Программа по литературе Смоленщины 9 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании: -Примерной программы для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 2009 г. Автор Г.С.Меркин. -Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»; -Приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке, и молодежной полити...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голынковская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на заседании МО

Протокол №_______________

от «_____» _________2014 г.

Руководитель МО__________

Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор школы

_________Т.А. Кирпичникова _______________Г.А. Тимофеева

«______»___________2014г. Приказ №_______от____________







Рабочая программа

по литературе Смоленщины

для обучающихся 9 класса





Рабочая программа составлена

коллективом учителей русского языка и литературы

Кирпичниковой Т.А. - высшая квалификационная категория

Ольховкой Т.П. - 1 квалификационная категория

Литвиненко В.М. - 1 квалификационная категория









Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

-Примерной программы для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 2009 г. Автор Г.С.Меркин.

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;

-Приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке, и молодежной политике № 440 от30.05.2003 г. «Об утверждении базисного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области»;

-Приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке, и молодежной политике № 82 от02.02.2010 г. «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных учреждений Смоленской области»;

-Учебника-хрестоматии по литературному краеведению (Составление, методические материалы Г.С.Меркина.) - 2-е изд.перераб. - Смоленск, Универсум,2002 г.

- Методического пособия для учителя русского языка и литературы. 34 урока по литературе Смоленщины. Поляковой Т.К. -Смоленск: СОИУУ, 2001 г.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Структура документа.

Программа содержит пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Примерная программа включает в себя перечень произведений художественной литературы Смоленщины с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Характеристика учебного предмета

Литература Смоленщины-учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в формировании миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Литературное краеведение как одна из форм работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит обучающимся глубже осмыслить личность писателя и его творчество. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже понять процесс развития всей русской литературы. Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи.

Цель литературного краеведения:

  • открытие учащимся прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация познавательной деятельности учащихся;

  • формирование информационной культуры;

  • формирование навыков коммуникативного общения;

  • формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности, расширение кругозора учащихся закрепление умения работать с аналитической литературой.

Литературное краеведение способствует пробуждению у школьников чувства любви к «малой родине». Прежде всего, оно направлено на изучение литературы прошлого и настоящего, оно совмещает в себе черты истории литературы и литературной критики.

Задачи литературного краеведения:

  • развить коммуникативные умения учащихся;

  • обеспечить внимание к изучению культуры своего края;

  • способствовать воспитанию любви к Родине;

  • соединить обучение и воспитание в единый процесс;

  • развить у учащихся индивидуальные склонности и способности.











Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература Смоленщины" на этапе основного общего образования являются:

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-сравнение и сопоставление;

-умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор использования выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезиса, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет- ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Критерии оценки знаний устных ответов

Контроль успеваемости - это выявление, измерение и оценивание знаний и умений обучающихся.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  6. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе Смоленщины могут быть следующие критерии:

Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе Смоленщины критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.



Литература.

1.Литература Смоленщины.9 класс: В 2т.: Учебник-хрестоматия по литературному краеведению /Составление, методические материалы Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- Смоленск:Универсум, 2002.

2.Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины. Методическое пособие для учителя русского языка и литературы.-Смоленск: СОИУУ, 2001

3.Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие по литературному краеведению. Под общей редакцией проф. В.В.Ильина.-Смоленск: Траст - Имаком, 1995

4.Электронный сайт - Культурное наследие земли Смоленской // nasledie.smolensk.ru

5.Официальный сайт Смоленской области //http//admin. smolensk.ru

6.Программа для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 1995


Содержание и структура курса

Основу содержания литературы Смоленщины как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Каждое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

Программа построена по принципу вариативности, учитель может выбрать для чтения и изучения материал с учетом своих возможностей, особенностей класса, изменить количество часов на изучение той или иной темы.

Основной задачей регионального компонента по литературе является познакомить обучающихся с некоторыми сведеньями о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у них интерес к занятиям краеведеньем, к исследовательской работе.

