Способы построения и содержание интересного урока литературы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ЛИТЕРАТУРЕ, оценённая максимальным количеством баллов. Дистанционные курсы повышения квалификации по литературе.Курс «Способы построения и содержание интересного урока литературы» (72 часа) на сайте https://my.1september.ru/ Задание №1 Выстраиваем ассоциативные ряды к произведениям, усложняя задания за счёт сопоставления. I. Р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ЛИТЕРАТУРЕ,

оценённая максимальным количеством баллов.

Дистанционные курсы повышения квалификации по литературе.

Курс «Способы построения и содержание интересного урока литературы» (72 часа) на сайте my.1september.ru/

Задание №1

Выстраиваем ассоциативные ряды к произведениям, усложняя задания за счёт сопоставления.

I. Раздаём в 9 - м классе перед знакомством с повестью В. Быкова «Обелиск» три приведённых ниже фрагмента, без указания авторов и названий.

1. «Хлопцы еще в амбаре упали духом, когда услышали за дверьми голос Алеся Ивановича. Решили - схватили и его. Кстати, до самого конца никто из них иначе и не думал - считали, не уберегся учитель, ненароком попался к немцам. И он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал. И сам старался быть бодрым, насколько, конечно, это ему удавалось. Говорил, что жизнь человеческая очень несоразмерна с вечностью и пятнадцать лет или шестьдесят - все не более чем мгновение перед лицом вечности. Еще говорил, что тысячи людей в том же Сельце рождались, жили, отошли в небытие, и никто их не знает и не помнит никаких следов их существования. А вот их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой - самой высокой из всех возможных в мире наград.

Наверно, это все-таки мало их утешало. Но то обстоятельство, что рядом

был их учитель, их всегдашний Алесь Иванович, как-то облегчало их

незавидную судьбу. Хотя, конечно, они бы многое, наверное, дали, чтобы он

спасся» (В. Быков «Обелиск»).

Вывод: Учитель Мороз стал для учеников образцом во всём, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель должен быть всегда со своими учениками.

(К выводам приходим после сопоставительного угадывания произведений)

2. « Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.
- Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь. - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла.
И больше я ее никогда не видел.
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.» (В. Распутин «Уроки французского»).

Вывод: Учительница Лидия Михайловна преподавала герою не только уроки французского, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

3. «- Ну вот, сейчас ты уедешь, - дрогнувшим голосом проговорил Дюйшен, сжимая мою руку. - Будь счастлива, Алтынай. И главное - учись, учись…
Я ничего не могла ответить: слезы душили меня.
- Не плачь, Алтынай. - Дюйшен вытер мне глаза. И вдруг вспомнил: - А те топольки, что мы с тобой посадили, я сам буду растить. И когда ты вернешься большим человеком, ты увидишь, какие они будут красивые.
В это время подоспел поезд. Вагоны остановились с шумом и лязгом.
- Ну, давай попрощаемся! - Дюйшен обнял меня и крепко поцеловал в лоб.» (Ч. Айтматов «Первый учитель»).

Вывод: Учитель Дюйшен спасает способную ученицу, отправляя её в город, чтобы она могла учиться дальше , а родственники девочки хотели выдать её насильно замуж.

Просим подумать, какими известными ученикам авторами написаны произведения, из которых приведены цитаты?

Выясняем, что в предложенных цитатах предлагается общая тема - «Роль учителя в жизни человека».

II. Раздаём в 10 - м классе во время изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» три приведённых ниже фрагмента без указания авторов и названий.

  1. «- Только еще один раз, - сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

- Да когда же ты спать будешь? - отвечал другой голос.

- Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…

Два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

- Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

- Ты спи, а я не могу, - отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

- Соня! Соня! - послышался опять первый голос. - Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

Соня неохотно что-то отвечала.

- Нет, ты посмотри, что за луна!… Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, - туже, как можно туже - натужиться надо. Вот так!

- Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони: «Ведь второй час».

- Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

- Ах, Боже мой! Боже мой! что ж это такое! - вдруг вскрикнула она. - Спать, так спать! - и захлопнула окно. (Л.Н. Толстой «Война и мир» т.2)

Вывод: Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное.

2.«Так размышлял Аркадий... а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял.

- Теперь уж недалеко, - заметил Николай Петрович, - вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживем с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли?

- Конечно, - промолвил Аркадий, - но что за чудный день сегодня!

- Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным - помнишь, в Евгении Онегине:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна, пора любви!

Какое...

- Аркадий! - раздался из тарантаса голос Базарова, - пришли мне спичку, нечем трубку раскурить.

Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал ее Базарову с Петром.

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Вывод: Аркадий относится к природе с восхищением, Базаров же отвергает всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника.

3. Тогда вступил князь Игорь в златое стремя

И поехал по чистому полю.

Солнце дорогу ему тьмой заступило;

Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила;

Рев в стадах звериных;

Див кличет наверху древа:

Велит прислушать земле незнаемой,

Волге, Поморию, и Посулию,

И Сурожу, и Корсуню,…

(«Слово о полку Игореве»)

Вывод: Вся природа в слове наделена человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастье, переживает с ними горе и радости.

Просим подумать, какими известными ученикам авторами написаны произведения, из которых приведены цитаты?

Выясняем в процессе обсуждения, что в предложенных цитатах предлагается общая тема - «Воздействие природы на душу человека».

III. . Раздаём в 11 - м классе во время изучения рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан - Франциско» » три приведённых ниже фрагмента без указания авторов и названий.

1.« Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового пакгауза в другой, оно снова попало, наконец, на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет. Но теперь уже скрывали его от живых - глубоко спустили в просмоленном гробе в черный трюм.
И опять, опять пошел корабль в свой далекий морской путь. Ночью плыл он мимо острова Капри, и печальны были его огни, медленно скрывавшиеся в темном море, для того, кто смотрел на них с острова. Но там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами и мрамором залах, был, как обычно, людный бал в эту ночь». (И.А. Бунин «Господин из Сан - Франциско»).

Вывод: Для героя рассказа Бунина богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека.

2. «Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Ибо к чести героя нашего нужно сказать, что сердце у него было сострадательно и он не мог никак удержаться, чтобы не подать бедному человеку медного гроша. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик. У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной». (Н.В. Гоголь «Мётрвые души»)

Вывод: Образ скупого помещика Плюшкина олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощённой страстью скупости.

3. «Каждый распечатал колоду карт. Чекалинский стасовал. Германн снял и поставил свою карту, покрыв ее кипой банковых билетов. Это похоже было на поединок. Глубокое молчание царствовало кругом.
Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз.
- Туз выиграл! - сказал Германн и открыл свою карту.
- Дама ваша убита, - сказал ласково Чекалинский.
Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.
В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его...
- Старуха! - закричал он в ужасе.
Чекалинский потянул к себе проигранные билеты. Германн стоял неподвижно. Когда отошел он от стола, поднялся шумный говор. - Славно спонтировал! - говорили игроки. - Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!.."

(А.С. Пушкин « Пиковая дама»)

Вывод: Германн, главный герой повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он желает завладеть тайной трёх карточных чисел. Заветные карты помогли герою выиграть несколько раз, но страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошёл с ума, когда случайно вместо Туза поставил Пиковую Даму.

Просим подумать, какими известными ученикам авторами написаны произведения, из которых приведены цитаты?

Выясняем в процессе обсуждения, что в предложенных цитатах предлагается общая тема - «Разрушающее влияние денег» .







Задание № 2

Перечень полезной для среднего школьного возраста непрограммной

художественной литературы.

