Урок литературы в 11 классе Свидетели и участники исторических перемен в жизни России. Многообразие жанров и художественных решений

Сегодня мы с вами погружаемся в удивительный мир литературы, где много противоречий, много недосказанного и неуслышанного. Подумайте, почему, когда в мире шли бурные перемены, когда пролетел «ураган времени», когда много было запрещено, русские писатели на свой страх и риск писали правдиво, ничего не скрывая под идеологической маской? Теперь, в наш новый век, когда сняты все границы и запреты, когда мы во весь голос говорим о том, что было – на первый план выдвигается замечательные личности, чье творчество ярко отражало действительность – ту действительность, которую долго скрывали от народа. После революции 1917 года в России всё менялось: разрушались старые устои, а на смену им шло новое строительство. Но не все гладко было в новом. Закончилась гражданская война, цель, которой многие не понимали, а видели только её губитель... В произведениях художников 20-х годов большое место занимал народ и его роль в революции. Его называли «загадкой, молчащим всероссийским сфинксом» (И.С. Тургенев «Сфинкс») В революции он становился вершителем своей исторической судьбы, творцом «народного сознания». В книгах Платонова, Бабеля, Зощенко, Шмелева, «русский человек с одной стороны всемирный страдалец, жертва роковых обстоятельств, а с другой – мифологизированный злодей, источник всемирной беды, творец бездны»
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока-лекции в 11 классе.

Тема: Свидетели и участники исторических перемен в жизни России. Многообразие жанров и художественных решений.

Эпиграфы: 1. «"Ураган времени - революция, корабль бытия пляшет на волнах, летит в грозовой мрак. Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознания...»

А.Н. Толстой

2. «Не спи, не спи, работай,

не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник,

У времени в плену»

Б. Пастернак "Ночь"

3. «Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну…»

М. Булгаков «Записки на манжетах»

4. «… жизнь человека - большая обязанность. Никак не в его воле, всячески связанная …»

5. «Человека жалко…»

М. Зощенко.

Цель: познакомить учащихся с основными тенденциями развития литературного процесса 20-х годов хх-го века; раскрыть многообразие жанров и художественных решений; показать роль "малых жанров" в литературе 20-х годов; совершенствовать умение составлять опорные планы-конспекты лекций;

Развитие логического мышления, памяти учащихся, монологической речи, эмоциональной сферы личности;

Воспитание квалифицированного читателя, интереса к творчеству писателей 20-х годов и русской литературы в целом, нравственное воспитание.

Оборудование: портреты писателей (Булгаков, Горький, Зощенко, Бабель, Замятин и др.), выставка книг и документальных материалов, иллюстрации, отражающие события 20-х годов (гражданская война, строительство Москвы, жизнь людей в городе и селе и т.д.).




Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами погружаемся в удивительный мир литературы, где много противоречий, много недосказанного и неуслышанного. Подумайте, почему, когда в мире шли бурные перемены, когда пролетел "ураган времени", когда много было запрещено, русские писатели на свой страх и риск писали правдиво, ничего не скрывая под идеологической маской?

Теперь, в наш новый век, когда сняты все границы и запреты, когда мы во весь голос говорим о том, что было - на первый план выдвигается замечательные личности, чье творчество ярко отражало действительность - ту действительность, которую долго скрывали от народа. После революции 1917 года в России всё менялось: разрушались старые устои, а на смену им шло новое строительство. Но не все гладко было в новом. Закончилась гражданская война, цель, которой многие не понимали, а видели только её губительность. Строительство нового не всегда сопровождалось успехом. В стране была разруха, голод, болезни. Разрушались духовные и нравственные ценности. В народе процветали эгоизм, злоба, мещанство, хамство, грубость, непонимание происходящего. Но в то же время была жива вера в лучшее будущее, в счастье и возрождение России. Все это с удивительной точностью в своих произведениях отражали писатели 20-х годов. В их произведениях жили люди различных социальных слоев. Они работали, искали новые пути, жили на благо не только страны (как было принято ранее), но и для самих себя.

В произведениях художников 20-х годов большое место занимал народ и его роль в революции. Его называли "загадкой, молчащим всероссийским сфинксом" (И.С. Тургенев "Сфинкс") В революции он становился вершителем своей исторической судьбы, творцом "народного сознания".

