Урок по русскому языку Имя прилагательное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

Класс: 6

Предмет: русский язык
Оборудование: компьютер, медиа-проектор, рабочие листы, карта успешности, раздаточный материал.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели урока:

Деятельностная : развивать умение находить орфограмму в слове, графически обозначать ее, выбирать способ проверки; редактировать и восстанавливать текст, работать в парах, отбирать примеры и распределять их на группы; обратить внимание на орфограммы, характерные для прилагательных; показать роль прилагательных в поэтической речи.

Форма урока: путешествие в сказку.

Ход урока

1.Эмоциональный настрой к уроку

Учитель:

1 слайд

-Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)

-Надеюсь, вы сегодня пришли на урок с хорошим настроением?

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу!

Улыбки подарим гостям! К уроку готовы!

Тогда за работу! Удачи желаю я Вам!

-А для того чтобы вы чувствовали себя уверенно на уроке, прочитаем правила нашего урока

2 слайд

2. Самоопределение к учебной деятельности.

Учитель:

3 слайд

-Сегодня у нас будет необычный урок.

-Ребята, вы любите сказки?

- Почему? (В них есть волшебство. Добро побеждает зло. Учат добру, трудолюбию, честности.)

-Вот поэтому я предлагаю перенестись в удивительный мир сказки. Свое путешествие мы начнем из леса, так как рядом с ним расположено царство Морфология. В конце нашего пути мы с вами вырастим своими руками цветики-семицветики. Как известно, эти цветы могут исполнить желание.

- А какие у вас желания? (Ответы детей)

Учитель:

А чтобы вырастить наши цветы, одних рук бывает мало. Поэтому сегодня вы разделены на группы (красная, синяя, зеленая) и в составе команд будете работать сообща весь урок.

- Кто согласен начать работу, поднимите руку.

- Вы сможете оценить свою работу во время нашего путешествия с помощью карты успеха. Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока (плюс/минус). Пять баллов - ваша оценка 5, 4 балла - 4 и т.д

(Знакомятся с картой успеха)

Учитель:

4 слайд

-Итак, мы в лесу. Посмотрите вокруг себя. Вы видите множество предметов. Давайте их назовем. (Дерево, трава, птица, ягоды, небо)

- Как вы думаете, если мы будем рассказывать кому-либо об этих предметах и понятиях только называя их, у слушателя сложится полное представление? (Нет)

- А как вы думаете, почему? ( Потому что мы только называем их, но не говорим, какие они)

- Правильно. Когда мы хотим рассказать о том, как выглядит тот или иной предмет, мы описываем его (каков он?) Согласны? ( Описать предмет, явление - значит рассказать о его признаках.)

(Прилагательное - главный помощник при описании предмета).

-О чем мы будем сегодня говорить? (О прилагательном)

Учитель:

-Итак, мы отправляемся в сказку. Перед началом путешествия предлагаю небольшую разминку. «Найди четвертое лишнее».

5. слайд

а) (светло)зелёная трава
б) (ярко)красные мухоморы
в) (кисло)сладкие ягоды
г) древне(русские) летописи.
6. слайд
а) Тума(н,нн)ая даль
б) Со(н,нн)ые травы
в) Огне(н,нн)ый шар
г) Земля(н,нн)ая насыпь

7.слайд
а) Меленькая тропа
б) Серебряная паутинка (переносное. знач.)
в) Высокий ствол
г) Голубое небо

8 слайд

- Ребята, в ходе разминки мы вспомнили несколько орфографических правил.

-С чем они связаны? (Правописание имен прилагательных)

-Какова тема урока, как вы думаете? Сформулируйте тему. (Обобщение пройденного по теме: «Имя прилагательное»)

9 слайд

-Запишите число, классная работа, тему урока.

10 слайд

-Что мы должны знать и уметь? Какие цели поставим перед собой?

