- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Учебно-дидактический проект Создание клуба «7-Я» по русскому языку для одаренных детей
Учебно-дидактический проект Создание клуба «7-Я» по русскому языку для одаренных детей
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | БАБИНА Н.А. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Пятый краевой конкурс инновационных образовательных проектов модернизации образования «Инновации - 2013»
Учебно-дидактический проект
Создание клуба «7-Я»
по русскому языку для одаренных детей
Авторы: Бабина Надежда Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Рождественская
средняя общеобразовательная школа»,
Якутова Елена Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Рождественская
средняя общеобразовательная школа»
Карагай - 2013
Номинация: учебно-дидактический проект.
Тема проекта: Создание клуба «7-Я» по русскому языку для одаренных детей.
Авторы:
Бабина Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
E-mail: [email protected]
Сот. телефон 89082791669
Сот. телефон 89082791669
Якутова Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
E-mail: [email protected]
Сот. телефон 89082798184
Адрес: 617222 Пермский край, Карагайский район, с. Рождественск, ул. Мира, 32,
Тел. раб. 8-34-297-35381/ Факс раб. 8-34-297-35199
Аннотация
Одной из основных задач выполнения требований ФГОС является выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одаренных детей, через организацию внеурочной деятельности. Решить эту задачу поможет создание интеллектуального клуба «7-Я», участниками которого будут являться одарённые в русском языке учащиеся 5-7 классов и их родители. Деятельность клуба «7-Я» направлена на воспитание любви к русскому языку, на развитие коммуникативных качеств учащихся, на сотрудничество всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.
Создание клуба «7-Я»
по русскому языку для одаренных детей
Цель: создание условий для развития познавательного интереса к русскому языку и коммуникативной компетентности учащихся через организацию клуба «7-Я».
Задачи:
1.Изучить методологию проблемы;
2.Разработать программу клуба «7-я»;
3.Организовать День Славянской письменности для социума;
4.Создать электронный банк методических рекомендаций и дидактических разработок.
Обоснование проекта
Совершенно невозможно во всем объеме и полноте изучить родной язык в школе: любопытные истории из жизни слов, загадочные факты родного языка, словесные игры и шутки остаются за пределами школьного изучения русского языка. Чтобы больше интересного узнать о своем родном языке, приблизиться к разгадкам его тайн и секретов, понять, почему он считается одним из самых богатых и красивых языков мира, нужно дополнительное время и иные формы деятельности учащихся, чем урок. Эту задачу решим через создание клуба. Занятия в клубе способствуют успешному участию детей в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах на разных уровнях.
В нашей школе есть одаренные дети в области русского языка. При подготовке к урокам, конкурсам, олимпиадам каждый учитель-филолог готовит учащихся своего класса отдельно, дети «вращаются» в классной среде, эффективнее же развиваться в разновозрастном коллективе. Вовлекая одаренных детей 5-7 классов в работу клуба, мы создаем условия для развития их интеллектуальных и творческих способностей, а также расширяем границы их общения. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родители должны соучаствовать в процессе развития любого таланта своего ребенка, особенно в формировании отношения к родному языку. Учащиеся будут эффективнее познавать родной язык, видя интерес к нему не только со стороны учителей, но и родителей. Ведь мир семьи является сильнейшим фактором формирования личности, физического, нравственного, духовного здоровья ребенка. Именно в семье вырабатываются такие важные качества, как любовь к окружающим людям, к традициям, к языку. Взаимодействие учителей, родителей и учащихся приведет к развитию познавательного интереса в области русского языка и решит задачи развития личности.
Содержание проекта
Созданию клуба способствует подготовительная работа, включающая изучение литературы, информирование учащихся и родителей, проведение диагностик. Участниками клуба являются родители, дети, педагоги.
Клуб называется «7-Я». Почему?
-
«7» - столько занятий в год проводится для учащихся. Каждое занятие посвящается одному из разделов науки о языке.
-
«Я» - каждый участник клуба проявляет себя в деятельности, развивая свои личностные качества.
-
«7-Я» - содружество родителей, учителей, учащихся, объединенных общей целью, является семьей.