В книгах Платонова, Бабеля, Зощенко, Шмелева, "русский человек с одной стороны всемирный страдалец, жертва роковых обстоятельств, а с другой - мифологизированный злодей, источник всемирной беды, творец бездны"

Но не только простой народ стал главным героем литературы. Большое место отводилось интеллигенции, её роли и судьбе в жизни общества. Интеллигент часто находился на распутье, искал свой путь, ошибался, но все же шел вперед. Он становился защитником классического искусства, роль которого он высоко ценил. Таков интеллигент М. Булгакова в цикле "Записки на манжетах" и в других его произведениях.

Гражданская война, голод, разруха, строительство нового мира, столичное общество и жизнь деревни - вот основные темы литературы 20-х годов.

Обилие событий и переживаний не могло не вызвать к жизни и обилие жанров. В этот период создаются романы, пьесы, драмы, повести. Но наиболее распространенными являются произведения малых жанров: рассказы, небольшие повести, очерки, путевые заметки, новеллы, юморески, анекдоты, репортажи, эссе, записки. Важно подчеркнуть, что писатели не были просто хроникерами событий, значение их произведений не сводилось к правдивому изображению действительности. Они стремились осознать происходящее в исторической перспективе, исследовать истоки конфликтов, увидеть будущее России, её место в мировой истории. Они размышляли о судьбе человека и вечных ценностях в переломную историческую эпоху.

  • Но кто же является представителем этого периода в литературе? (Ответ учащихся: Горький, Булгаков, Зощенко, Пильняк, Замятин, Вересаев, Шмелев, Бабель, Фурманов, Пастернак и др.)

Сегодня мы с вами поговорим о "малой прозе", которая, как уже сказано выше, получила широкое распространение. Многие произведения "малых жанров" органически влились в произведения большего объема, т.е. романы и повести. Это, например, рассказ "Поземка" Пильняка стал сюжетной основой повести "Чертополох". За недостатком времени мы не будем останавливаться на всех писателях этого периода. Отметим лишь нескольких: Горький, Булгаков, Пильняк и Зощенко. Первые 3 писателя творили не только в "малых жанрах", но являются создателями больших по объему произведений. У Горького - "Жизнь Клима Самгина", "Дело Артамоновых"; у Булгакова - "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия"; у Пильняка - "Повесть непогашенной луны", "Красное дерево". Для Зощенко же характерны небольшие рассказы, новеллы, хотя позднее он напишет и ряд повестей. А теперь обратимся к каждому из них персонально.

  1. Сообщение учащегося об особенностях публицистического цикла "Несвоевременные мысли" М. Горького.

В 20-е годы Максим Горький Выступает уже зрелым писателем с мировым именем.

Он много времени отдает общественной деятельности, мало занимается литературой. 1917-1921 годы - это период, когда писатель не пишет больших пишет больших произведений. Но в этот период он создает публицистический цикл рассказов "Несвоевременные мысли", в котором отразились его философские, нравственные и этические позиции этого периода.

Цикл проникнут "чувством несвоевременности революции". По мнению Горького, в тех условиях, в которых совершалась революция, она преждевременна, гибельна для рабочего класса и передовой интеллигенции, которые должны быть уничтожены в сложившихся условиях. Социальной революции должен предшествовать период культурного строительства. Это и отличало Горького от Ленина и большевиков.

Он глубоко проанализировал ход революции, её вождей, с поразительной точностью предугадал психологический тип диктатора, которым впоследствии стал Сталин.

Результаты революции писатель соотносил с "русской душой" народа, в которой таятся два пути: пламень и равнодушие. Какой путь выберет русский народ, - таковы будут и результаты развития России. Русский человек легко поддается чувствам, когда речь заходит о чем-то дальнем, и равнодушен ко всему, что окружает его сейчас. Следовательно, появляется особого рода русская мораль, в которой самые высшие принципы сочетаются с отсутствием узаконенных норм поведения каждый день. В этом Горький видит катастрофу и предупреждает, что если русский человек окажется у власти, то он станет деспотом.

"Несвоевременные мысли" - это страстный отчет о том, что с точки зрения писателя тяготит и пугает русских людей, что является трагедией. Он видит, что народ страдает, но вину возлагает на самого страдальца. Рекомендуемая литература:

  1. М. Горький: страницы творчества. - М., 1993.

  2. Сухих С.И. Заблуждения и прозрения Максима Горького. - Н. Новгород, 1992.

  3. Бундзел Г.В., Савенкова Т.В. Горький М. В современной общественной жизни. - Л., 1989.