(Перечень дан в алфавитном порядке)

1. Булычев К. Приключения Алисы (6 класс)

2. Васильев Б. А зори здесь тихие (8 класс)

3. Гайдар А. Тимур и его команда (5 класс)

4. Довлатов С. Рассказы из чемодана (7 класс)

5. Каверин В. Два капитана (6 класс)

6. Олеша Ю. Три толстяка (5 класс)

7. Петрушевская Л. Настоящие сказки (5 класс)

8. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке (6 класс)

9. Толстой JI. Казаки. Хаджи-Мурат (7 класс)

10. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви

(8 класс)

1.Аннотация к книге К. Булычева «Приключения Алисы» (6 класс)

Алиса Селезнева - эта та самая "гостья из будущего", главная героиня одноименного фильма по повести Кира Булычева. Простая московская школьница, которая свободно перемещается во времени и пространстве, перелетает из прекрасного далека в глубокое средневековое позавчера, легко бороздит с друзьями просторы космического пространства. А знаете, о чем она мечтает? О том времени, "когда уже никто не обижает слабых и не грабит, не предает, не убивает и не заставляет делать подлые вещи". Ради этого она отправляется в космическое путешествие за редкими зверями для московского зоопарка, спасает от гибели целую планету, становится принцессой средневекового королевства и вступает в схватку с космическими пиратами.

2, Аннотация к книге Б. Васильева «А зори здесь тихие» (8 класс)

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» - одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников - хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами.

Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.

3.Аннотация к книге А.П. Гайдара "Тимур и его команда» (5 класс)

Книги Аркадия Петровича Гайдара - бессмертны! Ведь его
произведения очень искренни и человечны, писатель призывает
быть сильным, честным, не бояться трудностей! Именно таковы
герои повести «Тимур и его команда»

... Девочка Женя приезжает на каникулы на дачу, и сразу же с ней начинают происходить странные вещи. Ей приходится ночевать в чужом пустом доме, а поручение старшей сестры, которое ей не удалось выполнить накануне, наутро оказывается выполненным таинственным Тимуром. Самого Тимура и его друзей она встречает на чердаке сарая в своем собственном саду, где те организовали свой штаб. А собрал Тимур свою команду для того, чтобы помогать и оберегать тех, чьи отцы, братья и сыновья ушли в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в своих побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, мальчуган Тимур стал образом, которому много лет подражали мальчишки и девчонки.

Эту книгу дети всегда будут читать с большим интересом, потому что такие человеческие качества, как доброта, сострадание, великодушие, остаются в любые времена самыми ценными.

4.Аннотация к книге С. Довлатова «Рассказы из чемодана» ( 7 класс)


«Простите за все», - написал Сергей Довлатов 4 апреля 1985 года, опережая критиков. В трех вошедших в настоящий сборник книгах автор описывает «вещие вещи» («Чемодан»), рассказывает истории из семейного альбома («Наши»), живописует эмигрантские нравы («Филиал»). Объединяет их центральный образ героя-рассказчика. «Рассказы из чемодана» - продолжение истории довлатовского автопсихологического героя, начатой в книгах «Зона», «Компромисс», «Заповедник» .

5.Аннотация к книге В. Каверина «Два капитана» ( 6 класс)

В романе Вениамина Каверина «Два капитана» перед нами проходят истории двух главных героев - Сани Григорьева и капитана Татаринова. Вся жизнь Саньки связана с подвигом отважного капитана, с детства равняется он на отважного исследователя Севера и во взрослом возрасте находит экспедицию «Св.Марии», выполняя свой долг перед памятью Ивана Львовича.

Каверин не просто придумал героя своего произведения капитана Татаринова. Он воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. Одним из них был Седов. У другого он взял фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф «Святой Марии» совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской «Святой Анны». Дневник штурмана Климова полностью основан на дневнике штурмана «Святой Анны» Альбанова - одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции.

6.Аннотация к книге Ю. К. Олеши «Три толстяка» ( 5 класс)

Сказочную историю про выдуманную страну Трёх Толстяков, против режима которых народ поднимает революционный мятеж, Юрий Олеша написал вскоре после Октябрьской революции. Сегодня можно по-разному относиться к идеологической составляющей этой книги. Но одно бесспорно: текст создан талантливым мастером, поэтому вот уже девять десятков лет его читают и перечитывают всё новые поколения детей.

