- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок словесности в 5 классе Знакомьтесь, Благодарность!
Урок словесности в 5 классе Знакомьтесь, Благодарность!
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Куртинина Ю.И. |
Дата | 27.07.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок словесности в 5 классе по теме: Знакомьтесь, Благодарность!
Тип урока: урок освоения концепта.
Цель урока: освоение слова-концепта как вербально выраженной содержательной единицы национального сознания и как единицы индивидуально-авторского мировосприятия.
Задачи: обучающие - 1) стимуляция познавательного интереса к изучению словесности, 2) формирование навыков работы со словарной статьей (выявление лексического значения слова), 3) формирование навыков выявления этимологии слова по его составу, лексической и грамматической сочетаемости слова, формирование умения видеть контекстуально-метафорическое значение слова;
Развивающие- l) формирование умения составлять связное высказывание, 2) развитие умения анализировать языковые единицы, сравнивать ошибочные и верные варианты употребления слов, определять стилистическую принадлежность лексем.
Воспитательные- 1) воспитание внимательного, бережного отношения к слову, 2) воспитание таких нравственных качеств как способность ценить добро и умение отвечать благодарностью на добрые поступки.
Оборудование: записи на доске, тексты художественных произведений, иллюстрации, открытки.
Ход урока:
1. Оргмомент. Приветствие. 1 мин.
2. Мотивационно-ориентировочный этап. 3 мин.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся (предполагаемый результат)
-Прочтите заглавие текста. В произведениях какого жанра часто встречается слово «пир»?
-Прочтите текст.
- Что такое «лазоревые чертоги»? В каких произведениях можно встретить слово «чертоги»?
- Перед нами маленькое произведение. Как его можно назвать?
-Что такое добродетели, благодетельность?
-Почему Тургенев говорит, что Благодетельность и Благодарность встретились «в первый раз»?
Что общего в этих словах?
Отмечают, что слово «пир» часто встречается в сказках.
Текст читает подготовленный ученик.
Отмечают, что слово «чертоги» встречается в сказках.
Делают вывод, что произведение можно называть сказкой (условно) или миниатюрой.
Добродетели - добрые качества. Благодетельность - доброе дело.
Тургенев говорит, что благодетельность и благодарность встретились впервые, т.к. люди часто бывают неблагодарны.
В словах общий корень.
3. Целеполагание. 1 мин.
-На время мы оставим произведение Тургенева. Сегодня поговорим о благодарности. Может быть, многие люди просто не знают о ней? Иначе почему они часто не умеют быть благодарными? На уроке мы ознакомимся со значениями этого слова, будем учиться правильно употреблять его в речи, определим, как меняется значение этого слова в художественных произведениях. Запишите тему урока в тетради: «Знакомьтесь, Благодарность!»
Слушание. Запись темы урока в тетради.
4. Освоение лексических значений слова. 5 мин.
- Прочитайте словарные статьи из словарей Ожегова и Даля. Сравните значения, указанные авторами. Найдите общее и разные значения.
-Какие слова, выражающие благодарность, вы знаете?
- Посмотрите, какие варианты слов благодарности указывает словарь синонимов Н.Абрамова (демонстрирую запись на доске): спасибо, очень признателен, премного благодарен, весьма признателен, покорно благодарю, благодарствую, спасибо, мерси.
- Кому и в какой обстановке можно сказать весьма признателен, мерси, спасибо?
- Не забывайте использовать эти слова в соответствии с речевой ситуацией!
Сравнивают содержание статей. Отмечают, что первые значения в словарных статьях совпадают: благодарность - чувство признательности. В остальном значения различаются: слова, выражающие признательность, официальное выражение оценки чьего-то труда (Ожегов); благодарность на деле (Даль).
Благодарю, спасибо.
Читают запись на доске, записывают несколько вариантов в тетради.
Отмечают стилистическую разницу слов (весьма признателен - торжественное, мерси - разговорное (в шутку), спасибо - нейтральное.
5. Освоение строения слова, подбор однокоренных слов. 3 мин.
-Посмотрим на состав слова. Сколько в нем корней? Что они обозначают?
-Подберите однокоренные слова, сохраняющие оба корня.
- Какое слово имеет противоположное значение? Какая морфема придает слову противоположное значение?
В слове два корня - -благ- и -дар-. Благо - в одном из значений - «добро», «дар» - то, что достается безвозмездно, даром, ничего не требуя взамен.
Благодарить, благодарный, неблагодарность, благодаря. Противоположное значение у слова неблагодарность, оно создается за счет приставки не-.
6. Лексическая и грамматическая сочетаемость слова «благодарность» и однокоренных слов. 7 мин.
Знакомлю учащихся с предлогом благодаря. Указываю на то, что предлог употребляется с вопросом д.п. (кому? чему?). Привожу примеры употребления: благодаря поддержке, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам. Объясняю, что высказывания с предлогом сохраняют положительный смысл. Представляю вариант замены в высказываниях с отрицательным смыслом: благодаря болезни - из-за болезни.
- ЛКЗ. Прочитайте фрагмент из произведения А.П.Чехова. Найдите в нем ошибку, исправьте:
Этот скандал ... обошелся ему очень дорого. Благодаря ему он потерял свою новую форменную фуражку ...
Какое настроение придает высказыванию ошибка?
