Урок по литературе. «Мораль сей басни такова. Итоговый урок по творчеству И. А. Крылова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. «Мораль сей басни такова. Итоговый урок по творчеству И.А.Крылова


Баляса Ю.Ю., учитель

русского языка и литературы

МАОУ гимназии №1

Планируемые результаты

Предметные:

  • обобщить полученные знания по теме «И.А.Крылов. Басни»;

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, навыки выразительного чтения басен.

Личностные:

  • формирование нравственных чувств нравственного поведения;

  • формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Метапредметные:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Тип урока: обобщение полученных знаний.

Форма урока: литературный журнал.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные рабочие мини-тетради, игровые поля, цветные ручки, элементы сценичных костюмов.

Ход урока

I. Мотивация

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Прочитаем строки Михаила Васильевича Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

  • Кому же они посвящены? (И.А.Крылову).

II. Ознакомление с темой и целями урока

  • Действительно, тема нашего урока «Мораль сей басни такова...», и посвящён он творчеству Ивана Андреевича Крылова и его замечательным произведениям.

Урок по литературе . «Мораль сей басни такова. Итоговый урок по творчеству И.А.КрыловаСегодня мы вспомним всё, что знаем о жизни и творчестве этого писателя, поговорим о басне как литературном жанре, будем продолжать развивать навыки выразительного чтения, узнаем немного новой информации и, самое главное, ещё больше будем узнавать друг о друге. У вас на партах есть небольшие тетради, в которых вы будете сегодня работать. Представим, что наш урок - это литературный журнал.

"Мораль

сей

басни

такова...»

Итоговый урок по творчеству

Ивана Андреевича Крылова

Тетрадь

ученика (цы)

5-А класса

__________




  1. Работа над темой урока

1. Итак, открываем первую страничку, которая называется «Разминка».

Буквально за несколько минут до нашего урока в класс попал неизвестный и перемешал все буквы в данных словах. Верните каждую букву на своё место, но время ограничено. Всего одна минута, поэтому поработаем в парах:

асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол

  • Кто справился с заданием? Молодцы. Проверим себя: лиса, ворона, муравей, рак, мартышка, стрекоза, медведь, волк, слон.

  • Как же эти животные связаны с именем И.Крылова? (Это герои его басен.)

  • А что такое басня? ( Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. В каждой басне есть мораль.).

  • Давайте послушаем басню «Чиж и Голубь».(Ученик читает басню наизусть).

  • Какова же мораль этой басни? (Увидев чьё-то несчастье, ты не должен смеяться, а должен попытаться оказать помощь. Ведь однажды и ты можешь оказаться в такой неприятной ситуации).

2. Страничка вторая «Биографическая».

Посмотрим, насколько внимательно вы изучали биографию И.Крылова. Работа выполняется самостоятельно.

  • Сколько лет было И.Крылову, когда он написал свою первую басню ?

  • На каком инструменте играл И.А.Крылов?

  • Как в народе любили называть баснописца?

  • Сколько басен создано И. Крыловым?

Проверим себя. 1) 11 лет; 2) скрипка; 3) дедушка Крылов; 4) боле 200 басен.

Очень много басен И.Крылов писал о том, что видел в реальной своей жизни. Вот такие необычные истории произошли однажды с писателем.

Подготовленные ученики рассказывают истории.

1.Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притоптывал в такт музыке, подпевал певцам, одним словом, мешал слушать).

  • Безобразие! - сказал довольно громко Крылов.

  • Это относится ко мне? - оживился сосед.

  • Ну как вы могли такое подумать, - ответил ему Крылов. - Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.

2. Однажды один граф пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем-поваром макароны. Крылов опоздал на обед и приехал, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал:«Виноваты! Вот вам и наказание!»

И Крылову наложили глубокую тарелку макарон с верхом. Крылов справился с этим наказанием. После этого граф предложил Крылову начать обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело дошло до макарон, Крылову опять наложили полную тарелку. Когда Крылов доедал макароны, его сосед выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился:

"Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться".

3.На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес:

  • Туча идет.

Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика

  • И лягушки заквакали, - в тон озорнику ответил Крылов.

Многие современники жаловались на ироничность Крылова. Он не высказывался прямо, но всегда говорил своим лукавым замысловатым языком все, что думал. А в баснях это проявилось в таком явлении как иносказание. Что же это такое? (Иносказание (аллегория) - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет).

Выразительное чтение басни наизусть.

3. Страничка третья «Историческая».

Вы уже знаете, что И.Крылов - великий русский баснописец. А кто считается родоначальником басни как литературного жанра? (Эзоп). Сведений о жизни Эзопа сохранилось очень мало. Но один случай заслуживает нашего внимания.

