- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Употребление существительных в речи»
«Употребление существительных в речи»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бат Г.Г. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Употребление имен существительных в речи.
Цели:
1)обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени существительного;
2) научить умению определять роль существительных в тексте.
3) продолжить работу по развитию навыков анализа текста.
4).учить умению писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему.
Задачи:
1.Обучающая: научить умению употреблять имена существительные в речи .Повторить типы речи. Научить писать объявление. расписку.
2.Развивающая: развивать логическое мышление учащихся.
3.Воспитательная: формировать умение работать в паре, воспитывать уважительное отношение к товарищам.
Методы и приемы: работа в парах, анализ текста, защита творческой работы.
Планируемые результаты:
умение выступать перед аудиторией сверстников,
умение взаимодействовать с другими обучающимися.
умение определять цели предстоящей работы,
умение оценивать достигнутые результаты,
умение создавать текст.
Оборудование: мультимедийная установка, тесты, таблица
Ход урока
" Учитель приветствует обучающихся и обращает их внимание на записанную на доске фразу:
1."Хлеб - имя существительное"
М.Н.Алексеев
1)Прочитать высказывание , объяснить постановку тире.
2)Вы когда-нибудь слышали эти слова ?(так называется книга М.Н.Алексеева,так называется фильм , созданный по этой и другим книгам данного автора)
3)Как вы понимаете эти слова?Почему автор обратил внимание на то , что хлеб - имя существительное?Что-то между ними есть общего?
Дома некоторые учащиеся уже порассуждали над этими вопросами,выполняя индивидуальное домашнее задание.
Они написали сочинение.А кто подскажет какой тип речи использовали ребята? Почему?
Зачитывают сочинения -рассуждение (подготовка к гиа)
Что с чем сравнивается?(хлеб с именем сущуствительным)
А сейчас прочитайте другое высказывание
2. "Имя существительное - хлеб языка."
Л. В.Успенский.
Какая разница между этими высказываниями?
Что с чем сравнивается здесь?( существительное с хлебом)
О чем будете писать в сочинении-рассуждении по данной цитате
(об имени существительном)
Д/З СОЧИНИНИЕ_РАССУЖДЕНИЕ ПО ЦИТАТЕ Л.В.УСПЕНСКОГО
Вспомним требования , предъявляемые к сочинению - рассуждению. Из каких частей состоит сочинение?
Сколько абзацев? (учебник русского языка под редакцией Разумовской ,стр. 205 )
На какой вопрос отвечает? Почему это так?
Д/З ИНДИВИДУАЛЬНОЕ(СОЧИНЕНИЕ_ РАССУЖДЕНИЕ ПО ЦИТАТЕ В.Г.ВЕТВИТСКОГО )
2."Имя существительное - это как бы дирижер оркестра"Объясните как понимаете?
____
О чем пойдет речь на нашем уроке?(об имени существительном),Определите тему и цель урока.
Имя существительное - это...
Имя существительное обозначает...
Имя существительное отвечает на вопросы...
Имя существительное в предложении может быть...
Постоянные признаки имени существительного - это
Непостоянные признаки имени существительного - это
Необходимо выяснить, для чего нужны имена существительные в речи ?
Можно ли в речи обойтись без имен существительных? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте прочитать текст, пропуская эту часть речи.
Хлеб.
Как пахнет хлеб!
Землею и росой,
И зноем солнечным,
И пылью над дорогой,
И свежестью зеленою лесной,
И птичьим гомоном,
Ночным молчаньем строгим,
И перегретой краской тракторов...(Ю.Королькевич) 27сл.,19сл.,11 сущ.
Сделайте вывод о роли имени существительного в речи.
1. Существительные помогают точно выразить мысль(в каждом тексте существительных примерно 40%)
2. Писатели и поэты искусно используют в своих произведениях и существительные в переносном значении, и существительные-синонимы, и существительные-антонимы.
Определите тип речи .(Описание)
Докажите
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
(Как пахнет хлеб)
2) Используются приёмы сравнения, противопоставления.
3) Текст легко свёртывается
4) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
5) Какой он?(Много существительных и прилагательных)
О хлебе много написано стихотворений- он играет большую роль в жизни людей.
РАБОТА В ПАРАХ (АНАЛИЗ ТЕКСТА)
Объявление
9 марта в 14 - 00 на площади возле школы состоится собрание членов кооператива по газификации улицы. На собрании будет текущий отчёт председателя кооператива, будут рассмотрены задачи кооператива, в том числе будет уделено время для опровержения провокационных споров.
