- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа дисциплины Русский язык
Программа дисциплины Русский язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жукова Е.Н. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
2012 г.
Р
УТВЕРЖДЕНА
Методическим советом
Протокол №___
от «___»______________20___г.
Председатель
______________Т.И.АфонинаАССМОТРЕНА
ПЦК общеобразовательных
дисциплин
Протокол №___
от «____»____________20__г.
Председатель
__________Г.Г.Агафонова
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Пильнинский агропромышленный техникум»
Разработчик:
-
Жукова Е.Н. - преподаватель, ГБОУ СПО «Пильнинский агропромышленный техникум»
Рекомендована
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение Экспертного совета №____ от «___»______________20___г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (базовый уровень).
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
-
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности: 080214 Операционная деятельность в логистике.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
создавать тексты в устной и письменной форме;
-
различать элементы нормированной и ненормированной речи.
-
владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;
-
владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
-
уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка;
-
находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
-
уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям.
-
пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.
-
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.
-
различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов.
-
пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.
-
различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
знать:
-
различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента);
-
особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.
-
способы словообразования;
-
лексические и фразеологические единицы языка;
-
самостоятельные и служебные части речи;
-
синтаксический строй предложений;
-
правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;
-
функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося 63 часа.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
12
в том числе:
-
практическая работа
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
63
в том числе:
-
подготовка сообщения, рефератов, презентаций
20
-
изучение учебной литературы, ответ на тестовые задания
26
-
домашняя работа
11
-
выполнение контрольной работы
6
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Количество часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
1
Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
Изучение учебной литературы по теме: «Словари русского языка».
Изучение учебной литературы по теме: «Социальные аспекты культуры речи». Выполнить тестовые задания.
Преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот.
Тема 1. Фонетика
Практическая работа
Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. Упражнения по определению ударения в слове.
2
Самостоятельная работа обучающихся
7
Изучение учебной литературы по теме: «Фонетические единицы языка (фонемы)». Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов»
Изучение учебной литературы по теме: «Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности»
Фонетический разбор.
Постановка в словах ударения.
Изучение учебной литературы по теме: «Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация»
Тема 2. Лексика и фразеология
Практическая работа
Лексические ошибки и их исправление. Стилистический анализ текста.
2
Самостоятельная работа обучающихся
8
Изучение учебной литературы по теме: «Лексические изобразительно-выразительные средства языка». Выполнить тестовые задания.
Изучение учебной литературы по теме: «Происхождение, строение и значение фразеологизмов»
Изучение учебной литературы по теме: «Слово, его лексическое значение.»
Изучение учебной литературы по теме: «Лексические и фразеологические единицы русского языка»
Изучение учебной литературы по теме: «Лексико-фразеологическая норма, её варианты»
Изучение учебной литературы по теме: «Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов»
Стилистический анализ текста.
Изучение учебной литературы по теме: «Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы»
Тема 3. Словообразование
Содержание учебного материала
1
1
Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Выполнить тестовые задания.
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном текстах.
Изучение учебной литературы по теме: «Способы словообразования»
Тема 4. Части речи
Содержание учебного материала
1
1
Ошибки в речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. Стилистический анализ грамматических форм в тексте.
1
Самостоятельная работа обучающихся
8
Морфологический разбор частей речи.
Стилистика частей речи.
Тема 5. Синтаксис
Практическая работа
Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.
2
Самостоятельная работа обучающихся
8
Изучение учебной литературы по теме: «Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение»
Изучение учебной литературы по теме: «Простое, осложненное предложение»
Изучение учебной литературы по теме: «Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения»
Изучение учебной литературы по теме: «Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи)»
Изучение учебной литературы по теме: «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи»
Синтаксический разбор
Стилистический анализ синтаксических структур в тексте.
Тема 6. Нормы русского правописания
Содержание учебного материала
2
1
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Дифференцированный зачет
3
Самостоятельная работа обучающихся
8
Орфографический и пунктуационный разбор.
Изучение учебной литературы по теме: «Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности»
Изучение учебной литературы по теме: «Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности»
Изучение учебной литературы по теме: «Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку»
Тема 7. Текст. Стили речи
Самостоятельная работа обучающихся
12
Изучение учебной литературы по теме: «Текст и его структура.
Изучение учебной литературы по теме: «Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования)»
Изучение учебной литературы по теме: «Описание научное, художественное, деловое.
Изучение учебной литературы по теме: «Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей»
Изучение учебной литературы по теме: «Жанры деловой и учебно-научной речи»
Стилистический анализ текста.
Написать творческую работу в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей.