Рассказывает ученица:

  • Рассказ о языке.

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, приготовил их и подал гостям.
- И это ты считаешь самым лучшим? - разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
- Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, - все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом.

На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
- Вчера ты утверждал, что язык - самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! - злорадно воскликнул Ксанф.
- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. - Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.

Вот такой случай произошёл с Эзопом. Мы убедились, что Эзоп тоже был мудрым и красноречивым человеком.

- Как же ещё называют язык басен? (Эзопов язык).

Одной из известных басен Эзопа считается «Лисица и виноград». У И.Крылова тоже есть такая басня. Послушаем обе.

Найдем сходные и различные черты.

Общее

Различное

  • тема: лиса и виноград

  • герой: лиса

  • басня имеет поучительный смысл

  • есть иносказание, поступки животных напоминают поступки людей;

  • в басне высмеиваются людские пороки;

  • басня имеет мораль

  • басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, поучения;

  • басня Эзопа написана прозой, а И.Крылова - в виде стихотворения

  • басня Крылова развернута, напоминает русскую сказку, так как в ней действует кума Лиса, употреблены простонародные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око, зуб неймет; прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице: «Хоть видит око, да зуб неймет», которую И.А.Крылов иллюстрирует своей басней.

4. Страничка четвёртая «Узнай меня».

Сейчас мы поиграем в старую русскую игру - лото. Эта игра появилась в 19 веке и была очень модной во времена И.Крылова. Игра будет проходить между группами. Объединяемся в группы. Каждой группе выделено игровое поле. Мне нужны будут помощники. Под каждой цифрой скрывается вопрос. Если вы отгадываете, то цифру закрываем зелёным квадратиком, если нет - оранжевым. (Каждый ответ сопровождается иллюстрацией на экране).

1. Она «наелась желудей досыта, до отвала». (Свинья). "Свинья под Дубом»

2. Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать». (Ягненок) "Волк и Ягнёнок»

3. Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк). "Волк на псарне»

4. Она лето все пела. (Стрекоза). "Стрекоза и Муравей»

5.Она попала в «большие забияки». (Моська). "Слон и Моська»

6.Она попыталась руководить квартетом. (Мартышка). "Квартет»

7.Его «захлопнула злодейка западня». (Чиж). "Чиж и Голубь»

8.С помощью обмана лиса забрала у неё сыр. (Ворона). «Ворона и лисица»

Молодцы! Все группы справились со своим заданием хорошо.

5. Страничка пятая «Открытие».

  • Какая особенность отличает басню от других жанров? (В басне, есть иносказание (аллегория), герои басен И.Крылова это животные, в баснях есть мораль).

Хорошо. Но я попробую приоткрыть вам ещё одну тайну. Не всегда в баснях И.Крылова герои - животные.

Прочитаем это произведение, определим его тему, основную мысль, жанр, докажем это.

Басня «Два мальчика»

"Сенюша, знаешь ли, покамест, как баранов,
Опять нас не погнали в класс,
Пойдём-ка да нарвём в саду себе каштанов!" -
"Нет, Федя, те каштаны не про нас!
Хоть, кажется, они и недалёко,
Ты знаешь ведь, как дерево высоко:
Тебе, ни мне туда не влезть,
И нам каштанов тех не есть!" -
"И, милой, да на что ж догадка!
Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.
Я всё придумал: погоди!
На ближний сук меня лишь подсади.
А там мы сами умудримся -
И досыта каштанов наедимся".
Вот к дереву друзья со всех несутся ног,
Тут Сеня помогать товарищу принялся,
Пыхтел, весь потом обливался,
И Феде наконец вскарабкаться помог.
Взобрался Федя на приволье:
Как мышке в закроме, вверху ему раздолье!
Каштанов там не только всех не съесть -
Не перечесть!
Найдётся чем и поживиться,
И с другом поделиться.
Что ж! Сене от того прибыток вышел мал:
Он, бедный, на низу облизывал лишь губки;
Федюша сам вверху каштаны убирал,
А другу с дерева бросал одни скорлупки.

Видал Федюш на свете я,
Которым их друзья
Вскарабкаться наверх усердно помогали,
А после уж от них - скорлупки не видали!

Словарная работа.

Все ли слова вам понятны? Что такое здесь "проявить ухватку"? (Проявить сообразительность.)

Тема_________

Основная мысль___________________

Жанр____________________

Почему____________________________

5.Страничка шестая «Театральная».

Сегодня на уроке мы поработали достаточно плодотворно, поэтому я хочу пригласить вас в театр и посмотреть мини-сценку «Квартет».(Инсценирование басни «Квартет»).

IV. Заключительная часть урока

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

V.Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.


© 2010-2022