Рабочая тетрадь для 10 класса Виды работы с текстом на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составитель: Гордиенко И. Е.

Учитель русского языка и литературы

МОШ №72

Рецензент методист Макеевского научно методического центра

Согласовано: научно методическим советом

Протокол №

Аннотация

Рабочая тетрадь является дидактическим материалом для работы с текстом на уроках русского языка в 10 классе.

В сборник включены тексты из произведений поэтов и писателей, направленные на развитие и закрепление знаний по определенной теме, изучаемой в 10 классе. Задания, предложенные по тексту, носят разно уровневый характер. Упражнения носят не только тренировочный характер, но и воспитывают интерес к литературному творчеству. В данном сборнике использованы тексты из произведений Н.Гоголя, В. Сухомлинского,Д. Гранина, К. Паустовского

Содержание.

  1. Аннотация………………………………………………………………

  2. Пояснительная записка…………………………………………

  3. Виды работ с текстом по теме:

«Фразеология» …………………………………………………….

«Лексикология»……………………………………………………

«Морфемика и словообразование……………………….

«Морфология. Самостоятельные части речи……….




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи изменениями в обществе перед школой постоянно ставятся новые задачи. Современная школа берет на себя комплексно-социализирующую функцию, т.е ученика нужно подготовить к жизни в современном обществе.

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание. Основная трудность обучения состоит в том, что сегодняшние ученики, имея определенный преобретенный багаж знаний по русскому языку, сталкиваются с трудностями при использовании его на практике, так как у них недостаточный словарный запас, чтобы выразить свои мысли, эмоции, чувства. Русский язык - дисциплина, которая обеспечивает овладение языком как средством коммуникации. Работа с текстом несет на себе увеличение степени самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика. Наиболее эффективные виды работы на уроке-упражнения: составление словосочетании, предложений, ответы на вопросы по содержанию текста, пересказ содержания текста (полно, кратко). Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, текст несет в себе и важную воспитательную функцию. Задания, предложенные для работы, носят разно уровневый характер. Ученик самостоятельно выбирает для себя вид работы с текстом.

Задания можно разделить на такие группы:

1.Тема текста. Идея текста. Тип текста. Стиль текста.

2.Определение грамматических средств, с помощью которых раскрывается содержание;

3.Активная работа с текстом (изменение структуры предложений, подбор синонимов,
родственных слов. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня и т.д. ).

Данный материал позволит через текст реализовать все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.


Рабочая тетрадь 10 класс

Виды работы с текстом на уроках русского языка

Тема №1Фразеология.

Текст

Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо стал.(…)

- Умерла Клавдия Ивановна,- сообщил заказчик.

- Ну, царство небесное,- согласился Безенчук,- Преставилась значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются…Или Богу .душу отдают,-это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее - та, считается, Богу душу отдает…

- То есть как это считается? У кого считается?

- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то значит, приказал долго жить.

А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей , Ипполит Матвеевич спросил:

- Ну, когда помрешь, как про тебя мастера скажут?

- Я- человек маленький. Скажут: «гигнулся Брезенчук».

А больше ничего не скажут,-и строго добавил: - Мне дуба дать или в ящик сыграть- невозможно: у меня комплектация мелкая…

Задания по тексту

Группа - А

  1. Прочитайте текст

  2. Определите тему, основную мысль

  3. Найдите фразеологические обороты

  4. Дайте толкование 2-3 фразеологизмам

Составьте цепочку фразеологизмов. «Цепочка фразеологизмов»:1 ученик записывает на листке свой фразеологизм и рядом его значение; затем 2 ит.д. При этом очередной фразеологизм должен начинаться с буквы, на которую заканчивается предыдущий

Группа - Б

1-Прочитайте текст

2-Определите тему, основную мысль

3-Найдите фразеологические обороты

4- Дайте толкование 2-3 фразеологизмам, пользуясь словарем фразеологизмов

Лексикология

Текст№1

Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняяпривлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будутпоставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людейуже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всёнормально, но за красивым фасадом - одни проблемы и пустота. (6)Частотакие формальные связи хуже одиночества.(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

Задания к тексту.

  1. Прочитайте текст, озаглавьте его

  2. Определите тему, основную мысль.

  3. Укажите предложение, в котором используются антонимы.

  4. Подберите синоним к слову связывает

Синтаксическое средство - троп -в предложении и лексическое средство, которое помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий Список терминов:

1) фразеологизм

2) литота

3) ряды однородных членов

4) ирония

5) метафора

6) антонимы

7) синтаксический параллелизм

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Текст 2

Еще вчера, на со..нце млея

Последним лес др..жал листом,

И оз..мь пышно зеленея

Л..жала бархатн..м к..вром.

Глядя надменно, как бывало,

На жертвы холода и снега,

Себе н.. (в) чем (не) изменяла

(Не) поб..димая сосна.

Сегодня вдруг и..чезло лето;

Бело, безжизненно кругом,

Земля и небо - все одето

Каким (то) тускл..м сер..бром.

(А. Фет.)

Задания к тексту.

1. Озаглавьте текст.

2. Стиль текста

3. Тип текста

4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

5. Произведите фонетический разбор слова млея:

6. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения.

7. Определите лексическое значение слов: млеть, надменно


Тема №2 Морфемика и словообразование.

І вариант

Прочитайте текст

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, - язык, который сам по себе уже поэт.

(Н. В. Гоголь)


Выполните задания .

  1. Из выделенного предложения выпишите слова, не имеющие окончания:
    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Найдите слова, которые образованы следующими способами:

суффиксальным- ___________________________________________________

приставочным- ___________________________________________________

приставочно-суффиксальным -

  1. Из выделенного предложения выпишите слова с нулевым окончанием: _________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.

