Цикл уроков В. Г. Короленко Дети подземелья

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт чтения произведении, затрагивающих сложные социальные и нравственные проблемы ("Житие Сергия Радонежского", "Детские годы Багрова - внука" и т. п.), поможет учащимся освоить повесть "Дети подземелья" В. Г. Короленко.

Повесть Короленко - одно из лучших произведений о детской дружбе в классической литературе XIX века. Открывая для себя подлинный смысл взаимоотношений Васи, Валека и Маруси, учащиеся поймут, как важны в дружбе взаимопонимание и помощь, как окрыляют забота и поддержка друзей в трудную минуту, как тяжело быть одиноким.

Именно дружба с детьми Подземелья помогла Васе почувствовать уверенность в жизни, понять, что он нужен другим, а затем обрести доверие и уважение отца. Преданность и любовь мальчика к нищим детям, в свою очередь, были крайне необходимы им в период тяжелых жизненных испытаний.

Серьезное, ответственное отношение героев повести друг к другу, взаимная сердечность и доброжелательность, обрисованные автором с тонким пониманием детской психологии, имеют большое воспитательное влияние на школьников. Тема детской дружбы в произведении - тема Социальная, и это становится определяющим при изучении повести в школе.

Не менее важно образовательное значение повести. К этому времени дети легко осваивают сюжетную сторону произведения, и события повести вполне доступны им при самостоятельном чтении. Задача учителя - исходя из художественного своеобразия повести; обратить внимание пятиклассников на сложность психологических состояний героев, на мотивы их поступков. Именно в переживаниях литературных героев наиболее полно проявляются их положительные или отрицательные качества, яснее видны мотивы поступков. Выявление чувств и переживаний героев, которые редко замечаются учащимися этого возраста, требует специального внимания учителя и его постоянного руководства.
В этом отношении "Дети подземелья" - особенно значительное произведение в курсе V класса. Своеобразие творческой манеры Короленко в том, что он не только передает эмоционально психологические состояния героев через внешние признаки поведения (действия, жесты, мимику, интонацию), но и прямо называет, подробно характеризуя, чувства и переживания персонажей. Такой способ выражения психологии героев, когда автор объясняет эмоциональный подтекст, значительно облегчает процесс восприятия пятиклассниками душевного мира героев



















Можно предложить примерно следующее распределение материала по урокам:

№ Уроков

Распределение материала по урокам

Основное содержание урока

1-й урок

Главы: I. Развалины.

1. Изображение обстановки, в которой живут и действуют герои


Ц . Я и мой отец.

повести. Работа над описанием.

2. Отношения, сложившиеся между Васей и его отцом после смерти матери. Выявление характерных особенностей изображения внутреннего мира героев у Короленко.

2-й урок

Главы:

Ш. Я приобретаю новое знакомство. IV. Знакомство продолжается.

1 Душевные качества детей, способствующие возникновению взаимной симпатии.

2. Основы крепнущей дружбы. Усвоение понятия "портрет в художественном произведении"

3-й урок

Главы:

V. Среди "серых камней".
VI. На сцену является пан Тыбурций.

  • Изменения, происходящие в сознании Васи под влиянием новых друзей и обстановки их жизни.

  • Знакомство Васи с "замечательной личностью" - Тыбурцием Драбом.

•1-й урок

Главы:
VII. Осенью.
VIII. Кукла. .
IX.Заключение.

  1. Помощь Васи семье Тыбурция.

  2. Отношения, сложившиеся между Васей и его отцом после прихода Тыбурция в дом судьи

5-Й урок

Урок обучающего сочинения.

На первом уроке, приступая к изучению повести "Дети подземелья", учитель прежде всего расскажет о его авторе, человеке необычайной душевной красоты. В классе можно прочитать статью о Владимире Галактионовиче Короленко, помещенную в учебнике.

До начала работы над повестью "Дети подземелья" школьники прочитают ее дома. Произведение всегда вызывает большой интерес школьников и глубокий эмоциональный отклик. Действительно, трудно найти пятиклассника, которого не увлекали бы приключения Васи, кто оставался бы равнодушным к страданиям маленькой Маруси, не сочувствовал бы горькой грусти Валека.

Предлагая учащимся вопрос: "Какие эпизоды повести вас особенно взволновали и почему?", преподаватель рассчитывает на то, что школьники мысленно обратятся к событиям повести, вспомнят и поделятся с товарищами своими впечатлениями. При этом нельзя ждать от детей последовательного изложения глав, требовать подробных пересказов. Они вспоминают какое-то одно, наиболее тронувшее их событие, вызвавшее острое переживание, радостное или грустное. Например:

"Мне понравилось, как Вася, стоя в часовне, очень боялся, но не трусил", "Мне понравилось, как отец положил руку на плечо Васи после прихода Тыбурция. Он его никогда не ласкал, а тут вдруг погладил", "Мне было жалко, когда умирала Маруся", "Мне понравилось, когда Тыбурций схватил Васю, а Вася очень смешно топал в воздухе ногой" и т. д.

