Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Двоеточие в БСП

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» сделана в соответствии с требованиями технологии проблемно-диало-гического обучения и ФГОС второго поколения. При проведении урока предполагается исполь-зование компьютера и экрана, хотя дидактические материалы можно и распечатать для каждого ученика. Урок разработан в соответствии с требованиями программы «Школа 2100», но может быть  проведен учителями, работающими по любой другой програ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка
по учебнику «Русский язык», 9-й класс.
Авторы:Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Е.С.Барова, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва


Работа выполнена группой учителей МБОУ «Гимназия №41» и «СОШ №43» г. Новоуральска


Тема

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цель темы

Выявить условия постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения, начать формирование пунктуационного навыка - разделять двоеточием части БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Понимание учащимися отделительной функции пунктуационного знака «двоеточие», знание условий постановки этого знака в БСП, закрепление навыка анализа смысловой связи между частями сложного предложения и выбора соответствующего знака препинания.

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, мобилизация внимания, проявление интереса к изучению темы, проявление уважения к окружающим.

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, самоконтроль и самооценка.

Познавательные: самостоятельная постановка и формулирование проблемы, формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

развивать навыки исследовательской деятельности; смысловое чтение.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью

Основные понятия

Двоеточие, бессоюзное сложное предложение, интонация пояснения

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература, речь и культура общения

Работа в парах

Фронтальная

Учебник

Раздаточный материал

Презентация учителя по теме «Двоеточие»

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап. Организационно-мотивационный

Приветствует учеников. Включает их в деятельность

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме

Слушать учителя, одноклассников, строить высказывания

Включение в учебную деятельность, прогнозирование содержания урока

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания

2-й и 3-й этапы. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Выявление места и причины затруднения.

Организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания:

проводит языковую разминку, цель которой актуализировать знания учащихся о постановке двоеточия в простом предложении и предложении с прямой речью;

организует фиксацию затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия ;

выводит учащихся на самостоятельную формулировку темы и цели урока.

Записывают предложение. Делают пунктуационный разбор. Составляют предложение с прямой речью, делают его схему.

Читают предложенный учителем рассказ, определяют его тему, главную мысль, смысловую связь с записанным ранее высказыванием.

Анализируя языковой материал, сталкиваются с затруднением в объяснении постановки двоеточия,

Фиксируют во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, которых недостает для решения исходной задачи;

формулируют тему и цель урока

Осуществлять актуализацию полученных знаний.

устанавливать причинно-следственные связи;

формулировать проблему, определять цель урока; планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

Диалог с автором рассказа

Понимание, оценивание явной и скрытой информации текста, формулирование и обоснование собственной точки зрения.

Проводят самоконтроль правильности выполнения заданий.

Принимают решения и осуществляют выбор учебной и познавательной

деятельности.

Осуществлять самоконтроль, находить возможные ошибки и исправлять их.

Прогнозирование.


4-й и 5-й этапы. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

Организует коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.


Анализируют выбранные предложения. Определяют смысловые отношения между частями БСП

Смысловое чтение;

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез




Диалог с партнёром в паре

Взаимодействие в парной работе ,умение с достаточной полнотой и убедительностью выражать свою точку зрения и обосновывать её.

Взаимодействие в паре, умение находить общее решение, владение устной речью.

Осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль





Принимать и осуществлять учебную задачу



6-й этап. Первичное закрепление нового знания во внешней речи

Фиксирует изученное учебное содержание во внешней речи

Знакомятся с содержанием задания, выполняют его в тетради, выделяют новую информацию, осмысливают ее, высказывают варианты решений

Анализировать и осмысливать текст задачи, , извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем , строить логическую цепочку рассуждений

Выслушивают варианты ответов одноклассников

Умение слушать друг друга, достаточно полно и точно выражать свои мысли

Оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный, делают вывод, уточняют предложенные варианты решения, устраняют пробелы

Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию

7-й этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу с проверкой по эталону в учебнике

Выполняют самостоятельную работу

Смысловое чтение: выделение микротем, определение ключевых слов.

Взаимодействуют с соседом по парте

Уметь представлять информацию в письменной форме

Проверяют работу напарника по эталону, анализируют и исправляют ошибки

Уметь анализировать степень усвоения нового учебного материала на основе сопоставления решения с эталоном для самопроверки, уметь производить коррекцию работы

8-й этап. Включение в систему знаний и повторение

Предлагает задания на отработку навыков использования нового содержания совместно с ранее изученным

Самостоятельно и коллективно решают задачи

Воспроизводить информацию в различных формах

Контролируют действия партнера, развивают умение ясно выражать свои мысли

Слушать собеседника, высказывать свою точку зрения

Выслушивают и оценивают предложенные варианты ответов, приходят к единому способу решения

Уметь обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять самоконтроль

9-й этап. Рефлексия деятельности на уроке

Фиксирует новое содержание, изученное на уроке;

координирует действия обучающихся по самооценке деятельности на уроке.

Фиксирует неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Задает домашнее задание

Отвечают на вопросы учителя

Уметь подводить итоги

Отвечают на вопросы учителя

Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме

Осуществляют самооценку

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь оценивать правильность выполнения действия




© 2010-2022