Необходимо помочь обучающимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

Г.С. Меркин, собирая книгу, учел все возможности, интересы обучающихся. Из каждого раздела девятиклассник вместе с учителем может выбрать то, что ему ближе всего по душе. В учебник-хрестоматию включены тексты или их фрагменты для обязательного, факультативного и самостоятельного чтения. То же по отношению к вопросам и заданиям. На некоторые из них можно ответить, прочитав учебник, но есть такие вопросы, которые требуют дополнительной исследовательской работы учащихся. К некоторым материалам нет вопросов и заданий, это значит, что приведенные тексты предполагают самостоятельное чтение и осмысление. Курс краеведческого материала начинается с общего знакомства с поэтами и писателями Смоленщины, он вводит обучающихся в чарующий мир художников слова, готовит их к знакомству с богатым, разнообразным миром Смоленской литературы, в учебнике даны также краткие биографические характеристики писателей, приведены примеры произведений, предложена богатая система комментирования, рубрик под названиями: «Подумаем. Обсудим», «Руководство для самостоятельной работы», «Советы начинающим участникам фольклорных поисков»; в рамках можно найти высказывания, указана литература, в которой обучающийся может найти дополнительный материал.

ПРОГРАММА КУРСА IX КЛАСС (34 часа)

Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) - 1 час. Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района). Теория: понятие литературного краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины» .

Фольклор Смоленщины - 2 часа. Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху. Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек.

Смоляне в древнерусской литературе - 2 часа "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин."Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись. "Хождение смолян в Иерусалим и Царьград". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова ..." Н.И.Рыленкова), «Фрески города Горухщи» О.Ермакова (по выбору учителя).Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть).

Для самостоятельного чтения: Древняя история Смоленска на страницах современных произведений (Л.Корнюшин), "В годину смуты" (главы из романа), В.Тазов. "Подснежники Мономаха" (очерк), Н.Рыленков. "Великая Замятия" (поэма), Е.Алфимов. "Зодчий Федор Конь",А.Бодренков. "Тогда еще не было русской державы..."

Для внеклассной работы: праздник славянской письменности на Смоленщине.

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков 2 часа Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы. Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Башня Веселуха". Сведения об авторе. В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравственная красота человека из народа. Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии (по выбору учителя).Традиции М.В.Ломоносова, драматургия.

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)- 1 час А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.

Война 1812 года и Смоленщина - 2 часа Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов.

Декабристы-смоляне - 1 час "Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).

Для самостоятельного чтения:

Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской".

Забытые имена - 1 час В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А.Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. Знакомство с понятием беллетристика.

Смоленские публицисты XIX века - 1 час А.Н.Энгельгардт. Особенности композиции, манера повествователя, образ повествователя. Смоленщина в творчестве писателя. Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине.

КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

Талашкино - культурный центр России -1 час Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни". Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России.

Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов

А.Беляев - основоположник советской научной фантастики - 1 час Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.

М.Булгаков и Смоленщина - 1 час "Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

М.Пришвин на смоленской земле - 2 часа Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

И.С.Соколов-Микитов - 2 часа Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждающая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове-Микитове. Развитие навыков художественного анализа.

Для самостоятельного чтения

К.федин, повесть "Трансвааль", написанная на местном материале.

Произведения современных смоленских писателей о природе (по выбору учителя).

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.

"Ради жизни на земле" - 3 часа.Произведения о Великой Отечественной войне (по выбору учителя и учащихся). Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужбина"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко»(по выбору учащихся).

Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".

Для самостоятельного чтения:

П.Проскурин. "Судьба" (Смоленские страницы), И.Стаднюк "Война".

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

У разоренного гнезда - 2 часа Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших городов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.). Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках».

Раздумья о времени и о себе - 1 час В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. проблема литературы 70-80-х годов.

Боль поколения - 1 час О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности.

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков - 1 час Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Знакомство с творчеством руднянских поэтов.

Повторительный обобщающий урок - 1 час















Тематическое планирование


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Фольклор

2

Древнерусская литература

2

Литература XVIII - начала XIX веков

2

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)

1

Война 1812 года и Смоленщина

2

Декабристы-смоляне

1

Забытые имена

1

Смоленская публицистика

2

Конец XIX века - первая половина XX века

14

Литература второй половины ХХ века

6

Итого

34


















































Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Тип урока

Дата

Примечания

1.

Введение. Литературная Смоленщина.

Лекция с элементами беседы.

6.09.14

I. Фольклор

2.

Фольклор Смоленщины. Собиратели фольклора. Основные жанры.

Самостоятельное исследование.

13.09.14

3.

Легенды и предания Смоленской области. Изменение фольклора в современную эпоху.

