Конспект урока Однородные члены предложения

Русский язык   8 класс   Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них   Открытие новых знаний   Цели урока Образовательные: 1)       познакомить с понятием «однородные члены предложения»; 2)       научить находить в предложениях однородные члены предложения;  читать их  с интонацией перечисления, ставить знаки препинания при них, чертить схемы; Обучение в сотрудничестве, работа по модулям, ИКТ Формировать УУД: познавательные: 1) привести учащихся к пониманию, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; 2) развивать умение находить их в предложении и обозначать их на схемах: определять смысловые границы однородных членов по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания. Научить учащихся отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать по... Личностные УУД: 1) уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: 1) уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: 1) учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; совместно договариваться о правилах поведения и общения  в группе и следовать им. Планируемый результат  Предметные: ·        устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении; ·        использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №11»


Русский язык

8 класс

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Открытие новых знаний

Обучение в сотрудничестве, работа по модулям, ИКТ

Лазарева Любовь Владимировна

Предметная тема: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них".

Цели урока

Образовательные:

  1. познакомить с понятием «однородные члены предложения»;

  2. научить находить в предложениях однородные члены предложения; читать их с интонацией перечисления, ставить знаки препинания при них, чертить схемы;

Формировать УУД:

познавательные:

1) привести учащихся к пониманию, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения;

2) развивать умение находить их в предложении и обозначать их на схемах: определять смысловые границы однородных членов по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания. Научить учащихся отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.

Личностные УУД:
1) уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

1) учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

Планируемый результат

Предметные:

  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Личностные:

  • уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

  • учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять небольшие тексты;

  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне текста рассуждения);

  • учиться слушать и понимать речь других;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Основные понятия: однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены предложения, запятая при однородных членах предложения, союзы при однородных членах. Термин: «однородные».

Межпредметные связи: русский язык, география.

Метапредметная тема: проблемы экологии.

Цель: через метапредметный подход формировать целостное видение мира, закономерностей его развития, формировать культурологическую, коммуникативную компетенции; умения применять полученные знания на практике и в новой нестандартной ситуации, развивать умение работать с текстом, развивать речевые и коммуникативные умения учащихся, оценивать результат выполненной работы.

Основная форма занятия: открытие новых знаний

Технология: обучение в сотрудничестве, работа по модулям, ИКТ .

Оборудование: модуль, презентация, оценочный лист ученика.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Ресурсы основные и дополнительные:

  • учебник «Русский язык 8 класс» , авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков.

  • презентация к уроку, эталоны, модули.

  • таблица «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».

Технология проведения

Этапы занятия

    Добрый день, уважаемые ребята. Мы начинаем занятие, будем работать сегодня в группах, и каждый участник оценит сам свои знания. Запишите число, классная работа.

    II.Теоретическая атака. Учитель:

    • Прочитайте слова на слайде. 1 слайд


    Занимают позицию одного……………….. …

    связаны между собой …………………..связью,

    часто имеют одинаковое ……… выражение,

    обычно выражают ……………… понятия.

    В.В.Бабайцева

    Вера Васильевна Бабайцева - доктор филологических наук, профессор, автор многих научных работ, вузовских и школьных учебников- дала такую характеристику этим членам предложения. В результате работы на уроке вы, ребята, должны будете прийти к определённому мнению и восстановить пропущенные слова в эпиграфе.

    1. Итак, в добрый путь, ребята! Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе занятия. 2 слайд

    • Недавно прошли новогодние каникулы. И я хочу вам напомнить о тех праздничных днях. Посмотрите на второй слайд. Какие предметы вы видите на нём?

    • Дайте характеристику предмету.

    Форма, цвет, размер

    Шар, красный, зелёный, синий, небольшие ёлочные игрушки.

    1. Учитель:

    • Как называются члены предложения, которые характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете?

    Слайд 3

    Однородные.

    Они характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете


    1. Учитель: в 5 классе вы уже знакомились с понятием однородности. В каком разделе языка изучается понятие однородности?

    В синтаксисе.

    • Добавьте в предложение слова, используя цвет и форму.

    • Расставьте знаки препинания. Каким будет данное предложение? Простым.


    1. Учитель:

    • Чем осложнено? Однородными определениями.

    Синие, желтые, красные шары украшали ёлку. 4 слайд

    • Давайте вспомним, какую позицию занимают эти слова в предложении?

    • Почему они являются однородными? ( предметы одного рода )

    Карточка для детей в модуле

    1. Учитель:

    • Какой член предложения?

    • Какова часть речи?

    • Какое однотипное понятие выражает предмет?

    5 слайд. Один член предложения - определения.

    Морфологическое выражение - прилагательные.