- ЛКЗ. Придумайте и запишите предложение с ошибкой в употреблении предлога благодаря. Передайте тетрадь соседу по парте. Исправьте ошибку в тетради соседа. Прочтите ошибочный и верный варианты.
- ЛКЗ. Укажите верное по сочетаемости слово или форму:
(выразить, возразить) благодарность (отнять, принять) с благодарностью
(в знак, в значение) благодарности (выявить, объявить) благодарность благодарность (за поддержку, за подвох) Благодарность (друзей, друзьям)
С чувством (благодарностью, благодарности), благодаря (событий, событиям)
Слушание.
Находят, объясняют и исправляют ошибку:
Этот скандал ... обошелся ему очень дорого. Из-за него он потерял свою новую форменную фуражку ...
В чеховском варианте высказывание звучит смешно.
Работают в парах. Записывают ошибочные варианты, исправляют, зачитывают ошибочный и верный варианты.
Один учащийся выполняет задание на доске, другие - в тетрадях.
Выразить благодарность, принять с благодарностью, в знак благодарности, объявить благодарность, благодарность друзей (они благодарят), благодарность друзьям (я благодарю), с чувством благодарности, благодаря событиям.
7. Физкультпауза. 2 мин.
Возьмите карточки с записанными на них пословицами (каждому досталась только половина - начало или конец), пройдите по классу, найдите вторую половину, отдайте концовку тому, у кого начало пословицы. - Кому достались пословицы о благодарности, о неблагодарности? Зачитайте. Объясните смысл.
Двигаются по классу, возвращаются на места.
Зачитывают 2-3 примера, объясняют смысл пословиц.
8. Создание метафорического портрета концепта «благодарность». 15 мин.
- Теперь посмотрим, как изображают благодарность и неблагодарность в своих произведениях писатели. Вернемся к миниатюре Тургенева.
- Вспомните, что такое метафора. Даю понятие метафорического портрета слова(образное, художественное изображение).
Как вы думаете, Тургенев записал слова Благодетельность и Благодарность с большой буквы только потому, что с них начинаются реплики диалога?
- Кому дают имена? Какое это средство?
- Благодарность - героиня сказки. Найдите
предложение «Но вот Верховное существо ... ». Каким эпитетом награждает героинь писатель?
Приглашаю ученика с иллюстрацией, предлагаю прокомментировать ее.
- Вспомните другие произведения, в которых идет речь о благодарности или неблагодарности.
- Откройте с. 71 учебника. Прочтите фрагмент - историю о солдате и мужике со слов «Отчего же стрясся тот мороз?»
- Что означает выражение «охлаждение сердца»?
- Какое отношение эта история имеет к Фильке? За что Филька должен быть благодарен коню?
Откройте с. 76. Прочтите фрагмент со слов «Старое колесо скрипнуло ... » Найдите слова, которые говорят о тепле. В каком значении они употребляются? В каком значении употребляется слово «теплый» в заглавии сказки? Что означают слова «теплый хлеб»?
Приглашаю ученика продемонстрировать и прокомментировать иллюстрацию.
- Прочтите высказывания известных людей. Какие из этих слов мог бы сказать благодарный человек, а какие - неблагодарный? Какие иллюстрации можно было бы создать к этим высказываниям? Определения даются словами в прямом или В переносном смысле? Какое это художественное средство?
Метафора - это перенесение признаков одного предмета на другой, замена одного понятия другим по сходству, сравнение без союза.
Нет. Это еще и имена.
Имена дают людям, литературным героям.
Дамы «прекрасные».
Средство - метафора, олицетворение человеческих качеств.
Ученик комментирует иллюстрацию.
Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».
Читает заранее подготовленный ученик.
«Охлаждение сердца» - равнодушие, неблагодарность.
Филька тоже проявил равнодушие и неблагодарность по отношению к коню. Конь боевой, он защитник и достоин доброго отношения, благодарности.
В отрывке слова употребляются в прямом смысле, а вот в заглавии слово «теплый» имеет переносное значение - отданный с душой, с добром, с благодарностью.
Ученик комментирует иллюстрацию.
Читают высказывания:
Благодарность - прекраснейший из цветков души. (Генри Уорд Бичер)
Благодарность - это тяжкое бремя, лежащее на нашей несовершенной природе. (Ф.Д Честерфилд)
На иллюстрациях можно изобразить прекрасный цветок, человека, несущего тяжелый груз.
Определения - слова-метафоры.
9. Речетворческий этап. 5 мин.
Возьмите открытку, которую вы изготовили дома. Напишите на ней несколько предложений (3-4), в которых вы выскажете благодарность какому-нибудь человеку (другу, родителям, учителям) за то доброе дело, которое они вам сделали. Не забудьте использовать и выделить знаками препинания обращение. Может быть, вы сможете высказаться образно, метафорично.
Прочитайте ваше обращение.
Выявляю достоинства работы, корректно указываю на недостатки.
Пишут сочинение.
Зачитывают работы (3-4 ученика).
10. Обобщение. Подведение итогов урока. Оценивание ответов. 2 мин.
Как изменилось ваше представление о
слове «благодарность»?
Отвечают на вопрос.
11. Домашнее задание. 1 мин.
Нарисовать иллюстрации к высказываниям, записанным на доске.
5