Это не значит, что все остальное прошло мимо ребят, но в произведении всегда есть моменты, которые, в зависимости от душевного склада ребенка, его /Жизненного опыта, читательских возможностей, оставляют в кем наиболее яркий след.

Ученики охотно отвечают на первую часть вопроса, вторая же вызывает у них затруднения. Объяснить, почему живо помнится и волнует тот или иной эпизод в произведении, значительно сложнее. Учитель может не настаивать на полном ответе, если это связано не с естественным желанием школьника высказаться, а с вынужденной необходимостью отвечать.

Поставленный вопрос позволяет учащимся вспомнить и еще раз пережить прочитанное, а преподавателю ввести своих воспитанников в атмосферу произведения, детальное изучение которого начинается уже на первом уроке.

Словеснику важно не только дать возможность школьникам поделиться своими непосредственными впечатлениями о прочитанном. Задача урока значительно сложнее: нужно, чтобы ученики осмыслили описание (в данном случае описание Княж-городка) как значимый художественный прием, с помощью которого автор создает необходимый для всего повествования эмоциональный фон; важно, чтобы, начиная с первого урока, обогащались и углублялись представления пятиклассников об авторе-рассказчике. Наконец, необходимо в процессе анализа отношений, сложившихся между Васей и отцом после смерти матери, заострить внимание ребят на особенностях психологического письма у Короленко.

Первые две главы читаем в классе. Эти главы трудны для восприятия пятиклассников, так как лирический пейзаж и описания психологического состояния героев занимают в них большое место.

После чтения главы I предлагаем школьникам ответить: От чьего имени ведется рассказ? Знают ли они произведения, где повествование ведется от лица участника событий? Как относится рассказчик к обездоленным? Какое настроение создает описание города, предпосланное рассказу о происшедших событиях?

Учащиеся уже знакомы с произведениями, в которых события излагаются от первого лица ("Детские годы..."), поэтому жанр "детей подземелье' - "Из детских воспоминаний моего приятеля" - не вызовет у них особых затруднений. Однако учитель обратит их внимание на то, что это воспоминания уже взрослого человека, который, только основываясь на большом жизненном опыте, смог оценить с психологической глубиной то, что случилось с ним в детстве. Переживания рассказчика, его непосредственное отношение к изображаемому придают лирический тон всему рассказу. Преподаватель предлагает детям подумать, какое настроение возникает, когда знакомишься с описанием городка Княжье Вено.

В III - IV классе внимание учеников обращалось на различные описания: картины природы, внешность людей, окружающая обстановка. Уже в то время учитель стремился, чтобы дети осознали те или иные описания как необходимые компоненты произведения, помогающие понять особенности и характеры изображаемых персонажей, их чувства и переживания. В V классе работа продолжается и усложняется введением таких теоретико-литературных понятий, как портрет и пейзаж.

Обращаясь к описанию Княж-городка, учащиеся сразу же замечают ряд художественных деталей, которые создают тягостное, удручающее настроение: лучшим архитектурным украшением города была тюрьма; город раскинулся над сонными, заплесневевшими прудами; всюду были серые заборы с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками; мост кряхтел и шатался, точно дряхлый старик; вонь, грязь; кучи ребят, ползающих в уличкой пыли.

Такая атмосфера не располагает к радости, беззаботным мечтаниям. Она настраивает читателя на грустные размышления, заставляет задуматься, создает необходимую тональность, благодаря которой становятся понятней чувства Васи, его отношение к беднейшим обитателям города.

Учитель поможет школьникам более глубоко осмыслить сложившееся у них первое представление об авторе-рассказчике, который в повествовании выступает в лице Васи. Эффективным приемом активизации представлений учащихся в данном случае является обращение к их жизненным представлениям.

Напомним детям, что первое впечатление о человеке складывается не только на основании его внешности, поступков, но и того, каким видит он мир, что в жизни, в окружающих его людях он одобряет, считает правильным и против чего протестует, что вызывает его неприязнь. Именно отношение к людям, к различным жизненным явлениям как ничто иное характеризует "профиль" души человека. Соотнося сказанное с повестью, обратим внимание учеников на то, как отзывался Вася о "хозяевах" замка и тех, кто был выгнан оттуда. Дети замечают, что Вася сразу же становится на сторону тех, кто кажется ему слабым и обиженным. Он возмущается холодной жестокостью Януша и его армии красноносых старцев и безобразных старух, старых ведьм, которые с криком и руганью, угрожая кочергами и палками, изгоняли из замка своих несчастных сожителей, беднейших из бедняков.

Мальчик горячо сочувствует изгнанникам, постоянно называет их несчастными: "несчастные темные личности", "несчастные изгнанники", "несчастливцы".

