. Правописание приставок при-/ пре-
Содержание учебного материала:
2
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.
2
Тема 4.3. Правописание сложных слов.
Содержание учебного материала:
4
Правописание сложных слов. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
2
К.р.
2
Итого за первый семестр
51
Раздел 5.
Морфология и орфография
25
Тема 5.1. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж сущ. Склонение им. сущ. Правописание окончаний и суффиксов имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Содержание учебного материала:
2
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Значимые части речи в русском языке.
Вклад М.В. Ломоносова (Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др. по выбору) в изучение русского языка.
9
Тема 5.2. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Содержание учебного материала:
2
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Употребление форм имен прилагательных в речи. Морфологический разбор имени прилагательного.
2
Тема 5.3. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Содержание учебного материала:
2
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Морфологический разбор имени числительного.
2
Тема 5.4. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Содержание учебного материала:
2
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Морфологический разбор местоимения
2
Тема 5.5. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола
Содержание учебного материала
2
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Употребление форм глагола в речи. Морфологический разбор глагола.
2
Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Содержание учебного материала:
2
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
2
Тема 5.7. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия
Содержание учебного материала:
2
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями.
2
Тема 5.8. Грамматические признаки наречия. Правописание наречий.
Морфологический разбор наречия. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния.
Содержание учебного материала:
2
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Морфологический разбор наречия.
Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
2
Раздел 6.
Служебные части речи
8
Тема 6.1. Предлог как часть речи. Правописание предлогов
Содержание учебного материала:
2
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Употребление предлогов в составе словосочетаний.
2
Тема 6.2. Союз как часть речи. Правописание союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
Содержание учебного материала:
2
Союз как часть речи. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.
2
Тема 6.3.
Междометия и звукоподражательные слова
Содержание учебного материала:
2
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. К.р.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Употребление служебных частей речи в тексте
2
Итого за 2 семестр
33
Итого за год
84
Раздел 7.
Синтаксис и пунктуация
91
Тема 7.1. Понятие о синтаксисе. Словосочетание. Предложение. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.
Содержание учебного материала:
8
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Русская пунктуация и ее значение.
Роль словосочетания в построении предложения.
4
Тема 7.2. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Логическое ударение. Основа простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
Содержание учебного материала:
2
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Синонимия простого предложения.
4
Тема 7.3. Второстепенные члены предложения. Односоставное и неполное предложения
Содержание учебного материала:
2
Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, приложение, обстоятельство).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
2
Тема 7.4. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными и уточняющими членами.
Содержание учебного материала:
2
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.
2
Тема 7.5. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Синтаксический разбор простого предложения
Содержание учебного материала:
2
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
Синтаксический разбор простого предложения
2
К.р.
1
Итого за третий семестр
25
Тема 7.6. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога.
Содержание учебного материала:
4
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
2
Тема 7.7. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Содержание учебного материала:
10
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
2
Тема 7.8. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Содержание учебного материала:
10
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
2
Тема 7.9. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Содержание учебного материала:
10
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
2
Тема 7.10. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Содержание учебного материала:
10
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Синонимия сложного предложения
22
Итого за четвёртый семестр
66
ИТОГО:
175
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
-
ознакомительный;
-
репродуктивный;
-
продуктивный.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличие кабинета по русскому языку:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- набор наглядных материалов.
Технические средства обучения: телевизор, DVD проигрыватель
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированной по компонентам
Учебно-методический комплекс общеобразовательной дисциплины «Русский язык» включает в себя следующие материалы:
-
Выписка из Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
-
Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 031001 Правоохранительная деятельность.
-
Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык», авторы автор Воителева Т.М., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки, 2008 год.
-
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык».
-
Календарно-тематический план.
-
Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.
-
Материалы промежуточного контроля.
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
-
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2010.
-
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 10-е изд., испр. - М., 2011.
Дополнительная литература
-
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
-
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2004.
-
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. - М., 2000.
-
Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004.
-
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.
-
Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку: Учебное пособие/ Под ред. Леканта П.А. - 3 изд., испр. и доп. - М., 2006.
-
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2001.
-
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М., 2005.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2004.
-
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.
Словари и справочники
-
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2000.
-
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
-
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.
-
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. - М., 2001.
-
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.
-
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.
-
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
-
МАС - Словарь русского языка в 4-х т./ АН СССР/ Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1981 - 1984.
-
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.
-
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
-
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2005.
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.
-
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.
Интернет-ресурсы
1. gramota.ru
2. slovari.ru
3. textologia.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
3
Знания:
связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
ОК1 -ОК13
языковая, лингвистическая.
Проверка выполнения письменных заданий, своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с презентацией.
Умения:
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
говорение и письмо:
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (, социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
ОК1 -ОК13
коммуникативная
Проверка выполнения письменных заданий, своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с презентацией, контроль за построением устных сообщений, контроль за речевой практикой в составе группы, проверка диктантов, изложений.
-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, самореализации в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; развития готовности к речевому взаимодействию, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
ОК1 -ОК13
культуроведческая
Устный опрос
Беседа
Практическая работа
Самостоятельная работа
Доклады, сообщение, презентация
Тест
Диктант
Деловая игра
Контрольная работа