    Выражают однотипное понятие - цвет.

    • Какая связь существует между словами?

    Союзная и бессоюзная.

    6 слайд Лингвистическая разминка. Выберите правильный ответ

    Что такое союз?

    Союз - это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте.

    • А какой бывает союзная связь?

    Сочинительной и подчинительной. 7 слайд

    1. Учитель: мы говорим пока с вами о простом предложении.

    • Какая связь называется сочинительной?

    Сочинительной является связь между равноправными единицами словами.

    • Как осуществляется эта сочинительная связь?

    Эта связь может осуществляться с помощью сочинительных союзов.

    8 слайд Итак, показатель сочинительной связи - союз.

    1. Актуализация знаний.

    В русском языке обозначены три группы сочинительных союзов:

    • Давайте определим по предложениям текста, какие это союзы.

    Работа в 3 группах.

    Итак, выделите союз в кружочек, запишите определение союзов и перечислите их. Каково будет их значение?

    1-ая группа

    1. Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению природы.

    2. Загрязняющие вещества, насыщенные соединениями серы, влияют не только на природу, но и на здоровье людей.

    3. Нигде не было видно ни карликовых деревьев, ни кустарников.

    2 группа

    1. Небо то заволакивалось свинцовыми тучами, то вдруг местами расчищалось на мгновение.

    2. Одно лишь облачко на нём не то плывёт, не то тает.

    3. В тундре попадается мелкая голубика или крупная брусника.

    3 группа

    1. Молодёжь пела песни не о могучей Волге, а о суровом Енисее.

    2. Опасные выбросы не уносятся во льды Северного Ледовитого океана, а оседают вблизи города на поверхности тундры и лесотундры.

    3. Красна ягодка, да на вкус горька.

    • Почему они так называются?

    Значение союзов (отвечают лидеры групп) Обратитесь к алгоритму. 9 слайд

    • Первая группа эти союзы соединяют Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: "И ЭТО, И ТО".

    • Вторая группа эти союзы разделяют Значение разделительных союзов можно определить так: "ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО".

    • Эти союзы противопоставляют. Значение противительных союзов выражается иначе: "НЕ ТО, А ЭТО".

    • Какова пунктуация при однородных членах предложения? Расставьте запятые.

    Зарядка.

    Представим, что мы на корабле, выступаем в роли сигнальщика. Как связать нашу тему урока с действиями сигнальщика?(соединяем флажки - руки вверх, разделяем - руки в стороны, противопоставляем - одна рука вверх, другая - вниз)

    Руки кверху - гордо встанем,

    В сторону мы их расставим.

    Дальше - противопоставим,

    Заново начнём.

    Какую закономерность вы наблюдаете?

    10 слайд

    Конспект урока Однородные члены предложения

    Запятая ставится:

    • перед противительными союзами;

    • перед повторяющимися союзами;

    • перед второй частью двойных союзов;

    Запятая не ставится:

    • между однородными членами, соединёнными одиночным, соединительным или разделительным союзом.

    Учитель: так какая же тема нашего урока?

    Тема урока: однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

    • Как вы думаете: чему мы должны научиться на уроке?

    Какова цель урока?

    Учитель: Вся наша жизнь связана с природой. Особенно мы, северяне, умеем восхищаться природой. Прочитайте предложения, найдите среди них те, в которых выражена проблема. Посмотрите на слайд, подумайте о 2 теме урока. 11 слайд

    • Проблемы экологии.

    • Экологическое состояние окружающей среды в нашем городе и близ него.

    Учитель: Можно ли назвать ситуацию, которая сложилась в НПР по экологии кризисной?

    Сегодня в атмосферу г. Норильска металлургическими предприятиями выбрасывается большое количество загрязняющих веществ. Воздух Норильска насыщен соединениями серы, нитратами, сульфатами, промышленной пылью и тяжелыми металлами. Это влияет на здоровье людей и на природу. 12 слайд

    • Что такое проблема? Это основной вопрос, над которым задумывается автор.

    • Как можно решить проблему экологии практически?

    Способы решения экологической проблемы. Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.

    Работа в группах. Творческая работа. 13 слайд

    Составьте и запишите небольшой текст-рассуждение с однородными членами предложения, используя данные слова. Как строится рассуждение? 14 слайд

    1. Тезис. Выдвинутое суждение. Благоустройство города, озеленение.

    2. Аргументы. Доказательства и примеры.

    3. Вывод. Что нужно делать.

    • Включите в предложения однородные члены, связанные сочинительными союзами.

    • Сформулируйте основную мысль текста. Составьте презентацию.

    Работа в группах

    Задания: Цветовая гамма будет следующей. Как вы думаете почему?