Именно такое представление о Васе поможет школьникам разобраться во втором вопросе, предлагаемом для работы на уроке, - об отношениях, сложившихся между Васей и отцом после смерти матери. Для пятиклассников это сложный вопрос, и нужно постепенно, шаг за шагом, осторожно и тонко вводить их в мир человеческих отношений, учить понимать бесконечное разнообразие оттенков чувств, тогда мы не будем иметь скупых, односложных ответов типа: "Отец относился к Васе плохо, потому что Вася забыл свою мать" или: "Вася боялся отца и всегда убегал из дома".

После чтения главы II подводим учашихся к пониманию этих отношений при помощи более узких вопросов, например "Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына? Какими в действительности были Вася и его отец? Какое отношение вызывают у нас эти люди?" Прежде всего отмечаем, что отец Васи всегда казался мальчику суровым человеком. После же смерти матери лицо его стало еще более угрюмым. Слова «угрюмый», «суровый», «строгий» постоянно сопутствуют представлениям Васи об отце. Попытки судьи найти общий язык с сыном, сблизиться с ним не увенчиваются успехом, потому что замкнутость, самоуглубленность отца, его недоверие и равнодушие к сыну не располагают к откровенности такого чуткого и легко ранимого ребенка, как Вася.

В свою очередь отец Васи, на лице которого постоянно лежала суровая печать неизлечимого горя, воспринимал сына как черствого и бездушного ребенка, который легко примирился с потерей и отдавал свое время беззаботным играм с такими же сорванцами, каким был сам. Именно это заставило поверить

судью в сложившееся о Васе мнение как о бродяге и негодном мальчишке. И он отворачивался от сына "с досадой и болью".

  • Можем ли мы согласиться с таким мнением о Васе? - спросит учитель. - Если нет, то попытайтесь доказать противное.

  • Вася жалеет тех, кого обижают, - высказываются дети.

  • Он очень любит свою мать. Он все время вспоминает ее нежные руки, грустные глаза. Он помнит, какой ласковой и любящей была его мать.

Нужно обязательно еще раз в классе перечитать воспоминания Васи о матери и сказать ребятам, что человек, который так бережно и трепетно хранит в душе светлую память о самом близком существе на земле, не может быть плохим.

  • Вася и своего отца любит, - продолжают защищать героя пятиклассники. - Ему хотелось, чтобы отец обратил на него внимание, приласкал, вместе с ним разделил горе. Вася жалел отца, сердце его "загоралось жалостью и сочувствием". Увидев однажды, что отец рыдает, Вася выбежал к нему, но был остановлен холодным вопросом "Что нужно?". Такое отношение отталкивало Васю, он замыкался в себе, горько плакал 'от досады и боли".

На практике часто случается, что учащиеся, рассказывая с глубокой симпатией о Васе, отрицательно отзываются о его отце, обвиняя того в плохом отношении к сыну. Такое восприятие характера судьи слишком прямолинейно и несправедливо: оно не раскрывает особенностей этого глубоко несчастного, сурового, но кристально честного и справедливого человека.

Вот почему, разбирая взаимоотношения Васи с отцом, важно не только остановиться на Васиных переживаниях, но и обратить внимание школьников на то, как тяжело было и отцу Васи переносить смерть любимого человека, каким одиноким он себя чувствовал. Подавленный внутренними переживаниями, отец не мог понять, как можно смеяться, затевать шумные игры. Это вызывало в нем раздражение и неприязнь к сыну, он и не подозревал о сложных чувствах Васи.

На основании работы, проведенной на первом уроке, у пятиклассников складывается представление о Васе как о человеке отзывчивом, чутком, понимающем чужие переживания, стремящемся помочь другим. Вася сразу же располагает к себе школьников, вызывает их интерес и сочувствие. Большое внимание, уделенное анализу психологического состояния героев, вызывает у пятиклассников сочувствие и к отцу Васи, понимание его тяжелого душевного состояния.

На дом предлагаем учащимся прочитать главы III и IV и подготовить близко к тексту пересказы1 от третьего лица на темы: "В старой часовне" и "Знакомство с детьми подземелья", вводя в свои рассказы описания природы, внешности героев, их чувств и переживаний.

На следующем уроке перед нами новые герои - "дети подземелья", жизнь и страдания которых составляют основу повести. Естественно, что на уроке очень важно поговорить о главном: каким увидел Вася Валека и Марусю? Что привлекло его в них, что было непонятным? Какие чувства вызвала в мальчике встреча с детьми? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить героев в их действиях, поступках, в отношении друг к другу. Все это не только познакомит нас с "детьми подземелья", но расширит представления о Васе, так как возникнет возможность пронаблюдать за ним в момент встречи и общения с незнакомыми людьми, а это важно для характеристики человека. Предложим школьникам пересказать те эпизоды, которые они готовили дома. Рассказывая эпизод "В старой часовне", ученики обычно кратко останавливаются на описании картин природы. Как направить их внимание, как добиться того, чтобы они почувствовали необходимость подобных описаний, которые помогают глубже воспринять героев? Зададим школьникам вопросы, с помощью которых как бы "исключаются" из текста те или иные компоненты. Такой прием "исключения" чрезвычайно обостряет восприятие. Например: "Можно ли не вводить в пересказ описаний природы? Что теряется с их исчезновением?"

