- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕМЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ «А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕМЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ «А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Заплатина Е.И. |
Дата | 07.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Еткульская СОШ Заплатина Е.И.
Тематическое планирование монографической темы по литературе в 8 классе
«А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
(Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. /
Авт.-сост. В.Я. Коровина. М., 2009.)
Урок 1
А.С. Пушкин - историк.
«История Пугачевского бунта»
Цели урока: расширить представления учеников о личности А.С. Пушкина как историка; ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».
Тип урока: объяснения нового материала (сообщения (усвоения) новых знаний).
Вид урока: смешанный (вступительное занятие + урок чтения текста).
Этап урока
Рассматриваемые вопросы
Методы и приемы
1.
Подготовка
к
объяснению
нового
материала
(5 мин.)
Интерес А.С. Пушкина к истории 18 века был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке формировалось русское дворянство и все русское общество. Все, что было дорого и ненавистно поэту в России, корнями уходило в этот век. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. Замысел «Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин стал работать над «Историей Пугачева». Перед ним предстали люди и события, о которых не прочитаешь и которых не выдумаешь.
Слово учителя
(репродуктивный метод)
2. Объяснение нового материала
(35 мин)
Первым исследователем событий крестьянской войны 1773-1774, возглавленной Емельяном Пугачевым, стал неожиданно для себя и своих читателей А.С. Пушкин. Пугачев как вождь и вдохновитель крестьянского восстания с самого начала 1833 г. Оказывается в центре литературных и научно-исследовательских интересов Пушкина. В его тетрадях появляется план исторической повести о Шванвиче, из которой выросла потом «Капитанская дочка».
Михаил Шванвич начал военную службу ефрейтором в (1765). В Октябре 1773 г он с командой был послан к Оренбургу, осажденному войском Е.И. Пугачева, они приблизилась к деревне Юзеевой, где в ночь на 6 ноября были внезапно окружены и атакованы пугачевскими отрядами, а вскоре капитулировали. Пленников пригнали в Бердскую слободу, представили Пугачеву и привели к присяге на верную службу новоявленному "императору Петру Третьему".Отмечая службу Шванвича, Пугачев пожаловал ему шубу с "царского плеча", а в январе 1774 произвел в атаманы солдатского полка. Однако благосклонность Пугачева и оказываемые им знаки "монаршей" милости не радовали Шванвича. Он под предлогом болезни стал уклоняться от службы, обдумывать возможности побега.23 марта 1774 г. офицер бежал в Оренбург, принес повинную властям, но был арестован и заключен в тюремный острог.
Образ Шванвича фигурирует в первых набросках плана "Капитанской дочки". С 1833 года Пушкин начинает работать над документами. Чтобы посетить края, где пылал «мятеж», узнать о казачьем войске, побеседовать с очевидцами Пушкин совершает поездку по пугачевским местам.
Итак, в 1833 году Пушкин отправился на Волгу и Оренбургские степи собирать материалы для «Истории Пугачева». Одновременно зреет замысел нового романа. Сначала Пушкин хотел сделать главным героем офицера, перешедшего на сторону Пугачева. Но то, что он узнал, прочитал в архивах и услышал от очевидцев, укрепило его в мысли, что такой поступок был нетипичным для дворянина. В записке Николаю I Пушкин писал: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало…Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства».
Но «Капитанская дочка» - историческое исследование, это история людей, переплетенная с судьбой народа, страны. В этом заключается основной принцип повествования - принцип историзма.
Лекция учителя,
конспектирование
лекции
(репродуктивный
метод)
Комментированное
Чтение отрывков из «Истории пугачевского бунта»
Выразительное чтение
(метод творческого чтения)
Домашнее задание
(5 мин)
-
Перечитать повесть «Капитанская дочка».
-
Подготовить характеристику главного героя - Петра Гринева.
Урок 2
Жанровое своеобразие произведения.
Истоки формирования личности Гринева.
Цели: показать жанровое своеобразие произведения; проследить истоки формирования личности Петра Гринева; развивать навыки анализа текста.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный (урок чтения текста + анализа текста).
Ход урока
Этапы урока
Рассматриваемые вопросы
Методы и приемы
-
Объяснение нового материала
(15 мин)
С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого (шла работа над "Историей Петра") и самое крупное событие эпохи Екатерины II - крестьянский бунт 1773-74 гг. Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась "История Пугачева". Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.
Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? "В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании" - так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему. Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман - это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени.
Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия "жанр" в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характерных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.
Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они. В "Капитанской дочке" писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография. Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.
Суммируя вышесказанное, мы получаем: "Капитанская дочка" - роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и некоторые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.
К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.
Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев "шайкой", "разбойниками", а Пугачева - "бродягой", "самозванцем"; он осуждает "русский бунт". В этом заключается сходство Гринева с автором.
Лекция учителя
(репродуктивный)
-
Почему повесть названа «Капитанская дочка»?
-
Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? В чем специфика такой формы повествования?
-
Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?
Вводная беседа
(эвристический метод)
-
Проверка домашнего задания
(20 мин)
Вопросы:
-
Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?
-
Какое значение имеет имя главного героя?
-
В каких условиях воспитывался Петруша?
-
Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу?
-
Какие заветы дал отец Петру Гриневу при отправлении на службу?
-
С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой?
-
Какое значение имеет сон Гринева?
Эвристическая беседа
(эвристический метод)
Домашнее задание
(5 мин)
-
Перечитать главы - 3-4.
-
Подготовить рассказ о жизни Гринева до начала осады крепости Пугачевым.
Урок 3
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.
Гринев и Швабрин.
Цели: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа, пересказа.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный (пересказа + анализа текста).
Ход урока
Этапы урока
Рассматриваемые вопросы
Методы и приемы
-
Проверка домашнего задания
(15 мин)
Краткий пересказ главы «Крепость» (один ученик).
- Как сейчас называется река Яик? Почему ее название было изменено?
- Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович?
- Каким впервые предстает перед Гриневым комендант крепости, капитан Миронов?
- Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости?
- Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин?
Индивидуальный
опрос метод
творческого
чтения)
Аналитическая беседа
(эвристический метод)
-
Объяснение нового материала
(10 мин)
- Кто и почему распоряжается в крепости?
- Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова?
- Как проходила служба в крепости?
- - Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем?
- Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие?
Аналитическая беседа
(эвристический метод)
-
Закрепление нового материала
(10 мин)
Составление сравнительной таблицы поступков Гринёва и Швабрина . Рассмотреть, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести.
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
- Какой вывод мы можем сделать о понятиях чести у одного и у другого?
(У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести - самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже).
Групповая
работа:
обсуждение
вопросов
учителя в
группах, ответы
на вопросы
одним
представителем
от группы и
запись ответов
на вопросы
всеми
учащимися
класса
(эвристический метод)
-
Подведение итогов урока
(3 мин)
Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к эпиграфу урока: "У нас ведь всё от Пушкина". Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы вскоре встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.
Слово учителя
(репродуктивный метод)
Домашнее задание
(2 мин)
-
Перечитать главы - 6, 7.
-
Подготовить пересказ о падении Белгородской крепости, сохраняя стиль повествования.
-
Раскрыть роль эпиграфов к 6, 7 главам.
-
Составить словарь непонятных слов.
Урок 4
Пугачев и народ в повести.
Цели: проверить знание устаревших слов; проследить путь духовного становления Гринева.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный (проверки знаний + анализа текста).
Ход урока
Этапы урока
Рассматриваемые вопросы
Методы и приемы
-
Проверка домашнего задания
(10 мин)
Объяснить значение слов:
1 вариант: посаженый отец, погост, алтын, бастион, элегия, протекция, кибитка.
2 вариант: недоросль, ментор, рекрут, сатисфакция, обедня, презреть, эпитафия.
Словарная проверочная работа
(репродуктивный метод)
-
Закрепление изученного материал
(25 мин)
- Соответствует ли образ Пугачева в повести реальной исторической личности?
- Почему автор изменил характер исторической личности в повести "Капитанская дочка"?
- Каковы составляющие понятия "дворянская честь", по мнению Пушкина?
- Как именуется Пугачев в официальном письме, пришедшем в крепость?
- Кто Пугачев? Благородный разбойник или злодей?
Аналитическая беседа (эвристический метод)
Узнать историческую правду и особенности художественного вымысла
Работа с таблицей
(эвристический метод)
Пересказ главы «Приступ»
- Что увидел Гринев, находясь на городском валу: похож ли был отряд Пугачева на шайку?
- Как ведет себя Пугачев при наступлении на крепость, когда начала стрелять пушка и все "отхлынули назад"?
