- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» (11 класс)
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Глушкова Т.В. |
Дата | 10.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть 2 - небольшое сочинение-рассуждение - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы
Цели элективного курса:
-
гуманитарное развитие учащихся
-
развитие творческих способностей личности
-
овладение учащимися свободной письменной речью
-
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык
Задачи элективного курса:
-
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 2 на ЕГЭ
-
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения
-
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
-
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей
-
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
-
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
Технология организации учебного процесса по элективному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания 2на ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
-
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)
-
самостоятельная работа;
-
работа в группах, парах
-
индивидуальная работа
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности
Программа рассчитана на 17 часов и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на уроках русского языка.
Содержание программы
Модуль 1. Теоретический аппарат курса.
-
Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе».
-
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения
-
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Виды и формы вступления.
-
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Способы выявления проблемы.
-
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
-
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
-
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции
-
Заключительная часть сочинения. Виды заключения.
-
Речевое оформление сочинения.
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
-
Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
-
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
-
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
-
Экспертная оценка творческих работ.
Методическая часть
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
-
понимать и интерпретировать содержание исходного текста
-
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
-
определять позицию автора
-
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт)
-
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
-
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки.
-
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
-
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
-
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»)
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
-
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
-
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
-
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
-
Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. - М.: Просвещение, 2007
-
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! - М.: Эксмо, 200
-
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 200
Дополнительная литература
-
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002
-
Как написать сочинение? Справочник школьника. - М.:Слово, 1997
-
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
-
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977
-
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. - М.: Просвещение, 1987
Тематическое планирование элективного курса:
№
Темы уроков
Вид урок
Дата
Факт
1
Задачи курса. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку.
Лекция
2
Что такое текст. Основные средства связи между предложениями в тексте.
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
3
Стили текста: публицистический.
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
4
Практическая работа
Работа с текстом
5
Стили текста: художественный.
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
6
Практическая работа
Работа с текстом
7
Стили текста: научно-популярный.
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
8
Практическая работа
Работа с текстом
9
Творческая работа. Сочинение разных стилей.
Комплексное применение знаний
10
Композиция сочинения.
Презентация
11
Практическая работа
12
Зачин сочинения. Виды и формы вступления.
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
13
Практическая работа
Работа с текстом
14
Тема и проблема текста. Способы выявления проблемы.
Практикум
15
Практическая работа
Работа с текстом
16
Комментарий к проблеме. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами исходного текста.
Практикум
17
Практическая работа
Работа с текстом
18
Введение цитат в текст сочинения.
Практикум
19
Практическая работа
Работа с текстом
20
Позиция автора. Средства выражения авторской позиции.
Практикум
21
Практическая работа
Работа с текстом
22
Логические приемы мышления. Аргументация собственной позиции.
Практикум
23
Практическая работа
Работа с текстом
24
Типы аргументов.
Практикум
25
Практическая работа
Работа с текстом
26
Заключительная часть сочинения. Виды заключения.
Практикум
27
Практическая работа
Работа с текстом
28
Творческая работа по тексту художественного стиля.
Комплексное применение знаний
29
Речевое оформление сочинения (фактические, логические, грамматические, речевые ошибки).
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
30
Практическая работа
Работа с текстом
31
Творческая работа по тексту публицистического стиля.
Комплексное применение знаний
32
33
Итоговое занятие. Защита творческих работ.
Презентация, рецензирование, экспертная оценка
34
Рекомендации к написанию сочинения на ЕГЭ.
Лекция
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
№
Критерии оценивания ответа на задание 25
Баллы
I
Содержание сочинения
К 1
Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
0
К 2
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет
2
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста
1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста
0
К 3
Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет
1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована
0
К 4
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
3
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт
2
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе
1
0
II
Речевое оформление сочинения
К 5
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена
- в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
0
К 6
Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм
2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи
1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
0
III
Грамотность
К 7
Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
Допущено не более двух ошибок
2
допущено 3-4 ошибки
1
Допущено более 4 ошибок
0
К 8
Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
допущены 1 - 3 ошибки
2
допущены 4 - 5 ошибок
1
допущено более 5 ошибок
0
К 9
Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет
2
допущены 1 - 2 ошибки
1
допущено более 2 ошибок
0
К 10
Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки
2
допущены 2 - 3 ошибки
1
допущено более 3 ошибок
0
К 11
Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют
1
допущены этические ошибки (1 и более)
0
К 12
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 - К12)
23