Программа дисциплины Русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи
































2012 г.

Р

УТВЕРЖДЕНА

Методическим советом

Протокол №___

от «___»______________20___г.

Председатель

______________Т.И.АфонинаАССМОТРЕНА

ПЦК общеобразовательных

дисциплин

Протокол №___

от «____»____________20__г.

Председатель

__________Г.Г.Агафонова


Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Пильнинский агропромышленный техникум»

Разработчик:

  1. Жукова Е.Н. - преподаватель, ГБОУ СПО «Пильнинский агропромышленный техникум»

Рекомендована

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение Экспертного совета №____ от «___»______________20___г.




Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (базовый уровень).


СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13

  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Русский язык и культура речи


  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности: 080214 Операционная деятельность в логистике.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • создавать тексты в устной и письменной форме;

  • различать элементы нормированной и ненормированной речи.

  • владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;

  • владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

  • уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка;

  • находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

  • уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям.

  • пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.

  • употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.

  • различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

  • пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.

  • различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

знать:

  • различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента);

  • особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.

  • способы словообразования;

  • лексические и фразеологические единицы языка;

  • самостоятельные и служебные части речи;

  • синтаксический строй предложений;

  • правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

  • функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 12 часов;

самостоятельной работы обучающегося 63 часа.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

12

в том числе:


  • практическая работа

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

63

в том числе:


  • подготовка сообщения, рефератов, презентаций

20

  • изучение учебной литературы, ответ на тестовые задания

26

  • домашняя работа

11

  • выполнение контрольной работы

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала



1

Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

6


Изучение учебной литературы по теме: «Словари русского языка».


Изучение учебной литературы по теме: «Социальные аспекты культуры речи». Выполнить тестовые задания.


Преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот.


Тема 1. Фонетика

Практическая работа



Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. Упражнения по определению ударения в слове.

2


Самостоятельная работа обучающихся

7


Изучение учебной литературы по теме: «Фонетические единицы языка (фонемы)». Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов»


Изучение учебной литературы по теме: «Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности»


Фонетический разбор.


Постановка в словах ударения.


Изучение учебной литературы по теме: «Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация»


Тема 2. Лексика и фразеология

Практическая работа



Лексические ошибки и их исправление. Стилистический анализ текста.

2


Самостоятельная работа обучающихся

8


Изучение учебной литературы по теме: «Лексические изобразительно-выразительные средства языка». Выполнить тестовые задания.


Изучение учебной литературы по теме: «Происхождение, строение и значение фразеологизмов»


Изучение учебной литературы по теме: «Слово, его лексическое значение.»


Изучение учебной литературы по теме: «Лексические и фразеологические единицы русского языка»


Изучение учебной литературы по теме: «Лексико-фразеологическая норма, её варианты»


Изучение учебной литературы по теме: «Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов»


Стилистический анализ текста.


Изучение учебной литературы по теме: «Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы»


Тема 3. Словообразование

Содержание учебного материала

1


1

Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Выполнить тестовые задания.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6


Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном текстах.


Изучение учебной литературы по теме: «Способы словообразования»


Тема 4. Части речи

Содержание учебного материала

1


1

Ошибки в речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. Стилистический анализ грамматических форм в тексте.

1

Самостоятельная работа обучающихся

8


Морфологический разбор частей речи.


Стилистика частей речи.


Тема 5. Синтаксис

Практическая работа



Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.

2


Самостоятельная работа обучающихся

8


Изучение учебной литературы по теме: «Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение»


Изучение учебной литературы по теме: «Простое, осложненное предложение»


Изучение учебной литературы по теме: «Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения»


Изучение учебной литературы по теме: «Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи)»


Изучение учебной литературы по теме: «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи»


Синтаксический разбор


Стилистический анализ синтаксических структур в тексте.


Тема 6. Нормы русского правописания

Содержание учебного материала

2


1

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Дифференцированный зачет

3

Самостоятельная работа обучающихся

8


Орфографический и пунктуационный разбор.


Изучение учебной литературы по теме: «Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности»


Изучение учебной литературы по теме: «Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности»


Изучение учебной литературы по теме: «Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку»


Тема 7. Текст. Стили речи

Самостоятельная работа обучающихся

12


Изучение учебной литературы по теме: «Текст и его структура.


Изучение учебной литературы по теме: «Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования)»


Изучение учебной литературы по теме: «Описание научное, художественное, деловое.


Изучение учебной литературы по теме: «Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей»


Изучение учебной литературы по теме: «Жанры деловой и учебно-научной речи»


Стилистический анализ текста.


Написать творческую работу в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей.


