- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок литературы и истории Поучения Владимира Мономаха
Интегрированный урок литературы и истории Поучения Владимира Мономаха
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Никитина М.И. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Оленегорская средняя общеобразовательная школа»
Юкагирского национального наслега
Аллайховского района Республики Саха (Якутия)
Интегрированный урок по изучению
«Поучения Владимира Мономаха».
Подготовила
Никитина Матрена Ивановна,
учитель русского языка
и литературы
Цели:
образовательные:
- систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.
развивающие:
- развитие мышления, памяти; формирование коммуникативных навыков, навыков работы с компьютерными программами; совершенствование навыков сравнения, сопоставления информации;
воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения работать в группе; воспитание у учащихся нравственных качеств через образ Владимира Мономаха.
Предварительное домашнее задание: учащиеся получили дополнительно задания, выходящие в область других учебных предметов:
На уроках истории и географии
- подготовить материал о Киевской Руси конца ХI - начало ХII в.
- составить карту Киевской Руси этого периода, выявляя ее политические, экономические и культурные связи с другими государствами Европы и Азии.
- на библиотечных уроках собрать сведения о личности древнерусского князя, о летописании на Руси после принятия христианства; знакомство с другими текстами этого периода: «Словом о Законе и Благодати» Иллариона, «Житии Бориса и Глеба».
- на уроках МХК и информатики на материале Софии Киевской и Черниговского Спасского собора - материал о древнем зодчестве ; секреты мозаики, фресковой живописи (интерьер Софии) и иконописи («Владимирская богоматерь», «Ангел Златые власа»)
Тип урока: интегрированный урок литературы, истории, информатики и МХК.
Методы: интеграция, исследовательский метод, беседа, рассказ, анализ.
Эпиграф к уроку: «Имеющий уши, да услышит…» (из «Евангелия» от Матфея).
-
Какие качества мы больше всего ценим в человеке? А что больше всего в нем ценилось в древние времена? Сделайте свое заключение , исходя из анализа древнерусского текста.
-
Каким предстает в «Поучении» Владимир Мономах? Насколько его мысли и чувства близки нам сегодня? Попробуйте нарисовать психологический портрет древнерусского князя?
-
Как Владимир Мономах служил своей родной земле? Что он завещает своим детям, своим потомкам?
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся.
Здравствуйте, ребята и гости. Сегодня у нас необычное занятие, потому что мы проводим совместный урок истории, литературы и информатики. Надеемся, вам будет интересно, о чём пойдёт речь на уроке. Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ - «Поучением» Владимира Мономаха.
В качестве эпиграфа к уроку мы взяли слова из «Евангелия» от Матфея: «Имеющий уши, да услышит».
Ребята, исходя из темы урока и эпиграфа, озвучьте учебную задачу урока. ((Необходимо выяснить, в чём заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас.)
Учитель. Итак, приступим к работе.
Поучение - это один из жанров ДРЛ. Давайте обратимся к теории литературы и вспомним, что это за жанр и какие ещё жанры существовали в ДРЛ. (Называют жанры: поучение, повесть, летопись, житие, и др.)
Учитель обсуждает особенности каждого жанра (работа с презентацией).
Учитель. - В чём, на ваш взгляд, состоит значение ДРЛ?( Из произведений ДРЛ мы узнаём о жизни людей, которые жили в давние времена. Она помогает нам понять связь прошлого с настоящим и заглянуть в будущее.)
Учитель: Ребята, мы знаем, что литература неразрывно связана с историей. И подробно о личности Владимира Мономаха, о времени, когда он жил нам расскажет учитель истории Кристина Георгиевна.
3.Презентация учителя истории об истории Киевской Руси XI-XII вв. и личности Владимира Мономаха
-
Презентация учащихся об особенностях культуры Киевской Руси XI-XII вв.
- Одной из задач, которую вы ставили, было выявить в личности Владимира Мономаха черты исторического деятеля. Какие черты вам показались важными? (Нам кажется, что Мономах был незаурядным человеком для своего времени, государственным деятелем русского средневековья. Он был человеком, который заботился в первую очередь о славе и чести родной земли.)
- Как можно использовать вашу презентацию? ( Презентацию можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках истории, а также на классных часах.)
- К каким источникам вы обращались, работая над презентацией? (Мы прочитали много разной литературы: листали энциклопедии, справочники, а также просматривали Интернет, скачивая необходимые иллюстрации для презентации.)
- Вам было интересно работать над презентацией? (Да, мы многое узнали не только о самом Мономахе, но и о том времени, в которое он жил. Познакомились ближе с его личностью.)
Учитель. (Классу) Ребята, а вам было интересно?
Учитель. Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал «Поучение», которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.
-
История создания и анализ «Поучения»
-
Какова история создания, структура и содержание «Поучения»? (Презентация «Поучение» Владимира Мономаха как завещание потомкам» (презентация).
Задание классу: запишите сведения о «Поучении».