___________________________________________________________________________________

ІІ вариант

Прочитайте текст

Родное Слово помогает нам жить, помогает узнавать себя и других. Родной язык - это памятник духовной культуры народа, отражение его жизни… Не случайно один из лучших писателей² XX века И.А.Бунин призывал² беречь² в меру сил « наш дар бессмертный² - речь». Поэтому не жалейте² времени на изучение² языка, познание всех тонкостей использования слова в речи, на поиски в словарях незнакомого или необычно² употребленного слова, если оно встретится при чтении. Помните: усилия ваши не пропадут даром²…

Так пусть же будет успешным ваш путь познания Слова!

(Н.П.Матвеева)

Выполните задания.

1. Выразительно прочитайте текст;

  • Определите тему и основную мысль

  • Определите тип текста и стиль речи

  • 2.Морфемный разбор выделенных слов из текста: писателей, призывала, беречь, бессмертный, изучение, необычно, даром, не жалейте.

3.Синтаксический разбор предложения:

Пусть же будет успешным ваш путь познания Слова!

ІІІ вариант
Стеклянный Человечек

У одного Мальчика был маленький друг - Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять - Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:

- Нельзя думать так, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять.

(В.А.Сухомлинский)

Задание

Группа-А

1. Докажите, что это текст

2. Определите способ словообразования следующих слов: стеклянный, совершенно, прозрачный, угадывать, переживает.

3. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ основ:

Группа-Б

  1. Почему Стеклянный Человечек помутнел?

  2. Определите словообразовательную цепочку: помутнение, помутневший, мутный, помутнеть

ІV вариант

Текст

Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.

Одного из таких чувств - чувства милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно - не модно? Не нужно? Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства… Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, оно слабеет и атрофируется…

В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова

(Д. Гранин)

Задание

Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста, (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора, назовите языковые средства, с помощью которых звучание проблемы усиливается.

Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. Помните, что одним из аргументов является выражение собственной позиции

Тема №3 Морфология Самостоятельные части речи (Итоговый урок)

І вариант

Текст

Однажды в гости к своему старому профессору пришли его бывшие ученики. Конечно же, вскоре разговор зашёл о работе - выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными - и простыми, и дорогими. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешёвые. Желание иметь для себя только лучшее - источник ваших проблем! Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто лучше, а иногда даже скрывает то, что мы пьём. То, что вы действительно хотели, был кофе, а не чашки.. Но вы сознательно выбрали самые лучшие из них.А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа деньги и общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не заменяет качества нашей Жизни .Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе! У самых счастливых людей нет всего лучшего! Но они извлекают всё лучшее из того, что у них ест. Счастье в том, чтобы хотелось то, что у тебя есть. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь. Жизнь коротка: нарушай правила, прощай быстро, целуй медленно, люби искренне, смейся неудержимо! И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться!»

(Народная мудрость)

Выполните задания.

Группа - А: придумать заголовок, определить ведущий тип речи текста, разбить на микротемы, определить тип речи в каждой микротеме.

Почему местоимение ВЫ в начале текста сменяется на ТЫ в конце? Найдите в тексте несклоняемые имена сущестительные. Глаголы какого наклонения доминируют в тексте?

Группа - Б: определить жанр, стилевую принадлежность текста. Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям текста. Объясните постановку тире в предложении : А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа деньги и общество - это чашки.

Группа - В: определяить идею, проанализировать речевой строй текста. Выпишите прилагательные, определите разряды прилагательных. Выпишите слово лучшее в различных формах и определите, к какой части речи оно относится? Объясните правописание слов никто, не определяет, не заменяет, неудержимо, никогда не жалей.










ІІ вариант

Текст по теме «Глагол»

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сережки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Заблестят шальные весенние ручьи, наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы.

(К.Г.Паустовский)

Задание

  1. Цифровой диктант:

Учитель читает текст с глаголами, учащиеся в тетрадях ставят только цифры соответствующие временам глагола: 1 - настоящее время, 2 - прошедшее время, 3 - будущее время.

ІІІ вариант

Лингвистическая разминка по теме «Глагол»

1. Анализ текста.

- Перед вами четверостишие поэта 20 века Зинаиды Гиппиус. Приготовьте выразительное прочтение его.

У каждого свои волшебные слова.

Они как будто ничего не значат,

Но встретятся, скользнут, мелькнут едва -

И сердце засмеётся и заплачет.

З. Гиппиус


Задание.

- Какова основная мысль этих строк?

-Слова какой части речи помогли автору донести до нас основную мысль - задумку автора? Сколько их в 4 строчках?

-А что такое глагол? Можете ли вы согласиться с утверждением Алексея Толстого о том, что «движение и его выражение - глагол - является основой языка»?

ІV вариант


  1. Работа с текстом поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: опровергните или подтвердите мнение А. Толстого на изучаемом сейчас литературном материале.

(Чтобы показать картины народного праздника, характер русского человека, Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» использует много глаголов:

Не ветры веют буйные,

Не мать - земля колышется -

Шумит, поёт, ругается,

Качается, валяется,

Дерётся и целуется

У праздника народ!»)

Задание

Составление кластера. Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Работа по вариантам:

1 вариант - кластер «Постоянные признаки глагола»;

2 вариант - «Непостоянные глагольные признаки».

- В какой форме стоят выписанные из текста глаголы?

- Что можно определить у глагола начальной формы? Определите вид глаголов. К чему приведёт неверное определение вида? Проведите исследование.

19


© 2010-2022