Ребята отвечают, что картина природы помогает представить место, куда попал Вася со своими товарищами.

Какое настроение создается благодаря контрасту между живой прекрасной природой и полуразрушенным кладбищем?

Школьники начинают понимать, что вся эта картина Создает грустное настроение, как бы подготавливая нас к дальнейшим событиям. Васю привело на кладбище любопытство, жажда приключений, стремление познать таинственный, незнакомый мир. Но чувствительная натура мальчика сразу же поддается влиянию окружающей обстановки. Живость Васи, ощущение радости существования сменяются грустью, сознанием своего одиночества, которое он особенно чувствует, соприкасаясь С природой, созвучной его настроению. Учащиеся уже знакомы с понятием "пейзаж". Вся работа над текстом повести В.Г.Короленко помогает детям постепенно осознавать художественные функции пейзажа, его роль в произведении.
Не меньше трудностей возникает у школьников при пересказе, что пережил Вася, попав в часовню. Легко и просто ответить: "Он испугался, когда его все бросили, а потом, увидев ребят, приободрился". Но учитель не может удовлетвориться таким ответом: важно углубиться в переживания, испытанные мальчиком, тогда раскроются новые стороны характера Васи - решительность, мужество, самообладание. Именно оттенки переживаний героя постепенно выявляются детьми в их коллективной работе. Они говорят, что Вася, решительно спустившийся в часовню, вначале вздрогнул, затем ему стало жутко, он почувствовал прилив судорожного страха, когда серая сова с шумом вылетела из темного угла. Но постепенно мальчик взял себя в руки, и в тот момент, когда лицо его товарища исказилось от страха, он вскрикнул и мгновенно исчез, спрыгнув с окна, Вася скорее удивился, чем испугался. Он настолько владел собой, что сумел заметить детскую руку, схватившую таинственный темный предмет, и это окончательно придало ему силы, позволило не потерять самообладания.

Пересказ эпизода "Знакомство с детьми подземелья" не вызывает особых затруднений у школьников.

Предваряем рассказ учащихся некоторыми вопросами, которые помогут им остановиться на главном:

  • Какое впечатление произвели ребята друг на друга при первой встрече?

Опишите решающий момент в разговоре мальчиков, послуживший основой для взаимной симпатии и дальнейшей дружбы.
3. Почему Валек назвал Васю "славным хлопцем"? А чем могли Васе понравиться Валек и Маруся?
Передавая содержание эпизода, школьники говорят, что Валек знал Васю как сына судьи, считал его барчуком, недотрогой и решил проучить, чтобы тот навсегда потерял интерес к часовне. Но Васина смелость, решительность, готовность принять открытый бой понравились Валеку, и он не поднял руки на Васю.
В свою очередь Васю обрадовало появление Валека в часовне: ведь это был живой человек, а не привидение. Хотя Вася и готов был постоять за себя, но при первой же возможности избежать драки он разжал кулаки. Вася сразу же проникся симпатией к высокому и тонкому, как тростинка, мальчику с вдумчивыми глазами и к его маленькой сестренке.
Стараясь углубить возникшие у школьников представления о зародившейся дружбе между детьми, преподаватель подчеркнет, что основой этой дружбы было взаимное стремление поделиться своими мыслями, найти отклик на душевные переживания, наконец, просто почувствовать, что кто-то нуждается в тебе, ждет и радуется встрече
Учитель предложит пятиклассникам подумать над вопросом: "Что давала дружба каждому из детей?". В совместной (нзееде приходим к выводу: для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба с Васей была большой радостью жизни. Вася не только постоянно дарил им лакомства, которых они никогда не видели, но, главное, он вносил большое оживление в их скучное, безрадостное существование. Вася затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.

Девочка очень радовалась Васе и его подаркам: глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо... вспыхивало румянцем, она смеялась... Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть, сделать ловушку для птиц. Он так дорожил дружбой с Васей, что не побоялся даже гнева Тыбурция, запрещавшего посвящать кого- либо в тайну подземелья. ,

Словесник предложит своим воспитанникам сравнить внешность и образ жизни Маруси и Сони. Детальная работа над портретом1 не только поможет им лучше представить себе девочек, но и внесет дополнительные штрихи в характеристику Васи: то, как человек воспринимает других, во многом раскрывает его самого.


За эпитетами и сравнениями, характеризующими Марусю, учащиеся должны почувствовать эмоциональную силу художественного слова, увидеть взволнованность Васи, его переживания. В портрете Маруси пятиклассники легко обнаруживают наиболее важные эмоциональные элементы: бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветок, выросший без лучей солнца; ходила... плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье ее было грязно и старо; движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице.