- Охарактеризуйте поведение Пугачева во время расправы над комендантом и его женой. (Личностная оценка.)
- Как отреагировали жители на приход Пугачева?
- Как встретил Гринев Пугачева?
- Как воспринял народ расправу Пугачева над Василисой Егоровной?
Пересказ главы
(метод творческого чтения)
Аналитическая беседа
(эвристический метод)
Домашнее задание
-
Перечитать главы 8-12.
-
Задание по группам: подготовить развернутые ответы на вопросы к каждой главе. (письменно)
Урок 5
Средства характеристики героев повести.
Цели: выявить средства и способы характеристики героев, развивать навыки монологической речи.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный (творческая работа).
Этапы урока
Рассматриваемые вопросы
Методы и приемы
-
Проверка домашнего задания
(35 мин)
1 вариант.
Вспомните пророческий сон Гринева во 2 главе. Как сон сбылся?
2 вариант.
Сопоставьте Гринева и Швабрина во время и после взятия Белгородской крепости.
Индивидуальный письменный опрос
(метод творческого чтения)
Выступление групп по главам 9-12 и обсуждение
Групповой опрос
(метод творческого чтения)
Домашнее задание
-
Перечитать главы - 13, 14.
-
Подготовить характеристики Маши Мироновой, Швабрина.
-
Проследить, как развивалось чувство любви между Машей и Гринёвым.Рассказать о том, что произошло с Машей после взятия Пугачёвым Белогорской крепости.
Урок 6
Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели: проанализировать образ Маши Мироновой, понять, почему роман назван её именем; развивать навыки выборочной работы с текстом; воспитание понятий скромности, чести, целомудрия и возвышенной любви.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Ход урока
Этапы урока
Рассматриваемые вопросы
Методы и приемы
-
Подготовка к изучению нового материала
(5 мин)
Тема любви - одна из любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было священным. Оно всегда связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблён, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Даже безответная любовь была полна для поэта очарования и светлой печали. Состояние влюблённости было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: это и адресаты его любовной лирики, и героини произведений - Татьяна Ларина, Донна Анна, Маша Троекурова, Лиза Муромская, Земфира и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве Пушкина.
Слово учителя
(репродуктивный метод)
-
Объяснение нового материала
(30 мин)
Какой предстаёт перед нами Маша в главе «Крепость»? Найдите описание её внешности.
Сразу ли возникает у Петруши Гринёва чувство любви к Маше? Проследите по роману, как возникает и развивается это чувство.
Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но значит ли это, что она бесхарактерная?
Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминационным?
Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О ком в этот момент она заботится?
Расскажите о злоключениях Маши после взятия пугачёвцами Белогорской крепости. Какие качества характера проявила Маша в это время?
Почему же роман назван не «Гринёв» - по имени главного героя, не «Пугачёв» - по имени предводителя народного восстания, а по имени Маши - «Капитанская дочка»?
Обратимся к финальной сцене романа. Что просит Маша у государыни?
Почему Екатерина Вторая при помиловании произносит фразу: "Я в долгу перед дочерью капитана Миронова"? В каком долгу?
Эвристическая беседа
(эвристический метод)
-
Подведение итогов урока
(3 мин)
Профессор Т.Алпатова пишет, что «Капитанская дочка» - "это первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто - быть не могло. Роман о чуде, совершаемом любовью". Да, всего этого на самом деле, скорее всего, не могло быть. Но гуманистическая мысль Пушкина заставляет и владык мира снисходить к бедам маленьких людей и, преклоняясь перед силой любви, творить добро.
Слово учителя
(репродуктивный метод)
Домашнее задание
(2 мин)
Готовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка» (вопросы с.214-215)
Урок 7
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели: углубить понимание идейно - художественного богатства романа;
учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
воспитывать нравственные качества у учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Ход урока
Этапы урока
Рассматриваемые вопросы
Методы и приемы
-
Проверка домашнего задания
(10 мин)
Ученики отвечают на вопросы.
Устный фронтальный опрос
(метод творческого чтения)
-
Объяснение нового материала
(25 мин)
Выбор темы и составление планов. Учитель дает предложенные темы, комментарий к каждой теме и план.
Ученики записывают.
Подготовка к сочинению
(репродуктивный метод)
Домашнее задание
(5 мин)
Сочинение