(Учащиеся ставят перед собой цели.) (Вспомнить определение прилагательного, вспомнить морфологические признаки и синтаксическую роль его в предложении, находить орфограммы в именах прилагательных).

11 слайд

-Какое у вас было домашнее задание? (Повторить контрольные вопросы и задания. Написать пословицы с краткими и полными прилагательными.)

Слайд 12

Слайд 13

5. Работа по теме урока.

Слайд14

Вот мы уже пришли в царство Морфологии. Чтобы войти туда, мы должны проверить домашнее задание.

-Прочитайте свои пословицы. (Учащиеся читают пословицы).

Команда красных
Хороша ложка к обеду.
Добрая слава лежит, а худая бежит.

Команда синих
Корень учения горек, да плод его сладок.
У насмешливого зубы белы.
Команда зелёных
Сытый голодного не разумеет.
Мала книга, да мудрость в ней велика.

-Дайте определение имени прилагательному.

-Как изменяется и каким членом предложения является прилагательное?

-Вспомните разряды прилагательных.

-Молодцы ребята, справились с домашним заданием. Вот и ворота отворились.

Слайд15

А в этом царстве жили не тужили, меж собой дружили царевна Прилагательное и царевич Существительное.

Слайд 16

Но вот однажды пришла беда в царство. Чудо - юдо Поганое налетело и похитило прекрасную царевну Прилагательное.

Не смог царевич жить без своей верной подруги и отправился ее искать.

Слайд№17

Долго он шел по дремучему лесу, но не может найти избушку Бабы Яги. Раз мы уже здесь, мы должны ему помочь ребята, что нам для этого нужно сделать?

Слайд№18

(Вставить пропущенные буквы и выполнить задания к тексту)

1.Было раннее туманное утро. 2.Над деревней раздавались петушиные крики. 3.Мы выехали, когда заря разгоралась. 4.В низине расстилался молочно-белый туман. 5.Дорога шла равнинной местностью. 6.По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей тростника пробирались к реке. 7.Покрытая росой трава касалась наших ног. 8.Мы расположились на отдых на песчаном берегу небольшой речонки.

9.Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса. 10.Вскоре прибежали загорелые ребятишки и стали купаться в реке. 11.Они позвали нас. 12.Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.

13.Мы провели этот день весело вместе с новыми друзьями.

Слайд 19

-Определите тип текста. (Повествование, с элементами описания)

-Стиль речи? (Художественный)

-Какова тема текста, как можно озаглавить? (Весело проведенный день.

-Какие орфограммы в тексте? (Орфограммы в именах прилагательных, чередование гласных о/а в корнях -зар/зор, -гар/гор, -кас/кос, -лаг/лож ; е/и в корнях- бер/бир, -стел/стил и т.д.)

-Знания этих правил вам понадобится при выполнении ЕГЭ. Чередования о/а в корнях -зар/зор, -гар/гор, -кас/кос, -лаг/лож ; е/и в корнях- бер/бир, -стел/стил в 8,9,10 заданиях ЕГЭ. Н-НН в 14 задании.

Грамматические задания к тексту:

1.Синтаксический разбор предложения (Над деревней раздавались петушиные крики.)

2.Морфологический разбор прилагательного (небольшой речонки.)

3. Морфемный разбор слов (узкой тропинке)

-Молодцы, вы справились с заданием.

- И пошел царевич дальше. Вдруг видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках.

Слайд№20

Осмотрел Иван-царевич ее со всех сторон и увидел на окне избушки задание. Для того, чтобы двери избушки открылись, давайте, ребята, поможем царевичу!

Слайд 21

- Перед вами прилагательные в составе словосочетаний. Распределим их по группам согласно разряду. В задании принимает участие каждый член команды.

Лесная полянка, соловьиные трели, зимнее утро, крутой спуск, земляная насыпь, белый снег, сорочьи переговоры, светлый день, берёзовая кора, лисий хвост, летняя жара, мамина книга, твердый ствол, бабушкин дом, хорошее настроение.