7.Аннотация к книге Л. Петрушевской «Настоящие сказки» (5 класс)

Людмила Петрушевская - признанный мастер современной прозы, ее перу подвластно все - остросовременная повесть, тонкая психологическая новелла и … сказки, любимый жанр, по слова самой писательницы. Настоящая сказка может быть веселой или немного грустной, но непременно с хорошим концом. Чтобы каждый, кто ее прочтет, почувствовал себя счастливее и добрее. «Настоящие сказки» Петрушевской - о счастье, которого так не хватает нам всем. И значит, читать их могут все: и самые маленькие, и умудренные жизнью. К тому же все герои этих сказок - принцессы и волшебники, пенсионеры и работники телевидения, а также куклы Барби - наши соседи и современники.

8.Аннотация к книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

(6 класс)

Это одно из тех произведений, которое рекомендуется прочитать каждому. Чтобы люди начали ценить жизнь и понимали, насколько сильное должно быть стремление к жизни.
Что такое без ног сесть за штурвал самолёта? Кто сможет? Произведение не выдумка, а основано на реальных событиях. Главный герой совсем недавно жил с нами. Эта книга учит нас жить, справляться с трудностями, а самое главное не опускать руки - никогда.
Книга о подвигах советского лётчика во время Великой Отечественной войны.

9.Аннотация к книге Л.Н. Толстого «Казаки. Хаджи - Мурат» (7 класс)

Лев Николаевич Толстой писал свои знаменитые кавказские повести "Казаки" и "Хаджи-Мурат", основываясь на личном опыте - три года будущий гений русской литературы прослужил на Кавказе в артиллерийской бригаде, - и после сам называл этот период жизни временем больших испытаний и великих прозрений.
Как и Толстой, герой "Казаков" прибывает на Кавказ в надежде начать новую жизнь, "в которой уже не будет больше ошибок, не будет раскаяния, а наверное, будет одно счастье". Но он так и остается чужаком в этом мире, нетронутом цивилизацией. В повести "Хаджи-Мурат" Лев Толстой с удивительной достоверностью рисует картину Кавказской войны и трагическую судьбу одного из ее героев - Хаджи-Мурата. Личность этого незаурядного и бесстрашного человека привлекла внимание писателя как символ величайшей воли к жизни и беспредельного упорства в борьбе за свободу.

10 Аннотация к книге Р.И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (8 класс)

Повесть «Дикая собака Динго» давно вошла в золотой фонд советской детской литературы.

Она познакомит читателей с историей зарождения самого древнего и прекрасного чувства, между молодыми людьми. Семья Тани распалась, её отец ушел в новую семью и посвятил всего себя своему приемному сыну Коле, а родную дочь попросту позабыл. Девочка все ещё любит отца и надеется на его возвращение, но одновременно с этим и сильно ненавидит. За пеленой этих эмоций и страданий Таня и не заметила зарождения в себе нового чувства, которое в итоге полностью вытеснило все остальные, к ней пришла первая любовь.





Задание № 3

Для внеклассного учащимся 10 класса хотелось бы порекомендовать

роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Во - первых, Виктор Гюго - великий французский поэт, реформатор стиха. В то же время он и создатель романтической драмы, великолепный прозаик, чьи произведения до сих пор увлекают читателей во всем мире. Романы Гюго отмечены богатством творческого воображения, сюжеты их обычно сложны, развязки эффектны, чувства героев сильны и трагичны. Обращаясь к национальной истории, автор создает убедительные картины прошлого и яркие, запоминающиеся характеры. Невозможно забыть гордую цыганку Эсмеральду, уродливого звонаря собора Нотр-Дам Квазимодо, блистательного и жестокосердного красавца Феба, терзаемого ревностью священника Фролло - героев романа "Собор Парижской Богоматери" (1831). Неслучайно этот сюжет в наши дни нашел свое воплощение в опере и балете, во множестве киноверсий и, наконец, обрел новую жизнь в популярном мюзикле.

