Урок по развитию речи Письмо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока развития речи в 5 классе

по теме «Письмо»


Цели:

  1. Познакомить учащихся с жанром «письма», его видами и структурой.

  2. Обогатить речеведческие знания учащихся.

  3. Совершенствовать речевую деятельность (говорение, слушание, чтение, письмо).

  4. Воспитывать интерес к написанию писем.

Оборудование: письма в конвертах, опорные конспекты.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Разминка.

- Скажите, пожалуйста, чему вы обучаетесь на уроках риторики?

- Совершенно верно, вы учитесь правильно говорить и красиво излагать свои мысли. В этом вам помогают не только различные упражнения, но и речевая гимнастика.

- Кто знает, что это такое «РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА»?

- Сейчас мы с вами как раз и проведём такую необычную гимнастику. А для начала дадим определение. Это такая гимнастика, которая включает в себя упражнения для речевого аппарата и дыхания. А что относится к речевому аппарату?

- Правильно, язык, губы, нёбо, зубы, гортань, лёгкие… давайте сначала выполним одно упражнение для дыхания. От него зависит громкость, чистота и выразительность нашей речи.

Упражнение «Дровосек». Встать. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Двумя руками берём топор, поднимаем его над головой, одновременно легко и глубоко вздыхаем и с коротким полным выдохом через рот, опуская руки вниз, делаем наклон вперёд. Всё повторить четыре-пять раз.

Упражнение «Балоболка». Слегка высунуть кончик языка на середину губ и быстро перемещать его от одного уголка рта к другому.

- Вам понравились эти упражнения? Можете выполнять их не только на уроках, но и дома. (Раздаётся стук в дверь. Входит Почтальон.)

3. Определение темы и целей урока.

Почтальон. Здравствуйте, ребята. Это 5 «Б» класс? Очень хорошо, тогда у меня для вас есть кое-что. Отгадайте, что я вам принёс:

Из-за тридевять земель

Мчит бумажный Журавель.

Мог бы он лететь и дальше,

Но нырнул в почтовый ящик.

Дети хором кричат отгадку.

Почтальон. Верно, в отгадали, поэтому получите и распишитесь. А я пойду дальше, у меня ещё много писем. До свидания!

- Давайте мы с вами прочитаем это письмо и посмотрим, кто нам его написал.

«Здравствуйте, уважаемый начальник рынка. Пишет Вам письмо пес Шарик, проживающий в деревне Простоквашино. Передаю Вам приветы от дяди Федора, кота Матроскина, галчонка Хватайки, трактора Мити и почтальона Печкина. В первых строках моего письма хочу немного рассказать о своей жизни. Раньше я был ничейный, неухоженный пес, но теперь я живу в хорошем деревенском доме, дядя Федор отмыл меня в реке, поэтому у меня хорошая блестящая шерсть. У нас есть корова Мурка, которая дает молоко и большой чердак с разными ненужными вещами. А теперь приступаю к своей просьбе. Уважаемый директор рынка, пожалуйста, проследите, чтобы в мясе, которое вы у себя продаете было побольше костей, потому что я их очень люблю. С приветом, пес Шарик.

P.S. А еще уберите с рынка котов, потому что я только с Матроскиным дружу, а остальных гоняю.»

- Что мы с вами сейчас прочитали? Письмо. Вот и тема нашего урока «Письмо».

4. Изучение нового материала.

- Давайте обратимся к толковому словарю и найдём там определение, что такое письмо. (Дети находят определение и зачитывают его).

-Любите ли вы получать письма? От кого чаще всего они к вам приходят? В современном мире мы, к сожалению, редко получаем письма в таком виде, в каком они всегда существовали. Сейчас мы общаемся при помощи смс, телефонов, интернета. Но раньше, когда всего этого не было, письма играли очень большую роль в жизни людей. Письма возникли потому, что людям необходимо было общение на расстоянии. Посмотрите на схему и скажите, кто такой отправитель?

