- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Паламарчук И.А. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Паламарчук Ирина Александровна
Заместитель директора по УВР МБОУ«Лицей №174», учитель русского языка и литературы высшей категории
Технологическая карта урока русского языка
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет
Русский язык
Класс
5Б
Тема и номер урока в теме
Двоеточие после обобщающего слова.
1 урок в теме.
Предметная программа и её автор
Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.М.Разумовской.
М.: Дрофа, 2009г.
Цель урока
Деятельностная: Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательная: Формировать навык нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знака препинания при нём, уметь графически обозначать обобщающее слово, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Тип урока
Урок «открытия» нового знания.
Необходимое оборудование
-
1.Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ М.М.Разумовская, Львова С.И., Капинос В.И., и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. - М.:
Дрофа, 2012.-317с.
-
Презентация к уроку «Обобщающие слова при
однородных членах предложения ».
3. Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки.
4. Проектор, компьютер.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап
урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Название используемых ЭОР, гиперссылка
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
Мотивация к деятельности
Включение обучающихся
в деятельность
Подготовка класса к работе.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят
1.Заготовки для эмоциональной оценки.
2.drofa.ru/Приложение к учебнику Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ М.М.Разумовская, Львова С.И., Капинос В.И., и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. - М.:
Дрофа, 2012.-317с./параграф 61.
2 минуты
Актуализация и пробное учебное действие
Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.
Организует повторение знаний, закрепление умений, используя презентацию.
Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:
1.Дуб, берёза, дерево, липа
2.Стол, стул, мебель, шкаф
3.Зима, весна, лето, время года
Презентация к уроку
«Обобщающие слова при
однородных членах предложения ».
5 минут
Постановка цели и учебной задачи
Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем).
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
Создает проблемную ситуацию
-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению (обобщающим)?
- Составьте устно предложения, используя данные слова?
- Что вызвало затруднение?
- А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?
-Какой знак препинания вы поставите?
- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?
-Сформулируйте проблемный вопрос и сравните его с формулировкой в учебнике на странице 174.
Инструкционные карты
3 минуты
Выявление места и причины затруднения
Постановка целей учебной деятельности
Составляют план достижения цели.
На основе материала учебника
делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм :
-
Найду в предложении однородные члены.
-
Определю, есть ли обобщающее слово.
-
Выберу нужный знак препинания.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
1. Учитель предлагает понаблюдать над материалом упр. 484:
- Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере. -Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?
-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами?
- Как в нём используются знаки препинания?
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
-Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 174.
Презентация к уроку
«Обобщающие слова при
однородных членах
предложения ».
5 минут
Первичное закрепление
Усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
1.Работают с учебником (упр.487) в группе. Находят однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слово, устно отвечают на вопрос о стиле, в котором могут использоваться данные предложения. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.
2. Работают в паре, выполняя упр. 485.
Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: времена года, растения, писатели, созвездия, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Учитель организует физкультминутку.
Инструкционные карты, информационные листы,
листы самооценки
10 минут
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
Самостоятельная творческая работа по составлению предложений (по выбору - дифференцированная работа):
1. По картинам Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты» составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
2. По слайду, на котором изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки, составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения;
3.По предложенным обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения.
Организует деятельность по применению новых знаний
Презентация к уроку
«Обобщающие слова при
однородных членах
предложения ».
15 минут
Рефлексия деятельности
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
-
Какую цель ставили?
-
Удалось достичь поставленной цели?
-
Каким способом?
-
Какие получили результаты?
-
Что вызвало особые затруднения?
-
Где можно применить новые знания?
-
Называют ключевые слова темы.
Поднимают тучку (синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся
( упр.488).
1.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить все разборы.
2.Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить 2 разбора на выбор.
3.Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Выполнить 1 разбор на выбор.
Презентация к уроку
«Обобщающие слова при
однородных членах
предложения ».
Инструкционные карты,
листы самооценки,
заготовки для эмоцио-
нальной оценки
5 минут
2