Во- вторых, выбор основан на очень сильных личных впечатлениях от прочитанного.

Я и не думала, когда в студенческие годы начала читать этот роман, что он станет настолько близок мне и вызовет такой горячий отклик.

Я читала этот роман долго, медленно. Двадцать, тридцать, максимум пятьдесят страниц в день. Оказалось, это даже лучше, чем проглотить его в несколько сеансов. Мало-помалу осваиваешься в его пространстве, чувствуешь себя как дома, начинаешь узнавать улицы, мосты, соборы, дома, людей, их нравы и порядки. Это как поселиться в новом городе и постепенно привыкать к нему и начинать считать его своим. В какой-то момент я поняла, что всё это стало частью меня, что о героях я думаю как о реально существовавших людях, что я близко к сердцу принимаю их страдания (уж чего-чего, а страданий в этой книге хоть отбавляй), переживаю за них, радуюсь за них и сочувствую им, улыбаюсь и грущу.

Сложно сказать в двух словах, о чём этот роман, кто или что в нём главный герой. Это и историческая эпоха, превосходно переданная, которая встаёт перед вами как живая картина. Поразительное время, в котором смешиваются праздник, феерия, стихийное народное веселье и невероятная тьма, невероятные по дикости суеверия, поступки, мысли. Это и конкретное здание - собор Парижской Богоматери. Это средневековый Париж, его народ, и власть, и духовенство. И, конечно, судьба, рок. Совершенно немыслимое стечение обстоятельств, перекрёсток, к которому стянулись жизненные пути стольких людей. Всё это сплетается в книге и создаёт причудливый фон, на котором разворачиваются события сюжета.

Конечно, главного героя здесь нет, и каждый по-своему интересен: и юная плясунья Эсмеральда, и горбун Квазимодо (единственный, между прочим, кто полюбил Эсмеральду за её прекрасную душу), и легкомысленный, пустой красавец Феб, и Гренгуар, о котором с изрядной долей иронии пишет Гюго. Но если уж выбирать из героев главного, я выберу Клода. Клод Фролло - самый завораживающий, самый противоречивый, самый живой персонаж этой книги. Священник, алхимик, учёный. Выдающийся ум. Человек, которому по сану не положено любить женщину. Человек, который внезапно полюбил. Человек, который борется со своей любовью. Человек, душу которого любовь не преображает, а, напротив, уродует и калечит. Нельзя без боли следить за тем, как его любовь разрушает его. Нельзя без эмоций выслушивать его монологи-признания (да-да, именно выслушивать - он настолько реален, что ты видишь его и слышишь его). Нельзя равнодушно читать эту потрясающую главу «Бред», в которой Клод бежит из города в полной уверенности, что Эсмеральда умерла, - «бледный, растерянный, потрясённый, слепой и дикий», - в которой он прозревает свою душу и ужасается, плачет от ярости, сходит с ума от нежности и отчаяния при мысли о том, как могли бы быть счастливы они, не будь он священником, а она цыганкой… Исключительный герой и целый спектр чувств, с ним связанный - от восхищения до острой жалости, а порой и отвращения.

Неожиданным для меня оказался Гюго. Он обнаружил, помимо таланта писателя, изображающего реальность ярко и точно, талант психолога, раскрывающего нам внутренний мир своих очень разных героев, и, по-видимому, талант исследователя - трудно даже представить, сколько он переработал материала, чтобы написать такую вещь!



Тезисный план урока внеклассного чтения в 10 классе по роману

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Тема урока Трагический конфликт добра и зла в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». (2 часа)
Цели на уроке:

познакомить учащихся с творчеством Виктора Гюго и сюжетом романа «Собор Парижской Богоматери»;

развивать умение обосновывать свою точку зрения по рассматриваемому вопросу, совершенствовать навыки коллективной и групповой работы;


воспитывать у школьников чувства сострадания, желания помочь тем, кому трудно; формировать потребность размышлять над смыслом человеческой жизни и ее ценностью.

Ход урока (1 -ый час)

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей на урока.