Нужно обратить внимание пятиклассников на трогательную нежность рассказчика, которая сквозит в каждом его слове о девочке, грустное любование ее красотой (белокурые густые волосы, бирюзовые глаза, длинные ресницы), горькое сожаление о безрадостном существовании ребенка.

Соня представляла полную противоположность Марусе. Сравнивая внешний облик Маруси и Сони, которая была кругла, как пышка, и упруга, как мячик, резво бегала, звонко смеялась, носила красивые платья, школьники придут к выводу о жестокой несправедливости царивших законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей.

После проделанной работы сформулируем понятие "портрет в литературном произведении" и объясним, как велика его роль в обрисовке героя.

Начиная с литературных сказок, учащиеся постоянно вели практические наблюдения за портретом, одним из важнейших компонентов в обрисовке героев. В процессе изучения повести "Дети подземелья" создаются благоприятные условия, когда можно обобщить практические наблюдения пятиклассников, дав им формулировку теоретико-литературного понятия. Объясняя функциональную роль портрета, учитель скажет, что писатель стремится каждую черту внешности своего героя сделать говорящей, рассказывающей об особенностях его характера, чувствах и переживаниях, об условиях жизни, об отношении к нему самого автора.

Основным вопросом третьего урока является выяснение тех изменений, которые происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями. Вопрос достаточно трудный для самостоятельного решения, поэтому ответ на него школьники готовят на уроке под руководством учителя. Материалом для анализа служат главы V и VI произведения.

Начинаем работу с вопроса. "Когда и почему Вася понял смысл странных слов Тыбурция о Марусе: "Серый камень высосал из нее жизнь"?" . Вопрос направляет внимание учащихся на описание подземелья, в котором живут дети Спросим ребят: "Для чего писателем дано подробное описание подземелья? Чего бы мы не узнали, не будь этого описания?"

Прочитаем описание в классе, выделяя при чтении характерные детали, которые могут быть использованы при ответе на поставленный вопрос, а затем дадим школьникам некоторое время, чтобы они еще раз просмотрели текст.

Понимание символики серого камня как образной характеристики существовавших в стране порядков, душивших все живое, сложно для школьников, и учитель должен помочь им прийти к правильному выводу. Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и как добывают они средства к существованию.

- Что переживает Вася, узнав, что его друзья - нищие и воры? - предлагаем пятиклассникам вопрос. Для того чтобы ответить на него, полезно прочитать в лицах и разобрать диалог между Васей и Валеком, обратив особое внимание на авторские ремарки, которыми писатель характеризует интонацию каждого.

Спросим: "Почему Валек усмехнулся, услышав вопрос Васи о покупке булок? Почему в голосе Васи, когда он говорит о недопустимости воровства, слышится грустное раздумье? Почему, догадавшись о бедственном положении друзей, Вася спрашивает: "А вы разве... нищие?" - упавшим голосом?
Работа над диалогом, над каждой авторской ремаркой в отдельности поможет учащимся понять ту драму, которая происходила в душе у Васи: сын судьи, человека кристальной честности, высоких нравственных правил, Вася с раннего детства впитывал всем своим существом незыблемые нравственные истины: нельзя воровать, лгать, обижать слабых. В жизни же все оказывается сложнее: его друзья, которых он любит и уважает, являются не только нищими, но и ворами.
Важно подвести ребят к пониманию того, что этот период в формировании сознания мальчика имеет решающее значение: осудить семью Тыбурция за постыдное воровство, которым они живут, и отойти в сторону или же найти в душе оправдание их образу жизни, поняв, что к этому приводят их страшные условия жизни?

"Какое решение принимает Вася в отношении своих друзей? В какой фразе мальчика звучит это решение? Как подтверждается оно поведением Васи? Какое впечатление производит на Васю Тыбурций Драб?" - вот те вопросы, которые помогают учителю организовать дальнейший ход беседы с ребятами.