В 1110 -1118 г.г. была составлена лучшая русская летопись «Повесть временных лет». Первая редакция "Повести временных лет" создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Став Киевским князем, Мономах передал ведение летописи в Выдубицкий монастырь, игумен которого Сильвестр в 1116 г. составляет вторую редакцию "Повести временных лет". В 1118 г. в том же Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция "Повести временных лет". В эту редакцию включено "Поучение" Владимира Мономаха.
Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Мономахом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчины. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» - к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно имел в виду всех русских князей.
«Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая могла сгореть в московском пожаре 1812г., но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.
«Поучение» Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: это собственно «Поучение», его автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу, убийце его сына.
В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего... Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите».
Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 80 и 3 больших воинских походов. Князь обращается и ко всем русским князьям, которым выпадет после него "держать" Русскую землю и заботиться о ее покое и процветании. Он учит князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, довольствоваться своим уделом и т. д.
Причем все то, о чем Мономах писал в своем "Поучении", было в буквальном смысле выстрадано им. Он мог с полным основанием сослаться на собственный опыт. В этом отношении совершенно уникально дошедшее до нас его письмо князю Олегу Черниговскому - его главному политическому противнику и личному врагу, более того, убийце его сына. Это письмо было написано в самый разгар войны между ними (начало 1097 года). События, явившиеся поводом к письму Мономаха, разыгрались в 1096 г. В междоусобной битве с войсками Олега Святославича под стенами Мурома был убит сын Мономаха - Изяслав.
Но Владимир прощает убийцу своего сына и по существу снимает с него ответственность за случившееся, предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах, обещает вернуть отобранные волости - но лишь при условии, что и сам Олег смирится и оставит свою гордыню. В этом письме требования нравственного порядка: призывы к человечности, состраданию, христианскому долгу. По словам Д.С.Лихачёва, «письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Он заботится о правде и о своей стране».
В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, видящим большую пользу в познании христианских заповедей. Особенно ценным является то, что свою жизнь Владимир Мономах старался строить по тем же правилам, о которых написал в «Поучении». Это заставляет людей задумываться о взаимоотношениях между ними, совершенствовать свои нравственные принципы.
«Поучение» начинается с самоумаления князем Мономахом своей значимости как человека, признания своей греховности. Что это - закон жанра поучения или христианский «ритуал» в представлении человека? Как вы понимаете выражение «Сидя на санях», с которого начинается непосредственное обращение князя к детям и всем читателям его «грамотки»? Зачем переписчик включил в цикл произведений Владимира Мономаха - его собственного «Поучения» и рассказы о собственной жизни - письмо Мономаха к Олегу Святославичу, именуемому на Руси «Гориславич»? Владимир Мономах - христианин, проповедует любовь, милосердие и смирение, но не стесняется рассказывать о своих жестоких расправах не только с врагами Киевской Руси, но и с другими древнерусскими князьями и их воинами. Как можно объяснить эту противоречивость в поступках, делах ми мыслях Мономаха?
-Не кажется ли вам, что «Поучение» устарело в наши дни? (То, о чём писал Мономах, относится к понятиям «вечным», то есть таким, которые важны в любые времена, поэтому его значение будет актуально всегда.)
- Что вы узнали при чтении «Поучения»? Сам оригинал текста прочитать не смогли, нашли перевод. С удивлением обнаружили, что «Поучение» состоит из трёх частей. Мы узнали, что не все учёные придерживаются мнения, является ли оно единым произведением, так как Мономах создавал его части в разное время.)
-
Какие же советы «благоверного князя» Владимира Мономаха кажутся вам полезными и актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к ним? (Дети готовят буклет с наставлениями сверстникам на манер «Поучения».
Учитель. Чем вы объясните выбор таких советов своим сверстникам? (Нам кажется, для нас и наших сверстников главное - хорошо учиться, чтобы стать полезными своей родине; быть хорошими детьми для своих родителей, чтобы стать им опорой в будущем; быть здоровыми,; быть преданными своей родине. Эти истины никогда не устареют. О них говорил и Владимир Мономах в своём «Поучении», они важны и сейчас.)
- Как можно практически использовать вашу работу? (Мы оформили свои советы в виде буклета и хотели бы раздать их присутствующим на уроке гостям, а также своим родителям и младшим братьям и сёстрам.)
Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали и честно заработали отличные оценки.
- А есть ли в якутской литературе похожее произведение? Какое и кто является автором?
4.Заключительное слово учителя. Выдающийся памятник ДРЛ - "Поучение" Владимира Мономаха- необходимо рассматривать в контексте исторической эпохи конца XI века. Его пример удивителен. И поучителен для нас. В этом и заключается его значение для потомков.
5. Итоги урока. Рефлексия.
- А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам полученные умения и навыки в будущем?
Учитель. Готовясь самостоятельно к уроку, вы сумели добыть новые знания, осмыслили их и представили в виде презентаций. То есть вы показали, как можно использовать на практике свои знания. Спасибо за плодотворный и интересный урок.
6. Домашнее задание. Прочитать Послание Кулаковского якутской интеллигенции и сравнить с «Поучением».