Явка всех членов кооператива обязательна!
5 марта 2012 г. Председатель :
РАСПИСКА
Я, ученик 10-А класса Ивановской СШ № 12 Николаенко Олег Вячеславович, ученический билет № 558, получил от заведующего хозяйства Тимофеева Семена Николаевича 10 (десять) лопат и 4 (четыре) ведра для работы на пришкольном участке.
15.04.10 (подпись)
Доверенность
Я, Алексеева Анна Ивановна, проживающая по адресу: г.Санкт-Петербург ....................доверяю Хитровой Ольге Александровне, проживающей по адресу: г.Санкт-Петербург ....................,заключение договора с издательством "Юрист" от моего имени.
Алексеева А.И.29.05.03.
Заведующему кафедрой физики
проф. И.С. Петрову
от преподавателя С.И. Андреева
заявление.
Прошу предоставить мне очередной отпуск за 2001/02 учебный год с 15.06.03.
25.05.03. В.Суворов.
Директору МАОУ Новотарманская СОШ
Юсуповой Н.Ю.
от обучающегося 8а класса
Иванова П.А.
объяснительная записка.
Я пропустил занятия в школе 15.01.14. по причине плохого самочувствия и визита к врачу.
Справка прилагается.
16.01.14. Иванов П.А.
Исправник зачитал приметы Дубровского: "От роду двадцать три года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой
Найди ошибки:
Директору ООО «Красные коты»
Краснову М.Е.
от Синявского А.Я.
Заявление.
Прошу принять меня на работу на должность менеджера по продажам.
25.03.13. Синявский А.В.
Председателю профсоюзного
комитета завода «Путь к сознанию»
УряшкинуА.И.
от руководителя ансамбля
народных инструментов
Кукушкина С.С.
Обьяснительная записка.
Довожу до вашего сведения,что полученные мною музыкальные инструменты (балалайка и баян) пришли в негодность вследствие того,что не были обеспечены необходимые условия для хранения.
13.01.13. Кукушкин С.С.
Директору автокомбината
Иванову С.С.
от слесаря СкворцоваЛ.Л.
доверенность.
Я ,Скворцов Л.Л., доверяю получить деньги , заработанные мною за октябрь месяц 2001 года (3000 рублей),
слесарю Глухарю И.П., потому что он мой закадычный друг.
Прошу взять с него расписку в получении денег.
02.11.01. Скворцов Л.Л.
Повествование- это сообщение о том, что произошло, как развивались события. К нему можно сделать несколько снимков.
Описание - это словесное изображение предмета речи, его признаков. К нему можно сделать только одну фотографию.
Рассуждение - это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Невозможно сделать ни одного снимка.
-
Кто?
-
Когда?
-
Что?
-
Где?
-
Как?
-
Какая?
-
Какой?
-
Какое?
-
Какие?
-
Почему это так?
-.
Задать вопрос 1.Объявление- Где?,Когда?,Что?
2Расписка -.Кто?, ,Что? ,Когда?
3.Доверенность - Кто?, Где?,Когда?
4.Заявление - Кто?,Когда?
5.Объяснительная записка - Кто? ,Когда?
6.Приметы - Какой?
-Как можно назвать одним словом эти тексты?(деловые бумаги )
-
Определите тип речи( 1-5 -повествование, :6-описание )
Деловые бумаги почти всегда- повествование
-Какие еще признаки повествования еще увидели? Учебник -стр.242 (глаголы совершенного вида)
-
можно ли одним снимком запечатлеть все, что написано в вашем тексте?(нет, нужно сделать несколько снимков)
-1-е парты -объявления
2-е парты-расписки
3-и парты - доверенности
-4-е парты-заявления
-
5-епарты- объяснительные записки
ОТЧЕТ ГРУПП
Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я научилась…
Сегодня на уроке я вспомнила,что существительные…
Сегодня на уроке я поняла,что мне нужно повторить
Я удовлетворена своей работой на уроке , потому что…
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Личностные
Метапредметные
Предметные
1.Организационный момент.
Организовать обучающихся для включения их в деятельность
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.
Создает положительный настрой учащихся на урок.
Готовятся к уроку.
Самоопределение
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
-
2. Актуализация знаний.
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания..
Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний
Вспоминают требования , предъявляемые к сочинению - рассуждению, повторяют все об имени существительном.
