«Употребление существительных в речи»

Русский язык, 5 класс. Второй урок по теме «Употребление существительных в речи». Цель урока: повторить и обобщить знания об имени существительном, его употреблении в речи, повторить типы речи, учиться умению писать деловые бумаги и сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.Урок интересен тем, что учащиеся 5 класса начинают подготовку к написанию части С государственной итоговой аттестации.Урок носит практическую направленность. Учащиеся учатся писать деловые бумаги. Это умение пригодится им...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Употребление существительных в речи»«Употребление существительных в речи»«Употребление существительных в речи»

Тема: Употребление имен существительных в речи.

Цели:

1)обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени существительного;

2) научить умению определять роль существительных в тексте.

3) продолжить работу по развитию навыков анализа текста.

4).учить умению писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему.

Задачи:

1.Обучающая: научить умению употреблять имена существительные в речи .Повторить типы речи. Научить писать объявление. расписку.

2.Развивающая: развивать логическое мышление учащихся.

3.Воспитательная: формировать умение работать в паре, воспитывать уважительное отношение к товарищам.

Методы и приемы: работа в парах, анализ текста, защита творческой работы.

Планируемые результаты:

умение выступать перед аудиторией сверстников,

умение взаимодействовать с другими обучающимися.

умение определять цели предстоящей работы,

умение оценивать достигнутые результаты,

умение создавать текст.

Оборудование: мультимедийная установка, тесты, таблица

Ход урока

" Учитель приветствует обучающихся и обращает их внимание на записанную на доске фразу:

1."Хлеб - имя существительное"

М.Н.Алексеев

1)Прочитать высказывание , объяснить постановку тире.

2)Вы когда-нибудь слышали эти слова ?(так называется книга М.Н.Алексеева,так называется фильм , созданный по этой и другим книгам данного автора)

3)Как вы понимаете эти слова?Почему автор обратил внимание на то , что хлеб - имя существительное?Что-то между ними есть общего?

Дома некоторые учащиеся уже порассуждали над этими вопросами,выполняя индивидуальное домашнее задание.

Они написали сочинение.А кто подскажет какой тип речи использовали ребята? Почему?

Зачитывают сочинения -рассуждение (подготовка к гиа)

Что с чем сравнивается?(хлеб с именем сущуствительным)

А сейчас прочитайте другое высказывание

2. "Имя существительное - хлеб языка."

Л. В.Успенский.

Какая разница между этими высказываниями?

Что с чем сравнивается здесь?( существительное с хлебом)

О чем будете писать в сочинении-рассуждении по данной цитате

(об имени существительном)

Д/З СОЧИНИНИЕ_РАССУЖДЕНИЕ ПО ЦИТАТЕ Л.В.УСПЕНСКОГО

Вспомним требования , предъявляемые к сочинению - рассуждению. Из каких частей состоит сочинение?

Сколько абзацев? (учебник русского языка под редакцией Разумовской ,стр. 205 )

На какой вопрос отвечает? Почему это так?

Д/З ИНДИВИДУАЛЬНОЕ(СОЧИНЕНИЕ_ РАССУЖДЕНИЕ ПО ЦИТАТЕ В.Г.ВЕТВИТСКОГО )

2."Имя существительное - это как бы дирижер оркестра"Объясните как понимаете?

____

О чем пойдет речь на нашем уроке?(об имени существительном),Определите тему и цель урока.

Имя существительное - это...

Имя существительное обозначает...

Имя существительное отвечает на вопросы...

Имя существительное в предложении может быть...

Постоянные признаки имени существительного - это

Непостоянные признаки имени существительного - это

Необходимо выяснить, для чего нужны имена существительные в речи ?

Можно ли в речи обойтись без имен существительных? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте прочитать текст, пропуская эту часть речи.

Хлеб.

Как пахнет хлеб!

Землею и росой,

И зноем солнечным,

И пылью над дорогой,

И свежестью зеленою лесной,

И птичьим гомоном,

Ночным молчаньем строгим,

И перегретой краской тракторов...(Ю.Королькевич) 27сл.,19сл.,11 сущ.

Сделайте вывод о роли имени существительного в речи.

1. Существительные помогают точно выразить мысль(в каждом тексте существительных примерно 40%)

2. Писатели и поэты искусно используют в своих произведениях и существительные в переносном значении, и существительные-синонимы, и существительные-антонимы.

Определите тип речи .(Описание)

Докажите

1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
(Как пахнет хлеб)

2) Используются приёмы сравнения, противопоставления.

3) Текст легко свёртывается

4) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.