Групповое исследование.

20.09.14

II. Древнерусская литература

4.

Смоляне в древнерусской литературе. Сказание о Борисе и Глебе. «Повесть о Меркурии Смоленском» как образец «воинского жития».

Урок-конференция.

27.09.14

5.

Смоляне в древнерусской литературе. Житие Авраама Смоленского.

Беседа.

4.10.14

III. Литература XVIII - начала XIX веков

6.

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков. Драматургия А.А. Шаховской и Н.Н. Хмельницкий.

Лекция с элементами беседы.

11.10.14

7.

Смоленск конца XIII века в повести Ф. Эттингера "Башня Веселуха. В.Кудимов "Мартын - живописец". Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии.

Презентация книг.

18.10.14

IV. "Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)

8.

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор). Л.Толстой и Смоленщина.

Лекция.

25.10.14

V. Война 1812 года и Смоленщина

9.

Война 1812 года и Смоленщина. Отражение исторического события в творчестве Н.Дуровой и Д.Давыдова.

Урок-конференция.

15.11.14

10.

Война 1812 года и Смоленщина. Историческая достоверность «Писем русского офицера» Ф.Н.Глинки. Смоляне в Отечественной войне 1812 года в повести Н. Рыленкова «На старой Смоленской дороге».

Презентация книг.

22.11.14

VI. Декабристы-смоляне

11.

Декабристы-смоляне.

Урок-конференция.

29.11.14

VII. Забытые имена

12.

Забытые имена В.А. Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня».

Комбинированный.

6.12.14

VIII. Смоленская публицистика

13.

Смоленские публицисты XIX века. А.Н. Энгельгардт «Из деревни».

Самостоятельное исследование.

13.12.14

14.

Контрольное тестирование за 1 полугодие.

Урок контроля.

20.12.14

IХ. Конец XIX века - первая половина XX века

15.

Талашкино - культурный центр России. М. Тенишева. Путешествие по литературной Смоленщине ( Хмелита. Алексино. Загорье).

Урок -экскурсия.

27.12.14

16.

Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. А. Гмырев, П. Арский.

Комбинированный.

17.01.15

17.

А.Беляев-основоположник советской научной фантастики. Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева «Человек-амфибия».

Урок-семинар.

24.01.15

18.

М.Булгаков и Смоленщина. Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. «Записки юного врача», «Роковые яйца».

Урок-семинар.

31.01.15

19.

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века. Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

Лекция с элементами беседы.

7.02.15

20.

Смоленская робинзонада М.Пришвина.

Урок-семинар.

14.02.15

21.

Художественный мир И.С. Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя.

Урок-семинар.

21.02.15

22.

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство.

Лекция с элементами беседы.

28.02.15

23.

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского.

Урок-семинар.

7.03.15

24

Раздумья о правде в «Сказке о правде» М.В.Исаковского.

Комбинированный.

14.03.15

25.

А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его творчестве.

Урок-семинар.

21.03.15

26.

Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии.

Урок-семинар.

4.04.15

27.

"Ради жизни на земле" Писатели Смоленщины на войне. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.

Презентация книг.

11.04.15

Две темы соединены в 1 урок в связи с сокращением уебных дней в мае.

28.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов).

Урок-семинар.

11.04.15

Две темы соединены в 1 урок в связи с сокращением уебных дней в мае.

VII. Литература второй половины ХХ века

29.

У разоренного гнезда. Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян.

Урок чтения.

18.04.15

Две темы соединены в 1 урок в связи с сокращением уебных дней в мае.

30.

Поэтическая Смоленщина шестидесятых.

Урок-размышление.

18.04.15

Две темы соединены в 1 урок в связи с сокращением уебных дней в мае.

31

Раздумья о времени и о себе. Проблематика литературы 70-80-х годов.

Лекция с элементами беседы.

25.04.15

Две темы соединены в 1 урок в связи с сокращением уебных дней в мае.

32.

Боль поколения. О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности.

Урок-размышление.

25.04.15

Две темы соединены в 1 урок в связи с сокращением уебных дней в мае.

33.

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков. Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней.

Внеклассное чтение.

16.05.15

34.

Повторительный обобщающий урок. «У нас есть кому воспеть наш край».

Урок-конференция.

23.05.15

























































































© 2010-2022