Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Буквы о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). Форма урока:урок-исследование Основные цели:   Образовательная:изучение  темы: «Гласные о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных». Развивающая:развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Воспитывающая:привитие любви к родному краю, интереса к чтению  стихотворений русских поэтов. Основные этапы: организационный момент, объяснение нового материала, создание фрагмента исследовательской работы, закрепление, домашнее задание, рефлексия. На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательная – учащиеся самостоятельно определяют учебную задачу урока, учатся самостоятельно добывать знания; информационная – дети учатся искать, анализировать и находить необходимую информацию; коммуникативная – учащиеся овладевают всеми видами речевой деятельности, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; лингвистическая – ученики осваивают нормы русского языка (орфографические, орфоэпические); у них формируется способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе. Учитель Левенко Светлана Геннадьевна.

МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа

Тема: «Буквы о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных».

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Форма урока:урок-исследование

Основные цели:



  • Образовательная:изучение темы: «Гласные о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных».

  • Развивающая:развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Воспитывающая:привитие любви к родному краю, интереса к чтению стихотворений русских поэтов.

Основные этапы:

  • организационный момент,

  • объяснение нового материала,

  • создание фрагмента исследовательской работы,

  • закрепление,

  • домашнее задание,

  • рефлексия.

На уроке формировались следующие компетенции:

  • учебно-познавательная - учащиеся самостоятельно определяют учебную задачу урока, учатся самостоятельно добывать знания;

  • информационная - дети учатся искать, анализировать и находить необходимую информацию;

  • коммуникативная - учащиеся овладевают всеми видами речевой деятельности, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;

  • лингвистическая - ученики осваивают нормы русского языка (орфографические, орфоэпические); у них формируется способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Ход урока:

− Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Светлана Геннадьевна, я учитель русского языка Юговской школы. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! СМАЙЛИКИ НАСТРОЕНИЯ

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе...

  • Ребята, а у кого из вас любимое время года - зима? Почему?

Я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие по зимнему лесу. Ведь где, как не в лесу, ощутишь всю прелесть этого времени года. Согласны? Что мы возьмем с собой? Запишем число, а «классная работа писать» не будем.

СЛАЙД № 1 Что сразу ощущаем? (Мороз и солнце! День чудесный!....)

- Но что это ? Перед нами какая-то запись: ж, ш, щ, ч. Что это? Что общего у этих звуков? Почему лес встречает нас такими звуками?

У нас с вами получается не просто прогулка, лес, по-видимому, приготовил нам задания. Справимся?

СЛАЙД № 2

Текст: В лесу не слышно ни ш...роха, ни ш...пота. Тишина. Только слышно, как где-то на суч...к прыгнул рыжий бельч...нок , как возится в своей берлоге медвеж..нок. А рядом с ним , укрывшись плащ..м, на подуш...чке свернулся в клубоч...к и сопит барсуч...нок. Они отдыхают перед встреч...й с весной.

-Что надо сделать? А объяснить сможете? Какую орфографическую проблему мы обнаружили? Что общего у этих слов? Чем различаются?

-Это гласная или согласная буква?

-После каких согласных находится буква-орфограмма? Недаром лес встречал нас особыми звуками, в словах эти звуки обозначены буквами ж, ш, щ, ч.

-В какой части слова пропущена буква?

-В словах какой части речи?

- Что для вас было знакомо, а что ново?

Сформулируйте тему урока. (Буква о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных). СЛАЙД №3

- Какие задачи мы перед собой поставим?

- Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих в окончаниях и суффиксах пишется О, а в каких Е. Какие предположения?

СЛАЙД № 4

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь знак ударения.

  3. Выдели окончание, суффикс.

  4. . Обрати внимание, на какой звук оканчивается корень, подчеркни букву.

  5. Сделай вывод. СЛАЙД № 5

- Что необходимо сделать дальше? (Закрепить изученное)

- Вы любите собирать пазлы? У нас необычные пазлы. Это пазл-схема.

-А где вы встречаетесь со схемами, на каких школьных предметах? А нам они нужны? Зачем?
-Давайте построим схему выбора орфограммы в суффиксах и окончаниях существительных после шипящих. Впоследствии она поможет вам при объяснении изучаемой орфограммы. Мне нужно 6 человек. (Составляют схему и комментируют). Успехов вам, у вас все получится. Остальные вспоминают строчки из стихотворений о зиме.
Что получилось? ( кормушка). СЛАЙД № 6,7

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не замерзли? Мы ведь с вами в зимнем лесу. Давайте погреемся . Вы любите играть в снежки? Поиграем в снежки. СЛАЙД № 8

Вот вам снежки. Как вы думаете, что необходимо сделать? Вставить пропущенную букву, выделить орфограмму, пользуясь алгоритмом, «бросить» снежок в соседа, сосед проверяет и, если согласен с вашим выбором, «кидает «снежок» обратно.

-Согрелись?

Наше путешествие подходит к концу? Значит, что надо сделать? (Подвести итог). Справились мы с заданиями, которые приготовил нам лес?

Докажите. В чем вы испытали затруднения? Что вам помогло их преодолеть?

А что обычно люди делают, когда возвращаются из путешествия? (Делятся впечатлениями). Я вам предлагаю написать небольшую творческую работу.

Где увидать такое можно?

В чудесной сказочной Усть-Качке!

Благословенный этот край

Хорош в любое время года.

Недаром любит украшать его волшебница- природа.

-Обратите внимание на доску. Солнце есть, кормушка есть, деревья есть. Нам пригодятся облака-смайлики. Прикрепим смайлики.

А я прощаюсь с вами, до свидания, мне было очень приятно с вами работать.


© 2010-2022