Содержание программы клуба «7-Я» состоит из двух самостоятельных секций: «Лингвистик» (учащиеся) и «Мудрецы» (взрослые). Заседания для учащихся проводятся один раз в месяц. Заседания взрослой секции проводятся один раз в четверть. Рассматриваемые на них вопросы помогут приобрести необходимые представления, умения и навыки по эффективности речи в семейном воспитании. Заинтересованность родителей успехами своих детей, сотрудничество позволит повысить мотивацию учащихся к познанию языка. Каждый родитель является куратором одного из направлений детской секции. Один раз в полугодие проводится совместное праздничное заседание клуба.
Программа деятельности клуба реализуется в течение учебного года согласно плану мероприятий. Мероприятия в рамках клуба проводятся не реже одного раз в месяц. Участие в работе клуба является добровольным, основанным на личном желании воспитанников и их родителей. Педагогами, организующими деятельность клуба, определяются формы и методы работы, способствующие наибольшему привлечению участников программных мероприятий и позволяющие раскрыть творческий потенциал каждого участника.
В период рефлексивного этапа издается дидактическая и методическая продукция, создаётся банк достижений учащихся, анализируется деятельность клуба.
Проект включает в себя три периода:
Подготовительный: январь 2013 - сентябрь 2013.
Основной: сентябрь 2013 - апрель 2014.
Заключительный: май 2014.
План-график реализации проекта:
№
Содержание
Срок
I этап - подготовительный
Январь 2013 - сентябрь 2013
1.
Изучение методической литературы
Январь 2013 - апрель 2013
2.
Разработка программы клуба «7-Я»
Январь 2013 - февраль 2013
3.
Разработка занятий клуба, мероприятий
Март 2013 - март 2014
4.
Информирование учащихся и родителей о создании клуба «7-Я»
Апрель 2013
5.
Набор учащихся в клуб
Май, сентябрь 2013
6.
Проведение диагностики учащихся
Сентябрь 2013
7.
Приглашение родителей к сотрудничеству
Май, сентябрь 2013
II этап - основной
Сентябрь 2013 - апрель 2014
1.
Организация работы клуба «7-Я»
Сентябрь 2013 - май 2014
1.1
Организация занятий секции «Лингвистик»
Октябрь 2013 - апрель 2014
1.2
Организация занятий секции «Мудрецы»
Октябрь 2013, декабрь 2013, февраль 2014, апрель 2014
1.3
Проведение общешкольного праздника «Знай и люби родное слово»
Ноябрь 2014
1.4
Проведение поселкового праздника «День славянской письменности»
Май 2014
2.
Участие членов клуба в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, играх
Сентябрь 2013 - май 2014
3.
День открытых дверей (для родителей 5-7 классов)
Ноябрь 2013
4.
Подготовка дидактических и методических материалов к печати
Сентябрь 2013 - апрель 2014
5.
Размещение информации на школьном сайте
Сентябрь 2013 - апрель 2014
III этап - итоговый
Май 2014
1.
Создание электронного банка методических рекомендаций и дидактических разработок
Май 2014
2.
Выступления на НПК, на общешкольной родительской конференции
Май 2014
Анализ результатов диагностики одаренности
Апрель 2014
3.
Создание банка данных достижений учащихся
Май 2014
4
Издание электронного сборника творческих самостоятельных работ учащихся (презентации, газеты, книжки-малышки и др.)
Май 2014
Апробация
Апробация проекта будет проходить на базе МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» среди учащихся 5-7 классов, интересующихся русским языком, и их родителей под руководством учителей-филологов.
Результативность
-
Программа клуба «7-Я».
-
Электронный банк дидактических разработок.
-
Брошюра с методическими рекомендациями.
Нормативно-правовая база
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010.
Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013 - 2017 годы».
Список литературы
1.Алексеева Н.С. Исследование одаренности учащихся / Н. С. Алексеева // Классный руководитель. - 2011. - № 1. - С. 96-101.
2.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. -М.: Просвещение, 2010.
3.Генералова Н.С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы / Н. С. Генералова // Завуч. - 2009. - № 8. - С. 75-77.
