ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕМЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ «А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Документ содержит семь уроков по изучению повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Конспекты содержат лекции учителя об истории создания произведения, историю пугачевского восстания. вопросы для анализа , домашние задания. Структура конспекта - таблица из трех граф:1. этапы урока - рассчитаны по минутам.2. рассматриваемые вопросы - содержит и вопросы, и слово учителя ( текст )3. методы и приемы - словарная работа, проверочная работа, аналитическая работа, конспектирование, рабо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Еткульская СОШ Заплатина Е.И.

Тематическое планирование монографической темы по литературе в 8 классе

«А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

(Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. /

Авт.-сост. В.Я. Коровина. М., 2009.)

Урок 1

А.С. Пушкин - историк.

«История Пугачевского бунта»

Цели урока: расширить представления учеников о личности А.С. Пушкина как историка; ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».

Тип урока: объяснения нового материала (сообщения (усвоения) новых знаний).

Вид урока: смешанный (вступительное занятие + урок чтения текста).

Этап урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приемы

1.

Подготовка

к

объяснению

нового

материала

(5 мин.)

Интерес А.С. Пушкина к истории 18 века был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке формировалось русское дворянство и все русское общество. Все, что было дорого и ненавистно поэту в России, корнями уходило в этот век. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. Замысел «Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин стал работать над «Историей Пугачева». Перед ним предстали люди и события, о которых не прочитаешь и которых не выдумаешь.

Слово учителя

(репродуктивный метод)






2. Объяснение нового материала

(35 мин)

Первым исследователем событий крестьянской войны 1773-1774, возглавленной Емельяном Пугачевым, стал неожиданно для себя и своих читателей А.С. Пушкин. Пугачев как вождь и вдохновитель крестьянского восстания с самого начала 1833 г. Оказывается в центре литературных и научно-исследовательских интересов Пушкина. В его тетрадях появляется план исторической повести о Шванвиче, из которой выросла потом «Капитанская дочка».

Михаил Шванвич начал военную службу ефрейтором в (1765). В Октябре 1773 г он с командой был послан к Оренбургу, осажденному войском Е.И. Пугачева, они приблизилась к деревне Юзеевой, где в ночь на 6 ноября были внезапно окружены и атакованы пугачевскими отрядами, а вскоре капитулировали. Пленников пригнали в Бердскую слободу, представили Пугачеву и привели к присяге на верную службу новоявленному "императору Петру Третьему".Отмечая службу Шванвича, Пугачев пожаловал ему шубу с "царского плеча", а в январе 1774 произвел в атаманы солдатского полка. Однако благосклонность Пугачева и оказываемые им знаки "монаршей" милости не радовали Шванвича. Он под предлогом болезни стал уклоняться от службы, обдумывать возможности побега.23 марта 1774 г. офицер бежал в Оренбург, принес повинную властям, но был арестован и заключен в тюремный острог.

Образ Шванвича фигурирует в первых набросках плана "Капитанской дочки". С 1833 года Пушкин начинает работать над документами. Чтобы посетить края, где пылал «мятеж», узнать о казачьем войске, побеседовать с очевидцами Пушкин совершает поездку по пугачевским местам.

Итак, в 1833 году Пушкин отправился на Волгу и Оренбургские степи собирать материалы для «Истории Пугачева». Одновременно зреет замысел нового романа. Сначала Пушкин хотел сделать главным героем офицера, перешедшего на сторону Пугачева. Но то, что он узнал, прочитал в архивах и услышал от очевидцев, укрепило его в мысли, что такой поступок был нетипичным для дворянина. В записке Николаю I Пушкин писал: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало…Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства».

Но «Капитанская дочка» - историческое исследование, это история людей, переплетенная с судьбой народа, страны. В этом заключается основной принцип повествования - принцип историзма.

Лекция учителя,

конспектирование

лекции

(репродуктивный

метод)





















Комментированное

Чтение отрывков из «Истории пугачевского бунта»

Выразительное чтение

(метод творческого чтения)

Домашнее задание

(5 мин)

  1. Перечитать повесть «Капитанская дочка».

  2. Подготовить характеристику главного героя - Петра Гринева.



















Урок 2

Жанровое своеобразие произведения.

Истоки формирования личности Гринева.

Цели: показать жанровое своеобразие произведения; проследить истоки формирования личности Петра Гринева; развивать навыки анализа текста.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный (урок чтения текста + анализа текста).