    1 группа Тема: растения- зелёный цвет

    Слова: озеленение, благоустройство, город, кустарники, деревья, окружающая природа, посадка цветов, природа, территория города, клумбы, зелёные насаждения, влияние на окружающую среду, художественное оформление, водоёмы, растения, парки, бульвары, скверы, набережная,

    2 группа Тема: атмосфера - голубой

    Слова: природа, люди, наносить, громадный вред, сократить, объёмы, диоксид серы, модернизировать, очистительные системы, снижение, выбросы в атмосферу, загрязняющие вещества, установка, фильтры, электростанции, транспорт, разрушение, озоновый слой, защитный озоновый слой, угрожать, разрушение, единственный выход, полное, скорейшее запрещение, производство, прекращение, окружающая среда, промышленные выбросы, отходы.

    3 группа Тема: земля - коричневый

    Природа, люди, наносить, громадный вред, снижение, выброс, загрязнение, сточные воды, поверхность, водные объекты, экологическая программа, охрана земель, отходы, промышленно-хозяйственная деятельность, решение задач, необходимость, внедрение, новые технологии, безотходное производство, активно вовлекать, имеющиеся отходы, существующее производство, строить, реконструировать, объекты размещения, разработка, внедрение, природоохранные мероприятия, снижение объемов, вредные выбросы, рекультивация земель, озеленение, территория, район, озеро Долгое, восстановление рельефа, почва и растительность, затраты, охрана окружающей среды, восстановление рельефа, экологически чистое земледелие, органические удобрения, лесные пожары, изменился климат.

    Каковы же способы решения экологической проблемы? 15,16 слайды

    1. Благоустройство и озеленение города. Соч. связь

    2. Снижение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

    3. Охрана земель от отходов промышленно-хозяйственной деятельности, т.е. снижение выбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, разработка и внедрение природоохранных мероприятий.

    Учитель: каждая группа зачитает составленные тексты. Укажите однородные члены предложения с сочинительными союзами. К какому продукту деятельности вы пришли в конце урока? Решение экологической проблемы в городе.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Выполни тест:

    1. Найди и отметь предложения с однородными членами:

    • Снег пропитался водой, отяжелел и осел.

    • В тундре кругом были карликовые деревья да небольшие кустарники.

    • Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет ласково.

    2. В каком предложении есть однородные подлежащие:

    • Метели, снега и туманы покорны морозу всегда.

    • Северный Ледовитый океан - это долгая полярная ночь, свирепые вьюги, пронзающий ветер.

    • Я люблю эти звёздные ночи, эти звёзды и клёны, и пруд.

    3. В каком предложении есть однородные дополнения:

    • В тундре водятся как песцы, так и белые медведи.

    • Тёмное небо смотрит сверху и будто дышит своими огнями.

    • Осень пришла врасплох и завладела землёй, реками, лесами.

    • Дни стояли холодные и ветреные.

    4.

    В каком предложении есть разделительный союз:

    • Сегодня пойдём кататься на лыжах или на коньках.

    • Зимой солнце светит, но не греет.

    • Мороз заковал озёра и реки.

    Проверяем, эталон на слайде. 17 слайд

    Отметьте (поставьте плюс):

    1. Знаю правило об однородных членах предложения.

    2. Умею находить однородные члены предложения.

    3. Умею ставить запятую в предложениях с однородными членами.

    Итак, обратимся к эпиграфу, вставьте нужные слова. К какому выводу мы приходим? 18,19 слайды

    Занимают позицию одного члена предложения,

    связаны между собой сочинительной связью,

    часто имеют одинаковое морфологическое

    выражение, обычно выражают однотипные

    понятия.

    В.В.Бабайцева

    В чём заключалась ваша деятельность на занятии?

    Осмысление проделанной работы.

    • Достиг(ла) я этих целей или нет?

    • Как я оцениваю свои успехи на занятии?

    Внимание!

    Пользуйтесь такими выражениями: я думаю…; я считаю…; мне кажется…; итак, какова у нас тема занятия.

    Оценка эмоционального состояния учащихся на занятии:

    • было интересно;

    • было интересно, но не все;

    • скучно, тоскливо.

    Оцените свою работу на занятии:

    «5» - все задания выполнены верно. Поставь себе «5».

    «4» - выполнил все задания, иногда ошибался. Поставь себе «4».

    «3» - выполнил половину задания. Поставь себе «3».

    Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на занятии:

    а) прочитаю по учебнику параграф 27 ;

    б) выполню упражнение 273;

    г) выполню упражнения274;

    д) найду и выпишу в тетрадь 10 предложений с однородными членами из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» или его стихотворений.

    Спасибо за проделанную работу!




    © 2010-2022