- Вася остается верен друзьям, - отвечают ученики. - Он решительно говорит Валеку, что всегда будет ходить к ним. И эти слова звучат как клятва в дружбе, которую ничто не поколеблет. Всем своим поведением Вася подтверждает свои слова: он не дает понять детям, как тяжело пережил известие об их нищенстве; он старается не подать вида, что ему неприятно пребывание в их "доме"; он мужественно переносит гнев грозного пана Тыбурция и добивается его расположения. Дружба Васи выдержала очень важное испытание. И мальчик вышел из него победителем.
Встреча с Тыбурцием оставляет большой след в душе Васи. Учащиеся должны вернуться к описанию внешности Тыбурция и обратить внимание на то, что Короленко с помощью портрета словно приоткрывает завесу над тяжелой, трагической жизнью этого недюжинного человека, в облике которого уживаются и обезьянья подвижность, и лукавство, и глубокая печаль, и острая проницательность, энергия, ум. Это поможет им понять особенности "замечательной личности", которая вызывала такой жгучий интерес у Васи.
Интересно обратить внимание школьников на тот момент разговора, когда Тыбурций, подшучивая над Васей, называет его судьей и высказывает предположение, что Вася будет со временем судить Валека.
Почему так оскорбился и рассердился Вася, услышав эти слова? - спросим учащихся. Дети отвечают: "Он обиделся, что о нем так могут подумать. Ведь Вася считал, что судят только плохих людей, виновных в каких-либо преступлениях. Валек же и Маруся с его точки зрения, ни в чем не были виновны. Он понимал, что они несчастны, но не преступны'7.
Тыбурций лестно отзывается о Васе, называя его порядочным малым, человеком, у которого в груди кусочек человеческого сердца. Эта высокая оценка и прозорливое определение дальнейшего поведения Васи ("...может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу") характеризуют не только мальчика, но прежде всего самого Тыбурция, как личность незаурядную. Этот человек с тяжелой, изломанной судьбой, опустившись на самое дно жизни в результате неравной борьбы с существующим строем и его неправедными законами, сумел сохранить лучшие человеческие черты.
Делая вывод о тех изменениях, которые происходят в сознании Васи под влиянием Тыбурция и его детей, учитель отметит, что "смутные вопросы и ощущения", волновавшие мальчика, свидетельствуют о том, что он задумывается уже не только о судьбе своих друзей, но и об окружающей жизни, где царят законы общественного неравенства, господство одних, нищета и бесправие других.
На дом предлагаем пятиклассникам подготовить устный рассказ "Последние дни Маруси" (главы VII - VIII), обратив особое внимание на те изменения, которые происходят во внешности девочки.
На четвертом уроке, разбирая главы VII, VIII, IX, постараемся охарактеризовать героев повести. Здесь особенно ярко проявится гуманный, мужественный характер Васи, окрепший в познании тех трудностей жизни, которые не под силу преодолеть его друзьям; раскроется благородство и высокая человечность Тыбурция и судьи; найдет свое трагическое завершение судьба Маруси.

Главы VII и VIII повести насыщены наиболее драматическими событиями, поэтому работа над ними должна быть особенно тонкой, чтобы не разрушить эмоционального настроя, который создается самим произведением.

Рассказывая о последних днях Маруси, учащиеся прежде всего обращаются к описанию внешности больной девочки. Важно, чтобы они проследили динамику портрета (лица, глаз, улыбки, смеха и т. д.) и поняли, что изменения деталей внешности героя часто являются свидетельством и внутренних изменений. Так, через внешние признаки портрета героини писатель изображает постепенно ее угасание. Еще совсем недавно Маруся "звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлепала по каменному полу непроворными ножонками" (глава VI), но вот стали желтеть листья, а вместе с ними начала давать о себе знать и болезнь девочки. Маруся "все худела, лицо ее все бледнело, глаза потемнели... веки приподнимались с трудом, мальчики истощали все усилия, чтобы только вызвать тихие переливы ее слабого смеха, увидеть ее грустную улыбку" (глава VII).

Наступила осень, резко ухудшилось состояние больной. Теперь она "смотрела равнодушно... большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха " (глава VIII). Только кукла смогла оживить девочку, но это продолжалось недолго. Пришло время, когда Маруся смотрела перед собой "смутным взглядом... не сознавая, что с ней происходит" (глава VIII). Обращая внимание ребят на эти изменения в портрете, мы тем самым учим их быть внимательными к художественным деталям, видеть, какую роль играет каждая из них в раскрытии характера героя.

- Как характеризует Васю его поведение во время болезни Маруси? - задаем вопрос классу. Ученики уже многое знают о мальчике, и его заботливость по отношению к больной, доходящая до самоотверженности, воспринимается как естественное и единственно возможное его поведение.

Самоотверженность Васи по отношению к друзьям, его душевная стойкость, верность слову наиболее ярко проявляются в разговоре с отцом. Сцену решающего объяснения судьи с сыном учитель прочитает в классе сам. Это один из наиболее волнующих эпизодов повести, и важно, чтобы пятиклассники прослушали его в хорошем, выразительном чтении.

С помощью учителя дети обратят внимание на душевные переживания действующих героев. Это поможет им глубже постичь внутренний мир каждого. Школьники хорошо знают содержание состоявшегося разговора. Не обращаясь пока к тексту, предлагаем им подумать: что переживал отец и сын перед началом разговора?

Дети уловили основную тональность отрывка и, не затрудняясь, отвечают, что Вася волновался и боялся этой встречи. Его пугал грозный неприступный вид отца. Вася чувствовал себя виноватым, так как обманывал отца, не говорил ему, где проводит все время. Отец очень сердился на Васю, считая его бездушным эгоистом, который отдал неизвестным людям куклу, подаренную покойной матерью.