Ход урока

Этапы урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приемы

  1. Объяснение нового материала

(15 мин)

С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого (шла работа над "Историей Петра") и самое крупное событие эпохи Екатерины II - крестьянский бунт 1773-74 гг. Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась "История Пугачева". Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? "В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании" - так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему. Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман - это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени.

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия "жанр" в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характерных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они. В "Капитанской дочке" писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография. Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.

Суммируя вышесказанное, мы получаем: "Капитанская дочка" - роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и некоторые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев "шайкой", "разбойниками", а Пугачева - "бродягой", "самозванцем"; он осуждает "русский бунт". В этом заключается сходство Гринева с автором.

Лекция учителя

(репродуктивный)


  1. Почему повесть названа «Капитанская дочка»?

  2. Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? В чем специфика такой формы повествования?

  3. Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

Вводная беседа

(эвристический метод)


  1. Проверка домашнего задания

(20 мин)

Вопросы:

  1. Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?

  2. Какое значение имеет имя главного героя?

  3. В каких условиях воспитывался Петруша?

  4. Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу?

  5. Какие заветы дал отец Петру Гриневу при отправлении на службу?

  6. С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой?

  7. Какое значение имеет сон Гринева?

Эвристическая беседа

(эвристический метод)





Домашнее задание

(5 мин)

  1. Перечитать главы - 3-4.

  2. Подготовить рассказ о жизни Гринева до начала осады крепости Пугачевым.

Урок 3

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.

Гринев и Швабрин.

Цели: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа, пересказа.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный (пересказа + анализа текста).

Ход урока

Этапы урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приемы

  1. Проверка домашнего задания

(15 мин)

Краткий пересказ главы «Крепость» (один ученик).

- Как сейчас называется река Яик? Почему ее название было изменено?

- Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович?

- Каким впервые предстает перед Гриневым комендант крепости, капитан Миронов?

- Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости?

- Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин?

Индивидуальный

опрос метод

творческого

чтения)

Аналитическая беседа

(эвристический метод)

  1. Объяснение нового материала

(10 мин)

- Кто и почему распоряжается в крепости?

- Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова?

- Как проходила служба в крепости?

- - Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем?

- Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие?

Аналитическая беседа

(эвристический метод)




  1. Закрепление нового материала

(10 мин)

Составление сравнительной таблицы поступков Гринёва и Швабрина . Рассмотреть, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести.

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

- Какой вывод мы можем сделать о понятиях чести у одного и у другого?

(У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести - самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже).

Групповая

работа:

обсуждение

вопросов

учителя в

группах, ответы

на вопросы

одним

представителем

от группы и

запись ответов

на вопросы

всеми

учащимися

класса

(эвристический метод)

  1. Подведение итогов урока

(3 мин)

Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к эпиграфу урока: "У нас ведь всё от Пушкина". Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы вскоре встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.

Слово учителя

(репродуктивный метод)






Домашнее задание

(2 мин)

  1. Перечитать главы - 6, 7.

  2. Подготовить пересказ о падении Белгородской крепости, сохраняя стиль повествования.

  3. Раскрыть роль эпиграфов к 6, 7 главам.

  4. Составить словарь непонятных слов.



































Урок 4

Пугачев и народ в повести.

Цели: проверить знание устаревших слов; проследить путь духовного становления Гринева.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный (проверки знаний + анализа текста).

Ход урока

Этапы урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приемы

  1. Проверка домашнего задания

(10 мин)

Объяснить значение слов:

1 вариант: посаженый отец, погост, алтын, бастион, элегия, протекция, кибитка.

2 вариант: недоросль, ментор, рекрут, сатисфакция, обедня, презреть, эпитафия.

Словарная проверочная работа

(репродуктивный метод)

  1. Закрепление изученного материал

(25 мин)

- Соответствует ли образ Пугачева в повести реальной исторической личности?

- Почему автор изменил характер исторической личности в повести "Капитанская дочка"?

- Каковы составляющие понятия "дворянская честь", по мнению Пушкина?

- Как именуется Пугачев в официальном письме, пришедшем в крепость?

- Кто Пугачев? Благородный разбойник или злодей?

Аналитическая беседа (эвристический метод)

Узнать историческую правду и особенности художественного вымысла

Работа с таблицей

(эвристический метод)

Пересказ главы «Приступ»





- Что увидел Гринев, находясь на городском валу: похож ли был отряд Пугачева на шайку?