  4. Спиридонова Л.А. М. Горький: Диалог с историей. - М., 1994.

  5. Крюкова А. Творческое взаимодействие. - М., 1988.

  6. Наследие М. Горького и современность. - М., 1986.


  1. Доклад учащегося "Творчество М. Булгакова в 20-е годы. "Малая проза".

Михаил Афанасьевич Булгаков один из ярких представителей "малой прозы" 20-х годов. Его творчество многогранно и интересно. Начало своей литературной деятельности он датирует очень точно 15 февраля 1920 года. Но первые его работы - зарисовки, наброски, фельетоны - появляются еще в 10-е годы.

Большое место в творчестве писателя занимает тема гражданской войны, непосредственным участником которой был он сам, т.к. войну он прошагал будучи врачом. Нищета, лишения, разруха, ужас смерти, боль за сыновей - все это отразилось в его рассказах. Это "Необычайные приключения доктора", "Я убил", "Налет", "Красная корона", "Китайская история" и другие.

В "Красной короне" (истории болезни) Булгаков показывает как от ужаса войны развивается болезнь. Брат едет по просьбе матери искать своего девятнадцатилетнего брата - красноармейца, командира эскадрона, а находит всадника, у которого вместо лба и волос на голове "красный венчик с желтыми зубьями - красная корона".

Старший брат сходит с ума от увиденного, его мертвый брат преследует.

Булгаков показывает художественную историю болезни, которая разрушает потрясенное человеческое сознание.

В "Китайской истории" - "страшной истории", реалистически показана история китайца Сен-Зин-По, чье призвание в жизни убивать людей, он "виртуоз" своего дела. Почти до самой смерти он стремился как можно больше убить. Но перед смертью он увидел свою Родину, все то, что видит "жалкий осколок общечеловеческих ценностей", а не бог.

Кроме темы гражданской войны в произведениях Булгакова поднимается тема судьбы русского интеллигента. В "Записках на манжетах", он четко обозначил свой авторский принцип: "Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну". Здесь же он высказывает идею защиты русской классики, которую в 20-е годы "вымели" из литературы. Он обращается к Пушкину, Гоголю, Чехову, Толстому, восхищается их наследием.

"Записки на манжетах" - это повествование о честном интеллигенте, сумевшем выстоять в трудную и опасную эпоху перелома и найти свое место в новой жизни и в литературе, не поступившись высокими идеалами классической культуры.

Тему русской интеллигенции в революции Булгаков затем продолжит в романе "Белая гвардия", в пьесах "Бег" и "Дни Турбиных".

После войны Булгаков много времени проводит на сельскохозяйственных выставках, в студенческих общежитиях, в МУРе, в магазинах, детских коммунах. Его внимание привлекают изменения в будничной жизни. Он, как и многие другие писатели, пишет репортажи, которые наиболее правдиво отражают действительность. Одним из таких репортажей является очерк "Столица в блокноте", где показано строительство новой Москвы, в которой господствует бог Ремонт. Он не скрывает недостатков новой жизни, рассказывает о "мыслящей интеллигенции", которая считает "модным ходить зимой в осеннем". Показывает "спецов", которые, пользуясь доверчивостью неискушенных работников учреждений, берут большие деньги, не оставляя расписки, в надежде "облапошить" простофиль. Но Бутырка ждет этих простофиль и т.д.

В этом очерке автор радовался не только тому как возникает порядок в различных сферах жизни, но и бичевал недостатки, беспорядок и бесхозяйственность.

В конце звучит гимн порядку. (Чтение отрывка)

Таким образом, рассмотрев лишь несколько рассказов М. Булгакова мы можем сказать, что он внес большой вклад в развитие "малой прозы" в 20-х годах. Его произведения различны по тематике и жанру. Все это впоследствии скажется в произведениях большого объема.

Рекомендуемая литература:

  1. Петелин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. - М., 2000.

  2. Сахаров В.И. Сатира молодого Булгакова \\ Булгаков М. Ханский огонь. Повести и рассказы. - М., 1988.

  3. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. - М.,1996.

  4. Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова. - М., 1988.

4. Доклад учащегося о творчестве Пильняка. Новелистика.

Еще одним представителем этого периода в литературе является Борис Андреевич Вогау, литературный псевдоним Борис Пильняк. Он долгое время находился в забвении и лишь сравнительно недавно, в середине 80-х годов, его имя стало появляться на страницах книг и журналов.