На экране демонстрируется первый слайд презентации «Урок по роману В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»

III. Вводное слово учителя
- Сегодня нам предстоит выяснить, какой «мотив» использует французский писатель Виктор Гюго в своем знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери» и почему он, спустя почти два века после его написания (1831-2009гг.), по-прежнему интересен читателям, продолжая волновать сердца новых поколений. Ведь не стали бы тратить сейчас, в наше «жесткое» время деньги и силы на постановку или переиздание такого произведения, которое не имело бы успеха у читателя или зрителя, не смогло бы принести коммерческого (денежного) дохода. А вот роман В. Гюго переиздается и по его мотивам был создан замечательный мюзикл «Нотр Дам де Пари», который с огромным успехом обошел все мировые подмостки.
Вот и мы окунемся в прекрасную музыку мюзикла «Нотр Дам де Пари» и перелистаем страницы романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», для того чтобы выяснить, что за «вечные» мотивы востребованы до сих пор независимо от года и века, языка и цвета кожи.



IV. Знакомство с творческой биографией Виктора Гюго.

На экране демонстрируется презентация «Виктор Гюго», заранее подготовленная к уроку учеником 10 класса.

V.Знакомство с историей создания и архитектурой Собора Парижской Богоматери.

А теперь посмотрим еще на одного героя романа Виктора Гюго, на Собор Парижской Богоматери. Нотр Дам де Пари - так это имя звучит на французском языке.

На экране демонстрируется презентация «Собор Парижской Богоматери», заранее подготовленная к уроку учеником 10 класса.


VI. Работа с романом Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

  1. Выразительное чтение пролога романа заранее подготовленным учеником.


Так из слова «рок», начертанного кем-то в закоулках одной из башен великого собора, родилась книга о цыганке, красавце-офицере, горбуне и священнике.

2.Пересказ сюжета романа и демонстрация отрывков из мюзикла.

Рассказ о сюжете романа начнем с самой знаменитой песни мюзикла «Нотр Дам де Пари», которая называется «Bell» («Красавица»).

На экране демонстрируется отрывок из французско-канадского мюзикла ««Нотр Дам де Пари» по мотивам романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» (композитор - Ричард Коччане, автор либретто- Люк Пламондон) с 00.45-00.51минуты (песня «Bell»)

Кто же эти мужчины, которые поют прекрасную песню девушке, называя ее Bell (Красавица)?

Почему горбун хочет «дотронуться до волос Эсмеральды», священник - «Толкнуть калитку сердца Эсмеральды», а красавец - «Сорвать цветок любви Эсмеральды»?

Обратимся непосредственно к сюжету романа. (пересказ сюжета романа)



Во время пересказа на экране демонстрируется отрывок из французско-канадского мюзикла ««Нотр Дам де Пари» по мотивам романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» (композитор- Ричард Коччане, автор либретто- Люк Пламондон)с 00.43-00.45минуты(«Наказание Квазимодо» на колесе»).

Выразительное чтение по тексту романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» отрывка о смерти Клода Фролло, заранее подготовленного учеником.(Гюго В. «Собор Парижской Богоматери», Москва, «Художественная литература», 1881, глава одиннадцатая, II, стр.410-411).

Ну а что же Феб?.. Феб де Шатопер тоже кончил трагически. Он …женился.

Квазимодо исчез из Собора в самый день смерти цыганки и священника…

Выразительное чтение наизусть отрывка из последней главы романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», заранее подготовленного учеником (Гюго В. «Собор Парижской Богоматери», Москва, «Художественная литература», 1881, глава одиннадцатая, IV, стр.414-415).

VII. Подведение итогов.

После выразительного чтения отрывка из романа на экране демонстрируется финальная сцена из французско-канадского мюзикла ««Нотр Дам де Пари» по мотивам романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» (композитор- Ричард Коччане, автор либретто- Люк Пламондон)с 00.43-00.45минуты(«Наказание Квазимодо» на колесе»)с 02.12- до завершающих титров.

