Статья Технология Развития критического мышления через чтение и письмо как форма реализации компетентностного подхода

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Якунина И.А.,

к.ф.н., преподаватель

Многопрофильного колледжа МГТУ


Технология "Развития критического мышления через чтение и письмо" как форма реализации компетентностного подхода

на уроках русского языка и литературы.

Сегодня профессиональное образование претерпевает глобальные изменения, связанные с переходом к высокотехнологичному производству. Задачи, стоящие перед системой образования, достаточно четко сформулированы в Государственной Программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы». Государство предъявило принципиально иные требования к качеству и содержанию профессиональной подготовки специалистов. В связи с этими обстоятельствами стали активно реализовываться структурно-содержательные изменения в учреждениях среднего профессионального образования. Появились инновационные образовательные учреждения, такие как: многопрофильные, многоуровневые колледжи, отвечающие потребностям территориально-отраслевого назначения. Кроме этого реализуются Федеральные Государственные образовательные стандарты, основанные на компетентностном подходе к обучению и его результатам. Как следствие происходит изменение роли преподавателей учреждений среднего профессионального образования. Помимо высокого уровня профессиональной компетентности в своей предметной сфере ему следует быть готовым к деятельности в новых педагогических условиях.

Преподаватель должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций обучающихся, уметь осваивать необходимые для этого методики используемой педагогической технологии, владеть основными её понятиями. Компетенция для студента - это образ его будущего, ориентир для активного освоения. Умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках, должны быть необходимыми в дальнейшей жизни, мотивировать на самостоятельное приобретение новых знаний. Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - таков сегодня результат процесса обучения.

Уроки литературы и русского языка - важное звено в современном образовании, в формировании компетенций студентов. Основные цели обучения на уроках русского языка и литературы:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка и русской литературы;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию в соответствии с нормами речевого поведения в различных сферах общения, социальной и профессиональной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления; умения применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, художественной, специальной и научно-популярной литературы.

Поэтому на уроках литературы и русского языка целесообразно использовать технологию "Развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП). РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, сотрудничества, развивающего обучения. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

Данная технология позволяет разрабатывать уроки, основанные на проявлении активности учащихся, направленные на развитие творческого потенциала, индивидуальных качеств, пробуждающие интерес к изучаемой проблеме. В процессе урока преподаватель может сразу решить несколько учебных задач и научить:

- выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

- избегать категоричности в утверждениях;

- быть честным в своих рассуждениях;

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Также формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Происходит стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запускаются механизмы самообразования и самоорганизации.

Подготовка к такому уроку предполагает не только продумывание конспекта урока учителем, но и подготовку модели "продвинутой лекции". В начале занятия учащимся предлагается "модель лекции" - специальный бланк с заданиями для учащихся и материалом, необходимым для работы над выдвигаемой гипотезой (отрывки художественных текстов, выписки из справочной литературы, высказывания критиков, деятелей науки и искусства). В процессе урока "модель лекции" заполняется и является "продуктом", показателем осознания проблемы учеником.

"Продвинутая лекция" позволяет учителю использовать нетрадиционные приемы, такие как: "синквейн", "двухчастный дневник", "песочные часы", "даймонд", "зигзаг" и т.д.. Что способствует активизации внимания учащихся, знакомит их с разнообразными способами интегрирования новой информации.

Урок, построенный в соответствии с технологией РКМЧП, должен включать в себя три основных этапа:

- «вызов», во время которого у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

- «осмысление» - содержательный, в ходе которого происходит направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

- «рефлексия» - размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Следует отметить, что тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся следует освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой словарный запас, а также познакомиться с различными представлениями. Преподаватель дает возможность учащимся увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу.

Таким образом, в условиях реализации компетентностного подхода технология "Развития критического мышления через чтение и письмо" открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся, помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым наиболее эффективно формировать общие компетенции.

Литература:

1. Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе: учебно-методическое пособие к спецкурсу - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 201 с.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

© 2010-2022