Статья Лекция как форма урока литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема совершенствования преподавания литературы сегодня одна из важнейших. Вот почему поиски новых форм урока приобретают такую актуальность.

Урок литературы должен заставить студентов мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматичном подходе в преподавании литературы. Поэтому и возник вопрос о нестандартном уроке как одном из средств решения проблемы. Специфика лекции состоит в том, что деятельность преподавателя здесь неотделима от деятельности студентов: читая лекцию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рассказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать студенты, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприятию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно проверить. Словом, урок-лекция позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, воздействовать на каждого из них. Широкому и эффективному применению лекции мешает устаревшее отношение к ней , как к обрекающей студентов на роль пассивных слушателей. В действительности же на лекции деятельность студентов имеет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа во время слушания лекции и после. Чтобы превратить лекцию в активную форму обучения, постараемся представить себе все три вида деятельности студента на уроке, их оптимальное сочетание.

Выбирая те или иные приёмы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит преподаватель. Есть лекции, обращённые прежде всего к разуму, логическому мышлению студентов. Это лекции на теоретико-литературные темы. При слушании их уместны разного рода записи: составление плана, тезисов, конспекта. При восприятии обзорной темы записи также возможны. Но иногда в лекцию включаются выразительное чтение, звучание музыкальных произведений и другие виды демонстрации произведений искусства. Важно использовать этот момент для эстетического сопереживания; желательно в это время не записывать.

Есть лекции , обращённые к эмоциям, например, рассказ о последних годах жизни Пушкина с чтением отрывков из воспоминаний современников, писем, или заочная экскурсия по местам, связанным с жизнью Маяковского. Цель такой лекции - убедить, пробудить чувство. Конспектирование здесь нецелесообразно: перевод слова преподавателя в логический план может лишить его воспитательной силы. Приступая к такой лекции, можно предложить студентам в конце урока ответить устно на проблемный вопрос, осмыслить впечатление от услышанного.

Главная форма деятельности студентов на уроке-лекции - это восприятие слова преподавателя. Чтобы восприятие было полноценным, необходимо много условий, но главное - увлечённость самого лектора. Как правило, на уроке-лекции излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности студентов лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой. Лекционная форма проведения уроков целесообразна при: изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала. Структура лекции определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока: организации, постановки цели и актуализации знаний; сообщение знаний преподавателем и усвоении их студентами.

Готовясь к лекции, преподаватель прежде всего ищет проблему, которую надо решить. Например, можно было бы просто факт за фактом рассказать биографию Лермонтова. Но гораздо интереснее решать проблему: как поэт, проживший такую короткую жизнь, сумел стать властителем дум русского общества того времени, остаться необходимым и для нас? Может быть, эпоха была особенно благоприятной и необычайно благополучна личная судьба, поддерживало дружеское окружение, признание публики или причина в его гениальности? Ответ будет неоднозначным.

Общая проблема лекции нередко находит выражение в эпиграфе, который записывается на доске заранее. Подобрать эпиграф - целое искусство, здесь нет готовых решений: ведь в нём заключён главный нерв лекции. Так, если, рассказывая о жизни Горького, мы хотим показать взаимосвязь её с эпохой, то можно взять слова К. Федина: « Его жизнь была переплетена с историей революции и принадлежала ей. Он был биографией своего века». Или к лекции о Пушкине: « Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу, или русские характеры; на этом основании общий голос нарёк его русским национальным народным поэтом» ( В.Г.Белинский ).

Возможен эпиграф изобразительный: портрет писателя, о личности которого пойдёт речь, обложка книги, рукопись произведения и т.д.

Эпиграф должен быть осмыслен на лекции. Его выразительное прочтение создаст эмоциональный настрой. Не только эпиграф, но и вообще начало лекции - необычайно ответственный момент.

Иногда лекцию целесообразно начать с яркого эпизода, факта, картины. Например: устная картина. Можно начать лекцию о Пушкине в Михайловской ссылке с описания затерянного в глухих лесах села, безлюдья, одиночества поэта. Или лекцию о Толстом начать с картины яснополянского дома и парка. Возможно описание памятника писателю, дома-музея и т.д. Причём особенно сильное воздействие производит такое описание, когда преподаватель рассказывает о собственном впечатлении, о своих мыслях и чувствах.

Восприятие лекции зависит от соотношения в ней главных положений и материала, развивающего их, аргументирующего и иллюстрирующего. Психологи утверждают, что лекцию, в которой каждое положение - главное, слушать невозможно. Нужен «воздух» между тезисами, время на осмысление услышанного. Высказав положение, надо повторить его другими словами (но не диктовать!), повернуть другой стороной, развить.