Выполнить презентационный материал по теме: «Функциональные стили литературного языка»
Выполнить презентационный материал по теме: «Функционально-смысловые типы речи»
Выполнение контрольной работы
75
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству студентов;
-рабочее место преподавателя;
-таблицы;
-плакаты;
-схемы;
-презентации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
I
Основные источники:
1.
Ващенко Е.Д.- Русский язык и культура речи: Учебное пособие для сред.проф.образования, Феникс, 2011г
2.
Антонова Е.С., Воителева Т.М.Русский язык и культура речи, Флинта наука, 2010
II
Дополнительные источники:
1.
Лекант П.А., Маркелова Т.В., Самсонов Н.Б.Русский язык и культура речи, Издательство «Дрофа», 2009
2.
Ожегов С.И.- Толковый словарь русского языка.-М: Оникс, 2009г.
3.
Брокгауз Ф.А.- Иллюстрированный энциклопедический словарь.-М: Эксмо, 2010г.
4.
Даль В.И.- Толковый словарь живого великорусского языка ..- М: Дрофа, 2011г.
5.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.,Оникс, 2010.
6.
Адамчик Н.В..- Школьный словообразовательный словарь.- М: Феникс, 2011г.
7.
Еськова Н.А.- Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы.Ударение.: М: АСТ, 2008г.
8.
Бирих А.К.- Словарь фразеологический синонимов русского языка.- М:АСТ-ПРЕСС, 2009г.
9.
Русский язык и культура речи: электронный учебник
ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html
10.
Справочно-информационный портал «Русский язык» - ГРАМОТА.РУ
gramota.ru
11.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
rus.rusolymp.ru
12.
Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук
ruslang.ru
13.
Кабинет русского языка и литературы
ruslit.ioso.ru
14.
Культура письменной речи
gramma.ru
15.
МедиаЛингва: электронные словари, лингвистические технологии
medialingua.ru
16.
Проект «Русские словари»
slovari.ru
17.
Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языка
fonetica.philol.msu.ru
18.
Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык
vedi.aesc.msu.ru
19.
Словари и энциклопедии на «Академике»
dic.academic.ru
20.
Учебник по орфографии и пунктуации
naexamen.ru/gram
21.
Словопедия: русские толковые словари
slovopedia.com
22.
Cловари русского языка
speakrus.ru/dict
23.
Основные правила грамматики русского языка (ipmce.su/~lib/osn_prav.html)
24.
Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (urok.hut.ru/)
25.
Культура письменной речи (gramma.ru/)
«Словесник» (slovesnik-oka.narod.ru)
26.
«Тесты по русскому языку» (likbez.spb.ru/tests/)
27.
Тесты по пунктуации (repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2)
28.
«Дистанционная поддержка учителей-словесников. Методика, опыт, новые исследования» (iro.yar.ru:8101/resource/ distant/russian_language/index3.htm)
29.
«Словарь устаревших и диалектных слов» ( telegraf.ru/misc/day/dis.htm)
30.
Русские словари. Служба русского языка ( slovari.ru/lang/ru/)
«Знаете слово?» (math.msu.su/~apentus/znaete/)
31.
«Первое сентября» (1september.ru/index.htm)
32.
Сайт «Репетитор» (repetitor.hl.ru/programms.html)
33.
«Русское письмо» (character.webzone.ru/)
4. Контроль и оценка результатов освоения
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения аудиторной самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися контрольной работы, презентаций.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-
создавать тексты в устной и письменной форме;
Оценка выполнения творческой работы, дифференцированный зачет
-
различать элементы нормированной и ненормированной речи.
Оценка выполнения индивидуальных заданий, дифференцированный зачет
-
владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;
Самостоятельная работа, дифференцированный зачет
-
владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
Оценка выполнения и защита практической работы, дифференцированный зачет
-
пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка;
Оценка выполнения и защита практической работы, дифференцированный зачет
-
находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет
-
уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям.
Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет
-
пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.
Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий, дифференцированный зачет
-
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.
Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет
-
различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов.
Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет
-
пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.
Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет
-
различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет
Знания:
-
различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента);
Самостоятельная работа, тестирование, дифференцированный зачет
-
самостоятельные и служебные части речи;
Тестирование , дифференцированный зачет
-
лексические и фразеологические единицы языка;
Тестирование, дифференцированный зачет
-
способы словообразования;
Тестирование, дифференцированный зачет
-
особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.
Тестирование, дифференцированный зачет
-
синтаксический строй предложений;
Выполнение индивидуальных заданий, дифференцированный зачет
-
правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;
Тестирование, дифференцированный зачет
-
функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
Тестирование, дифференцированный зачет