Слайд 22

Отворилась дверь избушки, на пороге появилась Баба - Яга.

Рассказал ей царевич о своей беде. Согласилась Баба-Яга помочь найти царевну Прилагательное, но только в том случае, если он правильно выполнит ее задание.

Слайд№ 23

-Для этого откройте свои учебники на стр. ? и выполните самостоятельно упражнение ?

После (короткий) дождя опять выглянуло(яркий) солнышко.2. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) пар. 3. В (тенистый) аллейке солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали (весёлый) птички.

(Два - три учащихся читают предложения.)

- Баба яга похвалила царевича и вас за помощь и сказала, чтобы тот ступал на болото, там живет лягушка Эсмеральда, которая знает все и то, где царевна Прилагательное. И дала ему волшебный клубок. Покатился клубок по дорожке, а царевич за ним пошел. А пока он идет за клубком давайте отдохнём.

Слайд 24

7. Физкультминутка.

- Попробуйте под музыку движениями, мимикой и жестами показать признаки предметов:

Большой дом, горячий пирожок, узкая тропинка, веселые дети, высокая гора, маленький мячик, грустный взгляд, круглые щечки, шумный класс, тихий ученик.

Тем временем отправился царевич дальше. И вот он у болота. Слышит разговор и не поймет. Давайте поможем царевичу понять содержание текста.

Слайд 25

-Для этого поработаете корректорами.

Словарная работа:

корректор- работник типографии или издательства, занимающийся чтением и правкой корректур.

лютый - очень сильный, тяжкий, причиняющий мучения
Пример: Л. мороз. Лютая ненависть. Лютое горе.

Слайд 26

Найдите ошибки в предложениях.

Вы должны устно отредактировать текст.

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы - февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

- Какие ошибки были допущены в этом тексте? (речевые)

(неправильное употребление степени сравнений прилагательных )

Слайд 27

-Сейчас пусть каждая команда устно образует от прилагательных степени сравнения:

Команда красных - холодный, Команда синих - спокойный, Команда зеленых- вкусный

(холодный - холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный)

(спокойный - спокойнее, более спокойный, спокойнейший, самый спокойный)

(вкусный - вкуснее, более вкусный, вкуснейший, самый вкусный)

- Все ли прилагательные имеют степени сравнения? (Нет только качественные)

Молодцы, вы успешно справились с заданием.

Слайд№28

-Лягушка, увидев царевича, немного смутилась. А потом спросила, зачем он пожаловал на ее болото. Выслушав царевича, сказала, что готова ему помочь, но только в том случае, если он справится с ее заданиями.

- Вспомните стихотворение и его автора, расскажите о роли прилагательных в поэтической речи? Уж очень любит она « квакины» стихи.

Слайд№29

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

(М.Ю.Лермонтов)

Слайд 30

-Какие прилагательные пропущены в стихотворении.

-Как называется стихотворение? Кто автор стихотворения? («Тучи» М.Ю.Лермонтов )

-Какова тема стихотворения (Тема одиночества и свободы)

-Какие еще стихи о природе вы знаете? (Пушкин «Зимнее утро», «Унылая пора». Есенин «Зима», «Белая береза», «Буря», «Весенний вечер». Бунин, Фет и другие)

-Назовите средства выразительности. (Эпитеты: тучки небесные, вечные странники, степью лазурною, цепью жемчужною, с милого севера)

(Есть сравнение : будто как я же изгнанники)

( Стихотворение богато метафорами :мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. )

(В стихотворении встречается также олицетворение (тучи - странники)

«Природа в красках».

-Не только поэтов вдохновляла природа. Природа играла большую роль в творчестве знаменитых композиторов. Чайковский любил природу, он её обожал, от природы зависело его настроение" У Чайковского есть знаменитое произведение "Времена года". Чайковский написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Времена года Чайковский писал ровно год.

