- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе. «Мораль сей басни такова. Итоговый урок по творчеству И. А. Крылова
Урок по литературе. «Мораль сей басни такова. Итоговый урок по творчеству И. А. Крылова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баляса Ю.Ю. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема. «Мораль сей басни такова. Итоговый урок по творчеству И.А.Крылова
Баляса Ю.Ю., учитель
русского языка и литературы
МАОУ гимназии №1
Планируемые результаты
Предметные:
-
обобщить полученные знания по теме «И.А.Крылов. Басни»;
-
проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
-
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, навыки выразительного чтения басен.
Личностные:
-
формирование нравственных чувств нравственного поведения;
-
формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Метапредметные:
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Тип урока: обобщение полученных знаний.
Форма урока: литературный журнал.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные рабочие мини-тетради, игровые поля, цветные ручки, элементы сценичных костюмов.
Ход урока
I. Мотивация
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Прочитаем строки Михаила Васильевича Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
-
Кому же они посвящены? (И.А.Крылову).
II. Ознакомление с темой и целями урока
-
Действительно, тема нашего урока «Мораль сей басни такова...», и посвящён он творчеству Ивана Андреевича Крылова и его замечательным произведениям.
Сегодня мы вспомним всё, что знаем о жизни и творчестве этого писателя, поговорим о басне как литературном жанре, будем продолжать развивать навыки выразительного чтения, узнаем немного новой информации и, самое главное, ещё больше будем узнавать друг о друге. У вас на партах есть небольшие тетради, в которых вы будете сегодня работать. Представим, что наш урок - это литературный журнал.
"Мораль
сей
басни
такова...»
Итоговый урок по творчеству
Ивана Андреевича Крылова
Тетрадь
ученика (цы)
5-А класса
__________
-
Работа над темой урока
1. Итак, открываем первую страничку, которая называется «Разминка».
Буквально за несколько минут до нашего урока в класс попал неизвестный и перемешал все буквы в данных словах. Верните каждую букву на своё место, но время ограничено. Всего одна минута, поэтому поработаем в парах:
асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
-
Кто справился с заданием? Молодцы. Проверим себя: лиса, ворона, муравей, рак, мартышка, стрекоза, медведь, волк, слон.
-
Как же эти животные связаны с именем И.Крылова? (Это герои его басен.)
-
А что такое басня? ( Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. В каждой басне есть мораль.).
-
Давайте послушаем басню «Чиж и Голубь».(Ученик читает басню наизусть).
-
Какова же мораль этой басни? (Увидев чьё-то несчастье, ты не должен смеяться, а должен попытаться оказать помощь. Ведь однажды и ты можешь оказаться в такой неприятной ситуации).
2. Страничка вторая «Биографическая».
Посмотрим, насколько внимательно вы изучали биографию И.Крылова. Работа выполняется самостоятельно.
-
Сколько лет было И.Крылову, когда он написал свою первую басню ?
-
На каком инструменте играл И.А.Крылов?
-
Как в народе любили называть баснописца?
-
Сколько басен создано И. Крыловым?
Проверим себя. 1) 11 лет; 2) скрипка; 3) дедушка Крылов; 4) боле 200 басен.
Очень много басен И.Крылов писал о том, что видел в реальной своей жизни. Вот такие необычные истории произошли однажды с писателем.
Подготовленные ученики рассказывают истории.
1.Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притоптывал в такт музыке, подпевал певцам, одним словом, мешал слушать).
-
Безобразие! - сказал довольно громко Крылов.
-
Это относится ко мне? - оживился сосед.
-
Ну как вы могли такое подумать, - ответил ему Крылов. - Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
2. Однажды один граф пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем-поваром макароны. Крылов опоздал на обед и приехал, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал:«Виноваты! Вот вам и наказание!»
И Крылову наложили глубокую тарелку макарон с верхом. Крылов справился с этим наказанием. После этого граф предложил Крылову начать обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело дошло до макарон, Крылову опять наложили полную тарелку. Когда Крылов доедал макароны, его сосед выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился:
"Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться".
3.На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес:
-
Туча идет.
Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика
-
И лягушки заквакали, - в тон озорнику ответил Крылов.
Многие современники жаловались на ироничность Крылова. Он не высказывался прямо, но всегда говорил своим лукавым замысловатым языком все, что думал. А в баснях это проявилось в таком явлении как иносказание. Что же это такое? (Иносказание (аллегория) - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет).
Выразительное чтение басни наизусть.
3. Страничка третья «Историческая».
Вы уже знаете, что И.Крылов - великий русский баснописец. А кто считается родоначальником басни как литературного жанра? (Эзоп). Сведений о жизни Эзопа сохранилось очень мало. Но один случай заслуживает нашего внимания.