Домашнее задание. 1.Творческая лаборатория. ( Работа в группах)


Задание: Сравнить и прокомментировать образы, представленные в романе, фильме и мюзиклах:

а) Собор (1-я группа); б) Эсмеральда (2-я группа); в) Квазимодо (3-я группа);

г) Клод Фролло (4-я группа).

Исследовательская работа (в группах). Задания:

1-я группа - литературные критики.

- Определить достоинства романа Виктора Гюго. Какие нравственные уроки он преподносит читателю?

2-я группа - критики кинематографа.

- -Определить достоинства и неудачи (если есть!) фильма и мюзиклов. Какие нравственные уроки получают зрители?

3-я группа - театральные критики.

- Сопоставить французский мюзикл и его русскую версию.

4-я группа - старшеклассники-зрители.

- Какие сюжетные линии упущены в мюзиклах? Высказать точку зрения группы по теме первого и второго эпиграфов. Мотивировать.


Отчёту о домашнем задании и выступлению групп отводится отводится 2-ой урок.

1.Творческая лаборатория. ( Работа в группах)


Задание: Сравнить и прокомментировать образы, представленные в романе, фильме и мюзиклах:

а) Собор (1-я группа);

б) Эсмеральда (2-я группа);

в) Квазимодо (3-я группа);

г) Клод Фролло (4-я группа).

Примерный план исследования:

1)Роль образа в романе.

2)Совпадает ли трактовка образа в фильме, мюзикле и романе?

3)Насколько удачно передано в фильме и мюзикле состояние героя?

4)Ваше отношение к исполнению и исполнителям.

5)Самый яркий, на ваш взгляд, эпизод, подтверждающий вашу точку зрения.

6)Выводы. Общая оценка произведений искусства(ваше видение)

Отразить в тетрадях основные положения своей работы.

2. ВЫВОДЫ учащихся по данному этапу урока. Охарактеризовать и сравнить групповые ответы. Удалось ли исследование?

3.Исследовательская работа (в группах). Задания:

1-я группа - литературные критики.

- Определить достоинства романа Виктора Гюго. Какие нравственные уроки он преподносит читателю?

2-я группа - критики кинематографа.

- -Определить достоинства и неудачи (если есть!) фильма и мюзиклов. Какие нравственные уроки получают зрители?

3-я группа - театральные критики.

- Сопоставить французский мюзикл и его русскую версию.

4-я группа - старшеклассники-зрители.

- Какие сюжетные линии упущены в мюзиклах? Высказать точку зрения группы по теме первого и второго эпиграфов. Мотивировать.

4. ВЫВОДЫ учащихся по данному этапу урока.

5. Презентация рисунков, плакатов, афиши, подготовленных учащимися к уроку.

6. Слово учителя

- Прочитав роман, познакомившись с фильмом и мюзиклами, мы не могли не прикоснуться к этому замечательному произведению ближе. Представляем вам свою версию инсценирования романа.

7. Творческий проект. Инсценирование фрагментов романа.
8. ВЫВОДЫ учащихся :

а)главным нравственным уроком произведения является торжество духовной красоты человека;

б) любовь благотворно воздействует на души героев;

в) гибель Квазимодо в финале романа воспринимается как апофеоз: это

преодоление уродства телесного и торжество красоты духовной.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия
1.Беседа
-Какие нравственные уроки романа помогут нам совершать меньше ошибок в жизни?

2.Коллективная работа по составлению большого ассоциативного круга. Каждый ученик вносит свое слово-ассоциацию к названию произведения.

3.ВЫВОДЫ. Ученик анализирует ассоциативный ряд, сообщая, о чем думаем мы, говоря о «Соборе…»

4.Слово учителя
- Желаю вам, ребята, чтобы ЛЮБОВЬ в вашей жизни тоже была крылатой, чтобы размах крыльев был безграничным, чтобы щедрость, доброта, преданность вернулась к вам сторицей!!!

10. Домашнее задание

- Составить свой ассоциативный круг к одному из героев романа.




© 2010-2022