Выполнить презентационный материал по теме: «Функциональные стили литературного языка»


Выполнить презентационный материал по теме: «Функционально-смысловые типы речи»


Выполнение контрольной работы


75


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству студентов;

-рабочее место преподавателя;

-таблицы;

-плакаты;

-схемы;

-презентации.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-мультимедийное оборудование.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

I

Основные источники:

1.

Ващенко Е.Д.- Русский язык и культура речи: Учебное пособие для сред.проф.образования, Феникс, 2011г

2.

Антонова Е.С., Воителева Т.М.Русский язык и культура речи, Флинта наука, 2010

II

Дополнительные источники:

1.

Лекант П.А., Маркелова Т.В., Самсонов Н.Б.Русский язык и культура речи, Издательство «Дрофа», 2009

2.

Ожегов С.И.- Толковый словарь русского языка.-М: Оникс, 2009г.

3.

Брокгауз Ф.А.- Иллюстрированный энциклопедический словарь.-М: Эксмо, 2010г.

4.

Даль В.И.- Толковый словарь живого великорусского языка ..- М: Дрофа, 2011г.

5.

Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.,Оникс, 2010.

6.

Адамчик Н.В..- Школьный словообразовательный словарь.- М: Феникс, 2011г.

7.

Еськова Н.А.- Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы.Ударение.: М: АСТ, 2008г.

8.

Бирих А.К.- Словарь фразеологический синонимов русского языка.- М:АСТ-ПРЕСС, 2009г.

9.

Русский язык и культура речи: электронный учебник

ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html

10.

Справочно-информационный портал «Русский язык» - ГРАМОТА.РУ

gramota.ru

11.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

rus.rusolymp.ru

12.

Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук

ruslang.ru

13.

Кабинет русского языка и литературы

ruslit.ioso.ru

14.

Культура письменной речи

gramma.ru

15.

МедиаЛингва: электронные словари, лингвистические технологии

medialingua.ru

16.

Проект «Русские словари»

slovari.ru

17.

Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языка

fonetica.philol.msu.ru

18.

Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык

vedi.aesc.msu.ru

19.

Словари и энциклопедии на «Академике»

dic.academic.ru

20.

Учебник по орфографии и пунктуации

naexamen.ru/gram

21.

Словопедия: русские толковые словари

slovopedia.com

22.

Cловари русского языка

speakrus.ru/dict

23.

Основные правила грамматики русского языка (ipmce.su/~lib/osn_prav.html)

24.

Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (urok.hut.ru/)

25.

Культура письменной речи (gramma.ru/)

«Словесник» (slovesnik-oka.narod.ru)

26.

«Тесты по русскому языку» (likbez.spb.ru/tests/)

27.

Тесты по пунктуации (repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2)

28.

«Дистанционная поддержка учителей-словесников. Методика, опыт, новые исследования» (iro.yar.ru:8101/resource/ distant/russian_language/index3.htm)

29.

«Словарь устаревших и диалектных слов» ( telegraf.ru/misc/day/dis.htm)

30.

Русские словари. Служба русского языка ( slovari.ru/lang/ru/)

«Знаете слово?» (math.msu.su/~apentus/znaete/)

31.

«Первое сентября» (1september.ru/index.htm)

32.

Сайт «Репетитор» (repetitor.hl.ru/programms.html)

33.

«Русское письмо» (character.webzone.ru/)



4. Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения аудиторной самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися контрольной работы, презентаций.

Результаты обучения (освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


  • создавать тексты в устной и письменной форме;

Оценка выполнения творческой работы, дифференцированный зачет

  • различать элементы нормированной и ненормированной речи.

Оценка выполнения индивидуальных заданий, дифференцированный зачет

  • владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;

Самостоятельная работа, дифференцированный зачет

  • владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

Оценка выполнения и защита практической работы, дифференцированный зачет

  • пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка;

Оценка выполнения и защита практической работы, дифференцированный зачет

  • находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет

  • уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям.

Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет

  • пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.

Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий, дифференцированный зачет

  • употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.

Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет

  • различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов.

Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет

  • пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.

Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет

  • различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

Оценка выполнения и защита практической работы, самостоятельная работа, дифференцированный зачет

Знания:


  • различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента);

Самостоятельная работа, тестирование, дифференцированный зачет

  • самостоятельные и служебные части речи;

Тестирование , дифференцированный зачет

  • лексические и фразеологические единицы языка;

Тестирование, дифференцированный зачет

  • способы словообразования;

Тестирование, дифференцированный зачет

  • особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.

Тестирование, дифференцированный зачет

  • синтаксический строй предложений;

Выполнение индивидуальных заданий, дифференцированный зачет

  • правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

Тестирование, дифференцированный зачет

  • функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

Тестирование, дифференцированный зачет


© 2010-2022