- А теперь обратимся к тексту, - говорит преподаватель. - Посмотрим, как писатель раскрывает это, правильно подмеченное вами, состояние героев. Как переживания отца и сына отражаются в их внешнем поведении (позах, жестах, мимике и т. д.)?
Учащиеся скажут, что отец Васи был страшно разгневан. Он готов был применить к сыну самое суровое наказание. Неожиданное появление чужого человека в такой критический момент показалось судье возмутительным и в то же время его поразило, что этот человек называет Васю своим молодым другом (вот откуда, с одной стороны, мрачный, с другой - удивленный взгляд).

Желая обобщить результаты анализа этого эпизода и подвести пятиклассников к осмыслению характера судьи и Тыбурция, предлагаем два вопроса: "Почему Тыбурций был уверен, что судья выслушает его? Что заставило Тыбурция прийти в дом судьи?"

Первый вопрос вначале вызывает некоторое недоумение школьников, однако вскоре они соображают, что ответить на вопрос можно, лишь поняв, каким человеком был судья. И тогда пятиклассники вспоминают все, что им известно об отце Васи из повести: это "разъяснения" Валека о неподкупности и человечности судьи; это оценка Тыбурция ("Твои отец, малый, самый лучший из всех судей на свете. Он не считает нужным травить старого беззубого зверя в его последней берлоге..."); это, наконец, отношение самого судьи к старому злобному Янушу, которого судья упорно изгонял из своего дома, не желая выслушивать наговоры на бедных обитателей часовни.

Хотя мы и знаем, что судья служит жестоким и несправедливым законам, существующим в обществе, однако самого судью воспринимаем как высоконравственного человека. Тяжелое горе ожесточило его, сделало черствым по отношению к собственному ребенку, заставило уйти в себя, однако не лишило чувства справедливости.

Осмыслив особенности характера этого сурового и по- своему несчастного человека, ученики теперь смогут ответить на поставленный вопрос: наблюдательный Тыбурций хорошо изучил Васиного отца и верил в то, что гуманность судьи, его доброе отношение к людям не позволят ему оттолкнуть дружескую руку, протянутую даже таким обездоленным человеком, каким был Тыбурций.

Ответ школьников на второй вопрос покажет, как поняли они характер Тыбурция. Дети рассказывают, что Тыбурций считал Васю "порядочным малым". Поведение же Васи во время болезни Маруси окончательно убедило Тыбурция в том, что Вася - настоящий друг его детей, что на него можно всерьез положиться. Тыбурций отвечает мальчику таким же вниманием и заботой и в трудный момент жизни приходит ему на помощь, хотя сам переживает большое горе, потерю любимого ребенка Учитель дополнит рассказ детей, обратив их внимание на то, что именно благородство натуры Тыбурция заставило его прийти в дом судьи, хотя это и было для него небезопасно1.

Занимаясь иногда воровством только потому, что нет других возможностей прокормить голодающих детей, Тыбурций, по сути, остается честным. Это хорошо понял и судья. Не случайно, желая помочь Тыбурцию, но, боясь, что этот гордый и независимый человек откажется от помощи, отец Васи настойчиво повторяет сыну фразу, которая в какой-то мере может смягчить горечь протянутой милостыни: "Передай это Тыбурцию... Скажи, что я покорнейше прошу его, понимаешь?... покорнейше прошу - взять эти деньги... от тебя... Ты понял?... "

Завершается урок чтением заключительной главы повести, в которой автор раскрывает дальнейшие судьбы героев. Естественным продолжением чтения будут ответы учащихся на вопросы: "Какую роль в жизни Васи сыграла встреча с детьми подземелья9 Какие обеты давали Вася и Соня на могиле Маруси?"

Изучение произведения закончено. Теперь можем предложить пятиклассникам написать домашнее сочинение на тему "Как дружба Васи, Валека и Маруси скрасила их жизнь".

Вопросы настоящей дружбы очень интересуют учащихся этого возраста, и работа над сочинением будет способствовать осмыслению их представлений о дружбе. Однако опыт показывает, что такую работу нельзя рекомендовать ребятам без предварительной подготовки совместно с учителем. Школьники не умеют сосредоточиться на поставленном вопросе и начинают последовательно пересказывать всю историю знакомства и взаимоотношений Васи с детьми подземелья. Нам же важно, чтобы ученики в своих сочинениях не только передали мысли писателя, но и соотнесли их со своими представлениями о дружбе. Вот почему после четвертого урока мы предлагаем ребятам в качестве домашнего задания подготовить планы, по которым они бы хотели раскрыть тему.

Пятый урок становится уроком обучения сочинению. Естественно, к сочинению учащиеся готовятся в процессе всей работы над произведением. Они учатся вчитываться в текст, обдумывать мотивы поступков героев, понимать их чувства, слышать голос автора. На уроках высказываются собственные суждения, даются оценки героям. Однако это не снимает необходимости специального урока, где школьники получают представление о границах темы, где закрепляются навыки планирования, использования художественного текста и т. д. Именно такая цель преследуется на данном уроке.