Само построение лекции зависит от материала, но всегда в ней должно быть идейно-образное ядро. Не просто сообщение фактов, а организация их вокруг главной мысли, выделение центрального образа сделают лекцию интересной.

Приёмы активизации внимания слушателей на лекции разнообразны. В одном случае лектор включает в рассказ фрагменты художественного произведения, в другом - документ, в третьем - использует вопросы к слушателям, на которые иногда получит ответ, в четвёртом - сопоставит разные точки зрения на проблему, будет полемизировать с возможными возражениями и т. д.

В общем приёмы построения лекции сходны с приёмами композиции художественного произведения, да это и естественно: лекция по литературе должна быть эстетически значимой. И как в художественном произведении есть этапы сюжета, так и в лекции можно наметить экспозицию, цель которой - настроить учащихся на восприятие, завязку - постановку актуальной проблемы, основную часть лекции - развитие мысли, приводящее к кульминации, и заключение - развязку. Продумывая построение основной части, опытные лекторы используют такие приёмы, как антитеза ,повторы градация, риторические вопросы и т.д.

Построение лекции - решение главной задачи, поэтому здесь не может быть места шаблону. Все её моменты обусловлены самим её содержанием. Выбирая те или иные пути построения лекции, надо помнить, что главная цель - открытие истины, которое совершает каждый студент сам, и в этой деятельности не только развиваются его мышление, память, чувства, речь, но и происходит целостное развитие личности.

Часто в лекцию сообщения студентов. При этом преподаватель исходит из возрастных и индивидуальных возможностей студентов: одним предлагает пересказать близко к тексту отрывок из воспоминаний, другим поручает сообщение о произведении живописи или музыки.

Нередко сообщения студентов создают лишь видимость активности: переписанные из критической работы чужие мысли, невыразительно прочитанные, не затрагивают слушателей. Даже если сообщение представляет собой изложение точки зрения критика, необходимо добиваться, чтобы оно отвечало требованиям к устному выступлению, а для этого необходимы консультации докладчикам до и во время работы над докладом.

Привлечение ассистентов-лекторов - приём чрезвычайно ценный, у опытных преподавателей он даёт хороший эффект. Чтобы сообщаемый студентом материал воспринимался не менее серьёзно, чем привычно-авторитетное слово преподавателя, требуется немало усилий и во время урока; здесь также возможны конспектирование, составление плана или тезисов, ответ на вопрос, рецензирование и т.д.

Лекция в арсенале педагога может стать активной формой обучения, так как она способна сочетаться с самыми разнообразными видами самостоятельной работы, причём не отдельных студентов, а всей группы. Строя лекцию как поиск истины, преподаватель вовлекает в эту работу всех, в необходимых случаях обращается с вопросами к группе, и лекция закономерно перерастает в беседу и даже в диспут. Обсуждение устных и письменных ответов даёт возможность осуществить обратную связь, увидеть, как понят материал, как формируются знания и умения студентов, какова их эмоциональная реакция. При систематическом применении различных видов устных и письменных самостоятельных работ в процессе слушания лекции и обсуждении их результатов, студенты работают все без исключения.

Сочетание различных форм деятельности студентов на уроке, стержень которого составляет лекция преподавателя, позволяет избежать монотонности и повысить интерес, поддерживать работоспособность ребят в течение всего урока.

Самый распространённый вид урока, сочетающий слово преподавателя с самостоятельной работой студентов, - это лекция с элементами беседы.

Преподаватель сообщает новый материал, направляет мысль студентов, побуждает их к деятельности, а слушатели решают конкретные задачи, совершают мыслительные операции, открывают для себя нечто новое.

Задача преподавателя - добиться, чтобы вопросы, обращённые к слушателям, рождались естественно, в процессе движения мысли, ответы на них с необходимостью включались в ход рассуждений, а ребята чувствовали себя участниками совместного поиска истины.

Важно учесть психологическое состояние ребят, участвующих в таком занятии: для тех, кто отвечает на вопрос, именно этот вопрос предстаёт как самый важный. Поэтому преподавателю во время лекции приходится всё время помнить о пропорциях, об истинном месте каждого вопроса. У слушателей должно сложиться понимание проблемы в целом, в правильном соотношении главных положений и моментов аргументирующих, развивающих, иллюстрирующих. Поэтому на таком уроке необходимы и другие виды самостоятельной работы: составление плана или тезисов, ответ на вопрос и др. Не будем пренебрегать и таким видом, как пересказ. Ведь материал осваивается лишь тогда, когда он воплощён в слове. Полуосознанные мысли, которые остаются нередко после беседы, приводятся в стройную систему и по-настоящему осмысливаются в пересказе, который может быть вполне творческой работой.



© 2010-2022