5) Какой он?(Много существительных и прилагательных)

О хлебе много написано стихотворений- он играет большую роль в жизни людей.


РАБОТА В ПАРАХ (АНАЛИЗ ТЕКСТА)














Объявление

9 марта в 14 - 00 на площади возле школы состоится собрание членов кооператива по газификации улицы. На собрании будет текущий отчёт председателя кооператива, будут рассмотрены задачи кооператива, в том числе будет уделено время для опровержения провокационных споров.

Явка всех членов кооператива обязательна!

5 марта 2012 г. Председатель :




РАСПИСКА

Я, ученик 10-А класса Ивановской СШ № 12 Николаенко Олег Вячеславович, ученический билет № 558, получил от заведующего хозяйства Тимофеева Семена Николаевича 10 (десять) лопат и 4 (четыре) ведра для работы на пришкольном участке.

15.04.10 (подпись)




















Доверенность

Я, Алексеева Анна Ивановна, проживающая по адресу: г.Санкт-Петербург ....................доверяю Хитровой Ольге Александровне, проживающей по адресу: г.Санкт-Петербург ....................,заключение договора с издательством "Юрист" от моего имени.

Алексеева А.И.29.05.03.

















Заведующему кафедрой физики
проф. И.С. Петрову
от преподавателя С.И. Андреева


заявление.

Прошу предоставить мне очередной отпуск за 2001/02 учебный год с 15.06.03.

25.05.03. В.Суворов.


Директору МАОУ Новотарманская СОШ

Юсуповой Н.Ю.

от обучающегося 8а класса

Иванова П.А.

объяснительная записка.

Я пропустил занятия в школе 15.01.14. по причине плохого самочувствия и визита к врачу.

Справка прилагается.

16.01.14. Иванов П.А.





Исправник зачитал приметы Дубровского: "От роду двадцать три года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой


Найди ошибки:


Директору ООО «Красные коты»

Краснову М.Е.

от Синявского А.Я.

Заявление.

Прошу принять меня на работу на должность менеджера по продажам.

25.03.13. Синявский А.В.




Председателю профсоюзного

комитета завода «Путь к сознанию»

УряшкинуА.И.

от руководителя ансамбля

народных инструментов

Кукушкина С.С.

Обьяснительная записка.

Довожу до вашего сведения,что полученные мною музыкальные инструменты (балалайка и баян) пришли в негодность вследствие того,что не были обеспечены необходимые условия для хранения.

13.01.13. Кукушкин С.С.




Директору автокомбината

Иванову С.С.

от слесаря СкворцоваЛ.Л.

доверенность.

Я ,Скворцов Л.Л., доверяю получить деньги , заработанные мною за октябрь месяц 2001 года (3000 рублей),

слесарю Глухарю И.П., потому что он мой закадычный друг.

Прошу взять с него расписку в получении денег.

02.11.01. Скворцов Л.Л.





Повествование- это сообщение о том, что произошло, как развивались события. К нему можно сделать несколько снимков.

Описание - это словесное изображение предмета речи, его признаков. К нему можно сделать только одну фотографию.

Рассуждение - это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Невозможно сделать ни одного снимка.

  • Кто?

  • Когда?

  • Что?

  • Где?

  • Как?

  • Какая?

  • Какой?

  • Какое?

  • Какие?

  • Почему это так?

-.



Задать вопрос 1.Объявление- Где?,Когда?,Что?

2Расписка -.Кто?, ,Что? ,Когда?

3.Доверенность - Кто?, Где?,Когда?

4.Заявление - Кто?,Когда?

5.Объяснительная записка - Кто? ,Когда?

6.Приметы - Какой?

-Как можно назвать одним словом эти тексты?(деловые бумаги )

-

Определите тип речи( 1-5 -повествование, :6-описание )

Деловые бумаги почти всегда- повествование

-Какие еще признаки повествования еще увидели? Учебник -стр.242 (глаголы совершенного вида)

-

можно ли одним снимком запечатлеть все, что написано в вашем тексте?(нет, нужно сделать несколько снимков)

-1-е парты -объявления

2-е парты-расписки

3-и парты - доверенности

-4-е парты-заявления

-

5-епарты- объяснительные записки

ОТЧЕТ ГРУПП

Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я научилась…

Сегодня на уроке я вспомнила,что существительные…

Сегодня на уроке я поняла,что мне нужно повторить

Я удовлетворена своей работой на уроке , потому что…

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Организационный момент.

Организовать обучающихся для включения их в деятельность

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Создает положительный настрой учащихся на урок.

Готовятся к уроку.

Самоопределение

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

-

2. Актуализация знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания..

Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний

Вспоминают требования , предъявляемые к сочинению - рассуждению, повторяют все об имени существительном.

Проявление познавательной активности

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Повторение пройденного материала по темам:

"Сочинение-рассуждение", "Имя существи -тельное"

3. Постановка учебной задачи

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Создает проблемную ситуацию Определите,. какую роль играют существительные в тексте?Прочитайте текст,опуская имена существительные

Анализируют текст,ставят цели определяют тему урока..

Умение отстаивать свою идею.

Развитие умения постановки познавательной цели.

Самостоятельное формулирование цели.

4. Формирование новых знаний.

Повторить типы речи повествование и описание на прмере ..деловых бумаг (обьявления,расписки,доверенности ,заявления, объяснительной записки.

Прелагает для анализа тексты делового стиля .

Работают в парах.Анализируют тексты. Определяют роль существительных. в тексте.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Проявляют познавательную самостоятельность и активность

Аргументация своего мнения..

Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации.

Грамотное построение устного высказывания.

.

5. Первичное закрепление.

Усвоение обучающимися правил написания деловых бумаг.

.Предлагает найти ошибки в .деловых бумагах,используя мультимедийную установку.

Находят ошибки в деловых бумагах..

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

.

Аргументация своего мнения.

Закрепление знаний по темам::"Имя существительное", "Типы речи", "Деловые бумаги"

6.Самостоятельн ая работа.



7.Рефлекция деятельности.



8.Домашнее задание.

Контроль знаний.



Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Подводит итоги совместной деятельности учеников.

Обьясняет домашнее задание разного уровня сложности.

.Творческая работа в группах. Пишут деловые бумаги.

обьявления,расписки,доверенности ,заявления, объяснительные записки.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Записывают домашнее задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю.

.Принимать личную ответственность за результаты деятельности. Умение выступать перед классом.

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Самооценка на основе критерия успешности.

.Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать ,сравнивать.

Учитывать мнения одноклассников при выработке совместногорешения. Выражать свои мысли .

Оценивать свои знания.

Закрепление знаний по данным темам..

----



----


Употребление имен существительных в речи


1."Хлеб - имя существительное"

М.Н.Алексеев



2. "Имя существительное - хлеб языка."

Л. В.Успенский





3."Имя существительное - это как бы дирижер оркестра"

В.Г.ВЕТВИТСКИЙ



Имя существительное - это...

Имя существительное обозначает...

Имя существительное отвечает на вопросы...

Имя существительное в предложении может быть...

Постоянные признаки имени существительного - это

Непостоянные признаки имени существительного - это




ХЛЕБ

Как пахнет хлеб!

Землею и росой,

И зноем солнечным,

И пылью над дорогой,

И свежестью зеленою лесной,

И птичьим гомоном,

Ночным молчаньем строгим,

И перегретой краской тракторов...(Ю.Королькевич) 27сл.

Повествование- это сообщение о том, что произошло, как развивались события. К нему можно сделать несколько снимков.

Описание - это словесное изображение предмета речи, его признаков. К нему можно сделать только одну фотографию.

Рассуждение - это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Невозможно сделать ни одного снимка.

  • Кто?

  • Когда?

  • Что?

  • Где?

  • Как?

  • Какая?

  • Какой?

  • Какое?

  • Какие?

  • Почему это так?



СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ.

ЧТО ХЛЕБ - ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ, ЗНАЕТ КАЖДЫЙ. НА СТОЛЕ БЕЗ НЕГО НЕМЫСЛИМЫ НИ ОБЕД , НИ УЖИН , НИ ЗАВТРАК. ОТСУТСТВИЕ ХЛЕБА НА СТОЛЕ - ПРИЗНАК КРАЙНЕЙ НУЖДЫ.

ТАКЖЕ И В ЯЗЫКЕ : БЕЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО ПОСТРОИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ , А ЕСЛИ ЧТО - ТО И ПОЛУЧИТСЯ , ТО РЕЧЬ БУДЕТ НЕЯСНОЙ , НЕВКУСНОЙ И ПРЕСНОЙ . КАК ЕДА БЕЗ ХЛЕБА.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ НАЗЫВАЮТ ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ПРЕДСТАВИТЬ БЕЗ НИХ РЕЧЬ НЕВОЗМОЖНО, КАК И СТОЛ ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ БЕЗ ХЛЕБА.

Я СЧИТАЮ , ЧТО МЕЖДУ ХЛЕБОМ И ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ МОЖНО ПОСТАВИТЬ ЗНАК РАВЕНСТВА.

© 2010-2022