Проявление познавательной активности
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Повторение пройденного материала по темам:
"Сочинение-рассуждение", "Имя существи -тельное"
3. Постановка учебной задачи
Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Создает проблемную ситуацию Определите,. какую роль играют существительные в тексте?Прочитайте текст,опуская имена существительные
Анализируют текст,ставят цели определяют тему урока..
Умение отстаивать свою идею.
Развитие умения постановки познавательной цели.
Самостоятельное формулирование цели.
4. Формирование новых знаний.
Повторить типы речи повествование и описание на прмере ..деловых бумаг (обьявления,расписки,доверенности ,заявления, объяснительной записки.
Прелагает для анализа тексты делового стиля .
Работают в парах.Анализируют тексты. Определяют роль существительных. в тексте.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Проявляют познавательную самостоятельность и активность
Аргументация своего мнения..
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации.
Грамотное построение устного высказывания.
.
5. Первичное закрепление.
Усвоение обучающимися правил написания деловых бумаг.
.Предлагает найти ошибки в .деловых бумагах,используя мультимедийную установку.
Находят ошибки в деловых бумагах..
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности
.
Аргументация своего мнения.
Закрепление знаний по темам::"Имя существительное", "Типы речи", "Деловые бумаги"
6.Самостоятельн ая работа.
7.Рефлекция деятельности.
8.Домашнее задание.
Контроль знаний.
Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала.
Организует деятельность по применению новых знаний.
Подводит итоги совместной деятельности учеников.
Обьясняет домашнее задание разного уровня сложности.
.Творческая работа в группах. Пишут деловые бумаги.
обьявления,расписки,доверенности ,заявления, объяснительные записки.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.
Записывают домашнее задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю.
.Принимать личную ответственность за результаты деятельности. Умение выступать перед классом.
Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Самооценка на основе критерия успешности.
.Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать ,сравнивать.
Учитывать мнения одноклассников при выработке совместногорешения. Выражать свои мысли .
Оценивать свои знания.
Закрепление знаний по данным темам..
----
----
Употребление имен существительных в речи
1."Хлеб - имя существительное"
М.Н.Алексеев
2. "Имя существительное - хлеб языка."
Л. В.Успенский
3."Имя существительное - это как бы дирижер оркестра"
В.Г.ВЕТВИТСКИЙ
Имя существительное - это...
Имя существительное обозначает...
Имя существительное отвечает на вопросы...
Имя существительное в предложении может быть...
Постоянные признаки имени существительного - это
Непостоянные признаки имени существительного - это
ХЛЕБ
Как пахнет хлеб!
Землею и росой,
И зноем солнечным,
И пылью над дорогой,
И свежестью зеленою лесной,
И птичьим гомоном,
Ночным молчаньем строгим,
И перегретой краской тракторов...(Ю.Королькевич) 27сл.
Повествование- это сообщение о том, что произошло, как развивались события. К нему можно сделать несколько снимков.
Описание - это словесное изображение предмета речи, его признаков. К нему можно сделать только одну фотографию.
Рассуждение - это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Невозможно сделать ни одного снимка.
-
Кто?
-
Когда?
-
Что?
-
Где?
-
Как?
-
Какая?
-
Какой?
-
Какое?
-
Какие?
-
Почему это так?
СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ.
ЧТО ХЛЕБ - ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ, ЗНАЕТ КАЖДЫЙ. НА СТОЛЕ БЕЗ НЕГО НЕМЫСЛИМЫ НИ ОБЕД , НИ УЖИН , НИ ЗАВТРАК. ОТСУТСТВИЕ ХЛЕБА НА СТОЛЕ - ПРИЗНАК КРАЙНЕЙ НУЖДЫ.
ТАКЖЕ И В ЯЗЫКЕ : БЕЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНО ПОСТРОИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ , А ЕСЛИ ЧТО - ТО И ПОЛУЧИТСЯ , ТО РЕЧЬ БУДЕТ НЕЯСНОЙ , НЕВКУСНОЙ И ПРЕСНОЙ . КАК ЕДА БЕЗ ХЛЕБА.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ НАЗЫВАЮТ ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ПРЕДСТАВИТЬ БЕЗ НИХ РЕЧЬ НЕВОЗМОЖНО, КАК И СТОЛ ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ БЕЗ ХЛЕБА.
Я СЧИТАЮ , ЧТО МЕЖДУ ХЛЕБОМ И ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ МОЖНО ПОСТАВИТЬ ЗНАК РАВЕНСТВА.