Урок словесности в 5 классе Знакомьтесь, Благодарность!

Урок нацелен на освоение слова-концепта через знакомство со словарными статьями и произведениями художественной литературы. Учащиеся анализируют состав слова-концепта, исследуют его словесное окружение , учатся определять стилистическую принадлежность синонимических единиц, корректируют грамматические ошибки. Важную часть работы представляет собой исследование того, как слово "живёт" в художественном тексте. Речетворческий этап не только обучает созданию собственного связного высказывания, но и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок словесности в 5 классе по теме: Знакомьтесь, Благодарность!

Тип урока: урок освоения концепта.

Цель урока: освоение слова-концепта как вербально выраженной содержательной единицы национального сознания и как единицы индивидуально-авторского мировосприятия.

Задачи: обучающие - 1) стимуляция познавательного интереса к изучению словесности, 2) формирование навыков работы со словарной статьей (выявление лексического значения слова), 3) формирование навыков выявления этимологии слова по его составу, лексической и грамматической сочетаемости слова, формирование умения видеть контекстуально-метафорическое значение слова;

Развивающие- l) формирование умения составлять связное высказывание, 2) развитие умения анализировать языковые единицы, сравнивать ошибочные и верные варианты употребления слов, определять стилистическую принадлежность лексем.

Воспитательные- 1) воспитание внимательного, бережного отношения к слову, 2) воспитание таких нравственных качеств как способность ценить добро и умение отвечать благодарностью на добрые поступки.

Оборудование: записи на доске, тексты художественных произведений, иллюстрации, открытки.

Ход урока:

1. Оргмомент. Приветствие. 1 мин.

2. Мотивационно-ориентировочный этап. 3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (предполагаемый результат)

-Прочтите заглавие текста. В произведениях какого жанра часто встречается слово «пир»?

-Прочтите текст.

- Что такое «лазоревые чертоги»? В каких произведениях можно встретить слово «чертоги»?

- Перед нами маленькое произведение. Как его можно назвать?

-Что такое добродетели, благодетельность?

-Почему Тургенев говорит, что Благодетельность и Благодарность встретились «в первый раз»?

Что общего в этих словах?

Отмечают, что слово «пир» часто встречается в сказках.

Текст читает подготовленный ученик.

Отмечают, что слово «чертоги» встречается в сказках.

Делают вывод, что произведение можно называть сказкой (условно) или миниатюрой.

Добродетели - добрые качества. Благодетельность - доброе дело.

Тургенев говорит, что благодетельность и благодарность встретились впервые, т.к. люди часто бывают неблагодарны.

В словах общий корень.

3. Целеполагание. 1 мин.

-На время мы оставим произведение Тургенева. Сегодня поговорим о благодарности. Может быть, многие люди просто не знают о ней? Иначе почему они часто не умеют быть благодарными? На уроке мы ознакомимся со значениями этого слова, будем учиться правильно употреблять его в речи, определим, как меняется значение этого слова в художественных произведениях. Запишите тему урока в тетради: «Знакомьтесь, Благодарность!»

Слушание. Запись темы урока в тетради.

4. Освоение лексических значений слова. 5 мин.

- Прочитайте словарные статьи из словарей Ожегова и Даля. Сравните значения, указанные авторами. Найдите общее и разные значения.


-Какие слова, выражающие благодарность, вы знаете?

- Посмотрите, какие варианты слов благодарности указывает словарь синонимов Н.Абрамова (демонстрирую запись на доске): спасибо, очень признателен, премного благодарен, весьма признателен, покорно благодарю, благодарствую, спасибо, мерси.

- Кому и в какой обстановке можно сказать весьма признателен, мерси, спасибо?

- Не забывайте использовать эти слова в соответствии с речевой ситуацией!

Сравнивают содержание статей. Отмечают, что первые значения в словарных статьях совпадают: благодарность - чувство признательности. В остальном значения различаются: слова, выражающие признательность, официальное выражение оценки чьего-то труда (Ожегов); благодарность на деле (Даль).

Благодарю, спасибо.

Читают запись на доске, записывают несколько вариантов в тетради.


Отмечают стилистическую разницу слов (весьма признателен - торжественное, мерси - разговорное (в шутку), спасибо - нейтральное.

5. Освоение строения слова, подбор однокоренных слов. 3 мин.

-Посмотрим на состав слова. Сколько в нем корней? Что они обозначают?

-Подберите однокоренные слова, сохраняющие оба корня.

- Какое слово имеет противоположное значение? Какая морфема придает слову противоположное значение?

В слове два корня - -благ- и -дар-. Благо - в одном из значений - «добро», «дар» - то, что достается безвозмездно, даром, ничего не требуя взамен.

Благодарить, благодарный, неблагодарность, благодаря. Противоположное значение у слова неблагодарность, оно создается за счет приставки не-.


6. Лексическая и грамматическая сочетаемость слова «благодарность» и однокоренных слов. 7 мин.

Знакомлю учащихся с предлогом благодаря. Указываю на то, что предлог употребляется с вопросом д.п. (кому? чему?). Привожу примеры употребления: благодаря поддержке, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам. Объясняю, что высказывания с предлогом сохраняют положительный смысл. Представляю вариант замены в высказываниях с отрицательным смыслом: благодаря болезни - из-за болезни.

- ЛКЗ. Прочитайте фрагмент из произведения А.П.Чехова. Найдите в нем ошибку, исправьте:

Этот скандал ... обошелся ему очень дорого. Благодаря ему он потерял свою новую форменную фуражку ...