- Как ведет себя Пугачев при наступлении на крепость, когда начала стрелять пушка и все "отхлынули назад"?

- Охарактеризуйте поведение Пугачева во время расправы над комендантом и его женой. (Личностная оценка.)

- Как отреагировали жители на приход Пугачева?

- Как встретил Гринев Пугачева?

- Как воспринял народ расправу Пугачева над Василисой Егоровной?

Пересказ главы

(метод творческого чтения)

Аналитическая беседа

(эвристический метод)



Домашнее задание

  1. Перечитать главы 8-12.

  2. Задание по группам: подготовить развернутые ответы на вопросы к каждой главе. (письменно)



Урок 5

Средства характеристики героев повести.

Цели: выявить средства и способы характеристики героев, развивать навыки монологической речи.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный (творческая работа).

Этапы урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приемы

  1. Проверка домашнего задания

(35 мин)

1 вариант.

Вспомните пророческий сон Гринева во 2 главе. Как сон сбылся?

2 вариант.

Сопоставьте Гринева и Швабрина во время и после взятия Белгородской крепости.

Индивидуальный письменный опрос

(метод творческого чтения)

Выступление групп по главам 9-12 и обсуждение

Групповой опрос

(метод творческого чтения)

Домашнее задание

  1. Перечитать главы - 13, 14.

  2. Подготовить характеристики Маши Мироновой, Швабрина.

  3. Проследить, как развивалось чувство любви между Машей и Гринёвым.Рассказать о том, что произошло с Машей после взятия Пугачёвым Белогорской крепости.







Урок 6

Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели: проанализировать образ Маши Мироновой, понять, почему роман назван её именем; развивать навыки выборочной работы с текстом; воспитание понятий скромности, чести, целомудрия и возвышенной любви.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Ход урока

Этапы урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приемы

  1. Подготовка к изучению нового материала

(5 мин)

Тема любви - одна из любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было священным. Оно всегда связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблён, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Даже безответная любовь была полна для поэта очарования и светлой печали. Состояние влюблённости было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: это и адресаты его любовной лирики, и героини произведений - Татьяна Ларина, Донна Анна, Маша Троекурова, Лиза Муромская, Земфира и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве Пушкина.

Слово учителя

(репродуктивный метод)

  1. Объяснение нового материала

(30 мин)

Какой предстаёт перед нами Маша в главе «Крепость»? Найдите описание её внешности.

Сразу ли возникает у Петруши Гринёва чувство любви к Маше? Проследите по роману, как возникает и развивается это чувство.

Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но значит ли это, что она бесхарактерная?

Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминационным?

Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О ком в этот момент она заботится?

Расскажите о злоключениях Маши после взятия пугачёвцами Белогорской крепости. Какие качества характера проявила Маша в это время?

Почему же роман назван не «Гринёв» - по имени главного героя, не «Пугачёв» - по имени предводителя народного восстания, а по имени Маши - «Капитанская дочка»?

Обратимся к финальной сцене романа. Что просит Маша у государыни?

Почему Екатерина Вторая при помиловании произносит фразу: "Я в долгу перед дочерью капитана Миронова"? В каком долгу?

Эвристическая беседа

(эвристический метод)

  1. Подведение итогов урока

(3 мин)

Профессор Т.Алпатова пишет, что «Капитанская дочка» - "это первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто - быть не могло. Роман о чуде, совершаемом любовью". Да, всего этого на самом деле, скорее всего, не могло быть. Но гуманистическая мысль Пушкина заставляет и владык мира снисходить к бедам маленьких людей и, преклоняясь перед силой любви, творить добро.

Слово учителя

(репродуктивный метод)




Домашнее задание

(2 мин)

Готовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка» (вопросы с.214-215)









Урок 7

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели: углубить понимание идейно - художественного богатства романа;

учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

воспитывать нравственные качества у учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Ход урока

Этапы урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приемы

  1. Проверка домашнего задания

(10 мин)

Ученики отвечают на вопросы.

Устный фронтальный опрос

(метод творческого чтения)

  1. Объяснение нового материала

(25 мин)

Выбор темы и составление планов. Учитель дает предложенные темы, комментарий к каждой теме и план.

Ученики записывают.

Подготовка к сочинению

(репродуктивный метод)

Домашнее задание

(5 мин)

Сочинение


© 2010-2022