ОУрок по развитию речи ПисьмоТПРАВИТЕЛЬ ПОЛУЧАТЕЛЬ

ОБЩЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ


- Кто такой получатель? Посмотрите, между отправителем и получателем происходит общение на расстоянии. Объясните, как вы это понимаете.

- По видам письма бывают самые разнообразные. Какие из них вы знаете?

  • ПИСЬМО РОДИТЕЛЯМ

  • ПИСЬМО ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЕ

  • ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО

  • ДРУЖЕСКОЕ ПИСЬМО

5. Закрепление изученного.

- У вас на партах лежат конверты с разными письмами. Давайте прочитаем их и определим, к какому виду оно относится.

Письмо №1. «Друг мой Светлана! С днем рождения, мой самый близкий человечек! С днем рождения, моя лучшая подруга! Если бы только я могла выразить все свои чувства на бумаге. Но, боюсь, всей бумаги мира не хватит, чтоб написать сколь много ты значишь для меня, и какое огромное место в моей жизни занимает твоя дружба. Пусть в этот день ты станешь самой счастливой на свете, самой желанной и любимой. Желаю тебе найти свою половинку. Пусть осуществятся все самые заветные желания. Пусть тебя всегда окружают самые дорогие люди. Валентина».

- Как вы считаете, к какому виду относится это письмо? Как вы это определили? Давайте вернёмся к нашей схеме и назовём отправителя и получателя.

Итак, это письмо поздравление. При написании таких писем мы можем использовать следующие выражения:

  • ОТ ВСЕЙ ДУШИ…

  • ОТ ВСЕГО СЕРДЦА… ПОЗДРАВЛЯЮ…

  • ГОРЯЧО…. ЖЕЛАЮ…

  • СЕРДЕЧНО…

- Для чего нужны поздравительные письма?

Письмо №2. «Привет, Алик! Спасибо за письмо. У нас холодно, поэтому я заболела. Уже два дня лежу в кровати и не хожу в школу. Скукотища! Родители целый день на работе, рядом со мной только бабушка. Кстати. До болезни я с классом сходила в ТЮЗ на спектакль «Спящая красавица». Это было супер. Нам с ребятами очень понравилась эта постановка. Знаешь, скоро наступят зимние каникулы, приезжай к нам в гости и мы обязательно сходим с тобой на этот спектакль. Кстати, как ты выступила на отчётном концерте? Удачно? Напиши. Жду с нетерпением твой ответ.

ПОКА. Марина

8 декабря 1998 года».

Кто является отправителем и получателем в этом письме? К какому виду оно относится? Правильно - дружеское. Сравните тексты двух писем. Что между ними общего? (структура).

- Вспомните, из каких частей состоит любой текст? Так вот письмо - это тоже текст, в нём мы можем увидеть эти же части, только к ним добавлены ещё другие. Посмотрите на схему.

  1. ОБРАЩЕНИЕ, ПРИВЕТСТВИЕ.

  2. ВСТУПЛЕНИЕ.

  3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  5. ПОДПИСЬ И ДАТА НАПИСАНИЯ.

- Найдите все эти части в письмах, которые мы прочитали. (Самостоятельная работа в группах). А теперь перечислите то, что вы нашли.

- Давайте обратимся ещё к одному письму.

Письмо №3.

«Привет, бабуля! Я тебя очень люблю. Приезжай к нам в гости почаще. Пока.

Недавно я ходил на рыбалку вместе с папой. Мне удалось поймать большую щуку. Даже папа удивился. Мама нам сварила с ней вкусную уху и постряпала пирог.

Пишет тебе твой внучок Петенька».

- Заметили ли вы что-нибудь необычного в этом письме? Давайте исправим его в соответствии со структурой письма.

6. Подведение итогов. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями сегодня. Давайте вспомним ещё раз, что такое письмо? Какие бывают письма? Из каких частей состоит письмо?


  1. Домашнее задание. Написать письмо любого вида.





Приложение. Можно использовать и другие варианты писем.

Урок по развитию речи Письмо

Урок по развитию речи Письмо


© 2010-2022