Пильняк писал новеллы. В них герой боролся с условностями, искал свое место, осмысливая происходящее. Жизнь в его художественном мире всегда связана с поисками духа и буйством плоти, с движением и обновлением, в том числе и через горечь потерь. Он верил в силу России, в то, что пройдя "сквозь смуту, голод и муть", она "уйдет отсюда новой. Залог тому - устойчивость и жизнестойкость природного мира, в котором над смертью торжествует жизнь"[64, 13].

Во всех произведениях писателя присутствует природа. Порой о ней говорится коротко, но очень ярко, пронизывающе. Его интересует внутреннее ее содержание, а не внешнее проявление. Природа, по мнению Пильняка, дает нам самый важный урок - урок жизни. В новелле "При дверях" дано следующее описание: "Ночь. Мрак синий. Снега. Звезды. Безмолвие". И все. Но зато как емко.

В его творчестве звучит тема русского интеллигента, его права быть свободным и честным. Эта тема звучит в рассказах "Земское дело", "Защитите" и других. На страницах его произведений бушуют метели, но не просто метели, а революционные. Он считает, что революция - это стихия. Историческое оправдывается природным. Для одних стихия - это гибель, для других - радость. В рассказе "Метель", герой выбегает на улицу и восклицает: "Какая метель! Как хорошо - как хорошо!" Он отдает себя ей. Метель это символ революции.

Затем в его творчестве появляется другой символ - волки, но не волк одиночка, который подлежит уничтожению, как в рассказе "Поземка", который стал позднее частью повести "Чертополох". Рассказ о волках, повесть о революции. В "Поземке" вожак стаи уходит чтобы отомстить людям за смерть подруги. Убив человека, он возвращается, и стая разрывает его в клочья. В повести погибает героиня - Ксения Ордынина: красавица - чекистка, живет любовью и смертью, допрашивает и расстреливает. Она зеркальное отражение волка, убившего её и гибнущего подобно ей.

Романтика революции в глазах Пильняка теряет свое оправдание природностью ("стихия не мыслит") приобретает слишком мрачный тон.

Со временем в творчестве писателя появляется новый мотив - "человеческий ветер, который приходит на смену метели в природе и истории. В новеллах "Жулики", "Верность", "Человеческий ветер" он поднимает нравственные вопросы. Он отходит от мысли, что прошлое таится во времени и пространстве. Возникает другая - прошлое сокрыто в самом человеке.

В рассказе "Жулики" он подчеркивает, что человеку не доверяют, что он внутренне, не по приказу, а по убеждению может быть честен; вот он и теряет честность. Главная героиня новеллы размышляет о счастье и несчастье, о людях и о себе. Она приходит к выводу, что "жизнь человека - большая обязанность; никак не в его воле, всячески связанная…"

Пильняка обвиняли в том, что он чересчур открыто говорил о человеческих отношениях, о потере нравственного идеала. Это относится к рассказу "Верность". Это рассказ о любви, возникшей мгновенно, опережая знакомство, на тайной явке, и, как оказалось, единственной и пронесенной через десятилетия.

В 1905 году Они встречаются и проводят одну незабываемую ночь, а потом теряют друг друга из виду. Лишь через 20 лет Она и Он случайно встречаются и юношеское чувство вспыхивает новым огнем. Оставив свои семьи, они живут вместе. Ей 38, ему 40. Они забывают о 20 годах прожитых в разлуке. У них рождается сын - плод их любви. И они понимают только сейчас (хотя у них есть дети), что "Любовь есть рождение, ибо человек пришел родившись, родить и умереть", а это лишь возможно в настоящей любви, которую они пронесли сквозь года.

Таков Пильняк. Он делал то, что доступно ему: доказывал право человека быть сегодня таким, каков он есть, чтобы завтра стать лучше, чтобы в сегодняшнем рассказе родилось свечение, согревающее завтрашний день. Все это он рассматривал с психологической, человеческой точки зрения.

Рекомендуемая литература:

  1. Новиков В. творческий путь Б. Пильняка \\ Пильняк Б. Избранные произведения - Л., 1979.

  2. Шайтанов И. Метафоры Б. Пильняка или история в лунном свете. - М., 1994.


  1. Доклад о творчестве Зощенко - сатирика.

Иная концепция человеческой жизни звучит в творчестве Михаила Зощенко.

Будучи участником двух войн, исходивший сотни лорог, перепробовавший более десяти мирных профессий, он знал о жизни и людях не понаслышке. Он писал не для избранного круга, а для широких масс, духовно обобранных, обездоленных в социальных условиях прошлой жизни.