В начале урока пятиклассники читают подготовленные дома планы. Из нескольких прослушанных планов, которые обычно мало чем отличаются, один для наглядности записываем на доске, чтобы все ученики могли подключиться к работе. Приведем в качестве примера один из лучших вариантов:

  • Знакомство Васи с детьми подземелья.

  • Дружба детей.

  • Вася помогает ухаживать за больной Марусей.

  • Вася приносит Марусе куклу.

  • Смерть Маруси.

  • Тыбурций возвращает куклу.

  • Отец начинает понимать Васю.

    • Вася помнит своих друзей.

      Просим учеников подумать и объяснить, какие из пунктов приведенного выше плана, по их мнению, не имеют прямого отношения к теме. Пятиклассники отмечают, что 5, 6, 7-й пункты повествуют о трагической смерти Маруси, о разговоре судьи с сыном, о приходе к ним Тыбурция. Все это не относится к теме сочинения.
      Учитель предлагает ребятам еще раз внимательно прочитать название темы и выделить два наиболее важных в нем слова. "Дружба" и "скрасила" - вот те опорные слова, на которые следует ориентироваться, обдумывая тему.
      - Что важно в дружбе? С чего обычно начинается дружба? Как развивается? Рассмотрим это на примере взаимоотношений героев повести.
      Ученики рассказывают о знакомстве детей в часовне, о готовой вспыхнуть ссоре, об интересе, который появляется у Валека по отношению к Васе, о рыцарском поведении Васи в первые минуты встречи.
      Делаем вывод, что в дружбе важны симпатии по отношению друг к другу, уступчивость, заинтересованность личностью товарища, взаимопонимание.
      Возникает 1-й пункт совместно обдумываемого плана, который учащиеся запишут в своих тетрадях.
      1. Какими увидели дети друг друга во время первой встречи и знакомства?
      Следует уже сейчас, работая над этим вопросом, обратить внимание школьников на необходимость находить в тексте те слова и выражения писателя, с помощью которых можно особенно доказательно раскрыть намеченный пункт плана. Так, отвечая на вопрос, учащиеся приведут примеры. Вася, увидев девочку, не стал драться, он был "слишком великодушен, чтобы воспользоваться неудобным положением" Валека; он радушно пригласил к себе Валека, искренне огорчился его отказом, чистосердечно предлагал дружбу. Валек с грустью отказывается от Васиного приглашения. Он называет Васю славным хлопцем. Прощаясь с Васей, Маруся ласково подала ему свою крохотную ручонку.

  • На чем основывается дружба? - задаем вопрос детям.

  • Дружба крепнет, когда у людей есть общие интересы, когда они помогают друг другу, когда им постоянно хочется быть вместе.

Следовательно, в сочинении о дружбе наших героев этот пункт должен занять важное место, - отмечает преподаватель. - Сформулируем его:

  • Что было общего в детях и чем они отличались?

В устных ответах на этот вопрос пятиклассники рассказывают об одиночестве детей, их стремлении найти настоящего друга, об их социальном неравенстве, которое накладывало отпечаток на дружбу детей (Валек не может прийти к Васе домой; Вася должен скрывать от всех свое отношение к детям подземелья), о личных достоинствах Васи, Валека, Маруси.

На основе этой характеристики возникает следующий пункт коллективного плана:

  • Как проявили себя дети в дружбе?

Важно, чтобы школьники могли оценить отношение детей друг к другу, подробно не пересказывая отдельные эпизоды (например, эпизод с куклой), которые не помогут им раскрыть тему.

Вторая часть темы сочинения - "Как дружба скрасила жизнь детей" - формулируется в виде следующих пунктов плана:

  • Какое значение в жизни Валика и Маруси имела дружба с Васей?

  • Какое значение в жизни Васи имела дружба с детьми подземелья?

Определив значение дружбы в жизни каждого из героев, пятиклассники уже смогут рассказать о радости, которую несли дети друг другу. Ученики вспомнят, как Вася своей живостью, добродушием, простотой, мягкостью вызывал оживление даже у тяжелобольной девочки. Для Валека же Вася стал настоящим братом, дружескую руку которого он чувствовал в особо тяжелое для семьи время.

Неизвестно, как сложилась бы и судьба Васи, если бы он не встретил Валека и Марусю. В дружбе с ними возмужал его характер, особенно ярко проявились его доброта и чуткость, горячая отзывчивость, самоотверженное стремление быть полезным людям. Соприкоснувшись с горем и несчастьем отверженных обществом людей, Вася навсегда останется защитником справедливости и гуманности по отношению к угнетенным.

Предварительная работа над сочинением поможет пятиклассникам определить границы темы, отобрать материал к письменной работе, найти ответ на основной вопрос темы. Сочинение предлагаем учащимся в качестве домашнего задания.


© 2010-2022