4.Губина М. Личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми / М. Губина // Учитель. - 2010. - № 6. - С. 64-67.
5.Зайцева Н.В. Перспективные направления поддержки одаренных детей / Н. В. Зайцева // Народное образование. - 2010. - № 3. - С. 26-28.
6.Львова С. И. Русский язык. 5кл.:пособие для учащихся. - М.:Дрофа, 2007.
7.Львова С. И. Русский язык. 6кл.:пособие для учащихся. - М.:Дрофа, 2007.
8.Львова С. И. Русский язык. 7кл.:пособие для учащихся. - М.:Дрофа, 2007.
9.Розенталь Г.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М.: Айрис Рольф, 1998.
10.Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути её преодоления: учебное пособие для вузов. - М., Флинта/ Наука, 2004.
11.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.
1.Одаренные дети: выявление - обучение - развитие - portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1192109572&archive=1196815450&start_from=&ucat=&
2.Программа "Одаренные дети" - 86schhmr-piryah.edusite.ru/p26aa1.html 3.Савенков А. Программа "Одаренный ребенок в массовой школе" - nsc.1september.ru/2003/29/11.htm
Приложение
ПРОГРАММА
Паспорт программы
Наименование программы
Клуб «7-Я»
Цель программы
Развитие познавательного интереса к русскому языку и коммуникативной компетентности учащихся, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Задачи программы
-
Создание условий для позитивного общения, сотрудничества с семьями воспитанников учреждения и реализации совместных дел педагогов, родителей и детей;
-
Педагогическое просвещение родителей;
-
Формирование активной педагогической позиции родителей;
-
Формирование потребности в самообразовании и самовоспитании, личностному самоопределению, адаптации к жизни;
-
Развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;
-
Развитие интереса к изучению истории русского языка;
-
Повышение грамотности;
-
Оказание помощи родителям воспитанников в мотивации детей к познанию и творчеству.
Направление деятельности
Социально - педагогическое, интеллектуальное
Данные об организации
617222 Пермский край, Карагайский район, с. Рождественск, ул. Мира, 32,
МБОУ «РСОШ»
Составители программы
Бабина Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы,
Якутова Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Участники программы
Педагоги, учащиеся 11-14 лет, родители - возраст не ограничен
Срок реализации программы
1 год
Разделы программы
I. Пояснительная записка
1. Актуальность программы
2. Цель, задачи программы
II. Содержание программы
-
Работа секции «Лингвистик»;
-
Работа секции «Мудрецы»;
-
Совместные праздники;
-
Межсекционные мероприятия, направленные на совместную творческую деятельность
-
Методическое обеспечение программы
-
Ожидаемые результаты реализации программы
Занятия секции «Лингвистик»
№ п/п
Тема
Форма занятия
Результат
Сроки
1.
Вначале было «Слово», или что мы знаем о языке
Круглый стол
Газета
Октябрь
2.
Секреты звучащего слова (орфоэпия)
Мастер - класс
Альманах «Ключ»
Ноябрь
3.
Поэтическая звукопись
Семинар
Творческая работа (эссе, стихотворения)
Декабрь
4..
О чем рассказывает морфема
Лингвистические дебаты
Создание дидактического материала (иллюстрации, схемы, ребусы)
Январь
5.
Что такое этимология
КТД
Информационный лист
Февраль
6.
Тайны русского слова
Игра-детектив
Книжки-малышки
Март
7.
«Я русский бы выучил только за то…»
Круглый стол
Презентация
Апрель
Занятия секции «Мудрецы»
№ п/п
Тема
Форма занятия
Сроки
1.
«Грамотную речь приятно слушать»
Мастер-класс
Ноябрь
2.
Презентация книги Ю.В. Щербининой «Речевая агрессия и пути ее преодоления»
Круглый стол
Декабрь
3.
Анализ речевой ситуации в семье
Психологический тренинг
Февраль
4.
Анализ речевой ситуации в социуме
Психологический тренинг
Апрель
Праздники
№
п/п
Тема
Место проведения
Сроки
1.
«Ее Величество Речь»
МБОУ «РСОШ»
Ноябрь
2.
День славянской письменности
ДК
Май
.