Рассказывает ученица:
-
Рассказ о языке.
Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, приготовил их и подал гостям.
- И это ты считаешь самым лучшим? - разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
- Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, - все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом.
На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
- Вчера ты утверждал, что язык - самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! - злорадно воскликнул Ксанф.
- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. - Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.
Вот такой случай произошёл с Эзопом. Мы убедились, что Эзоп тоже был мудрым и красноречивым человеком.
- Как же ещё называют язык басен? (Эзопов язык).
Одной из известных басен Эзопа считается «Лисица и виноград». У И.Крылова тоже есть такая басня. Послушаем обе.
Найдем сходные и различные черты.
Общее
Различное
-
тема: лиса и виноград
-
герой: лиса
-
басня имеет поучительный смысл
-
есть иносказание, поступки животных напоминают поступки людей;
-
в басне высмеиваются людские пороки;
-
басня имеет мораль
-
басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, поучения;
-
басня Эзопа написана прозой, а И.Крылова - в виде стихотворения
-
басня Крылова развернута, напоминает русскую сказку, так как в ней действует кума Лиса, употреблены простонародные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око, зуб неймет; прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице: «Хоть видит око, да зуб неймет», которую И.А.Крылов иллюстрирует своей басней.
4. Страничка четвёртая «Узнай меня».
Сейчас мы поиграем в старую русскую игру - лото. Эта игра появилась в 19 веке и была очень модной во времена И.Крылова. Игра будет проходить между группами. Объединяемся в группы. Каждой группе выделено игровое поле. Мне нужны будут помощники. Под каждой цифрой скрывается вопрос. Если вы отгадываете, то цифру закрываем зелёным квадратиком, если нет - оранжевым. (Каждый ответ сопровождается иллюстрацией на экране).
1. Она «наелась желудей досыта, до отвала». (Свинья). "Свинья под Дубом»
2. Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать». (Ягненок) "Волк и Ягнёнок»
3. Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк). "Волк на псарне»
4. Она лето все пела. (Стрекоза). "Стрекоза и Муравей»
5.Она попала в «большие забияки». (Моська). "Слон и Моська»
6.Она попыталась руководить квартетом. (Мартышка). "Квартет»
7.Его «захлопнула злодейка западня». (Чиж). "Чиж и Голубь»
8.С помощью обмана лиса забрала у неё сыр. (Ворона). «Ворона и лисица»
Молодцы! Все группы справились со своим заданием хорошо.
5. Страничка пятая «Открытие».
-
Какая особенность отличает басню от других жанров? (В басне, есть иносказание (аллегория), герои басен И.Крылова это животные, в баснях есть мораль).
Хорошо. Но я попробую приоткрыть вам ещё одну тайну. Не всегда в баснях И.Крылова герои - животные.
Прочитаем это произведение, определим его тему, основную мысль, жанр, докажем это.
Басня «Два мальчика»
"Сенюша, знаешь ли, покамест, как баранов,
Опять нас не погнали в класс,
Пойдём-ка да нарвём в саду себе каштанов!" -
"Нет, Федя, те каштаны не про нас!
Хоть, кажется, они и недалёко,
Ты знаешь ведь, как дерево высоко:
Тебе, ни мне туда не влезть,
И нам каштанов тех не есть!" -
"И, милой, да на что ж догадка!
Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.
Я всё придумал: погоди!
На ближний сук меня лишь подсади.
А там мы сами умудримся -
И досыта каштанов наедимся".
Вот к дереву друзья со всех несутся ног,
Тут Сеня помогать товарищу принялся,
Пыхтел, весь потом обливался,
И Феде наконец вскарабкаться помог.
Взобрался Федя на приволье:
Как мышке в закроме, вверху ему раздолье!
Каштанов там не только всех не съесть -
Не перечесть!
Найдётся чем и поживиться,
И с другом поделиться.
Что ж! Сене от того прибыток вышел мал:
Он, бедный, на низу облизывал лишь губки;
Федюша сам вверху каштаны убирал,
А другу с дерева бросал одни скорлупки.
Видал Федюш на свете я,
Которым их друзья
Вскарабкаться наверх усердно помогали,
А после уж от них - скорлупки не видали!
Словарная работа.
Все ли слова вам понятны? Что такое здесь "проявить ухватку"? (Проявить сообразительность.)
Тема_________
Основная мысль___________________
Жанр____________________
Почему____________________________
5.Страничка шестая «Театральная».
Сегодня на уроке мы поработали достаточно плодотворно, поэтому я хочу пригласить вас в театр и посмотреть мини-сценку «Квартет».(Инсценирование басни «Квартет»).
IV. Заключительная часть урока
В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
V.Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.