Какое настроение придает высказыванию ошибка?

- ЛКЗ. Придумайте и запишите предложение с ошибкой в употреблении предлога благодаря. Передайте тетрадь соседу по парте. Исправьте ошибку в тетради соседа. Прочтите ошибочный и верный варианты.

- ЛКЗ. Укажите верное по сочетаемости слово или форму:

(выразить, возразить) благодарность (отнять, принять) с благодарностью

(в знак, в значение) благодарности (выявить, объявить) благодарность благодарность (за поддержку, за подвох) Благодарность (друзей, друзьям)

С чувством (благодарностью, благодарности), благодаря (событий, событиям)

Слушание.



Находят, объясняют и исправляют ошибку:

Этот скандал ... обошелся ему очень дорого. Из-за него он потерял свою новую форменную фуражку ...

В чеховском варианте высказывание звучит смешно.

Работают в парах. Записывают ошибочные варианты, исправляют, зачитывают ошибочный и верный варианты.


Один учащийся выполняет задание на доске, другие - в тетрадях.

Выразить благодарность, принять с благодарностью, в знак благодарности, объявить благодарность, благодарность друзей (они благодарят), благодарность друзьям (я благодарю), с чувством благодарности, благодаря событиям.

7. Физкультпауза. 2 мин.

Возьмите карточки с записанными на них пословицами (каждому досталась только половина - начало или конец), пройдите по классу, найдите вторую половину, отдайте концовку тому, у кого начало пословицы. - Кому достались пословицы о благодарности, о неблагодарности? Зачитайте. Объясните смысл.

Двигаются по классу, возвращаются на места.

Зачитывают 2-3 примера, объясняют смысл пословиц.

8. Создание метафорического портрета концепта «благодарность». 15 мин.

- Теперь посмотрим, как изображают благодарность и неблагодарность в своих произведениях писатели. Вернемся к миниатюре Тургенева.

- Вспомните, что такое метафора. Даю понятие метафорического портрета слова(образное, художественное изображение).

Как вы думаете, Тургенев записал слова Благодетельность и Благодарность с большой буквы только потому, что с них начинаются реплики диалога?

- Кому дают имена? Какое это средство?

- Благодарность - героиня сказки. Найдите

предложение «Но вот Верховное существо ... ». Каким эпитетом награждает героинь писатель?

Приглашаю ученика с иллюстрацией, предлагаю прокомментировать ее.

- Вспомните другие произведения, в которых идет речь о благодарности или неблагодарности.

- Откройте с. 71 учебника. Прочтите фрагмент - историю о солдате и мужике со слов «Отчего же стрясся тот мороз?»

- Что означает выражение «охлаждение сердца»?

- Какое отношение эта история имеет к Фильке? За что Филька должен быть благодарен коню?

Откройте с. 76. Прочтите фрагмент со слов «Старое колесо скрипнуло ... » Найдите слова, которые говорят о тепле. В каком значении они употребляются? В каком значении употребляется слово «теплый» в заглавии сказки? Что означают слова «теплый хлеб»?

Приглашаю ученика продемонстрировать и прокомментировать иллюстрацию.

- Прочтите высказывания известных людей. Какие из этих слов мог бы сказать благодарный человек, а какие - неблагодарный? Какие иллюстрации можно было бы создать к этим высказываниям? Определения даются словами в прямом или В переносном смысле? Какое это художественное средство?


Метафора - это перенесение признаков одного предмета на другой, замена одного понятия другим по сходству, сравнение без союза.

Нет. Это еще и имена.

Имена дают людям, литературным героям.

Дамы «прекрасные».

Средство - метафора, олицетворение человеческих качеств.

Ученик комментирует иллюстрацию.

Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

Читает заранее подготовленный ученик.

«Охлаждение сердца» - равнодушие, неблагодарность.

Филька тоже проявил равнодушие и неблагодарность по отношению к коню. Конь боевой, он защитник и достоин доброго отношения, благодарности.

В отрывке слова употребляются в прямом смысле, а вот в заглавии слово «теплый» имеет переносное значение - отданный с душой, с добром, с благодарностью.


Ученик комментирует иллюстрацию.

Читают высказывания:

Благодарность - прекраснейший из цветков души. (Генри Уорд Бичер)

Благодарность - это тяжкое бремя, лежащее на нашей несовершенной природе. (Ф.Д Честерфилд)

На иллюстрациях можно изобразить прекрасный цветок, человека, несущего тяжелый груз.

Определения - слова-метафоры.

9. Речетворческий этап. 5 мин.

Возьмите открытку, которую вы изготовили дома. Напишите на ней несколько предложений (3-4), в которых вы выскажете благодарность какому-нибудь человеку (другу, родителям, учителям) за то доброе дело, которое они вам сделали. Не забудьте использовать и выделить знаками препинания обращение. Может быть, вы сможете высказаться образно, метафорично.

Прочитайте ваше обращение.

Выявляю достоинства работы, корректно указываю на недостатки.

Пишут сочинение.



Зачитывают работы (3-4 ученика).

10. Обобщение. Подведение итогов урока. Оценивание ответов. 2 мин.

Как изменилось ваше представление о

слове «благодарность»?

Отвечают на вопрос.

11. Домашнее задание. 1 мин.

Нарисовать иллюстрации к высказываниям, записанным на доске.

5


© 2010-2022