Он ввел в литературу новый, социальный персонаж и обратил внимание общества на его жизнь - мелкую, никчемную, пустяковую, но все же человеческую жизнь!

Рассказ "Человека жалко" может стать эпиграфом ко всему его творчеству. Он смеялся над ничтожностью забот своих героев, но смех этот был очень горек, потому что в обыденной жизни людей нет ничего ничтожного - все нужно, все важно.

Зощенко высмеивал не самого человека, а "печальные черты" в человеческом характере. Он делал собирательный тип героя, т.к. считал, что у нас нет мещанства как класса.

Его героям не чужды попытки "проникнуть в суть явлений" и понять - "для чего человек существует или существование его червяковое и бессмысленное". Он пытается размышлять над вопросами "Для чего существует человек? Есть ли в жизни у него назначение, и если нет, то не является ли жизнь бессмысленной?"

Зощенко исследует отдельную человеческую личность, а главное те слои сознания, которые относятся к природе человека.

Так, например, в рассказе "Беда" мужик из деревни Гнилые прудки два года копил деньги на лошадь, отказывая себе во всем, а пропил эту лошадь за два дня. К сарказму в рассказе примешивается жалость к темному, дикому человеку.

А в рассказе "Жених" главный персонаж задавлен нищетой, у него ярко проявляются психологические черты негодяя. Не вовремя умирает жена. В хозяйстве нужны женские руки. Он ищет невесту и быстро сватается к другой. Но по дороге домой он понимает, что эта женщина хромая, следовательно, хозяйка неполноценная. И он бросает ее посреди дороги вместе с её имуществом.

Егор Басов (герой рассказа) лишен человеческих качеств. В нем отчетливо проявляются черты вселенского мещанина. Купля-продажа, собственная выгода, и все это низведенное до полного примитива, - вот это настоящий "зощенковский герой".

Зощенко показывает мещанство со всех его сторон: экономической, моральной, философской. Почти во всех рассказах оно наступает, активно действует, лишь в некоторых автор показывает жертв этого мещанства. Например, в рассказе "Собачий нюх" собака-ищейка разоблачает всех зевак, указывает на всех как на преступников, и все признаются в своих грехах. Агент, хозяин собаки, смеётся над всеми, но в конце оказывается, что и он не чист на руку.

Сатира Зощенко очень едкая, но в то же время в ней звучит горькое сожаление о том, что творится с людьми. Их мещанство, ханжество, эгоизм не могут дать хороших результатов, они ведут к деградации личности.

Рекомендуемая литература:

  1. Молдавский Д.М. Михаил Зощенко. Очерки творчества. - Л., 1977.

  2. Томашевский Ю. Рассказы и повести М. Зощенко \\ Зощенко М. Собрание сочинений: В 3 т. - Л., 1986 - Т 1.

  3. Чудакова М. Поэтика Зощенко. - М., 1979.


  1. Слово учителя

Такие разные и, в то же время, такие близкие ноты звучат в произведениях "малых жанров" 20-х годов. Каждый писатель по своему смотрел на мир, через призму своего сознания открывал своему читателю современный ему мир. И Горького, и Булгакова, и Зощенко, и Бабеля, и Вересаева и многих других писателей волновала судьба человека. Именно писатели, как уже было доказано не раз, через литературу формируют представления об истории. В их произведениях скрываются события, которые рушат многие мифы. В наш век, когда по новому смотрят на прошлое, по новому интерпретируют творения великих мастеров на арену выходят события, герои, о которых ранее умалчивалось или же их позиции понимались неправильно, или же старались не замечать, опускать то, что противоречило советской идеологии.

Но произведения были, есть и будут. На примере "малой прозы" мы увидели как разнообразна была тематика того времени, рассмотрели специфику "малых жанров". Не менее разнообразны были и произведения большего объёма - романы и повести - о которых мы поговорим на следующем уроке.

  • В начале урока я просила вас подумать и ответить на вопрос: Почему, несмотря на все запреты, русские писатели, на свой страх и риск, писали правдиво, ничего не скрывая под идеологической маской?

  1. Итог урока. Выставление и комментирование оценок.

  2. Домашнее задание:

  1. Индивидуальные доклады.

  2. Письменно ответить на вопрос: « Какова роль "малой прозы" в русской литературе 20-х годов XX века?»


© 2010-2022