- Закройте глаза и послушайте музыку. Какое время года вам представилось? У нас сегодня урок о прилагательном, опишите, пожалуйста, с помощью прилагательного, какое время года вы представили?

- Какая красивая природа у нас получилась!

-А может у кого-то в голове сложилось целое предложение?

-Молодцы, справились с заданием!

Слайд 31

Лягушка поблагодарила царевича и отправила его к царству Чудо - Юдова. Увидело чудо-юдо царевича Существительного и говорит:

«Отдам я вам ваше Прилагательное, но сначала выполните мои задания».

Слайд 32

Теперь нам предстоит выполнить тестовые задания:

1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.

2. В предложении краткое прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) сказуемого;
в) определения.

3. Найдите притяжательное прилагательное

а) холодный вечер

б) железный характер

в)лисья нора

г)белый снег

Слайд 33

4. Какое прилагательное пишется через дефис?

а)сельско?хозяйственный
б) светло?зеленый
в)трех?метровых
г)древне?русский

5. С каким прилагательным -не- пишется раздельно?

а)(не)хороший день, а плохой

б) (не)приятный разговор

в) (не)большой, но милый

г)(не)настная погода.

6.Найдите прилагательное, в котором пишется две буквы -нн - .

а) серебря…ый

б) беше …ый

в) оловя..ый

г) ветре…ый

Слайд 34

7. Найдите прилагательное с суффиксом -ов?

а) глянц…вая бумага,

б) ключ…вая вода,

в) образц…вый порядок

г) хорош…го здоровья

8. В каком слове пишется суффикс -ск-?

а) рез…ий,

б) июнь…ий,

в) турец…ий

г) ткац…ий

9)В каком слове перед суффиксом -ск- не пишется -ь-?

а) октябр(ь)ский

б) январ(ь)ский

в) день-ден(ь)ской

г) июн(ь)ский

Слайд 35

Ключи: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

А, Б, В, Б, А, Б, В, Б, Б

Слайд№ 36

- Отдал Чудо - Юдо царевну Прилагательное, и вернулись они в свое королевство и стали жить -поживать как прежде. Только Прилагательное еще больше стало привязана к Существительном.

-Молодцы, ребята! Я думаю, что всем не терпится посмотреть на наши цветы. Посмотрите на доску. Вы видите три жёлтых кружочка. Напоминает ли это цветы? Чего не хватает?

(Не хватает лепестков.)

Попробуйте сделать выводы.
( Цветок не может быть без лепестков. Также и прилагательное рука об руку шагает с существительным, соглашаясь с ним во всем и не споря. (т.е. согласуясь в роде, числе и падеже)

- Вы видите на своих столах семь разноцветных лепестков. Заполните каждый лепесток информацией об имени прилагательном (каждому члену команды достаётся по лепестку) и закрепите вокруг жёлтой серединки.

Лепестки могут быть заполнены следующим образом:
- украшают речь
- придают предмету или явлению образность, выступая в роли эпитетов
- описывают предмет
- изменяются по родам, числам и падежам
- могут иметь краткую форму и степень сравнения
- относятся к трем разрядам
- в предложении могут выступать в роли определения, сказуемого .

(учитель воспроизводит вслух написанное)

Слайд 37

Итог урока.

-Как мы выполнили поставленные задачи?

-Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?

-Что мы знаем теперь? Что умеем делать?

8. Рефлексия

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, а вот понравилось ли вам, сейчас мы узнаем.

1.Что дал вам сегодняшний урок?

А) много полезной информации

Б ) ничего не дал

2. Насколько мне понравился урок

А) урок удивил меня

Б) урок был скучным

3.Своей работой на уроке я

А) доволен

Б) не доволен

Выставление оценок

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карту успеха.

-Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить.

-Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. -Какие вы были сегодня на уроке?

( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…

Слайд №28

9. Домашнее задание: подготовка к контрольной работе; написать мини-сочинение о природе с использованием имен прилагательных (эпитетов)











Разрезать (3)

Лесная полянка, соловьиные трели, зимнее утро,

крутой спуск,

земляная насыпь, белый снег,

сорочьи переговоры, светлый день, берёзовая кора,

лисий хвост,

летняя жара,

мамина книга,

твердый ствол, бабушкин дом, хорошее настроение.







Карта успеха

Ф.И. учащегося_____________________________________

Задания

Твоя самооценка

+

-

1

Контрольные вопросы и задания (проверка д/з)

2

Работа с текстом

-Определите тип текста.

-Стиль речи.

-Какова тема текста, как можно озаглавить?

Вставить пропущенные буквы и выполнить задания к тексту.

Грамматические задания к тексту:

а)синтаксический разбор предложения;

б)морфологический разбор прилагательного;

3)морфемный разбор слов. (прилагательного и существительного)

3

Работа с разрезными листами.

Распределить прилагательные в составе словосочетаний по группам согласно разряду.

4

Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 145 (самостоятельная работа)

5

Устная корректировка текста.

Образование степени сравнения прилагательных в порядке возрастания (групповая работа)

6

Восстановление текста стихотворения

Назвать средства выразительности.

7

Тестовые задания (9)

9

Общее количество баллов

Примечание: за три положительные оценки (+) - 1 балл. Максимальное количество 5 баллов (15 плюсов)

5 баллов - оценка «5»

4 балла -оценка «4»

3 балла - оценка 3

2 балла - оценка «2»

Итоговая оценка за урок______________

1.Работа с текстом (вставить пропущенные буквы и выполнить задания к тексту)

1.Было раннее туман..ое утро. 2.Над деревней разд..вались петуши..ые крики. 3.Мы выехали, когда з..ря разг..ралась. 4.В низине расст..лался (молочно)белый туман. 5.Дорога шла равнин..ой мес..ностью. 6.По у..кой тр..пинке среди (темно)зеленых зарослей трос..ника проб..рались к р..ке. 7.Покрытая р..сой трава к..салась наших ног. 8.Мы распол..жились на отдых на песча..ом берегу (не)большой реч..нки.

9.Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса. 10.Вскоре прибежали загорелые ребятишки и стали купаться в реке. 11.Они позвали нас. 12.Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.

13.Мы провели этот день весело вместе с новыми друзьями.

-Определите тип текста.

-Стиль речи?

-Какова тема текста, как можно озаглавить?

-Какие орфограммы в тексте?

Грамматические задания к тексту:

1.Синтаксический разбор предложения (Над деревней разд..вались петуши..ые крики.)

2.Морфологический разбор прилагательного (не)большой реч..нки.)

3. Морфемный разбор слов (у..кой тр..пинке)






2.Тестовые задания:

1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.

2. В предложении краткое прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) сказуемого;
в) определения.

3. Найдите притяжательное прилагательное

а) холодный вечер

б) железный характер

в)лисья нора

г)белый снег

4. Какое прилагательное пишется через дефис?

а)сельско?хозяйственный
б) светло?зеленый
в)трех?метровых
г)древне?русский

5. С каким прилагательным -не- пишется раздельно?

а)(не)хороший день, а плохой

б) (не)приятный разговор

в) (не)большой, но милый

г)(не)настная погода.

6.Найдите прилагательное, в котором пишется две буквы -нн - .

а) серебря…ый

б) беше …ый

в) оловя..ый

г) ветре…ый

7. Найдите прилагательное с суффиксом -ов?

а) глянц…вая бумага,

б) ключ…вая вода,

в) образц…вый порядок

г) хорош…го здоровья

8. В каком слове пишется суффикс -ск-?

а) рез…ий,

б) июнь…ий,

в) турец…ий

г) ткац…ий

9)В каком слове перед суффиксом -ск- не пишется -ь-?

а) октябр(ь)ский

б) январ(ь)ский

в) день-ден(ь)ской

г) июн(ь)ский


© 2010-2022