Встреча со стилистикой. Художественная речь. 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Встреча со стилистикой.

Художественная речь. 11 класс



  1. Работая над стихотворением «Поэту», А. Пушкин к слову «художник» последовательно меняет такие эпитеты: увенчанный, божественный, разборчивый - и останавливается на таком варианте: «Ты им доволен ли, взыскательный художник».

Указать, какие смысловые оттенки вносил каждый эпитет.



  1. Раскрыть смысл следующих афоризмов.

«В жизни всегда есть место подвигам» (А. Горький.)

«И жизнь хороша,

и жить хорошо.» ( В. Маяковский.)



  1. Указать, какие черты персонажа проявляются в его речи.

«Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа.» (Епиходов. «Вишнёвый сад». А. Чехов.)



  1. Предлагаются два примера стилистической отделки И. Гончаровым описания внешности Обломова.

Указать,

- где описание носит натуралистический характер (приводятся физиологические подробности),

- где описание имеет романтическую окраску и

- где наружность даётся реалистически.

«Это был человек лет тридцати двух - тёх от роду, среднего роста; приятной наружности, с тёмно - серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности.»

(издание 1859г., 1-е)

«Это был человек лет тридцати двух - тёх от роду, среднего роста; приятной наружности, с тёмно - серыми глазами, гулявшими беспечно по стенам, по потолку, с тою неопределённой задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит.»

(издание 1862г., 2-е)

«Это был человек лет тридцати двух - тёх от роду, полный, гораздо полнее, нежели обыкновенно бывают люди в эти лета. Независимо от этой благоприобретённой полноты, кажется, и сама природа не позаботилась создать его постройнее. Голова у него была довольно большая, плечи широкие, грудь крепкая и высокая: глядя на это могучее туловище, непременно ожидаешь, что оно поставлено на соответствующий ему солидный пьедестал, - ничего не бывало. Подставкой служили две коротенькие, слабые, как будто чем - то измятые ноги.»

(черновая рукопись)



  1. У А. Чехова при описании очень часто предложение строится в таком порядке:

- указание на место действия,

- сказуемое,

- определение или приложение,

- подлежащее,

- дополнение с определяющими словами, например:

«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» («Хамелеон»)

Переделать следующие предложения, поставив слова в порядке, характерном для А. Чехова (для предложений использованы рассказы «Злоумышленник» и «Дочь Альбиона»)

Маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латанных портах стоит перед судебным следователем.

Прекрасная коляска с каучуковыми шинами, толстым кучером и бархатным сиденьем подкатила к дому помещика Грибова.

3


© 2010-2022